Методическая разработка тематической недели "Осень"
методическая разработка по окружающему миру

Васильева Алла Владимировна

Методическая разработка тематической недели "Осень"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка тематической  недели: «Осень»

Цель: Расширение представлений детей об осени (изменения в природе, одежде людей, праздниках). Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.

Итоговое мероприятие: Выставка поделок.

Понедельник

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа «Осень. Что ты о ней знаешь?» Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени

Сюжетные картинки по теме «Наступление осени» Цель: Расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе 

Словесная игра «Доскажи словечко». Способствовать развитию речи, называть предметы во множественном числе.

иллюстрации об осени,

дидактические игры «Разложи по порядку», «Какое время года»

Д/И «Чудесный мешочек» - развивать умение узнавать предметы на ощупь.

Рекомендовать родителям принять участие в выставке «Что нам Осень принесла».

ООД

1.Развитие речи Тема: «Оладушки с печи горячи».

Программное содержание: Вовлекать детей в общий разговор. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Участвовать в инсценировке. Обогащать словарь прилагательными.  Сопровождать слова выразительными условными движениями. Развивать речевое дыхание, дикцию. Воспитывать интерес к играм – инсценировкам. Парамонова

«Развивающие занятия с детьми 4-5 лет»

стр.100-103

2.Физ-ра.  По плану физ. инструктора

Прогулка:

Наблюдение за долготой дня. Цель: развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением.

Заготовка листьев для аппликации

Закреплять знание названий деревьев.

П./игра «Гуси-гуси» Цель: Способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве, развивать ловкость, быстроту

Самостоятельная деятельность детей на прогулке

 Вынести: лопатки, машины, ведерки.

Вечер:

Гимнастика «Побудка», воздушные ванны, хождение босиком

Чтение произведения И. Соколова - Микитова «Листопадничек», беседа по содержанию

Рассматривание репродукции с картин И. С. Остроухова «Золотая осень» (познакомить с картиной, учить замечать особенности изображения осени в картине, отмечать выразительные средства, которые использовал художник)

Беседа «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники». Цель: Познакомить детей с понятиями «сад», «лес».  Расширять и закреплять представления детей о деревьях и кустарниках.

Д/и. «От какого дерева лист» Цель: знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью, уметь по сигналу быстро ориентироваться по картинкам и находить нужное дерево

С/р игра  «Хозяюшки». Формировать положительное отношение к быту и домашним делам. Воспитывать уважение к старшим. Закреплять ролевое поведение в процессе игры.

Иллюстрации с изображением различных времён года.

Д/И «Найди свой домик» - упражнять в различении геометрических фигур, находить модели этих фигур, несмотря на различия в их цвете и размере.

Вторник

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Утро

Утренняя гимнастика

Рассказывание по теме «Осень наступила» Формировать навыки рассматривания картины И. Левитана «Золотая осень» Учить составлять описательный рассказ по картине, использовать элементы поэтического описания природы.

Беседа «Осенние приметы» - расширять представления об осени, как о времени года, познакомить с осенними приметами («В сентябре огонь и в поле, и в избе». «Осень прикажет, а весна свое скажет».

Д/и «Хоровод - огород». Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия.

Игровая ситуация «Научим зайчика пользоваться мылам». - Воспитание культурно-гигиенических навыков. Закреплять умение аккуратно пользоваться мылом при мытье рук. Развитие навыков самообслуживания.

Создать условия для игры – путешествие «В гости к осени» Цель: включить воображение, память для создания образов по теме, уметь выразительно, с помощью пантомимики и речи показывать образы, выразительно читать стихи, ритмично выполнять движения

Самостоятельная деятельность детей в изоуголке. Предложить детям раскраски

Повторять пословицы и поговорки об осени

НОД

1.Познавательное развитие. ФЭМП. Занятие 3 Колесникова

2.Музыка По плану муз. руководителя.

Прогулка:

Наблюдение за листьями березы. Цель: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; закрепить представления о сезонных изменениях

П./Игра «Зайцы и волк», Цель: учить детей реагировать на сигнал, выполнять правила игры. Д/и «К названному дереву беги». С/игра по желанию детей.

Игра малой подвижности «Зайка» Цель: Формировать умение играть, согласовывая движения с текстом 

Труд: Трудовые поручения Веронике и Руслану– собрать игрушки после прогулки, вытряхивать из них песок. Развивать желание трудиться. Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

Вечер:

Рассматривание картин русских художников, изображавших осень. ( Воспитывать эстетические чувства и переживания, связанные с красотой природы) Заучивание А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» Цель: воспитывать чуткость к художественному слову. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихов.

Д. игра: «Угадай, с какого дерева лист и плод» закреплять знания детей о деревьях; развивать мышление, память

С/р игра «Магазин игрушек». Развивать в игре

взаимоотношения, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Для с/р игры внести атрибуты

Среда

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа: «Что такое листопад?» Цель: Уточнить и обогатить знания о природных явлениях и объектах о том, как растения готовятся к зиме: изменение окраски, облетание листьев и др.

Пальчиковая гимнастика «Золотой коврик» Цель: развитие моторики рук

Дежурство по столовой Цель: Продолжать формировать умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного

Создание условий для самостоятельной деятельности: в уголке художественного творчества для работы с трафаретами, игры со строительным материалом

Деятельность в различных центрах по интересам детей

Рекомендовать родителям чтение книг об осени с последующим обсуждением

НОД

 1.ХЭ развитие. Рисование (по плану руководителя изо)

2.Физ-ра (по плану физ. инструктора)

Прогулка:

Наблюдение за листопадом. Раскрыть понятие «листопад».

Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений.

Наблюдение за насекомыми.

Цель: уточнить представления о способах приспособления насекомых к холодному периоду; воспитывать любознательность, внимательность, любовь к природе, желание беречь ее.

П./Игра «Замри» Цель: учить понимать схематическое изображение человека.

 Опытная деятельность. Наблюдение за ветром с помощью ленточки (установить, что чем сильнее ветер, тем сильнее развивается ленточка).

Труд: Трудовые поручения Вике и Артему-уборка участка от сухого мусора. Формировать ответственное отношение к заданию. Поощрять инициативу в оказании помощи друг другу, взрослым.

Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия.

Подвижная игра «Море волнуется»- развивать фантазию, умение вы-ражать в движении задуманный образ

Вечер:

Гимнастика после сна, воздушные ванны, хождение босиком. 

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника. Осень» Цель: провести беседу по прочитанному, уметь отвечать на вопросы.

Дид. упр. «Месяцы» Цель: Закреплять название осенних месяцев, упражнять детей составлять рассказы об осени, используя прилагательные.

 Ситуативный разговор «Безопасность в группе» Цель: рассмотреть с детьми ситуацию, обсудить, какая опасность угрожает, выяснить, из–за чего возникла эта ситуация. Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться после сна, соблюдать порядок в умывальной комнате.

Самостоятельные игры в игровых уголках.

С/р. игра «Путешествие в осенний лес». Цель: развивать умение детей распределять роли, развитие навыков сотрудничества.

Раскрашивание картинок с осенней тематикой. Предложить детям краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Четверг

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседы о здоровом питании: «Осенние витамины».Цель: Формирование у детей представления о пользе овощей и фруктов, о здоровой и полезной пище.

Ситуативный разговор об осени. Побуждать детей выражать в речи свои впечатления, вести диалог.

Рассматривание книг и альбома с осенней тематикой. 

Игровая ситуация «Научим зайчика пользоваться салфеткой». Развитие навыков самообслуживания. Культура поведения за столом.

Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке.

Создать условия для Сюжетно-ролевой игры «Столовая»

Цель: Формирование у детей представления о том, какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов.

Рекомендовать родителям придумывание рассказов «Необыкновенное осеннее приключение».

НОД

1.Ознакомление с окружающем  Беседа: «Что нам осень принесла?».

Цель: развивать диалоговую речь, обогащать словарный запас слов. 

2.Физ-ра (по плану физ. инструктора)

Прогулка:

Наблюдение за погодой в солнечный и пасмурный день. Цель: обобщать первичные представления об осени; воспитывать интерес к явлениям неживой природы; развивать эстетическое восприятие природных явлений.

Наблюдение за осенним дождем Цель: учить детей определять и описывать характер дождя, подбирать подходящие определения и эпитеты, помочь сделать общий вывод об особенностях дождя

 П./и. «Прятки» Цель: совершенствовать умение детей играть на всей игровой площадке, соотносить свои действия с действиями других игроков, водящего, совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, развивать быстроту реакции. Труд: собираем листочки. Цель: вызвать у детей желание трудиться помогать взрослым.

Выносной материал: оборудование для труда на участке. Сюжетные игры по выбору детей.

 Д/и «Живая и неживая природа». Д/игра «Что за чем?» Цель: закрепить знание признаков осени и последовательности времен года

Собрать листья для занятий Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

Вечер:

гимнастика после сна. 

 Продолжать учить детей приводить свою внешность в порядок после сна, умываться и расчесываться, просить о помощи.

Чтение стихов про осень А.К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» Цель: развивать речь, память

Хороводная игра «Вот так» Цель: учить детей точно выполнять игровые действия, способствовать развитию творческой активности детей в музыкально – исполнительской деятельности

Закреплять навыки общественного поведения: первыми здороваться с взрослыми, вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь

Создать условия для самостоятельной деятельности: в уголке художественного творчества для работы с трафаретами, игры со строительным материалом

Деятельность в различных центрах по интересам детей Настольно-печатные игры, мозаика.

Пятница

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Утро

Утренняя гимнастика

Составление композиции-букета из собранных листьев. Цель: создать хорошее настроение, формировать эстетические чувства.

 «Осень в лесах, садах и парках» Цель: способствовать углублению и конкретизированию представлений воспитанников об условиях жизни растений осенью: замирает сокодвижение, опадают листья с деревьев, растения увядают; температура воздуха понижается, солнце мало греет.

Загадывание загадок об осени Цель: уметь выделять в загадке характерные признаки осени, логически мыслить; объяснять, как отгадал загадку 

Мини – концерт «Осенняя мелодия». Способствовать хорошему настроению, позитивному отношению к песням и стихам об осени.

Самостоятельная деятельность в строительном уголке.

Создать условия для Н. и. «Мозаика» Цель: учить детей строить изображения разных предметов по образцу, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Внести в строительный уголок конструктор разного размера.

Рекомендовать родителям принять участие в фотовыставке «Осень, осень в гости просим»;

ООД

1.ХЭ развитие Лепка Тема: «Грядки с капусткой и морковкой»

 Программное содержание: Учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей. Вызвать желание лепить по мотивам литературных произведений и включать лепные образы в игры-драматизации. Развивать творческое воображение. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

2.ХЭ развитие ( по плану муз. руководителя)

Прогулка:

Экскурсия «День рождения клена» Наблюдения за деревьями и их стволами. Цель: учить описывать растения, отмечать их характерные признаки, различия и сходства.

П.Игра «Листок лети ко мне» Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству.

П./и «Ловишки» Цель: учить действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту 

Самостоятельная двигательная деятельность со спортивным инвентарем. 

 Самостоятельная деятельность детей на участке, игры с выносным материалом – развитие навыков совместной игровой деятельности.

Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.

Вечер:

гимнастика после сна, воздушные ванны, хождение босиком Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». Цель:  Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). Развивать слуховое внимание, память. Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

 Ситуативный разговор: «Что на картинке?» Цель: развивать диалоговую речь.

Д/И «Что сажают в огороде?» - научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Лепка «Дары осени» Цель: формировать умение использовать разные приёмы лепки,  применять стеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Тематическое планирование. Лето."

Представленно тематическое планирование по дням на первые две недели июня....

методическая разработка "Тематическое планирование в подготовительной группе на тему"Мои любимые игрушки"

Календарно-тематическое планирование представляет примерное планирование работы воспитателя с детьми по теме "Мои любимые игрушки"...

Методическая разработка тематического педсовета в ДОУ по правовому развитию дошкольников

Методическая разработка тематического педсовета «Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка»  Форма проведения: КВН. Данная разработка включает справку по результатам тематическо...

Методическая разработка тематического педсовета по театральной деятельности дошкольника

Разработка предназначена для проведения тематического педсовета в ДОУ "Организация тетрализованной деятельности дошкольника в ДОУ". Разработка включает план педсовета, используемую литературу, приложе...