методическая разработка "Зелёные лекари" план-конспект занятия по окружающему миру, старшая группа.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Природа- настоящая кладовая здоровья.                                                                                                                                                                             Конспект по окружающему миру послужит помощью для формирования у ребёнка представлений о лекарственных растениях. Наблюдая и рассматривая растения на улице, на картинках ребёнок узнаёт, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека и в следствии этого бережно относится к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Зелёныё лекари».

План-конспект занятия по окружающему миру старшая группа.                                                                                                  Цель: познакомить с разнообразием лекарственных растений, их значимости в жизни человека, способах их применения.                                                                                                                                                                            Задачи: формирование знаний о целебных растениях, об их свойствах и правилах использования;          развитие речи, внимания, умения анализировать вопросы, отгадывать загадки, давать полный содержательный ответ на вопрос;                                                                                                                            воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация по теме «Лекарственные растения», репродукция картины Э. Панова «Поле ромашек», разрезные картинки для игры «Узнай и собери картинку»,схема роста растений.

                                                    Ход занятия.

Воспитатель: - Если вдруг ты заболел,                                                                                                                                                                     Не спеши с таблетками,                                                                                                                                                                   Пригласи своих друзей                                                                                                                                                                      С зелёными ветками.                                                                                                                                                                     Они и красивей, и тоже лечебные,                                                                                                                                          Бывают и горькие, но очень полезные.                                                                                                                                 Помногу пить их тоже нельзя,                                                                                                                                                Бывают опасными эти друзья.                                                                                                                                                              (М. Киселёва)

О каких друзьях вы услышали из стихотворения?

Ответы детей.

Воспитатель: -Да, вы правы.  Вы знаете что без растений не было бы жизни на Земле. С давних времён люди заметили, что животные лечатся разными травами. И тогда они стали изучать растения и составлять о них книги-«Травники», «Цветники».

-Сегодня мы с вами познакомимся с разными лекарственными растениями, которые встречаются у нас в дикой природе, которые вы можете увидеть и на дачном участке и на территории детского сада.

-Отгадаем загадки и посмотрим на эти растения.

Тонкий стебель у дорожки, На конце его серёжки.                                                                                                                   На земле лежат листочки – Маленькие лопушки.                                                                                                                            Нам он как хороший друг. Лечит ранки ног и рук.                                                                                                        (подорожник).                                                                                                                                                                                          Это зелье ты не тронь.                                                                                                                                                               Жжётся больно как огонь.                                                                                                                                                       (крапива).                                                                                                                                                                                           Горел в траве росистой Фонарик золотистый.                                                                                                                           Потом померк, потух И превратился в пух.                                                                                                                        (одуванчик).                                                                                                                                                                                             Стоят в поле сестрички:                                                                                                                                                               Жёлтый глазок, Белые реснички.                                                                                                                                          (ромашка).

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди»

(мать и мачеха).

Ромашка. Русское название ромашка появилось в 18 в. В русской народной медицине настой цветочных корзинок используют в виде настоя при гастритах, при заболевании печени, почек, при простудных заболеваниях, нервной системы, при бессоннице. Ромашку лекарственную необходимо употреблять только по назначению врача.

Одуванчик. В пределах нашей страны описано 208 видов одуванчиков. В русской народной медицине одуванчик считался «жизненным эликсиром» используется для улучшения пищеварения, успокаивающее средство, полезен при желтухе, бессоннице.

Подорожник. Давно было замечено: натрет ли человек неудобной обувью ногу, поранит ли руку, обожжется ли искрой костра, - стоит только к больному месту приложить чистый молодой листок подорожника, как боль затихает, ранка начинает быстро заживать. Именно поэтому на Руси подорожник называют «поранником», или «чирьевой травой». Растение постоянно сопутствует человеку. Индейцы Америки называли его «следом белого человека», так как прижатые к поверхности листья напоминают след ноги. Препараты из листьев применяют при гастритах, остро-кишечных заболеваниях. Сок свежесобранных листьев подорожника оказывает положительное влияние на заживление ран.                                                                                                                        Крапива.  Древнейшее лекарственное растение. Используется при ревматизме и лихорадки, также крапива хорошо останавливает кровь. Сок крапивы применяется при камнях в печени, почках, болезни легких. В этом растении содержатся витамины С, К, каротин. В народной медицине настои из крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, используются как средство укрепления волос.                                                                                                                            Мать и мачеха. Целебные свойства мать-и-мачехи ценились еще в народной медицине Древней Греции. В переводе с латинского языка её родовое название читается как «прогоняющая кашель». И действительно, наибольшую популярность во все времена завоевали рецепты с применением растения для лечения всех видов кашля, начиная от хронического бронхита курильщика и заканчивая простудой. Особенное распространение мать-и-мачеха нашла в грудных сборах.

Воспитатель:  -Посмотрите на эту картину.                                                                                                                                         –Что вы на ней видите?                                                                                                                                                                            –Что вам здесь нравится?                                                                                                                                                                     -Как думаете цветам здесь хорошо?                                                                                                                                                          -Почему им здесь нравиться?                                                                                                                                                                      -В какое время года можно встретить столько цветов?                                                                                                                   –А что происходит с ними осенью?                                                                                                                                                         –А зимой растения погибают?                                                                                                                                                                   –Почему весной они появляются вновь?

Воспитатель: давайте рассмотрим схему и объясним, что происходит с растениями в каждое время года.

(Демонстрация схемы роста растений).

Примерный вариант рассказа:                                                                                                                                                        «Весна. Светит ласковое солнышко, появляются ростки. Растения развиваются.                                                                Лето. Солнце светит ещё ярче, идут тёплые дожди. Растения начинают цвести.                                                          Осень. Солнышко уже греет меньше, становится холодно. На цветах созревают семена, семена осыпаются и попадают в землю.                                                                                                                                                                          Зима. Под снегом семена спят до прихода весны. И весной появляются новые растения.»

Физкультминутка.

-Дождик поливает солнышко  пригревает, одуванчики на поляне растут. (Дети встают).                                –Ветер налетел, стал дуть на одуванчики. (Дети раскачивают поднятые вверх руки).                                 –Ветер подул ещё сильнее.                (Дети разбегаются в разные стороны).                                                                            –Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашютики. (Дети приседают).                                          –Там, где упал парашютик, снова будет расти одуванчик.    (Дети садятся на места).

Воспитатель: -Скажите, а что произойдёт если мы будем срывать все цветы для букетов?

Ответы детей.

Воспитатель: -Правильно, растение может исчезнуть.                                                                                                     Давайте рассмотрим с вами картинки и узнаем правила сбора лекарственных растений.

-Нельзя собирать растения возле дорог и в огороде.                                                                                                              –Если не знаешь растение, то его не рви.                                                                                                                                            –Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.                                                                                           –Нельзя рвать много растений.                                                                                                                                                               –Нельзя пробовать плоды и корневища.                                                                                                                                             –После сбора растений следует тщательно помыть руки.

Воспитатель: -А теперь давайте с вами поиграем.

Игра  «Узнай и собери растение».                                                                                                                                             (Каждому ребёнку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его).

Воспитатель: -Сегодня мы вами хорошо поработали и вы многое узнали и запомнили. Молодцы.     А наши повара приготовили для вас вкусный и витаминный отвар из шиповника.  Скажим им большое спасибо и все вместе попробуем этот полезный напиток.

-Не болейте ребята и дружите с нашими зелёными докторами.                                                                                    Берегите нашу природу и не причиняйте ей вреда.

Используемая литература: Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. , -М, 2001.             Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. , -М, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "В гости к весне" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия с познавательной направленностью и неожиданным участием сказочных героев вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют закреплению усвоенных ранее з...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам

Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....

План-карта занятия по окружающему миру (старшая группа) Тема: «В мире посуды».

Цель: Расширение и систематизация представления детей о посуде....