Проект по экологическому воспитанию младших дошкольников «Растительный мир»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Скребец Анна Геннадьевна

Проблема: непонимание основ рационального природопользования и нехватка у детей экологических знаний.

Цель: формирование осознано - правильного отношения к представителям растительного мира; развитие творческих способностей.

Задачи проекта:

• Углублять и расширять знания детей о растениях и их разнообразии.

• Познакомить детей с профессиями людей, связанных с растениеводством.

• Отметить значение, роль растений для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

• Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за цветами, деревьями, умение заботиться о них.

• Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении поделок, применяя разные материалы и технические средства.

• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

• Пополнять и обогащать словарный запас детей по теме.

• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

• Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx867.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 43 общеразвивающего вида «Рябинка»

Проект

по экологическому воспитанию

младших дошкольников

«Растительный мир»

Подготовила:

СкребецА.Г.

Коломна 2018

Берегите эти земли, эти воды,

Даже каждую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивая лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Дошкольникам доступны знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Проблема: непонимание основ рационального природопользования и нехватка у детей экологических знаний.

Цель: формирование осознано - правильного отношения к представителям растительного мира; развитие творческих способностей.

Задачи проекта:

• Углублять и расширять знания детей о растениях и их разнообразии.

• Познакомить детей с профессиями людей, связанных с растениеводством.

• Отметить значение, роль растений для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

• Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за цветами, деревьями, умение заботиться о них.

• Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении поделок, применяя разные материалы и технические средства.

• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

• Пополнять и обогащать словарный запас детей по теме.

• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

• Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Срок реализации проекта: среднесрочный (2 месяца – ноябрь, декабрь).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты:

• Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о растительном мире.

• Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к растениям, которые окружают ребенка. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

• Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за огородом на окне).

• Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

• Развитие творческих способностей

Создание РППС для экологического воспитания детей

 Уголок природы нашей группы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород.  Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего периода проекта. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками - это все компоненты методики экологического воспитания.

 Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей  и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.

 В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов, красная книга родного края и т. д.

 Большое значение как в познавательном развитии так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. В нашей группе он включает в себя следующее:

- игрушки-модели представителей животного мира,

- муляжи овощей и фруктов,

- серию предметных и сюжетных картинок, 

- различные альбомы («Осень красавица», «Домашние животные и птицы», «Будь природе другом!», «Экологический альбом» и другие), 

- дидактические карточки «Правила поведения в природе», 

- графические модели и пособия (панно «Лес», макеты «На бабушкином дворе», «Морские обитатели», книга «Круглый год»).

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и  эколого-эстетическому развитию детей,  формированию их нравственных качеств.

Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.

 Формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы способствует приобщение их к посильному труду по уходу за растениями на огороде. Огород на окне используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе. Выращенная продукция используется непосредственно в рационе питания детей.

В перспективе планируется и в дальнейшем обогащать эколого-развивающую среду нашей группы и активно вовлекать в этот процесс семьи воспитанников.

Этапы проекта:

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и родителей над проектом).

4 этап. Подведение итогов.

  1. Подготовительный этап

15.10.2018 – 31.10.2018

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы

  • Сбор и анализ литературы по данной теме;
  • Разработка плана реализации проекта;
  • Подборка музыкального репертуара и музыкальных игр, упражнений на релаксацию;
  • Разработка дидактических игр, пособий;
  • Подборка иллюстративного материала;
  • Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;
  • Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр;
  • Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.

- сбор художественной литературы по теме;

- подготовка к конкурсу «Волшебный букет».

  1. Основной этап

Ноябрь

НОД

Беседы

Наблюдения

Дидактические игры

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Чтение художественной литературы

1. «Подарки осени»

формировать представления о явлениях осенней природы;

Закреплять основные цвета.

2. «Маленькая капелька»

знакомить со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая.

3. «Норка для мышки»

закрепление представления о свойствах песка: мокрый – сухой.

4. «День леса»

:Уточнять представления детей о лесе и обитателях. 

5. «Сказка о березке» Уточнить и представления о деревьях, его частях 

1. Почему к нам приходит осень

2. Подземные обитатели

3. Что скрывает лес

4. Грибы, ягоды

5. Птицы нашего края

6. Мокрые дорожки

7. Живые веточки

8. Седая хозяйка

9. Осенний листопад

10. Всё о ракушках

11. Пернатые друзья

12. Солнышко лучистое

13. Красная книга

14. Комнатные растения

15. Наш маленький огород

16. Доброжелательность

17. Кормушка

18. Как звери готовятся к зиме

1. Наблюдение за погодой

2. Рассматривание осенней одежды людей

3. «Серые тучи»

4. «Ветер-ты могуч»

5. «Капельки в ладошках»

6. Лужи на дорогах

7. Листья на деревьях

8. Пение птиц

9. Стаи улетающих птиц

10. Работа дворника

11. Подготовка зверей и птиц к зиме

1. Что изменилось

2. Чудесный мешочек

3. Парные картинки

4. Что где растет

5. Найди дом животным

6. Сложи картинку

7. Чьи детки

8. Листик с дерева

9. Посадим огород

10. Сварим компот

11. Нарядные корзинки

12. Букет для мамы

1. Танец бабочек

2. Журавли

3. Ласточки и мошки

4. Птица без гнезда

5. Воробышки

1. Волна

2. Рыбки

3. Клен

4. Курочка

5. Засолка капусты

6. Осенние листья

7. По малину

Стихи:

 К. Бальмонт «Осень»,

А.Кольцов «Дуют ветры»,

С.Михалков «Овощи»,

М.Ходякова «Если на деревьях листья пожелтели»,

И. Винокуров «Ходит осень»,

В.Степанов «Осень идёт».

Сказки:

Почему у земли платье зеленое

Кто землю украшает

Могучая травинка

Как Тучка была в пустыне

Сила Дождя и Дружбы

Зайчик и Медвежонок

Декабрь

НОД

Беседы

Наблюдения

Дидактические игры

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Чтение художественной литературы

1. «Воробьи зимой»

формировать представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года.

2. «Эко-светофор»

Расширять представления детей о характерных признаках зимы.

3. «Комнатные растения» - учить называть части растений

4. «Зимнее дерево» - аппликация на черном картоне манкой.

5. «Накормим птиц» - рисование зернышек в кормушке

1. Зима

2. Серая хозяйка

3. Зимняя спячка

4. Откуда узоры на окне

5. Серебряный иней

6. Красавица снежинка

7. Трава под снегом

8. Деревья в серебре

9. Лёд под снегом

10. Работа дворника

11. Зимние забавы

1. Наблюдение за погодой.

2. Работа дворника

3. Иней на деревьях

4. Зимнее небо

5. Зимующие птицы

6. Работа снегоуборочных машин

7. Падающие снежинки

8. Свойства снега

9. Свойства воды

10. Лёд под снегом

11. Птицы зимой

12. Корочки на снегу

1. Что зима нам принесла

2. Рассеянный Алеша

3. Парные картинки

4. Чудесный мешочек

5. Звуки природы

6. Большое к маленькому

7. Бывает-не бывает

8. Папы, мамы, малыши

1. Буря на море

2. Танец бабочек

3. Солнышко и дождик

4. Ножки

5. Пузырь

1. Дятел

2.Детеныши диких животных

3. Колючий клубок

4. Пингвины

5. Довольные зверята

Стихи:

А. Фет «Чудная картина»,

О. Высотская «Пришла зима с морозами»,

И. Суриков «Зима настала»,

И. Никитин «Встреча зимы»,

Е. Нилова «Зимушка – чудесница»,

Д. Попов «Пришла весна»,

А. Прокофьев "Зимушка-зима»

Сказки:

История одной Елочки

Сказка о маленьком кедре

Сказка про хламище-окаянище

  1. Заключительный этап

19.12.2018 – 23.12.2018

1. Итоговое  развлечение с детьми «Путешествие в зимний лес»

2. Выставка поделок «Зимний калейдоскоп»

3. Презентация «Опыт работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Работа с родителями

Анкетирование: Экологическое образование семьи, Домашние животные

Беседы: «Не причиняя вред природе», «Крылатые доктора», «Зеленая аптечка»

Консультации: «Сокровища леса», «Ядовитые растения», «Прогулки с детьми»

Папки-передвижки: «Защитим жителей леса», «Экологически воспитанные взрослые»

Буклеты:«Давайте беречь воду», «Пожары в лесу – наша ответственность»

Родительское собрание: «Мы природе не враги, ты природу береги»

Акции: «Поможем птицам» (подкормка, изготовление кормушек), «Снежное покрывало деревьев» (сбор снега к стволам деревьев и кустарников)

Литература

1.С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду
2.
Саблин И. В. Теоретические аспекты экологической политики // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 58-64.

3. Комплексные занятия под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой  Т.С.- Волгоград Учитель 2012г

4.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

5. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада- Воронеж2007г.

4.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в 1 младшей группе- Воронеж   2007г.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»

Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога»                   (Дошк...

Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...

Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.

Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....

Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...