Конспект занятия. Тема: «Лекарственные растения Южного Урала»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

       Цели: Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека, познакомить с новым лекарственным растением - душицей. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе. Развивать речь, память, мышление детей, находчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekarstvennye_rasteniya_urala_3.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: «Лекарственные растения Южного Урала»

Возрастная группа: средняя

       Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,  двигательная.

       Цели: Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека, познакомить с новым лекарственным растением - душицей. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе. Развивать речь, память, мышление детей, находчивость.

 

   Целевые ориентиры дошкольного образования:

обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя; развивать мышление, внимание, память;

воспитывать любовь друг к другу, уважительное отношение к семье.

   Материалы и оборудование: Картинки из серии "Семья", изображение домов, альбомные листы, карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, открыток, оформление экологической газеты «Мы юные защитники природы», беседы о родном крае, просмотр видеофильмов, оформление для родителей библиотечки «Лекарственные травы нашего края», родительское собрание - беседа с родителями о пользе витаминных, травяных чаёв.

Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Дети здороваются с гостями (звучит музыка)

Воспитатель: Мы поздоровались с гостями, пожелали им здоровья, а теперь каждый из вас передаст друг другу частичку своего тепла, скажем, друг другу добрые слова (будь здоров, всего тебе хорошего, я желаю тебе здоровья, я хочу, чтобы ты никогда не болел, счастья, добра и др.)

Воспитатель: Мне кажется, что я слышу шум

Раздается стук в дверь. Входит Колобок с корзинкой.

Колобок: Здравствуйте, ребята! А куда же я попал?

 Воспитатель: Колобок, ты попал в д/с «Золотой ключик». А где он находится, ребята тебе сейчас расскажут (Челябинская область, г. Миньяр, ул. Кирова 80а)

Колобок:  Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. У меня дедушка с бабушкой болеют, я их должен вылечить. Помогите мне.

Воспитатель: Давайте поможем Колобку и назовем растения, которые он собрал (педагог берет из корзинки растения, показывает их детям, они называют: ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, душица, крапива).

Прочитайте Колобку стихотворение, которое мы с вами учили. Как оно называется?

Дети: «Что растет?»

На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка,
Что ещё ?

Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ – как елка,
А ещё ?

Подорожник, васильки,
Граммофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок.
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!

Воспитатель: Мы живем на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Здесь растет огромное количество лекарственных растений и трав. Кто знает, как хранятся травы?

Дети: в брикетах, пакетах и коробочках в сухом виде.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови и расскажи». Послушайте её правила. Перед вами лежат лекарственные растения (сухие и нарисованные на картинках). Я покажу вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место произрастания (на обочинах дорог и тропинок,  в полях, лугах, лесу, оврагах, у ручейков); время сбора для заготовки для и употребления в медицинских целях, например ромашку двудольную (цветы) собирают летом, подорожник (только листики без ножек) – весной и в начале лета, одуванчики (все части растения) – когда они цветут, крапива – весной, когда она только-только вырастает, лопух (корни) – на протяжении всего лета, душицы и тысячелистник (верх стебля  с цветами) – тоже в течение лета. Можно рассказать, при каких заболеваниях используется то или иное растение, и в каком виде, например, отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из душицы и мяты заваривают успокоительный чай; для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника; весной, когда организму не хватает  витаминов, рекомендуется пить отвар шиповника и т.д. (педагог выслушивает два-три рассказа детей).

Воспитатель: Вы, наверное, устали сидеть? Давайте устроим физкультминутку и поиграем в «одуванчики». Повторяйте за мной движения.

Пальчиковая гимнастика «Одуванчики»:

А уж ясно солнышко

(разводим руки в стороны)

Припекло, припекло

(опускаем и поднимаем руки перед собой)

И повсюду золото, золото, золото

Ручейки на улице

(пальчики бегут по столу)

Всё бегут, все бегут.

Одуванчики, одуванчики

(дуем на пальцы)

Всё летят, и летят

(движения кистей рук) . 

Воспитатель: Кто знает стихотворение об одуванчике ?

Дети: (разные ответы детей).

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Вырастет, нарядится.
В беленькое платьице,
Белое, воздушное, ветерку послушное.

Воспитатель: Отгадайте загадку: «Рос шар бел, дунул ветер – шар улетел»

 Дети: одуванчик.

Воспитатель: Послушайте задание: я буду описывать лекарственные растения, а вы должны найти его на своих картинках и показать. Листья узорные, головка белая

Дети: ромашка.

Воспитатель: Растет у дороги, семена идут в стрелки. Применяются для остановки кровотечения из ран.

Дети: подорожник.

Воспитатель: Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяются при ангине и для промывания ран.

Дети: календула.

Воспитатель: Назовите Колобку еще раз растения, которые он собрал. Скажите, почему они называются лекарственными

Дети: употребляются для лечения различных болезней.

Колобок: Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как, же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть?

Воспитатель: Ребята, расскажите нашему гостю об этом. Есть и такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята?

Дети: Ягоды.

Воспитатель: Какие ягоды вы знаете?

Дети: Малина, черника, калина, рябина…..

 Воспитатель: А многие растения заготавливают впрок. лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.

Колобок:  А что можно приготовить из сухих растений? 

Дети: настои, отвары.

Воспитатель:  Мы сейчас тебе покажем некоторые растения и расскажем, что они лечат (показ иллюстрации).

1)    Аптечная  ромашка - когда болит горло, полоскать отваром

2)    Подорожник - применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления.

3)    Календула - для полоскания горла и для заживления ран.

4)    Черника - улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев.

5)    Шиповник - богат витаминами, особенно полезен весной.

6)    - Какое растение лечит сердце?   (Ландыш)

7)    - Какое растение узнает и слепой?   (Крапива)

8)    - Какие растения лечат простуду?   (мать – и – мачеха, липа, малина)

Воспитатель:  Бесценна Уральского леса краса,

Зеленое золото - наши леса.

Чтобы сохранить эту красоту,

Мы соблюдаем правила поведения в лесу:

Дети:

1)    Не рубить живые растения и кустарники;

2)    Не разводить костры под деревьями;

3)    Не оставлять мусор в лесу;

4)    Не разорять гнезда птиц;

5)    Не рвать цветы;

6)    Не брать домой детенышей животных.

Воспитатель: Молодцы, умеете вы себя вести в лесном царстве.

А сейчас, ребята, мы научим Колобка заваривать волшебный, целебный чай.

Состав чая:

- крапива

- шиповник

- черная смородина 3:1:1

(дети кладут сухие растения в термос, Колобок заливает кипятком)

Воспитатель: Колобок, пока ты катишься домой, чай настоится, станет вкусным, ароматным, полезным.

Колобок:  - Спасибо, ребята! Вы меня многому научили, теперь я отправлюсь домой лечить своих дедушку и бабушку.

Воспитатель:  И мы очень рады гостям и приглашаем всех отведать нашего целебного чайку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»

Создание условий для формирования знаний детей о  строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы....

Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»

Создание условий для формирования знаний детей о  строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы....

Конспект занятия; Беседа " Лекарственные растения"

Беседа " Лекарственные растения"...

Лекарственные растения Южного Урала.

Знакомство детей с лекарственными растениями своего региона....

Конспект НОД в средней группе "Лекарственные растения Южного Урала"

Конспект НОД в средней группе "Лекарственные растения Южного Урала"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Лекарственные растения Южного Урала"

Окружающая нас среда едина. В ней нет отдельно взятых физических, биологических, химических явлений. Есть природные явления. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что че...

Конспект занятия Тема: «Комнатные растения». Средняя группа

Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей; закреплять знания названий...