Консультация для педагогов «Развитие творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования в образовательной области «Художественное творчество»
консультация на тему

Абрашина Светлана Александровна

Материал для педагогов ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_hudozhestvennoe_eksperimentirovanie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Светлячок»

Консультация для педагогов

Тема: «Развитие творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования в образовательной области «Художественное творчество»

Составила:

Старший воспитатель

Абрашина Светлана Александровна

Г.Богородск

2015г.


На сегодняшний день  Федеральный государственный стандарт               ( ФГОС) определили познавательно-исследовательскую деятельность как один из приоритетных видов детской деятельности. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения .

       Экспериментирование возможно и при  реализации задач образовательной области «Художественное творчество», это экспериментирование с цветом, с использованием света, смешивание красок, использование различных художественных материалов для художественного творчества дошкольников.  

     Во второй младшей группе: для реализации задач программы «Детство»используются следующие методы и приемы.  Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов (карандашей, красок): их обследование, освоение предметных действий, демонстрация возможностей («карандаш оставляет след на бумаге, с его помощью можно нарисовать солнышко, и цветок, и цыпленка»; «краска — пачкается, ею можно оставлять красивые яркие отпечатки, кляксы, набирать на кисть, раскрашивать»), игровое экспериментирование с материалами (мазать ладошки, набирать на кисточку краску, рассматривать отпечатки).  

Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием. В ситуации «игры-экспериментирования» с материалами формирует умение подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), соответствующие изображаемому предмету. Знакомит детей с некоторыми оттенками (розовый, голубой, серый). Учит создавать изображение с использованием одного, двух и нескольких цветов.

  В средней группе :для реализации задач используется экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Можно ли рисовать вишневым соком (помадой)?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?»), использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в аппликации (ватные шарики, кусочки смятой бумаги, соль, песок, конфетти), в рисовании (отпечатки ладони, предметов, картофельных штампов), в лепке (цветное тесто, влажная вата и т. п.)

В старшей и подготовительной группе для реализации задач используются детские игровые проекты: «Лаборатория невиданных скульптур» (экспериментирование с бросовым материалом) «Секреты художников» ,организация интегрированных по содержанию образовательных ситуаций:

В ситуации «дружба красок»-вопросы для активизации поиска следующие: «Можно ли рисовать пищевыми продуктами (свеклой,морковью,ягодами)?, «Какие секреты окрашивания используют наши мамы сейчас?» (окрашивание яиц луковой шелухой)

В ситуации « секреты украшения торта(предмета одежды) предусматривает перебор вариантов украшения основы, например круга- располагая элементы по периметру, по диагонали, от центра ит.п.

( в ходе которого изучаются с детьми приемы и способы  рисования и вместе с детьми делаются соответствующие выводы. ) Творческое экспериментирование с изобразительными материалами, познание свойств различных изобразительных материалов, а также освоение нетрадиционных изобразительных техник- Свойства цвета: теплая, холодная, контрастная или сближенная гаммы; насыщенные или приглушенные тона; прозрачность и плотность цветового тона. Изменчивость цвета в природе, в определенных условиях освещения, при изменении погоды. Способы получения новых цветовых тонов и оттенков путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон.

Структура проведения игр - экспериментирования:

  1. Постановка, формулирование проблемы ( познавательной задачи);
  2. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. проверка гипотез;
  4.  подведение итогов, вывод;
  5.  фиксация результатов( придумывание с детьми знаков и символов, с помощью которых можно увидеть как ребенок освоил способы смешивания красок и др.);
  6.  вопросы детей («Гриб-это растение?»: «Да ,потому что он растет, у него есть корешки»)

      Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы

а.) внешние ( новизна, необычность объекта)-в качестве нового объекта можно подобрать : какую-либо техническую игрушку или предмет.

Б.)тайна, сюрприз; мотив помощи;

В.) познавательный мотив;

Г.)ситуация выбора.

Т.О. Вывод: овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием в   изобразительной деятельности способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности .

                                        Использованная литература:

1. Лыкова И.А. Путешествие с палитрой: художественное экспериментирование (дидактическая сказка) // Изобразительное творчество и дизайн в детском саду «Цветной мир», - 2008. - № 2 ; 2009.- № 3 .

2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. - М.: ООО «Карапуз» : ТЦ «Сфера», 2007.

3.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду.    Подготовительная к школе группа. - М.: ООО «Карапуз» : ТЦ «Сфера»,2007.

4.Рыжова Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова

Л.В, Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Экспериментирование в образовательной области Художественное творчество""

Консультация для педагогов по теме "Экспериментирование в образовательной области Художественное творчество" .Нетрадиционные виды рисования в разных возрастных группах,использование  нетрадиционн...

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности по образовательной области «Художественное творчество

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельност...

Консультация для воспитателей «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают воз­можности инициативной преобразующей активности ребен­ка. Этот возрастной период важен для развития познаватель­ной потребности ребенка, которая н...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования».

       КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»....

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие творческо-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие творческо-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования»Современная экологическая ситуация в мире требует изменения повед...

Консультация для родителей «Развитие поисково-исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования в домашних условиях» Средняя группа – 4-5 лет

Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного,  творческого развития детей....