Песок и его свойства
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цимбалюк Елена Александровна


Конспект занятия по позвательно - исследовательской деятельности "Песок и его свойства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_i_ego_svoystva.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с элементами экспериментирования

в подготовительной группе: «Песок и его свойства».

Цель: ознакомление детей со свойствами песка: цвет, сыпучесть, способность пропускать и фильтровать воду, липкость.

Программное содержание:

 Образовательные задачи:

  1. Обучать навыкам проведения лабораторных опытов;
  2. Формировать представление детей о песке в нашей жизни.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательные способности, творческое мышление;

2. Развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;

3. Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;

4. Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;

5. Развивать фантазию, творчество, воображение.

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира

Активизация словаря: сыпучий, липкий, песчинки.

Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, детский цифровой микроскоп, песочницы, сухой чистый песок,  вода, пробирки, палочки, воронки, лупы, деревянные контейнеры для песка, вата, песочные часы.

Предварительная работа: Игры с песком во время прогулки; знакомство с песочными часами, беседы о мерах осторожности во время игр с песком. Рассматривание фотографий с видами построек из песка, просмотр фильма о песке.

  1. Организация. Введение в тему

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки.

А теперь,

Глаза закрываем и представляем,

Что было вчера, мы забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самое лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем, здравствуйте, дети!

Ребята, отгадайте загадку:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть. (Песок)

Воспитатель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?

Ответы детей.

  1. Основная часть. Песок и его свойства. Проведение лабораторных опытов.

Да, сегодня мы будем говорить о песке. Беседа о песке:

- Какой бывает песок?

- Где его используют люди?

- Где используем песок мы, в детском саду?

Но прежде чем начать наши исследования, я повторю вам правила безопасности:

  Здесь нельзя кусаться, драться.

И в глаза песком кидаться!

Бегать, прыгать и скакать

И предметы не ломать!

С песком сегодня поиграем

Построим и чудим,

И много сотворим.

Воспитатель: Дети сейчас я попрошу вас занять свои места. (Дети садятся каждый за свое рабочее место)

Воспитатель: Действия с песком (тактильно) "Здравствуй, песок":  Дети, сначала с каждым пальчиком одной руки, затем другой руки, потом пальцами одновременно; легко сожмем кулачки с песком, затем медленно высыпаем в песочницу.

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно вместе падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте возникает, сплыв; движение песка похоже на течение.

- Какой звук вы слышите, когда струится песок? Где применяется такое движение песка? (Наблюдение за сыпучестью песка).

Ответы детей - (песочные часы)

Вывод: песок может двигаться.

Воспитатель показывает песочные часы: огромные песочные часы использовали люди в древности. Сейчас песочные часы используют в медицине для определения длительности процедур – прогревания.

Воспитатель: возьмем палочки и нарисуем солнце на песке, затем слегка встряхнем поднос. Что вы видите на песке?

Ответы детей: (на сухом песке рисунок не сохраняется, так как песчинки разлетаются)

- Теперь дотронемся до песка всей ладошкой - вначале внутренней стороной ладошки, затем тыльной стороной. (Вытерли руки салфеткой).

- Какой песок? (Сухой)

- Какого цвета? (сухой песок светло-коричневого цвета)

- Он прилипает к рукам? (рассыпается, не прилипает к рукам)

- Что вы почувствовали, когда дотрагивались до песка? ("Я чувствую тепло (холод) песка", "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно", "Мне нравится погружать свои руки в песок" и т. п)

- Рассмотрите, из чего состоит песок?

Рассмотрим под лупой песчинки. (Форма разная).

- Дети, а сейчас мы рассмотрим, из чего состоит песок более тщательно, через наш детский микроскоп. (На экране интерактивной доски дети рассматривают песчинки)

(Состоит из песчинок разного цвета и формы, которые не прилипают друг к другу)

Эксперимент №2

Воспитатель: В емкости с песком разбрызгайте воду и размешайте песок ложечками. Какой стал песок? (мокрый, липкий)

Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.  Что вы летом делаете из песка? (крепости, куличики). Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке. Встряхните емкость с мокрым песком. Исчез ли рисунок? Почему он сохранился на мокром песке?

Ответы детей: (мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок)

Физкультминутка

- Давайте поиграем, выходите из  своих рабочих мест. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели на корточки. О, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны.

Мы песчинки, мы песчинки,

Покружиться мы не прочь

Мы песчинки, мы песчинки,

Танцевали б день и ночь

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Эксперимент 2.

Воспитатель: Дети, займите свои рабочие места, есть метод очистки воды, который используют в очистных сооружениях - это очистка песком. Возьмем воронку, опустим воронку и пробирку, и  поместим в нее сначала вату и затем, песок и будем медленно выливать заранее приготовленную загрязненную воду. (В нее мы положим бумажки мелкие палочки).

Воспитатель: Что происходит с водой? Где остается мусор?

Ответы детей: (мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него)

Воспитатель: Сделаем вывод - что делает песок с водой? (Ответы детей: песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее). Дети, а как вы считаете можно ли загрязнять воду?

Воспитатель: Песок – это природный фильтр.

Воспитатель: Дети, а сейчас мы  с вами сделаем картины из песка, которые вы заберете себе. У вас на столах находятся рисунки – трафареты» Солнце», и клей. (Дети наносят клей на трафарет и засыпают песком)

 Рефлексия:

- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

С каким природным материалом мы познакомились. Что узнали о песке?

Что нового вы узнали? Как человек применяет песок в своей жизни? Что понравилось вам в лаборатории?

Благодарю вас за участие в наших экспериментах, и награждаю всех вас медалям за старания .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песок и его свойства"

конспект занятия в средней группе...

Конспект НОД с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"

Экспериментирование с предметами неживой природы...

Песок и его свойства.

На своем занятии в подготовительной группе, я провела исследование по теме « Песок и его свойства», для себя я поставила цели:1.Продолжать знакомить детей со свойствами песка, его происхождениям, чере...

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе: «Песок и его свойства».

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе: «Песок и  его свойства».Программное содержание:  Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить о...

"Волшебный песок и его свойства"

quot;Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка"  К.Д. Ушинский...

Мастер- класс для воспитателей " Кинетический песок и его свойства"

Познакомить воспитателей с кинетическим песком, рассказать о его свойствах, особенностях,характеристиках....