Игра - путешествие "На крайний Север"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Антипенская Елена Викторовна

Формирование первоначальных представлений о родной стране, о природе и животных крайнего Севера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

в средней группе

«Путешествие на Крайний Север»

Цель: Формирование первоначальных представлений детей о родной стране, о природе и животных Крайнего Севера.

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать проявлению интереса к информации о родной стране.
  2. Дать знания детям о животных Крайнего Севера.

Развивающие:

  1. Уметь выполнять различные игровые задания.

Речевые:

  1. Способствовать активизации словаря по теме, совершенствовать речевые способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к родной природе.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, героям сказок, желание им помочь, умение работать сообща.

Предварительная работа:

- Рассматривание репродукции картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе;

- Чтение и разучивание стихотворений о Родине;

- Чтение пословиц и поговорок о Родине;  

- Рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, Санкт – Петербурге;

- Работа с альбомом «Животные Крайнего Севера»

- Беседы на тему «Животные Севера»

- Рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций, видеофильмов о животных, чтение книг: «Экология в картинках», энциклопедия «От полюса до экватора», «Мы познаем мир».

- Прослушивание музыки Е. Крылатов «Колыбельная Медведицы» из м/Ф «Умка».

Оборудование:

ТСО:

- Проектор и экран

- ноутбук

- презентация

- Музыкальное произведение И. Холодная «Летчики»

- Поднос 2шт.

- Сундучок

- Картинки с изображением северных животных (белый медведь, северный олень, песец)

- Картинки с изображением следов северных животных (северный олень, белый медведь, песец)

- Бумага А3 2шт

- Клей ПВА

- Кисточки 8 шт

- Салфетки 8 шт

- Картинки для создания коллажа (льдинки, белый медведь, снежинки, обезьяна, пальма).

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Дети входят в музыкальный зал и здороваются с гостями.

(На слайде изображена карта России)

В: Обратите внимание на экран, что здесь изображено?

В: Вы правильно ответили!

В: Посмотрите, что это за башня?

В: А где он находится?

В: А в каком городе живем мы?

(Вбегает герой по имени «Белое перо»)

Г: Здравствуйте ребята! (В руках у героя посылка) А куда я попал?

Г: Меня зовут «Белое перо» и я житель другой страны.

Г: Меня мой друг пригласил в гости и прислал посылку, но я не знаю где он живет?

(Дети открывают посылку)

В: Друзья, как вы думаете, что же это такое?

В: Что же с ней нужно делать?

Г: Я заблудился, потерялся. Как мне добраться до моего друга? Помогите мне!

В: Вы готовы помочь «Белому перу»?

Г: Спасибо друзья! Мне пора отправляться домой. Я буду ждать от вас письмо (герой уходит)

(вешаем карту на мольберт)

 В: Друзья, а для чего нужна нам карта?

В: Тогда пора отправляться в путешествие.

В: А на чем мы с вами отправимся в путь?

В: А на чем можно было бы увидеть нашу страну сверху, и какой транспорт самый быстрый?

В: Но для начала нам нужно узнать какая будет первая остановка.

(Дети подходят к карте и рассматривают)

В: Отправляемся в наше путешествие!

 (Дети летают хаотично)

В: Присели на корточки, посадили свои самолеты.

(Дети останавливаются у первой станции «Горы», обозначенные табличкой (Показ слайда №1 «Горы»))

(На слайде дети рассматривают горы)

В: Куда мы прилетели?

В: Ребята, а что такое горы?

В: Вы правы! Горы – это много – много камней.

В: Горы являются одними из самых величественных чудес природы на нашей планете. Стоя рядом с горами, люди ощущают себя муравьями.

Давайте все вместе рассмотрим эти камни

(Дети рассматривают камни)

В: Ребята, посмотрите, какие они?

В: А, вы знаете, что иногда горы рождаются в результате извержения вулкана (Показ слайда №2 «Вулкан»)

В: Вы хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана?

(Проведение опыт -  эксперимент «Вулкан»)

Цель эксперимента — сформировать у детей элементарное представление о природном явлении «вулкан».

Материал: электронная презентация – иллюстрации вулканов, макет вулкана, смесь для извержения, поднос, воронка.

Смесь для извержения: 

1. Сода – 2 столовые ложки

2. Лимонная кислота – 2 столовые ложки

3. Жидкое мыло – 1 столовая ложка

4. Вода 150мл

Ход эксперимента:

Алгоритм проведения опыта (схема)

1. В «кратер вулкана», т.е. бутылку в макете насыпаем 2ст. ложки соды

2. Добавляем 1 ложку жидкого мыла

3. Смешиваем лимонную кислоту с водой

4. Осторожно вливаем кислую воду в «кратер»

5. Вулкан просыпается

В: Вам понравилось?

В: Летим дальше?

В: Тогда подойдем, посмотрим на карту, куда дальше мы с вами отправимся?

(Дети подходят к карте рассматривают и отмечают крестиком маршрут)

В: Готовимся к полету!

В: Присели на корточки, посадили свои самолеты.

(Дети останавливаются у второй станция «Море», обозначенной табличкой.)

(Показ слайда №3 «Море»)

В: Как вы думаете, куда мы прилетели?

В: Совершенно верно! В нашей стране много морей, рек и озер. Что вы знаете о море?

В: Хорошо! Много знаете морских животных. Друзья, давайте посмотрим, какие необычные животные еще живут в морях (Показ слайда №4 «Морские обитатели»: рыба меч, морской конек, морской еж, морская звезда)

В: А еще, в море живут ракушки, а в этих ракушках могут быть жемчужины (Показ ракушки с жемчужиной). В ракушке живет моллюск. Когда в раковину попадает песчинка, моллюск через некоторое время превращает ее в красивый жемчуг.

В: Вы любите играть? Давайте поиграем, будем превращаться в морских животных.

 (Проведение игры «Море волнуется раз…»)

Правила игры «Море волнуется раз»:

С помощью считалочки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит:

«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
морская фигура* на месте замри!»

Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив руки в стороны.

При слове «замри», замирают в позе, изображая животное, имеющее отношение к морской тематике.

Далее ведущий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал, что за фигуру изображает игрок.

В: Какие замечательные и интересные у вас получились морские обитатели. Мы весело передохнули, и продолжаем наш путь

В: Готовимся к полету!

В: Посадили свои самолеты.

(Показ слайда №5 «Север»)

В: Друзья, куда мы прилетели?

В: Мы прилетели на Крайний Север. На Севере зимой бывают сильные морозы, а лето там короткое и прохладное. А еще на Севере происходит чудо (Показ слайда №6 «Северное сияние»).

В: Как вы думаете, что это может быть?

В: Это «Северное сияние». Небо выглядит захватывающе, как будто волшебница природа плеснула на небо разноцветные краски, а они вдруг ожили там и стали двигаться.

В: А вы знаете, какие здесь живут животные?

В: Давайте посмотрим, какие еще животные живут на Севере.

(Показ слайда №7 «Животные Севера: белый медведь, морж, сова, песец, северный олень»)

(Дети называют животных, изображенных на слайде)


В: Белые медведи – отличные пловцы. Благодаря строению лап они изящно и довольно быстро плавают.

В: А вот морж, чтобы вытащить из воды свое массивное тело цепляется своими клыками за твердую поверхность льда.

В: Сова имеет белый цвет оперения что делает её почти не заметной на снегу и не смотря на свои внушительные размеры - эта птица довольно быстро летает.

В: Как вы думаете, как можно определить какой зверь пробежал по снегу?

В: Совершенно верно! А вы бы хотели побывать следопытами?

Проведение игры «Узнай, чей след?»

Цель: развить внимательность, вызвать интерес к окружающему миру и поисковой деятельности.

В: Подойдите к столу и возьмите каждый по одной картинке с изображением животного, а затем к свой картинке подберите след  вашего животного.

(Дети подходят к дорожкам со следами. Следы: белого медведя, северного оленя, совы)

Обсуждение детей о выполненном задании

В: Замечательно! Вы очень хорошо справились с заданием.

В: Посмотрите на карту все мы прошли?

В: Где живет друг Белого Пера?

В: Как же нам сообщить Белому Перу, где живет его друг?

В: Совершенно верно! Позвонить мы ему не сможем, но он оставил нам свой адрес.

В: Может нам сделать с вами письмо -  коллаж?

Изготовление коллажа

 (Опускают письмо в почтовый ящик.)

(Звучит мелодия звонка)

В: Ой, кто-то нам звонит? Ответим?

(Показ видеозаписи «Благодарность от Белого Пера»)

В: Вам понравилось наше путешествие?

В: Что нового и интересного вы узнали?

В: Что больше всего вам запомнилось?

Примерные ответы детей:

Здравствуйте!

Примерные ответы детей: Россия, карта, наша страна

Примерные ответы: Кремль

Примерные ответы: в Москве, в столице

Примерные ответы: в Санкт - Петербурге

Примерные ответы: детский сад

Примерные ответы: карта

Примерные ответы: на ней изображен путь к жилищу друга героя

Примерные ответы: конечно поможем!

Примерные ответы: чтобы не заблудиться

Примерные ответы: на поезде, автобусе, самолете

Примерные ответы: самолет

Примерные ответы: горы

Примерные ответы: куча камей, огромный камень.

Примерные ответы: блестящие, шершавые…

Примерные ответы

Примерные ответы: на море

Примерные ответы: соленое, живут морские обитатели…

Примерные ответы: север, зима, снег

Примерные ответы: свет, звезды, радуга

Примерные ответы: белый медведь, олень

Примерные ответы: по следам

Примерные ответы: да, здорово

Примерные ответы: все прошли

Примерные ответы: на Севере

Примерные ответы: позвонить, написать

Примерные ответы: давайте сделаем

Примерные ответы: ответим

Примерные ответы: понравилось путешествие

Примерные ответы: что наша страна очень большая…

Примерные ответы: северное сияние, извержение вулкана…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры народов Крайнего Севера» - практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Материал предназначен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Подвижные игры народов Крайнего Севера не только развивают необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость,...

Путешествие на Крайний Север

Цель. Обобщать знания детей о Крайнем Севере.Задачи:- закреплять знания об обитателях Крайнего Севера, их приспособленности;- закреплять умения пользоваться картой;- формировать потребность в двигател...

"Путешествие по Крайнему северу"

Автор проекта: Усова А.Д. и Качнова В.М.Дать понятие детям о величии и бескрайности Крайнего Севера.Приобщение родителей к совместной творческой деятельности.Продолжительность проекта: три неделиТип п...

НОД в старшей группе "Увлекательное путешествие на Крайний Север"

Конспект НОД в старшей группепо образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, прож...

НОД по окружающему миру "Путешествие на Крайний Север"

Цель: Познакомить детей с севером и его обитателями.Задачи:1. Дать представления о Севере, о его климатических условиях;2.Познакомить детей с обитателями Крайнего Севера;3. Показать зависимость внешне...

Конспект игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в рамках проекта «Играем вместе» Квест-игра «Путешествие на Север».

Ребята отправляются на Северный полюс, где путешествуют по станциям, вместе с родителями проводят опыты, делают выводы  и в конце изготавливают макет Севера....

сюжетно - ролевая игра "Путешествие на Крайний Север"

Продолжать поддерживать у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, самостоятельно отображать сюжет, распределять роли между собой. Воспитывать доброе отношение к животным....