Из опыта работы: Элементарная исследовательская деятельность с детьми раннего возраста
статья по окружающему миру на тему

Хавричева Татьяна Витальевна

     Ребёнок раннего возраста сам по себе является «исследователем». И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Элементарная исследовательская деятельность

с детьми раннего возраста

     Ребёнок раннего возраста сам по себе является «исследователем». И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

    Я разделяю мнение многих педагогов, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарное исследование с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе исследовательской деятельности ребёнок раннего возраста учится наблюдать, отвечать на

Целью моей педагогической деятельности является:

- создание условий для организации исследовательской деятельности в группе раннего возраста.

С учётом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей я поставила перед собой задачи:

-изучить литературу;

-подобрать эффективные методы и приёмы;

-составить конспекты занятий;

-подобрать игры и упражнения для исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат:

- в группе созданы условия для исследовательской деятельности с детьми раннего возраста.

В своей работе использую структуру детского экспериментирования, разработанную Л.Н. Прохоровой и Л.Н. Менщиковой.

    При решении исследовательских задач, развиваю у детей творческое мышление. Для этого формирую умение видеть проблему, задавать вопросы, наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

   Одним из методов исследования является наблюдение. Это самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. В качестве объектов для детских наблюдений могут выступать практически все объекты: сами люди, животные, явления природы и явления из окружающего мира.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно использую – опыт. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная предметно – пространственная среда.

В группе создан исследовательский центр: уголок экспериментирования, где есть разные материалы:

- бумага обычная, картон, наждачная и копировальная бумага;

- образцы песка, глины;

- кусочки кожи, меха ткани, пробки;

- ракушки;

- семена огородных культур (лук, чеснок);

-соль, сахар, лимонная кислота;

- перья птиц, шишки, листья деревьев;

- акварель, гуашь.

   Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

Для активизации детской исследовательской деятельности я использую оборудование:

- разнообразные емкости (кружки, тарелочки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);

- шприцы, трубочки (пластмассовые), воронки, сито;

- лупы;

- губки, пенопласт, вата, поролон.

Дети с удовольствием обследуют песок, глину, познавая их свойства, плещутся в воде, открывая её тайны, отправляют в плаванье бумажные кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики, пробуют делать пену, превращают снег в воду, выдувают мыльные пузыри.

   Камни, песок и вода круглогодично присутствуют в группе. Дети вместе со мной проводят эксперименты. Например: льют из лейки и переливают через воронку воду в ведро, просеивают через сито песок. Они видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему, из какого песка можно лепить, а из какого нет. Также в группе присутствуют камни, я вместе с детьми изучаю их свойства, малыши играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Познавательно- исследовательская деятельность с детьми раннего возраста"

Проект на тему: "Познавательно - исследовательская деятельность с детьми раннего возраста". Ранний возраст – период активного  познания окружающего мира и исследовательской деятел...

Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста

Исследовательская деятельность с детьми раннего возрастаГунель Биннатова Исследовательская деятельность с детьми раннего возрастаИз опыта работы- «Исследовательская деятельность с детьми ра...

Статья из опыта работы «Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Задачи познавательно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это вхождение детей в проблемную игровую с...

Презентация из опыта работы «Использование народного искусства с детьми раннего возраста»

laquo;Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»                            ...

Презентация из опыта работы "Познавательно- исследовательская деятельность с детьми среднего дошкольного возраста".

Познавательно- исследовательская деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы «Организация исследовательской деятельности с детьми».

Организация исследовательской деятельности  с детьми....