Конспект занятия по познавательному развитию в группе среднего дошкольного возраста «Мир бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру

Михеева Татьяна Михайловна

Конспект занятия по познавательному развитию в группе среднего дошкольного возраста «Мир бумаги»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в группе среднего дошкольного возраста «Мир бумаги».

Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с некоторыми видами бумаги.

Учить детей выполнять различные действия с бумагой (сминать, разрывать, рисовать).

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (мнется, рвется, расползается в воде, непрочная).

Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта.

 Закрепить знания детей о правилах безопасности с бумагой.

Развивающие:

Развитие умения выражать свои мысли, отвечать на вопросы.

Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук.

Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Воспитывать бережное отношение к бумаге.

Формировать нравственные качества – отзывчивость, дружелюбие.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание видов бумаги, просмотр презентации.

Словесные:  беседа по теме, художественное слово.

Игровые: дидактическая игра «Из чего сделан твой кораблик».

Практические: опытно – исследовательская деятельность.

Здоровьесберегающие: физминутка, дыхательная гимнастика «Подуй на комочек».

Информационно – коммуникационные: презентация.

Интеграция областей:

1. Познавательно – исследовательская  - формирование представлений о бумаге и ее свойствах.

2. Речевое развитие – развивать умение выражать свои мысли, отвечать на вопросы. 

3. Социально – коммуникативная – приучать детей к самостоятельности ответов и суждений, воспитывать  умение выслушать товарища.

4. Художественно – эстетическая  - изображать рисунок карандашом.

5. Физическое развитие: дыхательная гимнастика, физминутка.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая.

Материал к занятию: экран, мультимедийный проектор, мольберт, коробочка с различными видами бумаги, альбомные листы,  карандаши, ткань, целлофановые пакеты, кораблики из разных видов бумаги, таз с водой, полоски из картона, альбомного листа, салфетки, кусочки пластилина, кубики , тарелочки, карточки – схемы, раскраски.

План занятия:

Дети заходят в зал.

Упражнение «Подари улыбку другу»

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

-Ребята, мы подарили друг другу улыбку, а с улыбки, как известно, начинается приятное общение и улучшается настроение!

-Ребята, вы заметили, что к нам пришли гости? Это наши друзья Фиксики. Они знают очень много интересных вещей. Наверное, они не просто так появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз они приготовили для нас. (Воспитатель берет коробку и предлагает детям угадать, что в ней лежит). -  Что лежит в этой коробке нам подскажет загадка:

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)  выслушиваем предположительные ответы детей).

Раскрыть коробку и показать содержимое – разные виды бумаги:

- Фиксики прислали нам коробку с разными видами бумаги. Видов у бумаги очень много!

Возьмите себе по одному листочку. Есть гладкая, ворсистая, белая, цветная, тонкая, толстая. Потрогайте образцы и сравните их. Покажите белую, цветную, тонкую, толстую, ворсистую?

– Вот видите, какая бумага разная, но называют ее одним словом «БУМАГА».

Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии и ещё много- много другого. 
Ребята, вы хотите узнать как изготавливают бумагу?  Как это происходит, нам расскажут наши друзья Фиксики. (Отрывок из м/ф «Фиксики» серия 42 «Бумага»). Итак, ребята, теперь вы знаете, как изготавливается бумага, и процесс ее изготовления очень долгий и сложный.

Сегодня мы, как настоящие ученые будем исследовать некоторые свойства бумаги.

Как вы знаете, все ученые проводят свои исследования и опыты в лаборатории. Давайте вспомним правила поведения при проведении опытов. (Ответы детей)

– Правильно.  При проведении опытов необходимо:

1. Работать за своим рабочим место, не толкаясь и не мешая другому.  

2. Внимательно слушать объяснение заданий.

3. Выполнять работу только с  разрешения воспитателя.

4. Делать все аккуратно и дружно.

- Для того, чтобы попасть в лабораторию, нужно всем вместе крепко взяться за руки, улыбнуться друг другу и произнести волшебные слова:

Сила знаний проявись, дверь в науку отварись!

- Ух ты, вот мы и в лаборатории! Сейчас мы будем проводить опыты с бумагой, чтоб узнать ее свойства, а Фиксики будут за нами наблюдать!

Опыт №1 «Волшебная бумага».

Ребята как вы думаете на бумаге можно рисовать? А давайте проверим? Мы с вами попробуем нарисовать круг. Возьмите лист белой бумаги, карандаш и приступайте к работе. Получилось? На бумаге остается след от карандаша. Значит на ней можно рисовать.  

Вывод: воспитатель демонстрирует карточку-схему «На бумаге остаются следы».

Опыт №2. «Бумага мнется».

Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Получилось? Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. (показ). Значит бумага хорошо мнётся.

Вывод: воспитатель демонстрирует карточку-схему «Бумага мнется».

Упражнение на дыхание «Подуй на комочек»

Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

Бумага легкая, она может летать.

Опыт №3 «Бумага рвется».

Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. (показ). Значит бумага хорошо рвётся.

Вывод: воспитатель демонстрирует карточку-схему «Бумага рвется»

Опыт №4 «Бумагой можно порезаться»

Возьми кусок пластилина и  полоску альбомного листа. Краем листа сделай надрез на колбаске, теперь салфеткой, теперь полоской картона. Какой бумагой можно порезать пластилин? Почему? Салфетка мягкая, а картон твердый и альбомный лист немного твердый. Вот мы  убедились, что бумагой можно порезаться. Значит,  как нужно работать с бумагой? (Осторожно, чтобы не порезаться!)

Вывод: воспитатель демонстрирует карточку – схему.

Опыт №5 «Бумага намокает».

Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. Посмотрите у вас на тарелочках лежат кораблики из разного вида бумаги -  из альбомного листа, цветной бумаги и газеты.

Дидактическая игра «Из чего сделан твой кораблик».  

Ребята, опустите ваши кораблики в таз с водой.  Скажите, что произошло? (ответы детей – бумага намокла). Какая быстрее намокла? Кораблики из газеты сразу размокли. – Если взять их руками, что происходит? Они порвались. Альбомный лист размокает дольше, потому что он толще газеты.

А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.

Вывод: воспитатель демонстрирует карточку-схему «Бумага намокает».

Опыт №6 «Мостик из бумаги»

Возьми два кубика, лист бумаги и сделайте из низ мостик. Третий кубик поставьте на мост.  Что произошло? (Мост сломался, не выдержал  веса кубика). Предлагается изменить форму листа, чтобы изменить его жесткость. Складываем бумагу гармошкой. Если у детей не получается, то помочь. Повторяем эксперимент. Мост выдерживает вес даже трех кубиков.  Изменив форму предмета, можно изменить его жесткость (способность предмета  не прогибаться под нагрузкой).  Сложенная в несколько слоев бумага немного прочнее.

Вывод: воспитатель демонстрирует карточку – схему.


Молодцы! Теперь вы знаете свойства бумаги и как с ней работать. Нам пора возвращаться. За руки взялись, улыбнулись, повернулись и в детский сад вернулись.

Итак, немножко отдохнём и закрепим свойства и качества бумаги.

Физкультминутка

Мы бумагой машем, машем,

Мы бумагу мнём, мнём, мнём,

А сейчас её разгладим

А потом её порвём.

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

В кругу: а теперь, уважаемые ученые, давайте вспомним, что мы сегодня рассматривали на занятии (бумагу). – Какая бумага бывает? (гладкая, ворсистая, белая, цветная, газетная и др.) А какие свойства бумаги мы сегодня узнали. (демонстрируем карточки-схемы).

- Все верно! Значит, бумага – материал непрочный. Вот поэтому, ребята, надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги и не портить, не выбрасывать бумагу понапрасну, ведь каждый лист бумаги сделан из дерева! И если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев!

Сюрпризный момент.

Молодцы, ребята, Вы сегодня порадовали Фиксиков своими знаниями и умениями. И они вам хотят подарить на память предмет, сделанный из бумаги. Это – раскраски.

Вручение сюрпризов (бумажные раскраски)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Михеева Т.М. Варгаши 2019 Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ласточка» Мир бумаги

Слайд 3

Она бывает документом, Салфеткой, фантиком, конвертом, Письмом, обоями, билетом, Альбомом, книгой и при этом Она бывает оригами. Что это? Догадайтесь сами! (Бумага) Из бумаги делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии и ещё много- много другого.

Слайд 5

Свойства бумаги На бумаге можно рисовать Бумага мнется Бумага рвется Бумага намокает Бумагу можно сделать прочнее Бумага может резать



Предварительный просмотр:

https://static4.depositphotos.com/1018408/382/i/950/depositphotos_3829674-stock-photo-pencil-and-paper.jpg

https://images.cdn1.stockunlimited.net/clipart450/burning-matchstick_1745219.jpg

http://www.clipartbest.com/cliparts/Kcj/LjA/KcjLjAe9i.pnghttps://gepur-shop.ru/800/600/http/moyapodelka.ru/wp-content/uploads/2016/04/Jetapy-izgotovlenija-garmoschki.jpg

http://www.art-saloon.ru/big/item_4229.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b534e5f002eead5f4330d3c63a8fc960-l&n=13

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0bd0/0008be5f-6046cc61/img18.jpg

https://t4.ftcdn.net/jpg/01/04/18/53/500_F_104185367_ijfNbexh8vbS20rqCslg869IfpofIbBq.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Почему стакан не разбился?»

Конспект занятия  по познавательному развитию  с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Почему стакан не разбился?»  Цель: Формирование первичных представлений о п...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Ой, зима, зима, игры да забавы»

Конспект занятия  по познавательному развитию для детей среднегодошкольного возрастаТема: «Ой, зима, зима, игры да забавы»...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя малая Родина»

Цель: формировать элементарные представления о большой и малой Родине....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Экскурсия на пищеблок детского сада»

Тема: «Булочки»Образовательная область: познавательное развитиеЦель: Формирование представления о процессе изготовления булочек....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Осень, осень в гости просим»

Цели: продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе, находить различия в природе между сезонами....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие направлено на развитие представления детей о домашних животных, о пользе, которую они приносят людям....