Волшебница вода
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Расширять и закреплять представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Задачи:
Уточнить и расширить знания детей о воде, о формах и видах воды, о роли в жизни живых организмов;
Активизировать словарь детей словами по теме: глобус, суша, круговорот воды;
Продолжать формировать у детей умения устанавливать причинно-следственные зависимости, умения делать выводы;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде, беречь воду.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»
Материал и оборудование: Глобус, аудиозапись «Ручеек»; салфетка, яблоко; указка, изображение капельки, термос с кипятком, лёд, ёмкость с водой, зеркало, поднос;
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, Просмотр фильма: «Урок чистой воды». Сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку». Чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок. Проведение отдельных опытов с водой. Д/и «Кому нужна вода»
Ход занятия: (Дети с педагогом стоят в кругу на ковре)
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться
-Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым доверчивым-
Пусть доброе утро длится до вечера.
-Сегодня у нас много гостей. А гостям принято что-нибудь дарить.
Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
(Включается аудиозапись «Ручеек»).
-Ребята, слышите? Что это? (Ответы детей)
-Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие.
-Желаю Вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
-А чтобы много узнать, надо быть внимательными и поднимать руки.
-Ребята, вы догадались, о чем будет наше занятие? Чтобы вам было легче догадаться, нужно отгадать загадки:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это?
(Вода)
Меня ждут, не дожду
А как увидят – разбегутся.
(Дождь)
Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дал
Прохудился и исчез
(Дождевая туча)
С неба — звездой,
На ладошку — водой.
(Снег
Висит за окошком кулёк
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька)
Сам вода, а по воде плавает.
(Лёд)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
(Роса)
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
-Да о воде.
На столе стоит глобус накрытый салфеткой.
Педагог предлагает догадаться, что находится под салфеткой, отгадывая загадку:
На ноге стоит одной - крутит, вертит головой
Нам показывает страны реки, горы, океаны.
(Дети отгадывают загадку, снимают салфетку)
-Что это такое? (Это глобус)
-А, что такое глобус? (Это модель Земли)
-А какой формы наша планета-Земля? (Круглая)
-На глобусе много голубого цвета, что это? (Это вода: моря, реки, океаны)
-А, что обозначено желтым цветом? (Это суша)
-Как вы считаете, чего больше на Земле: воды или суши? (Воды)
-Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.
(Воспитатель подводит детей к столу )
-Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, (педагог показывает детям) 3 части – это вода, 1 часть суша.
-А теперь, посмотрите на картинку. Так выглядит наша планета Земля из космоса. На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле. О ней мы и будем сегодня с вами разговаривать.
-Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода. Какие водоёмы вы знаете, ребята?
Откуда берётся вода в кране?
(Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не заканчивается. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Дети: В лаборатории делают опыты, проводят эксперименты.
Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?
Опытно-исследовательская деятельность.
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(солёная).
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)
- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что нарисовано на картинке?
Значит вода какая? (прозрачная).
- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)
- Имеет ли вода определённую фору? (нет)
-Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
-Как вы думаете, какие это три состояния? (В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды)
(Воспитатель показывает детям в каких состояниях бывает вода)
-Жидкость; если воду нагреть получается – пар (открывает термос с кипятком, подносит зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показывает бутылку со льдом).
-Итак, вода бывает в каком состоянии? (Ответы детей)
- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились,
{шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
{встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
{круги двумя руками вперед)
Одной, другой - это кроль.
{круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
{прыжки на месте)
Вышли на берег крутой {шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель предлагает детям пройти на места)
-Теперь, я предлагаю поиграть. Я буду называть слова. Если слово обозначает воду, вы поднимаете руку, если нет – не поднимаете: Река, песок, стул, облако, туман, чай, снег, дом, лёд, сосулька, град, бумага, роса, карандаш, иней, море, книга, ручей, сугроб, снеговик.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как, сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
-Как вы думаете, кому нужна вода? (Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку). А в детскому саду еще где нужна вода? (Комнатным растениям (ПОЧЕМУ?)– цветы живые и без воды завянут, засохнут и погибнут, В аквариуме (ПОЧЕМУ?)– – рыбы живут в воде, без неё они погибнут. Им надо много воды, чтобы плавать. В группе надо мыть игрушки, надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль. Надо много воды, чтобы стирать в д/саду бельё. На кухне надо много воды, чтобы приготовить обед всем детям. В туалете нужна вода, чтобы умываться.
-Вот как много воды необходимо только у нас в детском саду.
-Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода.
Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
-В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется
КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
-Как вы думаете, что такое круговорот? Это значит, вода ходит по кругу.
-Давайте все вместе повторим «Круговорот воды в природе»
Тризовская игра «Хорошо-плохо»
Воспитатель кидает детям мяч, а они отвечают:
В каких случаях вода «хорошо»: можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т.д.
Но вода бывает и «плохо»: В каких случаях? (наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т.д.)
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
Итог:
-Ребята, о чём мы сегодня говорили?
-Что такое круговорот воды?
-Какими свойствами обладает вода?
-Что нужно делать, чтобы вода не исчезла с земли?
-Как нужно беречь воду?
Рефлексия:
-Понравилось вам наше занятие?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_voda.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Расширять и закреплять представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Задачи:
Уточнить и расширить знания детей о воде, о формах и видах воды, о роли в жизни живых организмов;
Активизировать словарь детей словами по теме: глобус, суша, круговорот воды;
Продолжать формировать у детей умения устанавливать причинно-следственные зависимости, умения делать выводы;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде, беречь воду.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»
Материал и оборудование: Глобус, аудиозапись «Ручеек»; салфетка, яблоко; указка, изображение капельки, термос с кипятком, лёд, ёмкость с водой, зеркало, поднос;
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, Просмотр фильма: «Урок чистой воды». Сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку». Чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок. Проведение отдельных опытов с водой. Д/и «Кому нужна вода»
Ход занятия: (Дети с педагогом стоят в кругу на ковре)
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться
-Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым доверчивым-
Пусть доброе утро длится до вечера.
-Сегодня у нас много гостей. А гостям принято что-нибудь дарить.
Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
(Включается аудиозапись «Ручеек»).
-Ребята, слышите? Что это? (Ответы детей)
-Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие.
-Желаю Вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
-А чтобы много узнать, надо быть внимательными и поднимать руки.
-Ребята, вы догадались, о чем будет наше занятие? Чтобы вам было легче догадаться, нужно отгадать загадки:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это?
(Вода)
Меня ждут, не дожду
А как увидят – разбегутся.
(Дождь)
Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дал
Прохудился и исчез
(Дождевая туча)
С неба — звездой,
На ладошку — водой.
(Снег
Висит за окошком кулёк
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька)
Сам вода, а по воде плавает.
(Лёд)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
(Роса)
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
-Да о воде.
На столе стоит глобус накрытый салфеткой.
Педагог предлагает догадаться, что находится под салфеткой, отгадывая загадку:
На ноге стоит одной - крутит, вертит головой
Нам показывает страны реки, горы, океаны.
(Дети отгадывают загадку, снимают салфетку)
-Что это такое? (Это глобус)
-А, что такое глобус? (Это модель Земли)
-А какой формы наша планета-Земля? (Круглая)
-На глобусе много голубого цвета, что это? (Это вода: моря, реки, океаны)
-А, что обозначено желтым цветом? (Это суша)
-Как вы считаете, чего больше на Земле: воды или суши? (Воды)
-Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.
(Воспитатель подводит детей к столу )
-Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, (педагог показывает детям) 3 части – это вода, 1 часть суша.
-А теперь, посмотрите на картинку. Так выглядит наша планета Земля из космоса. На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле. О ней мы и будем сегодня с вами разговаривать.
-Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода. Какие водоёмы вы знаете, ребята?
Откуда берётся вода в кране?
(Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не заканчивается. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Дети: В лаборатории делают опыты, проводят эксперименты.
Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?
Опытно-исследовательская деятельность.
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(солёная).
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)
- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что нарисовано на картинке?
Значит вода какая? (прозрачная).
- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)
- Имеет ли вода определённую фору? (нет)
-Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
-Как вы думаете, какие это три состояния? (В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды)
(Воспитатель показывает детям в каких состояниях бывает вода)
-Жидкость; если воду нагреть получается – пар (открывает термос с кипятком, подносит зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показывает бутылку со льдом).
-Итак, вода бывает в каком состоянии? (Ответы детей)
- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились,
{шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
{встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
{круги двумя руками вперед)
Одной, другой - это кроль.
{круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
{прыжки на месте)
Вышли на берег крутой {шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель предлагает детям пройти на места)
-Теперь, я предлагаю поиграть. Я буду называть слова. Если слово обозначает воду, вы поднимаете руку, если нет – не поднимаете: Река, песок, стул, облако, туман, чай, снег, дом, лёд, сосулька, град, бумага, роса, карандаш, иней, море, книга, ручей, сугроб, снеговик.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как, сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
-Как вы думаете, кому нужна вода? (Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку). А в детскому саду еще где нужна вода? (Комнатным растениям (ПОЧЕМУ?)– цветы живые и без воды завянут, засохнут и погибнут, В аквариуме (ПОЧЕМУ?)– – рыбы живут в воде, без неё они погибнут. Им надо много воды, чтобы плавать. В группе надо мыть игрушки, надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль. Надо много воды, чтобы стирать в д/саду бельё. На кухне надо много воды, чтобы приготовить обед всем детям. В туалете нужна вода, чтобы умываться.
-Вот как много воды необходимо только у нас в детском саду.
-Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода.
Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
-В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется
КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
-Как вы думаете, что такое круговорот? Это значит, вода ходит по кругу.
-Давайте все вместе повторим «Круговорот воды в природе»
Тризовская игра «Хорошо-плохо»
Воспитатель кидает детям мяч, а они отвечают:
В каких случаях вода «хорошо»: можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т.д.
Но вода бывает и «плохо»: В каких случаях? (наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т.д.)
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
Итог:
-Ребята, о чём мы сегодня говорили?
-Что такое круговорот воды?
-Какими свойствами обладает вода?
-Что нужно делать, чтобы вода не исчезла с земли?
-Как нужно беречь воду?
Рефлексия:
-Понравилось вам наше занятие?
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 Калининского района Санкт-Петербурга Тихорецкий пр. 9 к.6 лит.А
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Используемые технологии :
-здоровье сберегающая технология
-игровая технология
-технология исследовательской деятельности
Выполнила воспитатель
Шабалина Эльмира Магсумяновна
Санкт-Петербург 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"
Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...