Консультация для родителей «Развитие поисково-исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования в домашних условиях» Средняя группа – 4-5 лет
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Токарева Инна Владимировна

Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного,  творческого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_sredney_gruppy_4-5_lei.docx59.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие поисково-исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования в домашних условиях»

Средняя группа – 4-5 лет

Цель: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития детей.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение представлений об объектах окружающего мира;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

Развивающие:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки;
  • совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами.

Воспитательные:

  • поощрение инициативности и независимости в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию;
  • создание положительной эмоциональной атмосферы, развитие умения работать в команде.

        Добрый день, уважаемые родители (законные представители) наших воспитанников.

     Период вынужденной домашней самоизоляции в целях сохранения здоровья и жизни детей и взрослых – это возможность провести время всей семьей, пообщаться, научиться и научить друг друга чему-то новому, дружно смастерить поделки и нарисовать рисунки.         Вот некоторые  рекомендаций, которые помогут  родителям организовать ежедневный режим, который не будет сильно отличаться от привычного, когда дети посещали  детское учреждение.

       В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра. Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.        Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Очень часто мы говорим малышу: «Отойди  от  лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!» Может быть, мы, взрослые  – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям?

      3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.   В процессе исследовательской деятельности у детей обогащается память, активизируются мыслительные процессы.

ПОМНИТЕ!!!

Свои взаимоотношения с детьми  стройте  на основе партнёрства. Ведущую роль  оставляйте за собой, но  старайтесь  вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

       Для реализации на практике исследовательской  деятельности детей, мной оформлен и оснащен уголок  экспериментирования, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными полками   на которых размещаются самые разные материалы.

Но как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

      Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома,  используя простые и подручные средства. Не беспокойтесь, если вы не любили химию или физику. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

ПОМНИТЕ!!! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка!

   Демонстрация практической части: «Радуга из конфет»

      Очень простой и неожиданно быстрый эксперимент, который вам точно захочется повторить не один раз. Все что от вас требуется, забежать в магазин за конфетами.

Вам понадобится:

  • конфеты Skittles;
  • белая тарелка;
  • теплая вода.

Ход работы при выполнении опыта:

открываем упаковку.      Вскрыв упаковку с конфетами и пересыпав их в тарелку, попросите ребёнка назвать цвета (тем самым можно выучить основные цвета). Если ребёнок знает цвета,  предложите ему при выкладывании конфет придерживаться определенной последовательности,  например: выложить сначала жёлтые, синие, красные и закончить зелёными или чередовать цвета жёлтые, красные, синие, зелёные. Можно при этом посчитать сколько драже  того или иного цвета (тем самым повторить счёт, а можно выяснить какого цвета драже больше или меньше). Выкладывая конфеты по определенной форме тарелки (круглая, квадратная и т.д.) выучить или повторить геометрические фигуры.

      Выкладываем конфеты кружком на тарелку. В середину начинаем медленно наливать теплую воду.

      ВНИМАНИЕ!!! воду наливайте аккуратно, ее надо совсем немного. Не перестарайтесь, иначе ваши конфеты выйдут из круга.

Ждем несколько секунд и начинаем – наблюдать.

ВАЖНО!!!

Проводя эксперимент в домашних условиях, не забывайте проводить для детей параллели с реальными объектами и явлениям.

      Поинтересуйтесь у ребёнка,  что он видит в тарелке и на что похоже.

На тарелке появляется радуга!

      Чтобы хорошо запомнить последовательность цветов радуги, воспользуйтесь цветовым решением (квадраты, выполненные из цветного картона, которые можно вырезать совместно с ребёнком), при этом выучите считалочку:

C:\Users\Admin\Desktop\img27.jpg

Почему так происходит?  Потому что Skittles богаты разнообразными, не очень полезными красителями. И если вы хотите не только провести эксперимент, но и объяснить ребенку, почему вредно употреблять в пищу подобные сладости, этот опыт отлично это демонстрирует всеми цветами радуги.

       Так же можно рассказать ребенку, что помимо искусственных пищевых красителей, которые часто содержатся в таких ярких и привлекательных конфетах, есть более безопасные натуральные пищевые красители, такие как свёкла, морковь, ягоды.

       В системе Марии Монтессори исследовательский интерес ребенка поставлен во главу угла. Не стоит ждать школы, чтобы рассказать ребёнку  о том, как устроен окружающий мир, ведь ему это интересно уже сейчас.

     Уважаемые родители (законные представители), для вас мной разработан «Буклет для дошкольников, а также их родителей…» с содержанием которого вы можете познакомиться на моём персональном сайте:  https://nsportal.ru//tokareva-inna-vladimirovna, а также задать интересующие вас вопросы. Я всегда готова вас проконсультировать, что-то подсказать, разъяснить и помочь, или найти интересующую информацию в распечатанном виде  в уголке «Педагогический вестник».

Детство — единственная страна, которой не страшен ни финансовый кризис, ни бури, ни грозы, ни прочие беды... если рядом — мама.

Крепкого вам здоровья, хорошего весеннего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей."Развитие поисково-исследовательской деятельности детей.

Развитие  поисково-исследовательской активности детей.Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально...

Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка....

Консультация для родителей «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Экспериментальная работа вызывает у ребнка интерес к и...

Консультации для родителей «Развитие познавательной деятельности дошкольников», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, вн...

Консультация для воспитателей "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Кконкретные педагогические действия, содержание,методы и формы, приёмы воспитания и обучения...