Конспект занятия на тему: “ Вода и ее свойства”
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бубликова Надежда Евгеньевна

Продолжать формировать представление о свойствах воды; развитие наблюдательности; сравнивать, анализировать и делать выводы; воспитание чувства восхищения явлениями природы; воспитание уважительного отношения к воде как удивительному веществу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_i_ee_svoystva.docx13.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира на тему: “ Вода и ее свойства”

Цель: закрепить знания детей знания об агрегатных состояниях воды, формировать представления об испарении жидкостей.

Задачи:

-продолжать формировать представление о свойствах воды;

-развитие наблюдательности; сравнивать, анализировать и делать выводы;

-воспитание чувства восхищения явлениями природы;

-воспитание уважительного отношения к воде как удивительному веществу.

Материалы для занятий: вода, глобус, прозрачные стаканчики,схема круговорота воды, кубик, шарик, узкая и широкая баночки, молоко, соль, сахар, лимонная кислота, растительное масло, мука, пихтовое масло, таз с водой, иллюстрации с изображением воды в разных агрегатных состояниях, зеркало.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вводная часть (информационно-познавательная)

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.(глобус )

- А что такое глобус? (Глобус - это  модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

Основная часть

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода? (Воспитатель показывает круг, который разделен на 4 части, из которых 3 части раскрашены голубым цветом – вода, а 1 часть зеленым цветом – земля)

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Дети объясняют)

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода? (Дети объясняют, делают выводы)

Звучит запись журчания ручейка

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Практическая часть (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по четыре человека за один стол.)

 - Приступим к нашему исследованию.

 Опыт 1. Какой формы вода?

        На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

        Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

 Опыт 2. Какого цвета вода?

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

        Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

  Опыт 3. Вода – растворитель.

        А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонную кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

        Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и растительное масло. Двое детей выполняют это задание.

     Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.

        - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

        Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

        Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде пихтовое масло. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.    

"ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ".

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель, кофейник.

Воспитатель: На наше занятие я принесла несколько электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это кипятильник, кофейник.

Давайте с помощью кофейника попробуем нагреть воду.

Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?

Дети: Да, она очень горячая.

Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.

Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке.

Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, В батареях.

Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей.

"ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА".

Воспитатель: Сейчас кофейник закипел и отключился. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над кофейником? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в кофейник наливала только воду. А вы не знаете? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.

Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).

Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая".

Воспитатель: Ребята, а в каком виде мы с вами еще можем увидеть воду?

Дети: Снегом, льдом, туманом, градом, росой.

Итог занятия.

- Ребята, давайте с вами назовем все свойства воды, с которыми мы познакомились.

- Как мы должны относиться к пресной воде?

- Что такое круговорот воды в природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Вода. Свойства воды в природе».

На ноге стоит однойКрутит, вертит головойНам показывает страны,Реки, горы, океаны. (глобус )-А что такое глобус?(Глобус- это модель Земли.)- А как вы понимаете – модель Земли?(дети высказывают, о...

Открытое занятие на тему: "Вода и ее свойства"

Конспект занятия на тему: "Вода и ее свойства". Знакомство детей старшей группы с основными свойствами воды путем проведения опытов и экспериментов....

Занятие на тему: «Вода и ее свойства».

развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой....

Занятие на тему: «Вода и ее свойства».

развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой....

Конспект занятия на тему: «Снег и его свойства»

Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность....