Конспект НОД в средней группе "Лекарственные растения Южного Урала"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект НОД в средней группе "Лекарственные растения Южного Урала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekarstvennye_rasteniya_yuzhnogo_urala.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: «Лекарственные растения Южного Урала»

Возрастная группа: средняя

       Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,  двигательная.

       Цели: Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе. Развивать речь, память, мышление детей.

 

   Целевые ориентиры дошкольного образования:

обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать беседу, отвечая на вопросы воспитателя; развивать мышление, внимание, память;воспитывать любовь друг к другу.

   Материалы и оборудование: Засушенные растения или  их иллюстрации.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, беседы о родном крае. Беседы о пользе применения растений в лечебных целях, о создании Красной книги, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях.

Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что означает слово «здраствуйте»? (Пожелание здоровья и счастья).

А что для вас здоровье? Счастье? (дети отвечают).

Давайте пожелаем здоровья друг другу и скажем добрые слова (будь здоров, всего тебе хорошего, я желаю тебе здоровья, я хочу, чтобы ты никогда не болел, счастья, добра и др.)

Воспитатель: Мне кажется, что я слышу шум

Раздается стук в дверь.

Красная шапочка: Здравствуйте, ребята. Моя бабушка заболела. Я очень люблю её, поэтому переживаю и хочу, чтобы она скорее выздоровела.

Я собрала много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.

Воспитатель: Давайте поможем Красной шапочке и назовем растения, которые она собрала (педагог берет из корзинки растения, показывает их детям, они называют: ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, душица, крапива).

Прочитайте Красной шапочке стихотворение, которое мы с вами учили. Как оно называется?

Дети: «Что растет?»

На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка,
Что ещё ?

Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ – как елка,
А ещё ?

Подорожник, васильки,
Граммофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок.
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!

Воспитатель: Мы живем на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Здесь растет огромное количество лекарственных растений и трав. Кто знает, как хранятся травы?

Дети: в пакетах и коробочках в сухом виде.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови и расскажи». Послушайте её правила. Перед вами лежат лекарственные растения (сухие и нарисованные на картинках). Я покажу вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место произрастания (на обочинах дорог и тропинок,  в полях, лугах, лесу, оврагах, у ручейков); время сбора для заготовки для и употребления в медицинских целях, например ромашку двудольную (цветы) собирают летом, подорожник (только листики без ножек) – весной и в начале лета, одуванчики (все части растения) – когда они цветут, крапива – весной, когда она только-только вырастает, лопух (корни) – на протяжении всего лета, душицы и тысячелистник (верх стебля  с цветами) – тоже в течение лета. Можно рассказать, при каких заболеваниях используется то или иное растение, и в каком виде, например, отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из душицы и мяты заваривают успокоительный чай; для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника; весной, когда организму не хватает  витаминов, рекомендуется пить отвар шиповника и т.д. (педагог выслушивает два-три рассказа детей).

Воспитатель: Вы, наверное, устали сидеть? Давайте устроим физкультминутку и поиграем в «одуванчики». Повторяйте за мной движения.

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом..

Воспитатель: Кто знает загадку об одуванчике ?

Дети: (разные ответы детей).

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

Воспитатель: Послушайте задание: я буду задавать вопросы о лекарственных растениях, а вы должны найти его на своих картинках и показать.
Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.

Дети: Крапива.

Воспитатель: 

Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.

Дети: Одуванчик

Воспитатель:

 Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама.

 Дети: Мать – и - мачеха

Воспитатель:

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? 

Дети: (Подорожник) 

Воспитатель: Назовите Красной шапочке еще раз растения, которые она собрала. Скажите, почему они называются лекарственными ?

Дети: употребляются для лечения различных болезней.

Красная шапочка: Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как, же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть?

Воспитатель: Ребята, расскажите нашему гостю об этом. Есть и такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята?

Дети: Ягоды.

Воспитатель: Какие ягоды вы знаете?

Дети: Малина, черника, калина, рябина…..

 Воспитатель: А многие растения заготавливают впрок,лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки. Дома их нужно хранить в сухом месте.

Красная шапочка:  А что можно приготовить из сухих растений? 

Дети: настои, отвары.

Воспитатель:  Мы сейчас тебе покажем некоторые растения и расскажем, что они лечат (показ иллюстрации).

1)    Аптечная  ромашка - когда болит горло, полоскать отваром

2)    Подорожник - применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления.

3)    Календула - для полоскания горла и для заживления ран.

4)    Черника - улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев.

5)    Шиповник - богат витаминами, особенно полезен весной.

6)    - Какое растение лечит сердце?   (Ландыш)

7)    - Какое растение узнает и слепой?   (Крапива)

8)    - Какие растения лечат простуду?   (мать – и – мачеха, липа, малина)

Воспитатель:  А какие правила поведения в лесу вы знаете?:

Дети:

    Не рвать первоцветы;

     Не разорять птичьи гнезда;

Не задевать и не ломать хрупкие ветки;

Не шуметь;

       Не ломать побеги кустарников и ветви деревьев;

Не  ловить зверьков, птиц, не уносить их домой;

Не оставлять мусор;

 Не пугать лесных обитателей.

Воспитатель: А если мы будем срывать цветы для букетов, что произойдет?

Дети: (со временем они могут исчезнуть).

Воспитатель:

Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок,

 Если все: и я и ты,

 Если мы сорвём цветы –

 Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Какой можно сделать вывод? 

Дети: нужно бережно относиться к растениям, и если мы собираем лекарственные растения, то нельзя рвать много растений, до самого последнего цветка.

Красная шапочка:  - Спасибо, ребята! Вы меня многому научили, теперь я отправлюсь к бабушке и буду ее лечить.До встречи!

ВоспитательИ тебе, Красная шапочка, спасибо. Мы с ребятами нарисуем лекарственные растения и тебе пришлем по почте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе. «Деревья Южного Урала»

Конспект НОД в старшей группе.  «Деревья Южного Урала»...

Конспект занятия. Тема: «Лекарственные растения Южного Урала»

     Цели: Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и п...

проект растения Южного Урала

ЗАКРЕПЛЯТЬ У ДЕТЕЙ ЗНАНИЯ О РАСТЕНИЯХ СВОЕГО КРАЯ....

Ядовитые грибы и растения Южного урала

1. Презентация без описания слайдов.2. Документ - описание к слайдам....

Лекарственные растения Южного Урала.

Знакомство детей с лекарственными растениями своего региона....

Чудо-растения Южного Урала

Материалы для создания альбома...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Лекарственные растения Южного Урала"

Окружающая нас среда едина. В ней нет отдельно взятых физических, биологических, химических явлений. Есть природные явления. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что че...