Конспект НОД "Деревья родного края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Давыдова Вера Юрьевна

Конспект  НОД  в подготовительной группе

Тема «Деревья родного края».

 

Программное содержание:

1.Уточнить и расширить представления детей о  деревьях;

2. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним;

3. Уточнить с детьми  понятие «кора», для чего она служит дереву;

4. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева);

5. Закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными;

6. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из  деревьев;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_derevya_rodnogo_kraya.docx311.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  в подготовительной группе

Тема «Деревья родного края».

Программное содержание:

1.Уточнить и расширить представления детей о  деревьях;

2. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним;

3. Уточнить с детьми  понятие «кора», для чего она служит дереву;

4. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева);

5. Закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными;

6. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из  деревьев;

Предварительная работа:

1. Экскурсия по участкам детского сада,  с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину;

2. Наблюдение за птицами на деревьях;

3. Беседа о том, что производят из древесины.

4. Домашнее задание детям и их родителям, найти материал о деревьях.

Материал: Кусочки коры деревьев (березы, ели, осины, сосны); кусочки смолы, веточки тополя; лист бумаги с изображением зимнего и летнего дерева, образцы предметов, сделанных из бересты, липы.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо от лесника. Он мне передал для вас конверт со шкатулкой. Давайте, почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (Дерево)

Дети: Дерево.

Воспитатель: Совершенно верно, это дерево (показывает картинку). Что вы знаете о деревьях? Воспитатель: Я вам давала поручения узнать что-нибудь интересное о деревьях. Кто - что сможет рассказать?

DSCF1175

Как вы думаете, дерево живое или нет?

Дети: Живое.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому что оно дышит, питается, растет и размножается.

Воспитатель: А как дышит дерево?

Дети: Листьями.

Воспитатель: Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя  грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за дерево».

Задание «Выложи части дерева»

Из отдельных частей выложить дерево и правильно назвать его части (крона, листья, ветви, ствол, корни).

Сюрпризный момент «внесение шкатулки»

Воспитатель: Откроем шкатулку и посмотрим, что там находится (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете, что это?

Дети: Кора.

Воспитатель: Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

Дети: Кора защищает дерево.

Воспитатель: А от чего она его может защищать?

Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.

Воспитатель: А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?

Дети: Нет, и ветки.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). Что находится под ней?

Дети: Древесина.

Воспитатель: А какая сама кожица?

Дети: Тонкая, гибкая, мягкая.

Воспитатель: Да, мы легко отделим её от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица?

Дети: Потому что кора жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

Воспитатель: Кожица- это тонкая кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре?

Дети: Верно, чем дерево старше, тем кора тоньше, тверже.

Воспитатель: Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она?

Дети: Потому что она тонкая, мягкая.

Воспитатель: Найдите кору старого дерева. Объясните, почему? Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора?

Дети рассматривают кору деревьев.

DSCF1150

Дети: Старая кора толстая, жесткая (дети находят и определяют кору деревьев).

Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева?

Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.

Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых?

Дети: Больные.

Воспитатель: Как узнать, что дерево болеет?

Дети: Листья вянут, кора трескается.

Воспитатель: А от чего болеют деревья?

Дети: Поселились вредные насекомые.

Воспитатель: Как вы думаете, кто лечит деревья?

Дети: Дятел.

Воспитатель: Правильно, дятел. Кто знает, как называют дятла?

Дети: Лесной доктор.

Воспитатель: А от чего ещё болеют деревья?

Дети: Кто-то порезал кору, сломал ветку.

Воспитатель: Да, дети, кто так поступает приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сокосбора необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают алей. Давайте понюхаем кусочки коры.

Воспитатель: Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался?

Дети: Она пахнет смолой.

Физминутка «Деревья».

        Руки подняли и покачали-

        Это деревья в лесу.

        Руки нагнули, кисти встряхнули

        Ветер сбивает росу.

        В стороны руки, плавно помашем

        Это к нам птицы летят,

        Как они сядут, тоже покажем

        Крылья сложили назад.

Экскурсия в музей «Чудеса леса»

Я вас приглашаю в музей «Чудеса леса»  (Дети подходят к выставке поделок из дерева). Ребята, я хочу поговорить с вами о том, как человек использует в своей жизни дерево. Как вы думаете, какую пользу приносит дерево человеку? Как же человек может использовать дерево?

Дети: Из дерева делают мебель, бумагу…

Воспитатель:  А ещё есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и деревьями. Кто знает, как называется эта профессия?

Дети: Лесник.

Воспитатель: Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры деревьев? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.

Дети называют изделия, сделанные из коры дерева.

Воспитатель: Верно, из коры дерева изготавливают различные художественные поделки. А еще в древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти.

Воспитатель:  Лесник просит вас выполнить задание: обвести по точкам и раскрасить зимнее дерево и летнее.

Воспитатель: Вот видите, сколько, интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшения нашей земли. Так давайте же беречь их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии "Родной край"

Конспект экскурсии с целью закрепления сезонных представлений....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Конспект НОД " Родной край" ( младшая группа)

Конспект НОД "Родной край" ( младшая группа)...

Конспект " Мой родной край".

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Мой родной край»...

Конспект НОД "Родной край"

Цель: Организовать познавательную деятельность детей направленную на формирование элементарных представлений о малой Родине....