Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Польских Екатерина Евгеньевна

Создание условий для формирования знаний детей о  строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zhizn_rasteniy.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_zhizn_rasteniy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

Тема. «Жизнь растений»

Цель. Создание условий для формирования знаний детей о  строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы.

Задачи:

  1. создать условия для ознакомления детей с растениями.  (познавательное развитие);
  2. обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
  3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
  4. обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие);
  5. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
  6. создавать условия для развития диалогической речи (речевое развитие);
  7. способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);

Организация детских видов деятельностей:

  1. общение ребенка со взрослым;
  2. общение ребенка со сверстниками;
  3. исследовательская деятельность (исследовательская практика);

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ задачи

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

На столе лежит искусственный цветок и горшок с комнатным растением.

Появляется схема модели №1

Взрослый обращает на цветок и растение.

В: Давайте скорее мне горшок с землей.

Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше. Значит и ваше растение не живое?

Воспитатель предлагает сесть в круг на ковер

А вы можете перечислить признаки живого, а то я забыла.

Дети заходят в группу.

Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой.

 Дети говорят, что это растение живое.

Дети садятся в круг.

Дети перечисляют признаки живого по схеме-модели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается.

Условия для проявления поисковой активности

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для принятия детьми решения

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Появляется схема модели №2

У воспитателя карточки с частями растения

В: А расскажите, что есть у каждого растения?

В: А, я, поняла! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.

(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности)

Правильно я разложила?

В: Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно

Я придумала давайте проведем опыты, и поймем какие важные функции выполняет корень у растения.

Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель

№2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами

Ответы детей

Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)

 

Ответы детей

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для самостоятельной деятельности

После того, как дети объяснили в каком порядке растет растение, дети с помощью геометрических фигур разбиваются на группы делятся на пары.

Взрослый предлагает каждому поделится на группы

Дети делятся на группы

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для самостоятельного выбора партнера по деятельности.

Основная часть

Опыт№1

По количеству пар организованы рабочие места.

Взрослый предлагает подойти к столам

В: Ребята как вы думаете, что это такое? Для чего эти все предметы нам нужны? (если дети не отгадывают воспитатель подводит наводящими вопросами к правильному ответу).

В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней.

Дуем. Палочка падает?

Потом берем модель дерева с корневой системой.

Дуем. Падает ли сейчас палочка?

Дети обнаруживают на столах коробки с песком и модели стволов без корней и с корнями.

Ответы детей (для опыта)

Совместно с воспитателем дети проводят опыт №1

Ответы детей

Ответы детей: во втором случае палочка более устойчива.

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для проявления поисковой активности

 

Условия для развития исследовательских действий.

Условия для проявления поисковой активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

В.: Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

Ответы детей

Условия для проявления поисковой активности

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Вместе со взрослым дети приходят к выводу, что корни удерживают растение в земле.

Опыт№2

На столах стоят стаканы с окрашенной водой и модели корня из марли.

В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите?

Совместно с воспитателем дети проводят опыт №2

Ответы детей (вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше)

Условия для развития исследовательских действий.

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Совместно приходят к выводу, что корни всасывают из почвы влагу.

Появляется модель-схему №3

Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают?

Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень?

(Смотрим модель-схему №3)

Ответы детей. (Дышат).

Ответы детей: он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Завершение занятия

Ребята где живут растения?

Как же мы должны относиться к ним?

Ребята, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.

Растения живут вокруг нас, помогают нам жить.

Беречь, охранять, ухаживать и т.д.

Ответы детей

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для развития самостоятельности и инициативы в игровой деятельности

Условия для поддержки развития режиссерской игры

Условия для закрепления цветов



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

Тема. «Жизнь растений»

Цель. Создание условий для формирования знаний детей о  строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы.

Задачи:

  1. создать условия для ознакомления детей с растениями.  (познавательное развитие);
  2. обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
  3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
  4. обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие);
  5. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
  6. создавать условия для развития диалогической речи (речевое развитие);
  7. способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);

Организация детских видов деятельностей:

  1. общение ребенка со взрослым;
  2. общение ребенка со сверстниками;
  3. исследовательская деятельность (исследовательская практика);

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ задачи

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

На столе лежит искусственный цветок и горшок с комнатным растением.

Появляется схема модели №1

Взрослый обращает на цветок и растение.

В: Давайте скорее мне горшок с землей.

Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше. Значит и ваше растение не живое?

Воспитатель предлагает сесть в круг на ковер

А вы можете перечислить признаки живого, а то я забыла.

Дети заходят в группу.

Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой.

 Дети говорят, что это растение живое.

Дети садятся в круг.

Дети перечисляют признаки живого по схеме-модели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается.

Условия для проявления поисковой активности

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для принятия детьми решения

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Появляется схема модели №2

У воспитателя карточки с частями растения

В: А расскажите, что есть у каждого растения?

В: А, я, поняла! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.

(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности)

Правильно я разложила?

В: Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно

Я придумала давайте проведем опыты, и поймем какие важные функции выполняет корень у растения.

Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель

№2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами

Ответы детей

Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)

 

Ответы детей

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для самостоятельной деятельности

После того, как дети объяснили в каком порядке растет растение, дети с помощью геометрических фигур разбиваются на группы делятся на пары.

Взрослый предлагает каждому поделится на группы

Дети делятся на группы

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для самостоятельного выбора партнера по деятельности.

Основная часть

Опыт№1

По количеству пар организованы рабочие места.

Взрослый предлагает подойти к столам

В: Ребята как вы думаете, что это такое? Для чего эти все предметы нам нужны? (если дети не отгадывают воспитатель подводит наводящими вопросами к правильному ответу).

В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней.

Дуем. Палочка падает?

Потом берем модель дерева с корневой системой.

Дуем. Падает ли сейчас палочка?

Дети обнаруживают на столах коробки с песком и модели стволов без корней и с корнями.

Ответы детей (для опыта)

Совместно с воспитателем дети проводят опыт №1

Ответы детей

Ответы детей: во втором случае палочка более устойчива.

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для проявления поисковой активности

 

Условия для развития исследовательских действий.

Условия для проявления поисковой активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

В.: Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

Ответы детей

Условия для проявления поисковой активности

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Вместе со взрослым дети приходят к выводу, что корни удерживают растение в земле.

Опыт№2

На столах стоят стаканы с окрашенной водой и модели корня из марли.

В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите?

Совместно с воспитателем дети проводят опыт №2

Ответы детей (вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше)

Условия для развития исследовательских действий.

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Совместно приходят к выводу, что корни всасывают из почвы влагу.

Появляется модель-схему №3

Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают?

Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень?

(Смотрим модель-схему №3)

Ответы детей. (Дышат).

Ответы детей: он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Завершение занятия

Ребята где живут растения?

Как же мы должны относиться к ним?

Ребята, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.

Растения живут вокруг нас, помогают нам жить.

Беречь, охранять, ухаживать и т.д.

Ответы детей

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для развития самостоятельности и инициативы в игровой деятельности

Условия для поддержки развития режиссерской игры

Условия для закрепления цветов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе «Б» общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет по теме: «Жизнь растений»

1.Систематизировать знания детей о растениях.2.Закрепить умение отличать природные объекты от искусственных; знания детей о строении растений; классифицировать растения по трем группам: деревья, куста...

Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»

Создание условий для формирования знаний детей о  строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы....

Конспект занятия. Тема: «Лекарственные растения Южного Урала»

     Цели: Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и п...

Конспект открытого занятия - экспериментирования по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Жизнь растений".

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования....

Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе на тему "Жизнь растений"

Цель: Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем гр...

Конспект занятия-экспериментирования по природе в старшей группе на тему: "Жизнь растений" ________________________________________

Программное содержание.Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать ра...

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие Задачи: Образовательные: формировать представление детей о том что, дикиеживотныеприспоса...