Волшебница вода
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шабалина Эльмира Магсумяновна

Цель: Расширять и закреплять представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

Задачи:

Уточнить и расширить знания детей о воде, о формах и видах воды, о роли в жизни живых организмов;

Активизировать словарь детей словами по теме: глобус, суша, круговорот воды;

Продолжать формировать у детей умения устанавливать причинно-следственные зависимости,  умения делать выводы;

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде, беречь воду.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»

Материал и оборудование: Глобус,   аудиозапись «Ручеек»; салфетка, яблоко; указка, изображение капельки,  термос с кипятком, лёд, ёмкость с водой, зеркало, поднос; 

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, Просмотр фильма: «Урок чистой воды». Сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку». Чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок. Проведение отдельных опытов с водой. Д/и «Кому нужна вода»

Ход занятия: (Дети с педагогом стоят в кругу на ковре)

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться

-Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым доверчивым-

Пусть доброе утро длится до вечера.

-Сегодня у нас много гостей. А гостям принято что-нибудь дарить.

Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.

(Включается аудиозапись «Ручеек»).

-Ребята, слышите? Что это? (Ответы детей)

-Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие.

-Желаю Вам хорошо заниматься

Слушать внимательно, ума набираться.

-А чтобы много узнать, надо быть внимательными и поднимать руки.

-Ребята, вы догадались, о чем будет наше занятие? Чтобы вам было легче догадаться, нужно отгадать   загадки:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это?

(Вода)

Меня ждут, не дожду

А как увидят – разбегутся.

 (Дождь)

Над тобой и надо мной

Пролетел мешок с водой.

 Наскочил на дал

Прохудился и исчез

(Дождевая туча)

С неба — звездой,

 На ладошку — водой.

 (Снег

 

Висит за окошком кулёк

  Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька)

Сам вода, а по воде плавает.

 (Лёд)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой застлали.

А пошли искать их днём –

 Ищем, ищем – не найдём.

 (Роса)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

-Да о воде.

На столе стоит глобус накрытый салфеткой.

Педагог предлагает догадаться, что находится под салфеткой, отгадывая загадку:

На ноге стоит одной - крутит, вертит головой

Нам показывает страны реки, горы, океаны.

(Дети отгадывают загадку, снимают салфетку)

-Что это такое? (Это глобус)

-А, что такое глобус? (Это модель Земли)

-А какой формы наша планета-Земля? (Круглая)

-На глобусе много голубого цвета, что это? (Это вода: моря, реки, океаны)

-А, что обозначено желтым цветом? (Это суша)

-Как вы считаете, чего больше на Земле: воды или суши? (Воды)

-Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

(Воспитатель подводит детей к столу )

-Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, (педагог показывает детям) 3 части – это вода, 1 часть суша.

-А теперь, посмотрите на картинку. Так выглядит наша планета Земля из космоса. На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле. О ней мы и будем сегодня с вами разговаривать.

-Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода. Какие водоёмы вы знаете, ребята?

Откуда берётся вода  в кране?

(Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)

Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нём

Как мы это назовём?

/Водопровод/

Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не заканчивается. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: В лаборатории делают опыты, проводят эксперименты.

 Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?

 

 

 

Опытно-исследовательская деятельность.

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)

- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что нарисовано на картинке?

Значит вода какая? (прозрачная).

- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)

- Имеет ли вода определённую фору? (нет)

-Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.

-Как вы думаете, какие это три состояния? (В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды)

(Воспитатель  показывает детям в каких состояниях бывает вода)

-Жидкость; если воду нагреть получается – пар (открывает термос с кипятком, подносит зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показывает бутылку со льдом).

-Итак, вода бывает в каком состоянии? (Ответы детей)

 

 

 

- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

{шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

{встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс.

{круги двумя руками вперед)

Одной, другой - это кроль.

{круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

{прыжки на месте)

Вышли на берег крутой {шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель предлагает детям пройти на места)

-Теперь, я предлагаю поиграть. Я буду называть слова. Если слово обозначает воду, вы поднимаете руку, если нет –  не поднимаете: Река, песок, стул, облако, туман, чай, снег, дом, лёд, сосулька, град, бумага, роса, карандаш, иней, море, книга, ручей, сугроб, снеговик.

 

 

 

 Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как, сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

-Как вы думаете, кому нужна вода? (Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).  А в детскому саду еще где нужна вода? (Комнатным растениям  (ПОЧЕМУ?)– цветы живые и без воды завянут, засохнут и погибнут, В аквариуме (ПОЧЕМУ?)– – рыбы живут в воде, без неё они погибнут. Им надо много воды, чтобы плавать. В группе надо мыть игрушки, надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль. Надо много воды, чтобы стирать в д/саду бельё. На кухне надо много воды, чтобы приготовить обед всем детям. В туалете нужна вода, чтобы умываться.

-Вот как много воды необходимо только у нас в детском саду.

-Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода.

Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)

 

 

 

 

Не умыться, не напиться,

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

-В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется

КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

-Как вы думаете, что такое круговорот? Это значит, вода ходит по кругу.

-Давайте все вместе повторим «Круговорот воды в природе»

Тризовская игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель кидает детям мяч, а они отвечают:

В каких случаях вода «хорошо»: можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т.д.

Но вода бывает и «плохо»: В каких случаях? (наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т.д.)

 

 

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет –

И нет водицы

Нет, нет, нет.

 

Итог:

-Ребята, о чём мы сегодня говорили?

-Что такое круговорот воды?

-Какими свойствами обладает вода?

-Что нужно делать, чтобы вода не исчезла с земли?

-Как нужно беречь воду?

Рефлексия:

-Понравилось вам наше занятие?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Расширять и закреплять представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

Задачи:

Уточнить и расширить знания детей о воде, о формах и видах воды, о роли в жизни живых организмов;

Активизировать словарь детей словами по теме: глобус, суша, круговорот воды;

Продолжать формировать у детей умения устанавливать причинно-следственные зависимости,  умения делать выводы;

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде, беречь воду.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»

Материал и оборудование: Глобус,   аудиозапись «Ручеек»; салфетка, яблоко; указка, изображение капельки,  термос с кипятком, лёд, ёмкость с водой, зеркало, поднос;  

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, Просмотр фильма: «Урок чистой воды». Сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку». Чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок. Проведение отдельных опытов с водой. Д/и «Кому нужна вода»

Ход занятия: (Дети с педагогом стоят в кругу на ковре)

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться

-Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым доверчивым-

Пусть доброе утро длится до вечера.

-Сегодня у нас много гостей. А гостям принято что-нибудь дарить.

Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.

(Включается аудиозапись «Ручеек»).

-Ребята, слышите? Что это? (Ответы детей)

-Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие.

-Желаю Вам хорошо заниматься

Слушать внимательно, ума набираться.

-А чтобы много узнать, надо быть внимательными и поднимать руки.

-Ребята, вы догадались, о чем будет наше занятие? Чтобы вам было легче догадаться, нужно отгадать   загадки:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это?

(Вода)

Меня ждут, не дожду

А как увидят – разбегутся.

 (Дождь)

Над тобой и надо мной

Пролетел мешок с водой.

 Наскочил на дал

Прохудился и исчез

(Дождевая туча)

С неба — звездой,

 На ладошку — водой.

 (Снег

 

Висит за окошком кулёк

  Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька)

Сам вода, а по воде плавает.

 (Лёд)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой застлали.

А пошли искать их днём –

 Ищем, ищем – не найдём.

 (Роса)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

-Да о воде.

На столе стоит глобус накрытый салфеткой.

Педагог предлагает догадаться, что находится под салфеткой, отгадывая загадку:

На ноге стоит одной - крутит, вертит головой

Нам показывает страны реки, горы, океаны.

(Дети отгадывают загадку, снимают салфетку)

-Что это такое? (Это глобус)

-А, что такое глобус? (Это модель Земли)

-А какой формы наша планета-Земля? (Круглая)

-На глобусе много голубого цвета, что это? (Это вода: моря, реки, океаны)

-А, что обозначено желтым цветом? (Это суша)

-Как вы считаете, чего больше на Земле: воды или суши? (Воды)

-Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

(Воспитатель подводит детей к столу )

-Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, (педагог показывает детям) 3 части – это вода, 1 часть суша.

-А теперь, посмотрите на картинку. Так выглядит наша планета Земля из космоса. На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле. О ней мы и будем сегодня с вами разговаривать.

-Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода. Какие водоёмы вы знаете, ребята?

Откуда берётся вода  в кране?

(Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)

Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нём

Как мы это назовём?

/Водопровод/

Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не заканчивается. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: В лаборатории делают опыты, проводят эксперименты.

 Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?

Опытно-исследовательская деятельность.

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)

- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что нарисовано на картинке?

Значит вода какая? (прозрачная).

- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)

- Имеет ли вода определённую фору? (нет)

-Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.

-Как вы думаете, какие это три состояния? (В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды)

(Воспитатель  показывает детям в каких состояниях бывает вода)

-Жидкость; если воду нагреть получается – пар (открывает термос с кипятком, подносит зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показывает бутылку со льдом).

-Итак, вода бывает в каком состоянии? (Ответы детей)

- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

{шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

{встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс.

{круги двумя руками вперед)

Одной, другой - это кроль.

{круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

{прыжки на месте)

Вышли на берег крутой {шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель предлагает детям пройти на места)

-Теперь, я предлагаю поиграть. Я буду называть слова. Если слово обозначает воду, вы поднимаете руку, если нет –  не поднимаете: Река, песок, стул, облако, туман, чай, снег, дом, лёд, сосулька, град, бумага, роса, карандаш, иней, море, книга, ручей, сугроб, снеговик.

 Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как, сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

-Как вы думаете, кому нужна вода? (Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).  А в детскому саду еще где нужна вода? (Комнатным растениям  (ПОЧЕМУ?)– цветы живые и без воды завянут, засохнут и погибнут, В аквариуме (ПОЧЕМУ?)– – рыбы живут в воде, без неё они погибнут. Им надо много воды, чтобы плавать. В группе надо мыть игрушки, надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль. Надо много воды, чтобы стирать в д/саду бельё. На кухне надо много воды, чтобы приготовить обед всем детям. В туалете нужна вода, чтобы умываться.

-Вот как много воды необходимо только у нас в детском саду.

-Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода.

Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)

Не умыться, не напиться,

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

-В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется

КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

-Как вы думаете, что такое круговорот? Это значит, вода ходит по кругу.

-Давайте все вместе повторим «Круговорот воды в природе»

Тризовская игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель кидает детям мяч, а они отвечают:

В каких случаях вода «хорошо»: можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т.д.

Но вода бывает и «плохо»: В каких случаях? (наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т.д.)

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет –

И нет водицы

Нет, нет, нет.

Итог:

-Ребята, о чём мы сегодня говорили?

-Что такое круговорот воды?

-Какими свойствами обладает вода?

-Что нужно делать, чтобы вода не исчезла с земли?

-Как нужно беречь воду?

Рефлексия:

-Понравилось вам наше занятие?

 

                       

               

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 Калининского  района Санкт-Петербурга Тихорецкий пр. 9 к.6 лит.А

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Используемые технологии :

-здоровье сберегающая технология

-игровая технология

-технология исследовательской деятельности

Выполнила воспитатель

Шабалина Эльмира Магсумяновна

                                               Санкт-Петербург 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...