Игра-путешествие «Приключения китёнка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Завгородняя Ольга Геннадьевна

Открытое занятие в форме игры-путешествия в подготовительной группе детского сада на тему "Экосистема"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_kitenka.docx290.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247» г. Уссурийска Уссурийского городского округа Приморского края

Игра-путешествие «Приключения китёнка»

Составитель: Завгородняя Ольга Геннадьевна

2020 год

Возраст детей: подготовительная группа.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Тема: «Экосистема».

Программные задачи:

- систематизировать и дополнить знания детей об обитателях морей;

- формировать умение понимать суть учебной задачи;

- развивать умение применять при разгадывании загадок и ребусов знания о природных объектах, передавать особенности поведения знакомых животных средствами пантомимы;

- развивать творческое воображение, формировать ответственное отношение к миру природы.

Оборудование и материалы: картина «Обитатели моря»,карточки с изображением обитателей морей, видео с изображением синих китов, ребусы, загадки с картинками-отгадками, игра «Соедини точки», «Кто в море живет, а кто в реке», плоскостное изображение камчатского краба в натуральную величину, видеоролики из цикла «Энциклопедия для детей. Море.», пластилин разных оттенков синего цвета, картонные шаблоны китов, инструменты для лепки. Ватман, тонированный под цвет моря. Запись «Барбарики» «А рыбы в море плавают вот так».

Предварительная работа.

  1. Чтение книг Святослава Сахарнова «Морские сказки», «Морская Азбука».Рассматривание и чтение энциклопедий «Кто в море живёт», «Тайны моря», «Подводный мир».
  2. Слушание «Звуки моря»
  3. Предложить родителям посмотреть и обсудить вместе с детьми мультфильм «Я жду тебя, кит». Фрагменты из развивающего мультфильма «Морские животные: кит, тюлень, морская звезда, краб».
  4. Предложить каждому ребёнку выбрать одного из обитателей моря, помочь подобрать интересную информацию о нем ,подготовить сообщение. Часть сообщений включить в содержание игры-путешествия.

   Ход работы

Мотивационно-ориентировочный этап

     На экране монитора появляется видео «Киты на просторах моря» . В конце видео на экран выводится изображение Китенка. Персонаж рассказывает о том, что он играя, погнался за серебристой рыбкой и потерял свою семью. Он растерян и не знает, что делать. Желание помочь китенку определяет цель предстоящей работы детей.

Поисковый этап

     Педагог организует обсуждение, как и чем можно помочь Китенку. Предлагает рассмотреть картину с изображением морских обитателей, ответить на вопрос, что такое море и кто в нем живет.

     По итогам обсуждения и работой с картиной составляют план:

  1. Выяснить, кто живет в море.
  2. Узнать особенности жизнедеятельности и поведения морских обитателей.
  3. Выполняя различные задания, помочь персонажу отыскать семью.

Практический этап

     Педагог предлагает поиграть в игру «Море волнуется раз» (слова Ю.Кима, муз.Г.Гладкова)

Море волнуется, раз

Море волнуется, два

Море волнуется, три

Морская фигура, замри

Что это, что это, ай-яй-яй-яй,

Что это, что это, ну, угадай,

     Выполняя соответствующие движения, дети подходят к первой картинке-ребусу с зашифрованным  словом «КРАБ» (картинки капля, рыба, акула, банан).Дети отгадывают ребус , открывают картинки с изображением краба. Ребята, подготовившие сообщения, озвучивают их.

По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот.

Крабы, как и другие обитатели морского дна, – хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они насаживают на шипы на своих ножках кусочки водорослей. А краб-старьевщик, живущий в Средиземном море, собирает все, что попадется ему в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу-старьевщику угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

Камчатский краб по внешнему виду похож на настоящего краба, но на самом деле он родственник рака-отшельника. У него не пять, а четыре пары ножек. Камчатский краб – настоящий гигант! Ширина панциря у него достигает 25 сантиметров, расстояние между концами ног – до 1,5 метра.( показать плоскостное изображение камчатского краба в натуральную величину) Живут камчатские крабы в Японском, Охотском и Беринговом морях. Больше всего их у берегов Камчатки.

Педагог предлагает детям изобразить крабов.

     Опять произносятся слова песни-игры «Море волнуется раз». Во втором задании предлагается разгадать загадку об ОСЬМИНОГЕ.Воспитатель читает первую страничку мини-книжки, если дети угадывают, открывают вторую страничку с изображением осьминога.

На дне морскомлежит мешок:глаза, и клюв,и восемь ног.(Осьминог)

Дети,  подготовившие сообщения, рассказывают.

У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Они обладают способностью очень быстро менять окраску и становиться одного цвета с грунтом. Единственная твердая часть тела осьминогов – роговые челюсти, похожие на клюв. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, лангусты, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом из слюнных желез. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Детям предлагается изобразить осьминогов, под слова песни «Море волнуется раз».

Третья загадка-задание МЕДУЗА.На столах разложены разрезные картинки , дети объединяются в группы по три-четыре человека и собирают их. Педагог предлагает посмотреть короткое видео о медузах (Энциклопедия для детей про животных.Море.)  и изобразить их под звуки песни «Море волнуется раз».

     Четвертое задание –игра «Соедини точки» (от 1 до 20). Открывается карточкаМОРСКОЙ КОНЕК.  Просмотр короткого ролика  (Энциклопедия для детей про животных.Море). Игра «Море волнуется раз. Морской конек».

     Пятое задание «Найди всех морских обитателей». В разных местах группы заранее прячутся изображения разных животных. Детям предлагается найти среди них изображения морских обитателей и собрать их всех вместе на магнитной доске. После этого проводится игра «Послушай загадку, покажи отгадку»  (морская черепаха, акула, дельфин, морской еж, морская звезда, скат, камбала, морской котик, кит).

Носит домик на себе и на суше и в воде. Домик крепкий, без калитки Ходит чуть быстрей улитки. (Черепаха)

В буйном море-океане рыба страшная живёт. У неё большой живот, пасть с ужасными зубами. В рот ей палец не клади, за борт к ней не упади ,ведь она в один присест жертву любопытства съест.(Акула)

Вот так рыба – просто чудо!Очень плоская, как блюдо.Оба глаза на спине, и живет на самом дне.
Очень странные дела.Это рыба 
(Камбала)

Среди кораллов, меж планктонавеличаво, не гремя, надвигается гроза,широкой тенью накрывает,
заряды молний посылает. (Скат)

     Дно морское очень колко ,всюду длинные иголки,чуть заметно шевелясь,добрались они до нас.(Морской еж)

     Как маленький ребенок,он любит поиграть,сторонник водных гонок,быстрей всех обогнать.(Дельфин)

Рыбку словит очень ловко,скушает на берегу,обсушит хвостик, тельце, лапки,усатую мордочку подставит теплу.(Морской котик)

Из иглокожих, но красиво в морской пучине это диво. Пять рук обычно  -  пять лучей! Бывает хищной. Образ чей?(Морская звезда)

Он больше всех зверей на свете. Такой один он на планете, (Его поменьше даже слон), Пускать фонтаны любит он. В воде он плавает и спит. Кто скажет первым? Это — … (Кит)

Воспитатель  хвалит детей, обращает их внимание на огромное разнообразие морских обитателей .

Проводится музыкальная игра «А рыбы в море плавают вот так» («Барбарики»).

Педагог предлагает объединиться  парами и украсить  трафареты китов (одного большого и несколько маленьких) с помощью аленьких пластилиновых кружочков разных оттенков синего цвета. Затем дети объединяют свои работы на общем листе ватмана, тем самым помогая персонажу игры найти свою семью.Педагог обращает внимание детей на то, что они наконец-то нашли семью Китенка.

Рефлекторно-оценочный этап

     На экран опять выводится изображение Китенка, который благодарит детей и педагога за помощь, отмечает знания и умения, продемонстрированные детьми, их интерес к обитателям морей.

     Китенок говорит детям, что у него есть еще одна забота. Не все люди ещё понимают, что надо бережно относиться к морю, его обитателям. Китенок просит детей дома вместе с родителями нарисовать такие рисунки, чтобы все люди сразу поняли, что море надо беречь. Дети обещают оказать такую помощь.

Последующая работа

  1. Организуется обсуждения вопроса о том, какие действия человека приводят к загрязнению морей, гибели морских обитателей. О том, как надо относиться к жителям морей. Дома вместе с родителями дети выполняют рисунки по заданной теме. Организуется выставка детско-родительских работ.
  2. В течение недели проводятся игры и заслушиваются сообщения детей, которые не были включены в игру-путешествие.

веселое семейство финальное фото.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группе Игра-путешествие «Приключение Незнайки»

Конспект  образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группеИгра-путешествие «Приключение Незнайки»Цель:  ознакомление детей с правилами дорожного...

Игра-путешествие "Морское приключение".

Совместная деятельность для детей младшей группы с непосредственным участием инструктора по физической культуре и воспитателя....

Конспект открытого занятия На тему: «Приключения в замке Форд- Бойард» (математическая игра- путешествие)

В конспекте вы найдете увлектельный задания, направленые на развитие позновательной сферы детей....

Квест-игра путешествие "Невероятные приключения на необитаемом острове"

Цели: развитие любознательности и познавательной мотивации. Создавать условия для развития познавательных способностей детей. Формировать способность  устанавливать причинно-следственные связи....

Игра-путешествие "Весеннее приключение"

Данный материал разработан с целью создать условия для  повышения  педагогической компетентности  родителей в вопросах  психического  и физического развития детей в процессе с...

Игра – путешествие «Сказочные приключения» для младшего дошкольного возраста

Конспект занятия по приобщению детей к художественной литературе с использованием игровых технологий....