Проект для детей старшего дошкольного возраста "Елочка - красавица"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Товсултанова Мадина Казбековна

Новый год – праздник чудес, но главным украшением этого праздника является, конечно же, ёлка. Её с особым удовольствием и восхищением украшают дети в каждом доме: новогодними игрушками, гирляндами и мишурой. О новогодней красавице написано множество рассказов, сказок и стихов, поэтому и возникла идея разработки проекта в преддверии нового года.

Цель: Расширение представлений у старших дошкольников о праздновании Нового года с учетом русских национальных традиций.

Задачи:

Образовательные:

•Познакомить детей с историей возникновения Новогодней елки.

•Углубить знания о национальных традициях России, связанных с празднованием Нового года.

Развивающие:

•Развивать познавательные и конструктивные умения: наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности по созданию новогоднего дизайна группы.

Воспитательные:

•Воспитывать интерес к национальным традициям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_elochka.docx57.12 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект в старшей группе «Елочка - красавица»

Воспитатели: Баисова Фатима Маультовна

Товсултанова Мадина Казбековна

Джемакулова Фатима Азреталиевна

Актуальность:

Новый год – праздник чудес, но главным украшением этого праздника является, конечно же, ёлка. Её с особым удовольствием и восхищением украшают дети в каждом доме: новогодними игрушками, гирляндами и мишурой. О новогодней красавице написано множество рассказов, сказок и стихов, поэтому и возникла идея разработки проекта в преддверии нового года.

Цель: Расширение представлений у старших дошкольников о праздновании Нового года с учетом русских национальных традиций.

Задачи:

Образовательные:

•Познакомить детей с историей возникновения Новогодней елки.

•Углубить знания о национальных традициях России, связанных с празднованием Нового года.

Развивающие:

•Развивать познавательные и конструктивные умения: наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности по созданию новогоднего дизайна группы.

Воспитательные:

•Воспитывать интерес к национальным традициям.

Тип проекта: краткосрочный, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 12.12 2019г. по 23.12.2019г.)

Вид проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Возраст детей: 5 – 6 лет

Содержание проектной деятельности

- НОД «Елочка зеленая иголочка» (Познавательное развитие)

- НОД Тема: «Новогодняя ёлка». (Речевое развитие)

- Беседа «Кто может обидеть нашу ель, как мы можем ей помочь?» Цель. Показать  детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. 

  • Просмотр электронных презентаций: 
  • Презентация «История новогодней елки».

-  Презентация «Ель-символ нового года».

- Мультфильм «Двенадцать месяцев»;

- Рассматривание картин:  И.Э. Грабарь «Зимний пейзаж», старых открыток на тему «Новый год».

  • Наблюдения за елью и сосной во время прогулок. Цель. Рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев.
  • Исследовательская деятельность «Сравниваем ель с игрушечной елкой». Цель. Уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки.
  • Исследовательская деятельность «Сколько лет нашей ели?» Цель. Показать детям, что сегодня у ели вырастают новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели.

- Совместная деятельность с детьми по изготовлению ёлочек способом оригами в свободное от занятий время. Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику; желание мастерить с удовольствием.

- «Вечер зимней поэзии». Чтение и разучивание малых литературных форм о зиме (загадки, потешки, песни).

- Чтение художественной литературы

«Двенадцать месяцев», С.Маршак , Андерсен Г.Х. «Ёлка»,  Демьянов И. «Ель», Кайгородов Д. «Красавица ёлка», Михалков С. «Ёлочка», «Стояла ёлочка», Носов Н. «Бенгальские огни», Скрабцова М. «Колючая упрямица», «Звёздная ёлочка», «Почему у ёлки белые лапки», «Ёлкины шубки», Трутнева Е. «Ёлка», Телегина Н. «Сказка о маленькой ёлочке», «Сказка о ёлочке, которую не срубили», загадывание загадки.

вкус, способность понимать настроение произведения.

  Социально – коммуникативное развитие

 Сюжетно – ролевые игры:  «Прогулка в лес».

 Дидактические игры: «Собери ёлочку (пазлы)», «Укрась ёлочку»,  (активизация словарного запаса), настольно – печатные игры, домино с изображением елки.

- Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Заюшкина избушка»;

- Художественно – эстетическое развитие

НОД Рисование «Наша нарядная елка».

НОД Аппликация Тема: «Новогодняя елка»

- Дидактические игры: «Выложи елочки по росту», «Найди сходство и различие», «С какой ветки детки?», «Чей домик под ёлочкой?», »Соедини елочку по точкам»,

- «Выкладывание елочек по разным схемам: «Танграмм», из кружочков

- Музыка. Разучивание песен к новогоднему утреннику, музыкально - двигательных игр.

 - Наблюдения на участке. «Как узнать ёлочку», «Какие у ели иголки», «Сравним ель с игрушечной ёлкой», «Кто может, обидеть ель и как мы можем ей помочь?»

Этапы работы над проектом:

1-й этап – подготовительный.

Изучение проблемы, разработка мероприятий, организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр, раскраски на новогоднюю тему.

2-й этап – основной.

Работа по плану проекта.

3-й этап – заключительный.

Организация выставки совместных работ детей и родителей «Парад елок» Праздник Новогодней ёлки.

 Работа с родителями: Папка передвижка «Елка – символ Нового года: немного из истории» «Живая или искусственная елка? Плюсы и минусы». Акция «Чтобы елку не рубить, можно елку смастерить» Цель: Привлечь внимание родителей и детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в канун Нового года.

Прогнозируемый результат:

•Позитивные изменения взаимоотношений между родителями и ОУ

•Развитие творческой активности детей

•Обогащение знаний и представлений детей об истории возникновения Новогодней елки, национальных традициях России.

Развитие у детей интереса к изготовлению и украшению елки.

1-й этап – подготовительный.

1. Беседа с родителями на тему «Образовательный проект» «Елочка красавица»

Обсудить цели и задачи проекта:

Вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Расширять знания родителей о традиции Новогодней елки, важности знакомства с ней через беседу.

Формировать у родителей желание принимать участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ.

2. Украшение елки в группе.

3. Подбор произведений (стихов и загадок).

4. Оформление книжного и экологического уголка.

5. Подбор дидактических игр и упражнений.

2-й этап – основной.

  1. Познавательное развитие

Просмотр электронных презентаций:

«История новогодней елки». Цель. Познакомить с историей появления символа Нового года, традицией украшать Новогоднюю елку.

-  «Ель-символ нового года».

- Мультфильм «Двенадцать месяцев»;

- Рассматривание картин:  И.Э. Грабарь «Зимний пейзаж», старых открыток на тему «Новый год».

НОД «Елочка зеленая иголочка»

Цель: 

Формировать представления детей о дереве ёлочке.

Расширение и углубление представлений о ели как представителя живого мира природы.

Программные задачи:

Образовательные:

Вызвать интерес детей к объектам природы.

Продолжать формировать представления о деревьях на примере новогоднего дерева ели.

Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Знакомство со стихами, загадками о елочке.

Развивать у детей экологические представления о ценности природы и о правилах поведения людей в природе.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к хвойному лесу и его обитателей;

Развивать фантазию, логическое мышление;

Развивать память, связную речь;

Воспитательные:

Формировать интерес к жизни леса;

Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке детского сада, в парках нашего города. Формировать положительный эмоциональный настрой внутри коллектива, умение прийти на помощь другому.

  1.  Речевое развитие

НОД Тема: «Новогодняя ёлка».

Задачи: познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать детям любовь к праздникам; развивать внимание, память, понимание названий праздников.

  1. Художественно – эстетическое развитие (рисование)

НОД Рисование «Наша нарядная елка».

Цель:   продолжать вызывать у детей интерес  к работе с краской.  

Задачи: 

Образовательные:  Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов.

Развивающие: Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.

Воспитательные:  Воспитывать аккуратность в работе, любознательность, интерес к творчеству.

  1. Художественно эстетическое развитие (аппликация)

НОД Аппликация Тема: «Новогодняя елка»

Задачи: познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать детям любовь к праздникам; развивать внимание, память, понимание названий праздников.

  1. «Вечер зимней поэзии». Чтение и разучивание малых литературных форм о зиме (загадки, потешки, песни).

Цель: прививать любовь к родной природе, продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества.

  1.  Чтение художественной литературы

«Двенадцать месяцев», С.Маршак , Андерсен Г.Х. «Ёлка»,  Демьянов И. «Ель», Кайгородов Д. «Красавица ёлка», Михалков С. «Ёлочка», «Стояла ёлочка», Носов Н. «Бенгальские огни», Скрабцова М. «Колючая упрямица», «Звёздная ёлочка», «Почему у ёлки белые лапки», «Ёлкины шубки», Трутнева Е. «Ёлка», Телегина Н. «Сказка о маленькой ёлочке», «Сказка о ёлочке, которую не срубили», загадывание загадки.

Цели: Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения.

 

7. Социально – коммуникативное развитие

- Сюжетно – ролевые игры:  «Прогулка в лес».

- Дидактические игры: «Собери ёлочку (пазлы)», «Укрась ёлочку»,  (активизация словарного запаса), настольно – печатные игры, домино с изображением елки.

- Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Заюшкина избушка»;

Цели: побуждать детей к развертыванию сюжетно – ролевых игр, дидактических игр;

привлекать детей к изготовлению атрибутов для театрализованных и дидактических игр, развивать навыки самоконтроля, дружелюбное отношение к сверстникам, умение работать в коллективе, а так же творческое воображение, фантазию;

учить детей совместно развертывать игру, согласовывать свой игровой замысел со сверстниками, учитывая их мнение;

воспитывать умение решать возникшие проблемы в ходе различных игр, сопереживать и радоваться успеху друг друга и сверстников.

8.  Музыка. Разучивание песен к новогоднему утреннику, музыкально - двигательных игр.

9. Наблюдения на участке. «Как узнать ёлочку», «Какие у ели иголки», «Сравним ель с игрушечной ёлкой», «Кто может, обидеть ель и как мы можем ей помочь?»

3-й этап – заключительный.

  1. Организация выставки совместных работ детей и родителей «Парад елок» Цель: привлечь родителей к проектной деятельности ДОУ, развивать творческие способности детей.
  2. Новогодний утренник «Новый год у ворот»
  3. Работа с родителями:

Папка передвижка «Елка – символ Нового года: немного из истории» «Живая или искусственная елка? Плюсы и минусы».

Акция «Чтобы елку не рубить, можно елку смастерить» Цель: Привлечь внимание родителей и детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в канун Нового года.

Анализ:

В результате работы над проектом «Ёлочка красавица» произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы.

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в ДОУ.

Отмечается рост творческой активности детей, желание участвовать в коллективных и совместных работах.

Обогатился уровень знаний и представлений об истории возникновения новогоднего дерева и национальной культуре России.

Приложение

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Елочка зеленая иголочка» в старшей группе.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: 

Формировать представления детей о дереве ёлочке.

Расширение и углубление представлений о ели как представителя живого мира природы.

Программные задачи:

Образовательные:

Вызвать интерес детей к объектам природы.

Продолжать формировать представления о деревьях на примере новогоднего дерева ели.

Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Знакомство со стихами, загадками о елочке.

Развивать у детей экологические представления о ценности природы и о правилах поведения людей в природе.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к хвойному лесу и его обитателей;

Развивать фантазию, логическое мышление;

Развивать память, связную речь;

Воспитательные:

Формировать интерес к жизни леса;

Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке детского сада, в парках нашего города. Формировать положительный эмоциональный настрой внутри коллектива, умение прийти на помощь другому.

Методы и приемы:

Рассматривание, чтение стихотворения, постановка проблемных вопросов, беседа, игровая деятельность, пальчиковая гимнастика «Елка», релаксация «Есть в лесу», игровое упражнение «Елочка»

Оборудование:

Презентация «Елочка зеленая иголочка», презентация «Елка попала в беду!»,  дидактические игры, ваза с еловой веткой, фотоколлаж, белая бумага, краски.

Предварительная работа:

Беседы о зимнем лесе, рассматривание иллюстраций. Прослушивание музыкальных произведений. Чтение стихотворений о зиме, елке, Новом годе. Просмотр мультфильмов.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Дети внимательно прислушайтесь как ветер гуляет по верхушкам деревьев. Деревья умеют разговаривать между собой. Один говорит, что он красивее всех, другой говорит, что он старше всех, третий, что он похож на парусник, а четвёртый самый маленький рассказывал о своём друге…
Послушайте внимательно. Ш-ш-ш- ш шумят деревья. Я хочу загадать вам загадку:

Стою в лесу на одной ноге,
сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
платьице в иголках, а называюсь я ... (ёлкой)

Хвойными называются деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.

Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками.

Иглы у хвойных деревьев не вечные, они меняются, но происходит это постепенно, практически незаметно. Замена совершается иногда в течение года, иногда раз в два или три года…

А так как ветки хвойных деревьев неодинакового возраста, то и листья с них опадают в разные периоды. Поэтому значительная часть хвои всегда сохраняется на зиму, и деревья остаются постоянно зелёными.

Хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что семена у них образуются в больших деревянистых шишках.

Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья большинства других деревьев.

Кроме ели и сосны к хвойным деревьям относятся: лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.

Хвойные деревья в силу жёсткости своих игл не служат источником питания для животного мира.

В хвойном лесу могут произрастать лишь немногие виды растений вследствие недостатка солнечного света. В них всегда прохладно.

Применительно к хвойным деревьям нередко употребляется выражение «самый-самый». Самое древнее дерево, самое высокое дерево, самое толстое дерево – все эти рекордсмены среди деревьев — представители хвойного царства.

Слайд № 2

Воспитатель: Ель какая? (зеленая, сказочная, волшебная, пушистая, стройная, колючая, необыкновенная, чудесная)

Как бы вы ее назвали? (лесная красавица, чудо-елочка, елочка- зеленая иголочка, елочка-красавица)

Что есть на веточках? (иголки)

А как называются иголки у елки? (еловые)

А как еще можно их назвать? (хвоинки)

Воспитатель: Хвоинки - это листья, они тоже опадают, только постепенно, а не сразу.

Посмотрите, какая красивая веточка ели стоит у нас в вазе.

От еловой веточки исходит приятный запах. Это запах смолы.

Дыхательная гимнастика: «Ах как пахнет».(Вдох-выдох)

Веточка пушистая, широкая, похожа на лапу птицы, поэтому ее еще называют еловой лапой. И таких еловых лап на елке много, много. Зимой, когда дует холодный ветер, он не попадает в еловую чашу. Поэтому и летят в непогоду птицы в ельник. Он и от метели укроет, и на ночлег приютит.

Слайд № 3

Воспитатель: Потрогайте кончик хвоинки.

Какая она? (колючая)

Какого животного она напоминает вам? (ежика)

А шишки для красоты? (нет, в них семена для птиц и белок)

Дидактическая игра «С какого дерева шишка?»

Слайд №4

Воспитатель: Найди еловую шишку? Что находится в шишке? (семена) Они созревают зимой и ими питаются белка, дятел, клест. Это их лакомство.

Слайд №5

Воспитатель: Когда много елей, то это какой лес? (еловый) Он темный, величественный. В лесу растут взрослые деревья и маленькие. Каждый год появляются новые веточки. Можно посчитать мутовки и узнать возраст елки.

Дидактическая игра «Определим, сколько лет елке»

Слайд №6

Физкультминутка «Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши)

Ели-елки-елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса, (Руки вверх, встать на носочки)

На елках-птичьи голоса. (руки в стороны, махи руками)

Внизу на елочках-роса. (Руки вниз, присели)

Воспитатель: Еловый лес-это дом для многих животных. Елка – это и дом, и столовая.

Слайд№7

Дидактическая игра «Кто у елочки живет

Воспитатель: А людям елка приносит пользу?  Круглый год, хвойный лес выделяет кислород. Из ели изготавливают ткани, бумагу, строительные материалы, музыкальные инструменты. Летом спасает от жары. Можно из шишек сделать поделки, посчитать их.

Презентация «Елочка живи

Слайд № 8

Воспитатель: Кто-то срубил елочку к Новому году. Хорошо или плохо поступил этот человек? Звери и птицы обеспокоены. Ведь скоро Новый год и в лесу еще много появится пеньков, а нам без деревьев в лесу нельзя.

Дидактическая игра «Что будет, если не будет еловых лесов?»

Пальчиковая гимнастика «Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг другу)

Пальчики выставить веред.

Локотки к телу не прижимать

Рефлексия: Что вы, дети, поняли из нашей беседы? Правильно, нельзя рубить ели. Они нужны всем: и птицам, и зверям, и людям.

Давайте вместе скажем напутственные слова.

Много леса - не губи,

Мало леса - береги,

Нет леса - посади.


Рисование деревьев (коллективная работа).
Воспитатель: ребята, посмотрите, какой  замечательный получился, у нас лес!

Воспитатель: Что нового вы узнали о ёлках?
Ответы детей.
Оформить выставку рисунков детей на тему «Лес».

Конспект НОД по развитию речи «Новогодняя ёлка» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Новогодняя ёлка».

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи: познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать детям любовь к праздникам; развивать внимание, память, понимание названий праздников.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, беседа о наступающем празднике, рисование, лепка елочек в свободное время.

Материал. Сюжетные картины по теме, листы бумаги, краски, кисти.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель. Обращает на картину «Новогодняя елка» начинает читать.

Тепло у камина и стемневшей гостиной…

- А ну-ка, кто знает из вас,-

Спросил он, - откуда обычай старинный

Рождественской ёлки у нас?

Никто? Так сидите же смирно и чинно,-

Я сам расскажу вам сейчас… С. Надсон.

2. Беседа «Легенда о елке»

Воспитатель. Дети, во многих странах Рождество и Новый год прочно связаны с традицией наряжать елку. Почему?

Воспитатель. Откуда берет свое начало этот обычай? Дети. (Незнаем)

Воспитатель. Послушайте одну историю и вы будете знать ответ на мой вопрос.

Не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, где родился Христос, радовались этому событию. Счастливее других были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары», - сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты – колючие иглы да липкую смолу?» - спросили её пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел, и ему захотелось помочь скромной елке. Склонились пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он напевает на тебя прохладу в жаркий день», - сказала она. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла и грустила. Но Ангел сказал ей: «В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Ёлка не загоралась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты – доброе деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».

3. Вопросы детям.

Воспитатель. Вы внимательно слушали ответьте мне на вопросы.

- Кто радовался рождению младенца? (Люди, деревья)

- О каких деревьях идет речь? Ответы детей. (Пальма, маслина, зеленая ель.)

- Какие дары принесли деревья младенцу? Ответы детей (Пальма – лучший лист, маслина – душистое масло)

- Что подарила младенцу ель? (ничего)

- Кто помог зеленой ели? (Ангел)

- Как он помог ей? (Нарядил елку в сверкающие звезды).

- Что увидел младенец, когда проснулся? (Сияющую елку).

- За что ангел помог елке? (За доброту).

Воспитатель. С тех пор люди стали наряжать елку. А она радовала всех окружающих своей красотой. Вокруг елочке веселились, водили хороводы.

4. Физкультминутка.

Маленькой елочке, (Дети сидят на корточках)

Холодно зимой. (Руки прижаты к груди)

Из лесу елочку, (Встали на ноги)

Взяли мы домой. (Шагают на месте)

Бусы повесили, (Руки вверх)

Встали в хоровод (Взялись за руки)

Весело, весело, (Ходят по кругу)

Встретим Новый год! (Хлопают в ладоши)

5. Задание детям.

У вас на столах листы бумаги. Дети изображают елочку на листах бумаги кисточкой. Когда краска высохнет, другим концом кисточки дети наносят разноцветные точки-огоньки.

6. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Какой праздник любят дети?

- Символ этого праздника?

- Почему украшают елку?

- Что было интересным?

НОД художественно – эстетическое развитие (рисование)                      

Тема «Наша нарядная елка»                                                    

Цель:   продолжать вызывать у детей интерес  к работе с краской.  

Задачи:

Образовательные:  Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов.

Развивающие: Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.

Воспитательные:  Воспитывать аккуратность в работе, любознательность, интерес к творчеству.

Предварительная работа: Беседа о лесе и хвойных деревьях. Знакомство со строением и особенностями внешнего вида елки (ствол, ветки, вечнозеленые иголки). Вспомнить новогоднюю елку, поговорить о том, как она бывает  украшена. Подчеркнуть разнообразие елочных украшений.

Оборудование: альбомный  лист,  акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетка на каждого ребенка.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель:

 Утром встали малыши,

Снова в садик свой пришли,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

Воспитатель: Ребята, вчера в детский сад позвонила маленькая девочка. Она была так взволнована, что не смогла объяснить мне, что случилось. Я попросила ее прийти, сейчас мы узнаем, что у этой девочки стряслось, и какая ей нужна помощь. (Воспитатель  показывает  игрушку Машу из мультфильма «Маша и Медведь»).

Маша: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы узнали меня? (Ответы детей). Да. Это я, Маша.

-Вчера в лесу мы с Мишкой встретили Деда Мороза и так обрадовались. Думали, он нам подарки  подарит. Ведь скоро праздник. Как он называется,  вы помните? (Ответы детей).

-Так нет! Не дал  нам Дед Мороз подарков. Сказал, вот нарисуйте мне самый главный предмет этого  праздника, потом и о подарках поговорим. Загадку какую-то загадал. Слушайте:

Она на ёжика похожа,

Как ёж, она в иголках тоже,

На ней плоды бывают — шишки.

Девчонки ждут её, мальчишки,

Когда она под Новый год

На праздник к ним стоять придёт.

Что это? (Ответы детей).

2.Основная часть.

Воспитатель: Так значит, Дед Мороз велел нам елку нарисовать?  Вы нам поможете? Только тогда он пообещал нам подарки подарить и устроить маленький фейерверк.

Физкультминутка.

Наша елка велика(Круговое движение руками)

Наша елка высока (Встать на носочки)

Выше мамы, выше папы(Присесть и встать на носочки)

Достает до потолка (Потянуться)

Будем весело плясать. Эх,Эх,Эх!

Будем песни распевать. Ля,Ля,Ля!

Чтобы елка захотела в гости

К нам прийти опять!

Воспитатель:  Посмотрите и скажите, где у елочки ствол? Ветки? Иголки? Куда направлены ветки? Почему елочку называют вечнозеленой? (Ответы детей)

- Вы знаете, что к Новому году принято наряжать елочку различными игрушками, гирляндами и фонариками. Наша елочка тоже будет нарядной.

Пальчиковая гимнастика.

«Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни,

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним крепко

И вытягивать начну.

Затем руки я помою,

Пальчик к пальчику прижму,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Воспитатель:   Правильно располагаем лист на столе перед собой. Рисуем елочку по порядку: сначала ствол коричневого цвета, а потом по бокам ствола зеленые ветки – начинаем рисовать ветки сверху вниз, ветка справа – ветка слева, ветка справа – сетка слева. Иголки наносятся кончиком кисточки короткими штрихами.

Практическая часть.

 Воспитатель: Ну, все, ребята! Пора за работу! Будьте усердными и аккуратными! Удачи в работе!

 Дети выполняют работу с помощью воспитателя. У кого возникают трудности с рисованием – воспитатель помогает методом «рука в руке».

  Далее воспитатель предлагает украсить елочку к Новому году различными шариками.

По окончании работы воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Елочка»:

Елочка пушистая

Елочка зеленая,

Светится, искрится,

Будто заколдованная.

Огоньки сверкают,

Шарики звенят.

Будто приглашают

В хоровод ребят.

 3.Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста,  что вы сегодня рисовали? Как вы выполняли свои работы? Вам понравилось? (Ответы детей).

Маша: Спасибо вам, ребята! Теперь у нас с Мишкой будет много подарков и настоящий салют! С наступающим Новым Годом вас! До новых встреч, друзья!

 

Конспект  по художественно – эстетической деятельности (аппликация)

Тема: « Новогодняя елочка».

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды  деятельности:

Игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. Познакомить с древним русскими праздниками Рождество, Новый год. Объяснить их происхождение; рассказать об обычае украшать ёлки, откуда он пришёл. Воспитывать любовь к истории России. Вызвать у детей желание прийти на помощь, делать приятное, дарить подарки.

Материал: цветной картон, полоски зеленого цвета, , салфетки бумажные, кисть, клей, ножницы.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Новый год».Чтение сказки С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев », русская народная сказка «Снегурочка». Загадывание загадок. Заучивание стихов о зиме. Украшение новогодней ёлочки в группе к Новому году.

Ход занятия.

Воспитатель: Послушайте, я прочитаю вам стихотворение.

Елка новогодняя в садике стоит

И, блестя игрушками, с нами говорит.

Вспоминает елочка с грустью зимний лес,

Полный звонких песенок, сказок и чудес.

Елка новогодняя, не грусти ты зря, -

Мы твои веселые, верные друзья.

Так сверкай же радугой праздничной для нас,

Будь счастливой, елочка, как и мы сейчас!

В какое время года мы празднуем Новый год? (Новый год мы празднуем зимой.)

- В каком месяце? (В декабре.)

- В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года.

-Как люди празднуют Новый год? (Люди наряжают ёлку, дарят друг другу подарки, веселятся вокруг ёлки в новогодних, карнавальных костюмах)

Чем принято украшать елку? (ответы детей)

В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно - примерно сто лет назад. Макушку елки венчала звезда. (Показ картинок с изображением новогодних елок)

 Обычай встречать Новый год появилась у нас в России 300 лет назад, когда царь Пётр 1 своим указом установил единый день празднования Нового года и велел всем жителям Москвы встречать его торжествами, украшать дома елями, жечь на улицах костры, дарить друг другу новогодние подарки.

 Пальчиковая гимнастика "Ёлочка"

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

Практическая работа.

-Красивая у нас ёлочка в детском саду?

- Да! Очень красивая!

- Поэтому сегодня предлагаю вам сделать из бумаги нашу новогоднюю елочку.

Порядок выполнения работы

Берем листы бумаги зеленого цвета и складываем их гармошкой.  Приклеиваем на основу  снизу вверх,   Елку украшаем игрушками, сделанными из ватных кружочков. На ватный круг из разноцветных бумажных салфеток скатываем маленькие шарики и приклеиваем. Из белой бумаги вырезаем снежинки.

Итог занятия.

 Наша новогодняя елочка готова. Ребята посмотрите, какая красивая, нарядная получилась елочка, как настоящая. После занятия рассмотреть вместе детьми готовую работу, обсудить самые выразительные игрушки на елке. Повесить работу на доску в группе или вестибюле.

Исследовательская деятельность

Цель: Воспитывать любовь к природе родного края, умение видеть прекрасное во всем, что нас окружает. Расширить и закрепить знания отличия живой ели от искусственной. Дать понять, что зимой деревья необходимо оберегать. Провести эксперимент определения возраста ели.

Ход беседы

«Сыплет, сыплет снег охапками на поля зима.

До бровей накрылись шапками во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила, снег стучал в стекло,

А сейчас – гляди, как весело и белым-бело»      

(С.Маршак)

На прогулке воспитатель выносит игрушку-зайца. Разыгрывается диалог. Дети здороваются с зайцем. Спрашивают: Как живется зайцу зимой?

Заяц: Зимой у нас, зайцев, белая теплая шубка. Я умею запутывать следы на снегу. Я могу прятаться от хищных птиц и животных под елкой пушистой.

Дети: У нас тоже есть елка живая на нашем участке.

Воспитатель: Ребята пойдем, покажем и расскажем зайке про лесную красавицу – елку, только дети прихватите лопатки они нам пригодятся.

Посмотри зайка вот наша настоящая живая ель. Ребята, скажите, чем отличается эта елка от игрушечной елки. Ответы детей. Живая ель растет на участке детского сада;

кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. А игрушечная елка? Она маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы); у нее нет корней, она не растет, с нею можно играть, ее можно украшать. А что у нее вместо листьев? Правильно, иголки или хвоя, поэтому ее называют хвойным деревом. Еловая ветка похожа на заячью лапу. Ее так и называют – лапа. Посмотрите. Правда, похожа.

Ребята. Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь? Ответы детей, если затрудняются, воспитатель помогает. Разные обстоятельства, и люди могут повредить. Например, сильный ветер может сломать ствол, ветки даже вырвать с корнем из земли. Человек может повредить: ломать ветки, если будет резать ствол ножом, если задумает спилить ее к новогоднему празднику.

Вот если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега. Давайте с вами поможем нашей елочке. Ночью был снегопад и посмотрите сколько снега на елочке. Давайте осторожно стряхнем снег с веток, чтобы они не обломились. Молодцы. Теперь прикопаем снег к стволу ели, чтобы ей было тепло. Зайка тебе интересно слушать!? Давай похвалим ребят, как они осторожно, бережно стряхнули снег с веток и прикопали снег к стволу.

Ребята, а сколько лет нашей ели? Не знаете. Сейчас я вам расскажу и мы проведем эксперимент и определим возраст ели. Ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Давайте, каждый посчитает ряды ветвей или ярусы. Сколько получилось? Дети называют числа. Теперь мы можем сказать, что нашей ели 13 лет. Молодцы. Это дерево растет медленно, поэтому надо относиться к ним бережно, осторожно.

Мы сегодня с вами говорили про ель, о том, как мы можем помочь дереву зимой, о том, что ветви ели служат укрытием зайцу от врагов. А еще научились определять возраст ели. Зайка говорит, что ему было очень хорошо побыть с нами. Но ему пора уходить. Дети прощаются с зайцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Сохраним елочку - красавицу наших лесов"

Формирование экологической культуры и вовлечение детей и родителей в практическую деятельность по охране и защите леса.        ...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Сохраним елочку - красавицу наших лесов!"

Формирование экологической культуры и вовлечение детей и родителей в практическую деятельность по охране и защите леса.        ...