Конспект НОД в средней группе "Лекарственные растения Южного Урала"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект НОД в средней группе "Лекарственные растения Южного Урала"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya_yuzhnogo_urala.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: «Лекарственные растения Южного Урала»
Возрастная группа: средняя
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Цели: Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе. Развивать речь, память, мышление детей.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать беседу, отвечая на вопросы воспитателя; развивать мышление, внимание, память;воспитывать любовь друг к другу.
Материалы и оборудование: Засушенные растения или их иллюстрации.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, беседы о родном крае. Беседы о пользе применения растений в лечебных целях, о создании Красной книги, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях.
Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что означает слово «здраствуйте»? (Пожелание здоровья и счастья).
А что для вас здоровье? Счастье? (дети отвечают).
Давайте пожелаем здоровья друг другу и скажем добрые слова (будь здоров, всего тебе хорошего, я желаю тебе здоровья, я хочу, чтобы ты никогда не болел, счастья, добра и др.)
Воспитатель: Мне кажется, что я слышу шум
Раздается стук в дверь.
Красная шапочка: Здравствуйте, ребята. Моя бабушка заболела. Я очень люблю её, поэтому переживаю и хочу, чтобы она скорее выздоровела.
Я собрала много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.
Воспитатель: Давайте поможем Красной шапочке и назовем растения, которые она собрала (педагог берет из корзинки растения, показывает их детям, они называют: ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, душица, крапива).
Прочитайте Красной шапочке стихотворение, которое мы с вами учили. Как оно называется?
Дети: «Что растет?»
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка,
Что ещё ?
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ – как елка,
А ещё ?
Подорожник, васильки,
Граммофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок.
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!
Воспитатель: Мы живем на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Здесь растет огромное количество лекарственных растений и трав. Кто знает, как хранятся травы?
Дети: в пакетах и коробочках в сухом виде.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови и расскажи». Послушайте её правила. Перед вами лежат лекарственные растения (сухие и нарисованные на картинках). Я покажу вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место произрастания (на обочинах дорог и тропинок, в полях, лугах, лесу, оврагах, у ручейков); время сбора для заготовки для и употребления в медицинских целях, например ромашку двудольную (цветы) собирают летом, подорожник (только листики без ножек) – весной и в начале лета, одуванчики (все части растения) – когда они цветут, крапива – весной, когда она только-только вырастает, лопух (корни) – на протяжении всего лета, душицы и тысячелистник (верх стебля с цветами) – тоже в течение лета. Можно рассказать, при каких заболеваниях используется то или иное растение, и в каком виде, например, отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из душицы и мяты заваривают успокоительный чай; для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника; весной, когда организму не хватает витаминов, рекомендуется пить отвар шиповника и т.д. (педагог выслушивает два-три рассказа детей).
Воспитатель: Вы, наверное, устали сидеть? Давайте устроим физкультминутку и поиграем в «одуванчики». Повторяйте за мной движения.
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом..
Воспитатель: Кто знает загадку об одуванчике ?
Дети: (разные ответы детей).
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
Воспитатель: Послушайте задание: я буду задавать вопросы о лекарственных растениях, а вы должны найти его на своих картинках и показать.
Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.
Дети: Крапива.
Воспитатель:
Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Дети: Одуванчик
Воспитатель:
Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама.
Дети: Мать – и - мачеха
Воспитатель:
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
Дети: (Подорожник)
Воспитатель: Назовите Красной шапочке еще раз растения, которые она собрала. Скажите, почему они называются лекарственными ?
Дети: употребляются для лечения различных болезней.
Красная шапочка: Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как, же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть?
Воспитатель: Ребята, расскажите нашему гостю об этом. Есть и такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята?
Дети: Ягоды.
Воспитатель: Какие ягоды вы знаете?
Дети: Малина, черника, калина, рябина…..
Воспитатель: А многие растения заготавливают впрок,лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки. Дома их нужно хранить в сухом месте.
Красная шапочка: А что можно приготовить из сухих растений?
Дети: настои, отвары.
Воспитатель: Мы сейчас тебе покажем некоторые растения и расскажем, что они лечат (показ иллюстрации).
1) Аптечная ромашка - когда болит горло, полоскать отваром
2) Подорожник - применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления.
3) Календула - для полоскания горла и для заживления ран.
4) Черника - улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев.
5) Шиповник - богат витаминами, особенно полезен весной.
6) - Какое растение лечит сердце? (Ландыш)
7) - Какое растение узнает и слепой? (Крапива)
8) - Какие растения лечат простуду? (мать – и – мачеха, липа, малина)
Воспитатель: А какие правила поведения в лесу вы знаете?:
Дети:
Не рвать первоцветы;
Не разорять птичьи гнезда;
Не задевать и не ломать хрупкие ветки;
Не шуметь;
Не ломать побеги кустарников и ветви деревьев;
Не ловить зверьков, птиц, не уносить их домой;
Не оставлять мусор;
Не пугать лесных обитателей.
Воспитатель: А если мы будем срывать цветы для букетов, что произойдет?
Дети: (со временем они могут исчезнуть).
Воспитатель:
Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Какой можно сделать вывод?
Дети: нужно бережно относиться к растениям, и если мы собираем лекарственные растения, то нельзя рвать много растений, до самого последнего цветка.
Красная шапочка: - Спасибо, ребята! Вы меня многому научили, теперь я отправлюсь к бабушке и буду ее лечить.До встречи!
Воспитатель: И тебе, Красная шапочка, спасибо. Мы с ребятами нарисуем лекарственные растения и тебе пришлем по почте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе. «Деревья Южного Урала»
Конспект НОД в старшей группе. «Деревья Южного Урала»...
Конспект занятия. Тема: «Лекарственные растения Южного Урала»
Цели: Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и п...
проект растения Южного Урала
ЗАКРЕПЛЯТЬ У ДЕТЕЙ ЗНАНИЯ О РАСТЕНИЯХ СВОЕГО КРАЯ....
Ядовитые грибы и растения Южного урала
1. Презентация без описания слайдов.2. Документ - описание к слайдам....
Лекарственные растения Южного Урала.
Знакомство детей с лекарственными растениями своего региона....
Чудо-растения Южного Урала
Материалы для создания альбома...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Лекарственные растения Южного Урала"
Окружающая нас среда едина. В ней нет отдельно взятых физических, биологических, химических явлений. Есть природные явления. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что че...