Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Сохраним елочку - красавицу наших лесов"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Росицкая Галина Евгеньевна

Формирование экологической культуры и вовлечение детей и родителей в практическую деятельность по охране и защите леса.         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект " Сохраним ёлочку - красавицу наших лесов "

Девиз проекта:

«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»

Подготовила и провела:

Воспитатель  Росицкая Г.Е.

Паспорт проекта.

Вид проекта: познавательно-творческий, исследовательский,  конструктивный, совместный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2недели)

Реализация проекта: декабрь 2023 г

Участники: дети  подготовительной группы, воспитатель Росицкая Г.Е., родители воспитанников группы.

Гипотеза:  помочь сохранить природу и бережно относиться к лесным богатствам.

Актуальность проекта:

    С приближением любимого праздника «Нового года» – на прилавках магазинов появляются товары, напоминающие об этом. Это елочные игрушки, гирлянды, мишура и, конечно же, новогодние ели. Организуются елочные базары, где продают живые ели и сосны. Покупатели наслаждаются неповторимым хвойным ароматом, представляя, как эти красавицы будут радовать глаз в новогодние праздники. А еще перед новогодними праздниками появляются «елочные браконьеры», которые незаконно вырубают в лесах ели для украшения своих домов и квартир. А потом этих красавиц ждет свалка! И далеко не все думают о том, как пострадала природа, сколько пользы принесла бы каждая елочка. И именно такое варварское отношение к природе, и приводит к различным природным катаклизмам.

   В нашей исследовательской работе мы хотим показать, чем полезны ели, растущие в наших лесах и почему их нужно сохранять.

Цель: Формирование экологической культуры и вовлечение детей и родителей в практическую деятельность по охране и защите леса.         

Задачи проекта:

  • формировать предпосылки исследовательской деятельности;
  • развивать творческие способности детей;
  • изучить информацию об особенностях хвойных пород;
  • привлечь внимание детей и их родителей к проблемам сохранения хвойных деревьев через соцопрос;
  • изучить материал о пользе хвойных деревьев;
  • описать способы применения хвойного сырья.

  Ожидаемый результат:

  • получение дополнительных знаний о хвойных породах деревьев
  • совместная практическая деятельность детей и родителей поможет приобрести исследовательские, поисковые навыки и умения;
  • взрослые будут бережнее относиться к лесным ресурсам;
  • создание условий для формирования детско-родительских отношений.

Продукт проекта:  изготовление Новогодней ели из фетра, плаката «Защитим елочку красавицу».

Проект  включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный: 

  • вхождение в игровую ситуацию;
  • выявление проблемы;
  • постановка цели и задач;
  • поиск форм реализации проекта;
  • планирование работы.

Отчет о работе по 1 этапу проекта:

  1. Вводим детей в игровую ситуацию: получают письмо от Деда Мороза, где детям рассказывается о предстоящих новогодних праздниках, о новогодней ели. Дед Мороз предлагает детям посадить еловое семечко, которое вложено в конверт, и вырастить елочку для праздника самим (при помощи специального удобрения), потому что очень жалко, когда елочки срубают в лесу, а потом выбрасывают на свалку. 
  2. Ставим перед детьми проблему: помочь Деду Морозу сохранить елочки.
  3. Определяем цели и задачи: что мы можем сделать для спасения леса и елей.
  4. Заинтересовываем родителей и предлагаем принять участие в выращивании елочки для праздника.

Вывод: дети приняли игровую ситуацию, нашим предложением заинтересовались родители. Тем самым , мы поможем сохранить лесные богатства нашего города.

2 этап - основной: 

Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:

– организация и проведение образовательной деятельности;

 – проведение досугов, викторин, разгадывание кроссвордов и ребусов;

 – исследовательская деятельность (проведение опытов).

Планируемая работа по реализации проекта:

Вид деятельности: 

1.Художественно-эстетическое развитие: Аппликация «Новогодняя ѐлочка» - в технике «ладошки». Лепка «Елочка». Рисование «Наша нарядная елочка». Слушание музыкальных произведений о ѐлочке.

2.Социально – коммуникативное развитие. 

 Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Угадай, какое дерево? », «С какой ветки детки», «Третий лишний», «Найди сходство и отличие», «Собери ѐлочку», «Найди самую высокую сосну», «Укрась ѐлочку».

 Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «К нам гости пришли», «Прогулки в лес», «Отдых в лесу».

Беседы: «С кем дружит ель?», «Правила пожарной безопасности», «О правилах поведения на прогулке в детском саду».

3.Речевое развитие: «Защитим ѐлочку – зѐленую иголочку» - составление сказки. Составление рассказа по модели «Что лес дарит людям».   Игра с мячом «Подбери прилагательное: елка какая?».

Ситуативный разговор: «Хорошо ли ѐлке с нами?», «Какие бывают леса», «Какую пользу приносят хвойные деревья?», «Как нужно беречь лес?», «Искусственная ѐлка это хорошо или плохо?», «Чем украшают ѐлку к Новому году?».

Проблемная ситуация: «Новый год без ѐлки». «Почему надо охранять и беречь леса? » Загадывание загадок, чтение и заучивание пословиц. Заучивание стихов о ѐлке. Встреча со Снеговиком – «Скоро Новый год» (рассказы детей о подготовке к Новому году)

4.Физическое развитие:

Физкультминутки : «Вот под елочкой зеленой», «Ели – ѐлки ѐлочки», «Новогодняя елочка», «Есть в лесу».

Подвижные игры: «Раз, два, три к ѐлочке беги», «Найди пару»

Закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна.

Беседы :«Чем полезны хвойные иголки»; «Как и где используют шишки и смолу».

5.Игровая деятельность: «Правила друзей леса»;  «Модель леса»;  «Лесник заботится о лесе»;  «С кем дружит ель?»;  «С какой ветки эти детки?»; «Найди по силуэту»;  «Угадай дерево по описанию»;  «Ящик ощущений» (определи на ощупь с какого дерева шишка);  подвижная игра «Я дерево-мама»;

6.Практическая деятельность:  Изготовление плаката «В защиту елочки»;  проведение опытов: как летают крылатые семена, тонет – плавает, теплый – холодный,  рассматривание семян ели в лупу;  сосчитай годичные кольца на спиле;  определи, сколько лет елке по мутовкам;  посеем семена ели на подоконнике;  «Мастерская природы» (изготовление поделок из шишек ели);  выставка поделок «Такие разные елочки!»; изготовление игрушек и цветных льдинок для украшения ели на участке; изготовление елочек способом оригами.

7.Наблюдения:  чем живая ель отличается от искусственной,  чем отличается ель от сосны,  быстро или медленно растет ель (если ей 5-7 лет, то она ниже ребенка этого возраста, вывод: ели растут медленно, их надо беречь!  При стряхивании снега с веток ели, они не ломаются, а пружинят.

8.НОД: «Лес в жизни человека»; «Профессия лесничий». 

9.Художественная литература: чтение Мамин – Сибиряк «Лесная сказка»;  чтение сказки «Дружба – великая сила!»; чтение сказки «Зеленая бумага».  Е.Пермяк «Некрасивая елка», М.Шкурина «Сказка про елочку», А.Сожан «Сказка про елочку, которую не срубили», Г.-Х.Андерсен «Елка», М.Зощенко «Елка», В.Сутеев «Елка».

10.Работа с родителям: Консультация для родителей «В союзе с природой». Памятка для родителей «5 преимуществ искусственных ѐлок перед живыми». Организация фотовыставки «Красавица ѐлочка у нас дома ( в городе)».

Отчет о работе по 2 этапу проекта:

  1. Родителям даны  рекомендации: поиск информации о деревьях хвойных пород, организации и наблюдении с детьми за елью во время прогулок по зимнему парку.
  2. Был проведен социологический опрос среди родителей группы. Анкетирование показало следующие результаты:

100% - считают, что главным украшением праздника является живая ель.

38% - ответили, что предпочитают искусственную ель, так как от живой много мусора. 62%-ставят живую елку.

 «Каким образом вы используете живую ель после Новогодних праздников?»

90 % опрошенных ответили, что относят их в мусор: из них сжигают 13%, выкидывают на свалку 77%, и только 10 % ответили, что собирают хвою и используют ее, как удобрение на приусадебном участке.

      3. Совместно с детьми провели ряд экспериментов по исследованию свойств и качеств ели:

  • жгли веточки ели;
  • ждали, когда раскроются шишки в тепле, чтобы посадить семена в землю;
  • проводили опыт с ветками и иголками «Тонет – не тонет»;
  • пробовали хвоинки на вкус, определяли на запах;
  • по спилу ели определяли её возраст.

Вывод: научились проводить соцопрос, при исследовании свойств и качеств ели выявили, что она горит, иголки и веточки не тонут, семена можно проращивать в домашних условиях, а затем рассадой высаживать и в саду. При определении хвоинки на вкус узнали, что они кислые, а при трении имеют приятный запах. По спилу ели определили возраст дерева.

3 этап - заключительный:

  Изготовление Новогодней ели из бросового материла для размешения ее в группой комнате.  Изготовление плаката «Защитим, елочку красавицу!». Сборка, установка и украшение искусственной ели в групповой комнате.

Отчет о работе по 3 этапу проекта:

  Мы предлагаем свой вариант изготовления Новогодней ели, который используем уже не один год «Елочка из фетра».

Вывод: из подручных средств, бросового и природного материала можно изготовить своими руками новогодние ёлочки, еловые букеты.

Итоговое мероприятие: «Новогодний утренник»

 Продукт проектной деятельности: Презентация проекта.

Результаты проектной деятельности

Значимость проекта:

   В процессе наблюдений и изучения полезной информации мы узнали о полезных и лечебных свойствах ели, о своеобразном росте елей в лесу, о возможности выращивания елей в домашних условиях и в саду, провели социологический опрос,  получили информацию о дальнейшей судьбе срубленных елочек и предложили свои идеи по утилизации срубленных елей.

     В результате практической деятельности дети с родителями изготовили из различных  материалов новогодние ели, которые  будут радовать в новогодние праздники.

Оценка результатов:

     Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том что в результате мероприятий которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области экологического воспитания. Расширен кругозор детей о хвойных деревьях, сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, речевое развитие. Пополнилась предметно - развивающая среда:  литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о елке, загадками, презентациями о хвойных деревьях.

Главное - мы достигли цели: помогли взрослым задуматься о сохранении хвойных деревьев, привлекли внимание детей и родителей к судьбе уже спиленных деревьев. Этот проект сплотил коллектив родителей и активизировал их для участия в мероприятиях проходимых в детском саду, дал возможность творческой деятельности.

Список использованной литературы:

Дыбина О. Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением (младшая – подготовительная к школе группа). – М„ 1999.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Планы и конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2 – 7 лет. - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 112 с.

«Юный эколог» // Николаева С.Н. В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М., 1998. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.

  

Приложение

Экологическая сказка «Дружба-великая сила!»

    В давние времена на опушке леса росли только лиственные деревья: березы, осины, рябины. И вот однажды ветер принес незнакомое семечко, маленькое, с одним крылышком. Семечко упало между двух берез и по травинке скатилось к самой земле. Мимо полз Муравей, увидел семечко и спрашивает: «Ты кто?» - Не знаю… - А кто твоя мама? - Не знаю… - Как же ты сюда попало? - Меня ветер принес. Мой дом очень далеко отсюда. И Семечко горько заплакало. Муравью жалко стало крошку и он сказал: «Не плачь, я помогу тебе найти твою маму». Вскоре они отправились на поиски. Долго шли, устали, сели отдохнуть. Но тут пошел дождь, все дороги в лесу стали мокрыми. Семечко и Муравей тоже промокли. А тут и вечер наступил. «Надо найти место для ночлега» - сказал Муравей и стал копать ямку. Затем уложил туда Семечко и лег сам, прикрывшись старым березовым листком. Утром взошло Солнышко, стало Землю пригревать. Муравей быстро поднялся на ноги и сказал: «Вставай и ты, малыш, нам пора отправляться в путь». Но Семечко никак не могло оторваться от земли. «Ой! Что это со мной?» - испугалось оно. Муравей решил помочь. Тянул-тянул – не вытянул. (Дети, как вы думаете, почему Муравей не смог оторвать Семечко от земли?). Тогда Семечко и говорит: «Ты один поищи мою маму и передай ей, что у меня все в порядке. А то мамочка за меня очень волнуется». «А как я ее найду?» - спрашивает Муравей. «Очень просто! Моя мамочка самая красивая, стройная, хвоинки на ее веточках-ручках короткие, колючие, а платье – треугольное и зеленое круглый год», - сказало Семечко. (Дети, вы догадались, о ком идет речь?). «Ладно, попробую найти твою маму»,- сказал Муравей и уполз. А Семечко осталось лежать в ямке. Вдруг оно почувствовало, что одежка его лопнула окончательно и захотело протянуть к Солнышку росточек. Шли дни. Росток становился все выше и выше, а Муравей все не возвращался. У Росточка появились новые друзья: Червяк, который рыхлил земельку вокруг его корешка, Ручеек, который поил его чистой водой и Ветерок, который частенько ласково играл с его веточками. К осени Росток превратился в маленькую пушистую Ёлочку. С деревьев облетели листья, а Ёлочка-красавица по-прежнему оставалась зеленой и нарядной. Все живое в лесу к зиме стало готовиться. Ёлочке стало грустно. Вдруг, смотрит, Муравей знакомый ползет и внимание на нее не обращает. «Здравствуй, Муравей!»,- сказала Ёлочка. - Здравствуй! А ты кто? - Я твое знакомое Семечко. Ты маму мою нашел? - Да! Как ты на нее похожа! Красавица! Давай с тобой дружить! - Давай! Шли годы. У Ёлочки появилось много новых друзей: Клест-еловик, Белка-веселушка, Мышка-норушка, которые любили лакомиться ее семенами. И вот однажды под Новый год в лес пришел Человек с топором, хотел Ёлочку срубить, да в игрушки нарядить. Тут все лесные жители отважно вышли навстречу Человеку, не побоялись его топора страшного. Первой выступила Белка: «Что ты делаешь, Человек? Постоит у тебя Ёлочка две недели, и выбросишь ты ее на помойку, а я без еды останусь на всю жизнь». «И я»,- сказал Клест,- «Кроме еловых семян мне зимой и есть-то нечего!». Тут из-под снега выскочила Мышка-норушка, лапки озябшие трет, но за подружку-Ёлочку кто заступится? Вот Мышка и говорит: «Не руби, Человек, Ёлочку! Очень она нам нужна! И кормит нас, и от жары летом спасает, и домики мы на ней и под ней строим. Не прожить нам без нее! Что делать? Столько жителей лесных без еды и жилья останутся… Не стал Человек рубить Ёлочку, а в магазине искусственную купил, да в игрушки нарядил. Весело встретил Новый год, и настроение у всех было хорошее, ведь Ёлочка в лесу осталась жить, да лесных зверей да добрых людей радовать. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! Дети, почему Человек не стал рубить Ёлочку? Как бы вы поступили на месте Человека? А почему Мышка не побоялась Человека с топором? Как бы вы поступили на месте мышки?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТИ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА!»

Мусорная проблема огромна, с ней мы ежедневно сталкиваемся   в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невер...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Во саду ли, в огороде…» ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска муниципального образования Ейский районЭкологический проект для детей старшего дошкольного...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Елочка - красавица"

Новый год – праздник чудес, но главным украшением этого праздника является, конечно же, ёлка. Её с особым удовольствием и восхищением украшают дети в каждом доме: новогодними игрушками, гирлянда...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Дети за раздельный сбор мусора!»

Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами.Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно с...

Сценарий экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Мы любим нашу Землю».

Цель: углубить экологические знания у детей, закрепить у детей знания об обитателях Земли (животные, насекомые, растения); продолжать формировать бережное отношение к живой и неживой природе; воспитан...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Сохраним елочку - красавицу наших лесов!"

Формирование экологической культуры и вовлечение детей и родителей в практическую деятельность по охране и защите леса.        ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Дикие животные наших лесов. Дифференциация звуков Л-ЛЬ"

Занятие для детей старшего подготовительного возраста по теме"Дикие животные наших лесов. Дифференциация звуков Л-Ль"...