Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию в группе среднего дошкольного возраста «Мир бумаги"
    план-конспект занятия по окружающему миру

    Михеева Татьяна Михайловна

    Конспект занятия по познавательному развитию в группе среднего дошкольного возраста «Мир бумаги»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательному развитию в группе среднего дошкольного возраста «Мир бумаги».

    Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

    Задачи:

    Образовательные:

    Познакомить детей с некоторыми видами бумаги.

    Учить детей выполнять различные действия с бумагой (сминать, разрывать, рисовать).

    Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (мнется, рвется, расползается в воде, непрочная).

    Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта.

     Закрепить знания детей о правилах безопасности с бумагой.

    Развивающие:

    Развитие умения выражать свои мысли, отвечать на вопросы.

    Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук.

    Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

    Воспитывать бережное отношение к бумаге.

    Формировать нравственные качества – отзывчивость, дружелюбие.

    Методы и приемы:

    Наглядные: рассматривание видов бумаги, просмотр презентации.

    Словесные:  беседа по теме, художественное слово.

    Игровые: дидактическая игра «Из чего сделан твой кораблик».

    Практические: опытно – исследовательская деятельность.

    Здоровьесберегающие: физминутка, дыхательная гимнастика «Подуй на комочек».

    Информационно – коммуникационные: презентация.

    Интеграция областей:

    1. Познавательно – исследовательская  - формирование представлений о бумаге и ее свойствах.

    2. Речевое развитие – развивать умение выражать свои мысли, отвечать на вопросы. 

    3. Социально – коммуникативная – приучать детей к самостоятельности ответов и суждений, воспитывать  умение выслушать товарища.

    4. Художественно – эстетическая  - изображать рисунок карандашом.

    5. Физическое развитие: дыхательная гимнастика, физминутка.

    Форма организации деятельности обучающихся: групповая.

    Материал к занятию: экран, мультимедийный проектор, мольберт, коробочка с различными видами бумаги, альбомные листы,  карандаши, ткань, целлофановые пакеты, кораблики из разных видов бумаги, таз с водой, полоски из картона, альбомного листа, салфетки, кусочки пластилина, кубики , тарелочки, карточки – схемы, раскраски.

    План занятия:

    Дети заходят в зал.

    Упражнение «Подари улыбку другу»

    Собрались все дети в круг,

    Ты мой друг и я твой друг,

    Вместе за руки возьмемся,

    И друг другу улыбнемся!

    -Ребята, мы подарили друг другу улыбку, а с улыбки, как известно, начинается приятное общение и улучшается настроение!

    -Ребята, вы заметили, что к нам пришли гости? Это наши друзья Фиксики. Они знают очень много интересных вещей. Наверное, они не просто так появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз они приготовили для нас. (Воспитатель берет коробку и предлагает детям угадать, что в ней лежит). -  Что лежит в этой коробке нам подскажет загадка:

    Она бывает документом,
    Салфеткой, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, билетом,
    Альбомом, книгой и при этом
    Она бывает оригами.
    Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)  выслушиваем предположительные ответы детей).

    Раскрыть коробку и показать содержимое – разные виды бумаги:

    - Фиксики прислали нам коробку с разными видами бумаги. Видов у бумаги очень много!

    Возьмите себе по одному листочку. Есть гладкая, ворсистая, белая, цветная, тонкая, толстая. Потрогайте образцы и сравните их. Покажите белую, цветную, тонкую, толстую, ворсистую?

    – Вот видите, какая бумага разная, но называют ее одним словом «БУМАГА».

    Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии и ещё много- много другого. 
    Ребята, вы хотите узнать как изготавливают бумагу?  Как это происходит, нам расскажут наши друзья Фиксики. (Отрывок из м/ф «Фиксики» серия 42 «Бумага»). Итак, ребята, теперь вы знаете, как изготавливается бумага, и процесс ее изготовления очень долгий и сложный.

    Сегодня мы, как настоящие ученые будем исследовать некоторые свойства бумаги.

    Как вы знаете, все ученые проводят свои исследования и опыты в лаборатории. Давайте вспомним правила поведения при проведении опытов. (Ответы детей)

    – Правильно.  При проведении опытов необходимо:

    1. Работать за своим рабочим место, не толкаясь и не мешая другому.  

    2. Внимательно слушать объяснение заданий.

    3. Выполнять работу только с  разрешения воспитателя.

    4. Делать все аккуратно и дружно.

    - Для того, чтобы попасть в лабораторию, нужно всем вместе крепко взяться за руки, улыбнуться друг другу и произнести волшебные слова:

    Сила знаний проявись, дверь в науку отварись!

    - Ух ты, вот мы и в лаборатории! Сейчас мы будем проводить опыты с бумагой, чтоб узнать ее свойства, а Фиксики будут за нами наблюдать!

    Опыт №1 «Волшебная бумага».

    Ребята как вы думаете на бумаге можно рисовать? А давайте проверим? Мы с вами попробуем нарисовать круг. Возьмите лист белой бумаги, карандаш и приступайте к работе. Получилось? На бумаге остается след от карандаша. Значит на ней можно рисовать.  

    Вывод: воспитатель демонстрирует карточку-схему «На бумаге остаются следы».

    Опыт №2. «Бумага мнется».

    Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Получилось? Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. (показ). Значит бумага хорошо мнётся.

    Вывод: воспитатель демонстрирует карточку-схему «Бумага мнется».

    Упражнение на дыхание «Подуй на комочек»

    Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.

    На комочек дуй легонько,
    Будет двигаться тихонько.
    На комочек дуй сильнее,
    Побежит он веселее.

    Бумага легкая, она может летать.

    Опыт №3 «Бумага рвется».

    Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. (показ). Значит бумага хорошо рвётся.

    Вывод: воспитатель демонстрирует карточку-схему «Бумага рвется»

    Опыт №4 «Бумагой можно порезаться»

    Возьми кусок пластилина и  полоску альбомного листа. Краем листа сделай надрез на колбаске, теперь салфеткой, теперь полоской картона. Какой бумагой можно порезать пластилин? Почему? Салфетка мягкая, а картон твердый и альбомный лист немного твердый. Вот мы  убедились, что бумагой можно порезаться. Значит,  как нужно работать с бумагой? (Осторожно, чтобы не порезаться!)

    Вывод: воспитатель демонстрирует карточку – схему.

    Опыт №5 «Бумага намокает».

    Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. Посмотрите у вас на тарелочках лежат кораблики из разного вида бумаги -  из альбомного листа, цветной бумаги и газеты.

    Дидактическая игра «Из чего сделан твой кораблик».  

    Ребята, опустите ваши кораблики в таз с водой.  Скажите, что произошло? (ответы детей – бумага намокла). Какая быстрее намокла? Кораблики из газеты сразу размокли. – Если взять их руками, что происходит? Они порвались. Альбомный лист размокает дольше, потому что он толще газеты.

    А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.

    Вывод: воспитатель демонстрирует карточку-схему «Бумага намокает».

    Опыт №6 «Мостик из бумаги»

    Возьми два кубика, лист бумаги и сделайте из низ мостик. Третий кубик поставьте на мост.  Что произошло? (Мост сломался, не выдержал  веса кубика). Предлагается изменить форму листа, чтобы изменить его жесткость. Складываем бумагу гармошкой. Если у детей не получается, то помочь. Повторяем эксперимент. Мост выдерживает вес даже трех кубиков.  Изменив форму предмета, можно изменить его жесткость (способность предмета  не прогибаться под нагрузкой).  Сложенная в несколько слоев бумага немного прочнее.

    Вывод: воспитатель демонстрирует карточку – схему.


    Молодцы! Теперь вы знаете свойства бумаги и как с ней работать. Нам пора возвращаться. За руки взялись, улыбнулись, повернулись и в детский сад вернулись.

    Итак, немножко отдохнём и закрепим свойства и качества бумаги.

    Физкультминутка

    Мы бумагой машем, машем,

    Мы бумагу мнём, мнём, мнём,

    А сейчас её разгладим

    А потом её порвём.

    Так, что пальчики устали

    Мы немножко отдохнём

    В кругу: а теперь, уважаемые ученые, давайте вспомним, что мы сегодня рассматривали на занятии (бумагу). – Какая бумага бывает? (гладкая, ворсистая, белая, цветная, газетная и др.) А какие свойства бумаги мы сегодня узнали. (демонстрируем карточки-схемы).

    - Все верно! Значит, бумага – материал непрочный. Вот поэтому, ребята, надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги и не портить, не выбрасывать бумагу понапрасну, ведь каждый лист бумаги сделан из дерева! И если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев!

    Сюрпризный момент.

    Молодцы, ребята, Вы сегодня порадовали Фиксиков своими знаниями и умениями. И они вам хотят подарить на память предмет, сделанный из бумаги. Это – раскраски.

    Вручение сюрпризов (бумажные раскраски)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Воспитатель: Михеева Т.М. Варгаши 2019 Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ласточка» Мир бумаги

    Слайд 3

    Она бывает документом, Салфеткой, фантиком, конвертом, Письмом, обоями, билетом, Альбомом, книгой и при этом Она бывает оригами. Что это? Догадайтесь сами! (Бумага) Из бумаги делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии и ещё много- много другого.

    Слайд 5

    Свойства бумаги На бумаге можно рисовать Бумага мнется Бумага рвется Бумага намокает Бумагу можно сделать прочнее Бумага может резать



    Предварительный просмотр:

    https://static4.depositphotos.com/1018408/382/i/950/depositphotos_3829674-stock-photo-pencil-and-paper.jpg

    https://images.cdn1.stockunlimited.net/clipart450/burning-matchstick_1745219.jpg

    http://www.clipartbest.com/cliparts/Kcj/LjA/KcjLjAe9i.pnghttps://gepur-shop.ru/800/600/http/moyapodelka.ru/wp-content/uploads/2016/04/Jetapy-izgotovlenija-garmoschki.jpg

    http://www.art-saloon.ru/big/item_4229.jpg

    https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b534e5f002eead5f4330d3c63a8fc960-l&n=13

    https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0bd0/0008be5f-6046cc61/img18.jpg

    https://t4.ftcdn.net/jpg/01/04/18/53/500_F_104185367_ijfNbexh8vbS20rqCslg869IfpofIbBq.jpg


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

    Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...

    КОНСПЕКТ ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ГРУППЕ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»

    Представленное занятие поможет педагогам и родителям в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию математических представлений. Упражнения и игры, используемые в занятии, способству...

    Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Почему стакан не разбился?»

    Конспект занятия  по познавательному развитию  с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Почему стакан не разбился?»  Цель: Формирование первичных представлений о п...

    Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Ой, зима, зима, игры да забавы»

    Конспект занятия  по познавательному развитию для детей среднегодошкольного возрастаТема: «Ой, зима, зима, игры да забавы»...

    Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «День Рождения Деда Мороза» Авторы: Старший воспитатель: Логунова Е.А. Воспитатель группы раннего возраста: Пискарёва С.А.

    Данный материал разработан для детей дошкольного возраста (6-7 лет).  Образоваельная область - познавательное развитие. Познакомить детей с  историей возникновения и традициями праздник...

    Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста"Удивительная бумага"

    В данной методической разработке представлен конспект  ООД по познавательному развитию  для воспитанников старшего  дошкольного возраста.  Подробно  описаны цель, задачи, усло...