Доклад «Опыт работы по исследовательской деятельности в ДОУ»
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Едиханова Рамиля Мансуровна

Тема: «Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на Районном Методическом Объединении МАДОУ «Октябрьский детский сад «Сказка» 28 февраля 2020 год

Доклад  «Опыт работы по исследовательской деятельности  в ДОУ»

Тема: «Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы»

С внедрением ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» обращено на формирование у дошкольников познавательных интересов. Познавательное развитие детей должно заключать в себе решение основных задач:

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;    - формирование целостной картины мира,                                                              - расширение кругозора дошкольников.

Уже в ДОУ нужно приобщать детей к разнообразным способам получения информации для формирования личности, способной самостоятельно добывать знания.

Большое значение в развитии и активизации познавательных интересов детей имеет использование педагогических технологий.

 В своей работе я активно использую методику исследовательского обучения А.И.Савенкова. Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Одним из условий решения задач по познавательно - исследовательской деятельности в детском саду является организация развивающей среды.  В ДОУ оборудованы уголки экспериментирования в группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские  интересы.

Большое внимание в познавательно – исследовательской деятельности уделяю и формам работы с дошкольниками. В частности активно использую в своей практике  научные конференции дошкольников. Целью такой работы является формирование познавательной активности старших дошкольников.

. Одним из способов активизации познавательного интереса дошкольников является детская конференция, которая проводится как итоговое занятие какого – либо исследовательского  проекта.

Цель: Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы

Задачи

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу дошкольников;  Расширять кругозор – инициировали исследовательское поведение,  стали реальными участниками совместного поиска.

Развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь детей во время презентации своего исследования; Обогащать словарный запас детей; - интеграция образовательных областей: учились  рассказывать о любимом динозавре, узнавали новые слова 

Воспитывать умение слушать друг друга и сопереживать;

Обогащать эмоциональный опыт детей новыми впечатлениями, создавать радостное настроение; -  стремились  выразить  свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.

                                     Планируемые результаты

-проявляет устойчивый интерес к исследованию ;  

 - способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации об объектах исследования;

- способен разработать план действий по созданию продукта, составлению описательного рассказа об исследуемом объекте.

Этапы реализации проекта

       1 этап – поисковый

 -Обозначение проблемы и темы исследования;

«Мой ребенок любит динозавров!»  Марина Аромштам:

 интерес детей к динозаврам играет своего рода психотерапевтическую роль: существуют чудовища, которых можно не бояться, потому что они обитают исключительно в мире воображаемого – в книжках, кино, среди игрушек.

-Постановка целей и задач исследования;

-Подбор мультфильмов, научных и художественных фильмов для детей;

- Подбор методической  литературы по теме – представляю свою методическую разработку по теме «В мире динозавров».

- Подбор художественных произведений, атласов, энциклопедий,  иллюстраций,

- Подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр – некоторые представлены на выставке.

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

2 этап – аналитический

Составление плана деятельности;

Разработка маршрута исследования совместно с детьми (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?);

рекомендации родителям дошкольников старшей группы: выбор объекта исследования – конкретного вида динозавра, составление плана доклада о нем; для родителей дошкольников младшей группы: создание продукта – изображение  динозавра в различной художественной технике – рисунке, поделка из природного материала, в лепке и других для выставки на конференции.

                   3 этап – практический

Совместная деятельность ребенка с родителями: 

-проектирование выступления, репетиция публичного выступления;

-изображение динозавра в различной художественной технике для выставки на конференции.

Совместная деятельность педагога и детей:

-чтение художественной и научно – популярной литературы,

-просмотры фильмов,  мультфильмов, презентаций;

-познавательные беседы о динозаврах,

-анализ природных условий эпохи динозавров, внешнего вида животных,

-изготовления макета «Древний мир» с извергающимся вулканом,

-наблюдение за появлением детеныша динозавра из яйца (экспериментальный набор «Выращивание  динозаврика»),

-экскурсии в виртуальный палеонтологический музей,

-игры с лэпбуком «Эра динозавров»,

-моделирование и  изображение животных в различных видах техники;

-подготовка к публичному выступлению.

Подготовка к публичному выступлению:

-просмотр выступлений ораторов (В. В. Путина, И. Зейналовой,  

В. Соловьева)  - их манера говорить, голос, жесты.

-знакомство с правилами публичного выступления: умение вести себя на публике, умение правильно отвечать на вопрос (поблагодарить, проявлять дружелюбие, тактичность), умение управлять своим голосом, жестикуляцией, мимикой в процессе выступления;

- знакомство с требованиями к содержанию публичного вступления

4 этап – презентационный

Итоговое мероприятие: детская конференция «Мой любимый динозавр»

  • Представление своего динозавра детьми старшего дошкольного возраста
  • Выставка объектов исследования в различной технике детьми младшего дошкольного возраста

В торжественной обстановке проходило мероприятие, были приглашены родители, младшие дошкольники были зрителями. Заранее приготовили выставку своих поделок. Ребята по очереди, надевали шапочку магистра, по картине с динозавром рассказывали доклад.

В конце мероприятия все были отмечены грамотами юного исследователя.

Слайды реализация проекта.

5 этап – контрольный.  Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

● Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями.

● Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.

● Проявляет интерес к предметам окружающего мира, пытается устанавливать различные взаимосвязи; осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство.

● Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.

В дальнейшей работе планирую использовать и другие образовательные технологии, ведь развивая маленького исследователя, мы закладываем огромный потенциал творческой личности.

 https://sun9-43.userapi.com/c856520/v856520290/164f1e/lPfZ7pvNWu0.jpg https://sun9-18.userapi.com/c855216/v855216290/226b47/1WQUxXmUSkA.jpg https://sun1-18.userapi.com/NUw3f8rusl6CmmXd7kNCMFcMpwSJYvccp_ocLA/hp3okRj80Tg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...

Проектная работа по исследовательской деятельности "Хочу все знать!"

Дети по природе своей любопытны и деятельны. В возрасте 5-6 лет у детей ярче начинает проявляться любознательность и желание что-то сделать самому. Важно помочь ребенку удовлетворить его любопытс...

Из опыта работы: Элементарная исследовательская деятельность с детьми раннего возраста

   Ребёнок раннего возраста сам по себе является «исследователем». И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию. Моя задача – не пресекать э...

Сообщение из опыта работы: "Познавательно - исследовательская деятельность во 2 младшей группе"

Сообщение из опыта работы: "Познавательно - исследовательская деятельность во 2 младшей группе"...

Из опыта работы: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитии памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса ...

План работы познавательно-исследовательской деятельности встаршей группе

Тема моего самообразования"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.Над данной темой работаю второй год....

Творческая работа. Проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников.

Слово «проект» происходит от латинского projtctus (брошенный вперед). Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (п...