"Петербурговедение для дошколят."
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Создание условий для формирования первоначальных представлений о родном городе

Мы часто задумываемся, важно  ли прививать ребенку любовь к своему городу? И приходим к выводу, что развивать познавательный интерес к истории Петербурга, осознавать  ценность памятников истории и культуры у дошколят просто  необходимо. Ведь это будет служить основой формирования таких нравственных чувств как гордость за свой город, любовь и бережное отношение к бесценному наследию.

Но для формирования первоначальных представлений о родном городе, необходимо грамотно построить цепочку игр  для  наших детей,  так чтобы их познавательный интерес с каждым разом только возрастал, чтобы их глазёнки  загорались от любопытства, и они получали чувство восторга и восхищения от полученных знаний. Думаю, что  в первую очередь для знакомства с Санкт – Петербургом необходимо подобрать тот игровой и музыкальный материал, который – как бусы на ниточку, будет нанизывать впечатления, эмоции, гордость, знания и бережное отношение к городу.

Статья переопубликована в следствии утери доступа к предыдущему мини-сайту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peterburgovedenie_dlya_doshkolyat.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петербурговедение для дошколят.

Создание условий для формирования первоначальных представлений о родном городе 

Мы часто задумываемся, важно  ли прививать ребенку любовь к своему городу? И приходим к выводу, что развивать познавательный интерес к истории Петербурга, осознавать  ценность памятников истории и культуры у дошколят просто  необходимо. Ведь это будет служить основой формирования таких нравственных чувств как гордость за свой город, любовь и бережное отношение к бесценному наследию.

Но для формирования первоначальных представлений о родном городе, необходимо грамотно построить цепочку игр  для  наших детей,  так чтобы их познавательный интерес с каждым разом только возрастал, чтобы их глазёнки  загорались от любопытства, и они получали чувство восторга и восхищения от полученных знаний. Думаю, что  в первую очередь для знакомства с Санкт – Петербургом необходимо подобрать тот игровой и музыкальный материал, который – как бусы на ниточку, будет нанизывать впечатления, эмоции, гордость, знания и бережное отношение к городу.

Для этого необходима продуманная  развивающая среда. Это может быть специально оформленное помещение «Петербургская гостиная», «Петербургский салон», или просто специально отведённый центр «Петербурговедения» в группе.

Формирование нравственных понятий и этики поведения  юного петербуржца начинается в специальном помещении, где дети  попадают в «ауру волшебства»музея под открытым небом. И тогда им нравится все! И специально подобранные слайды, и необычное музыкальное сопровождение  (как пример:  Аудиохрестоматия к курсу «Чудесный город» Ермолаевой Л.К.), и загорающийся «чудесным образом» при правильном ответе «Петербургский фонарик» (светильник в форме фонарика). Здесь особенно проникновенно читаются стихи о городе, а построение плана – карты Санкт – Петербурга начинает постепенно, по мере накопления знаний, «оживать»: пополняться достопримечательностями…. Здесь дети узнают много нового и интересного о домах в нашем городе, о реке Неве, о том, что у города тоже есть день рождения. И в этот торжественный день на Ростральных колоннах зажигают огонь, а в небе расцветает праздничный салют.

Материал накапливается в течение всего времени  ознакомления детей с Петербургом  и используется для дальнейшей работы, расширяя и углубляя уже имеющиеся знания, стимулируя любопытство и познавательный интерес.

Основная установка и условие – больше натуральных впечатлений и эмоций, поэтому продуманная  экскурсионная программа для детей и их родителей должна занимать значительное место в плане работы по этой теме. Это богатая возможность побывать в различных уголках нашего города: Военно-морской музей - Стрелка Васильевского, Русский музей - площадь Искусств, Театральный музей - площадь Островского. Дети учатся чувствовать себя комфортно в общественных местах. Город становится ближе для маленьких петербуржцев, они начинают ощущать себя горожанами, жителями великого города. Все игры должны соответствовать возрасту малышей.  Специально подобранные стихи известных поэтов, загадки, рифмовки, игры, расширяют кругозор малышей. После прогулок с родителями, или ознакомления с новыми достопримечательностями можно предложить детям выразить свои впечатления в рисунках, фотографиях для создания  совместной выставки с родителями, мини  рассказах (родители со слов детей записывают их впечатления,  сохраняя лексику, обороты  и фразы). Такое сотворчество создаст дополнительный контакт родителей  с детьми, позволит  выйти на непрерывный процесс познания родного города. Раскрывая назначение зданий и сооружений Санкт - Петербурга. создаются предпосылки для знакомства с его обликом. Таким образом мы создаем условия для формирования представлений, только наглядностью является сам город. Такой подход дает возможность не только повысить эффективность ознакомления с архитектурными достопримечательностями. При узнавании архитектурных памятников у детей появляются положительные эмоции, что  помогает глубже познать объект, чем при длительном, но однократном ознакомлении.

Привлечение музея к воспитательно-образовательному  процессу необходимо, так как музей является уникальным образовательным учреждением, где прививаются нравственные, художественные и эстетические ценности, здесь дети получают разнообразный опыт и знания, раскрывая тайны мироздания и красоты.

Создание условий для «формирования, ознакомления, понимания…» это не только, и не столько атрибуты (слайды, презентации, фото, картины, беседы, загадки и ребусы). Это и интеграция всего образовательного процесса. Мне видится полезным дифференцированный подход к изучению материала через введение краеведческого материала в разные дисциплины  через песни - музыкальные минутки и занятия с музыкальным руководителем; «НОД», физическое развитие, художественное развитие; способствует не  только   быстрому запоминанию объектов окружающей среды, но и развитию памяти, фонематического слуха, мелкой моторики аккуратности, активизации познавательных интересов ребенка;  «театрализация» – к детям приходят в гости сказочные герои, которые помогают дошкольникам «путешествовать» по городу и решать различные задачи, выходить из сложных ситуаций,  экскурсии – прогулки, где наглядным материалом является «живой» город,  формируются различные навыки и умения через различные виды деятельности, то есть достигается принцип интеграции знаний.                        

Работая с детьми необходимо учитывать, что они не могут осознавать         исторические события и их последовательность, не могут освоить географические понятия, а многие сведения (искусствоведческие, статистические, социологические и пр.) для них либо формальны, либо недоступны для понимания. Также специфична форма подачи материала, она отлична от школьного урока. Именно поэтому так важно, учитывая физические особенности, и познавательные возрастные возможности малышей, создавать условия для формирования начальных знаний о родном городе.

Изначально мы все ставим себе задачи, одна из них -  «влюбить» ребенка в свой город. Невозможно измерить уровень этой любви. У каждого она своя. Очень хочется, чтобы ребенок пронес эту любовь через всю свою жизнь. Надо только всего лишь помочь ему в самом начале сделать свои первые шаги к постижению мира  ПЕТЕРБУРЖЦЕВ, к открытию СВОЕГО Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация итогового занятия по теме «Петербурговедение» в подготовительной группе

Интеграция образовательных  областей:«Музыка», «Коммуникация»,«Социализация»....

Развивающая игра по Петербурговедению "Что не правильно?"

Петербурговедение.Картинки архитектурных памятников (Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова, Дворцовая площадь) Санкт-Петербурга с "ошибками".Для первоначального ознак...

Петербурговедение. Содержание и технологии занятий по Петербурговедению в системе этического воспитания.

Сейчас, во времена технического прогресса, родителям увлеченных своей любимой работой,не хватает времени для развития нравственно патриотических чувств у своих детей. Поэтому решение этих задач лежит ...

"Петербурговедение для дошколят. "

Создание условий для формирования первоначальных представлений о родном городеМы часто задумываемся, важно  ли прививать ребенку любовь к своему городу? И приходим к выводу, что развивать познава...

Стендовый доклад по петербурговедению "Формы, средства и методы преподавания петербурговедения в дошкольном образовательном учреждении"

Стендовый доклад содержит краткую информацию про цели и задачи занятий по Петербурговедению с дошкольниками, про формы, средства и методы обучения, а также отражает технологию преподавания данного пре...

Консультация для заботливых родителей и непоседливых дошколят « Снежные забавы или чем занять дошколят на зимней прогулке»

Материал поможет взрослым научить своих непосед правильно падать во время  зимней прогулки,находить себе игры и занятия по душе Ведь что может быть веселей  зимней прогулки?...