Авторская программа проекта « Чердачок полезных вещей».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Маслова Татьяна Владимировна

В статье  рассматривается внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных технологий, способствующих формированию у дошкольников умений решать определенные задачи эвристического характера на основе выбора вариантов решения через реализацию определенного сюжета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_proekta.docx346.15 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа проекта « Чердачок полезных вещей».

Маслова Татьяна Владимировна

Чобиток Ольга Геннадьевна

Лиманский район, р.п. Лиман.

МКДОУ « Детский сад « Солнышко» п. Лиман» СП №4

Современному обществу нужны образованные люди, обладающие системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Однако, как удивить современного ребенка? Как развивать  природную потребность ребенка видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения, правильно излагать и отстаивать свои идеи? Решение этих актуальных вопросов мы увидели в организации долгосрочного проекта « Чердачок полезных вещей» с применением квест-технологий.

С течением года в детском саду накапливается большое количество разных предметов, к которым дошкольники потеряли, а в некоторых случаях и не проявляли интерес. Вот и возникла идея провести, так сказать,«ребрендинг» невостребованных вещей дав тем самым дошкольникам возможность фантазировать, экспериментировать, сочинять, творить, изучать мир.

В течение двух лет дошкольникам средней,  в последствии старшей группы предстоит исследовать объекты по следующим циклам проекта: «Планета», «Игрушки», « Посуда. Продукты питания», « Подводный мир»,  «Животные», « Деревья», « Птицы»,  « Одежда и аксессуары», « Электробытовая техника».

   Цель проекта: внедрение в воспитательно-образовательный процесс игровой квест-технологии, способствующей формированию у дошкольников умений решать определенные задачи эвристического характера на основе выбора вариантов решения через реализацию определенного сюжета.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:  

-формировать умения устанавливать причино-следственные связи, задавать вопросы взрослым, сверстникам;

-развивать навыки наблюдательности, способности экспериментировать, принимать решения с опорой на собственный опыт;

-развивать у детей любознательность, логическое мышление, креативное воображение.DSC_0402-1.jpg

Успех каждого проекта зависит от того, как взрослый заинтересует ребенка. Чтобы привлечь внимание, вызвать интерес и активность  детей  мы создали игровой макет в виде чердачка и разместили его на шкафчике. Мобильная ширма-занавес с видом жилого дома легко опускается и скатывается по необходимости, гармонично моделируя среду проектной деятельности. Для стабильной, устойчивой мотивации детей к совместной деятельности в чердачок жилого швецкого дома мы «поселили» главного сказочного персонажа Карлсона. Карлсон добрый, любознательный, с ним весело и не страшно. Он учит не огорчаться и в любой ситуации находить позитивное решение.

Особенность проекта в том, что организация любого вида деятельности укладывается в логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысление – закрепление – применение.  

Главный принцип работы с « чердачком» состоит в том, что все собранные объекты активно включаются в детскую деятельность как в процессе создания, так и по ее окончании.

Основная идея проекта: сказочный персонаж в данном случае Карлсон задает маршрут следования по игровому сюжету с помощью предметов «чердачка». Вещи с «чердачка» становятся необходимыми атрибутами для выполнения игровых заданий. Карлсон предлагает детям взять с собой в «путешествие»  «штучки», которые согласно его интуиции им пригодятся.

 Виды познавательной деятельности в рамках проекта проходят по следующим направлениям:

-в рамках непрерывной образовательной деятельности,

-в ходе режимных моментов, как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности дошкольников;

-в ходе культурно-досуговой деятельности.

Реализация проекта осуществляется в три этапа:IMG_20180412_130238-1.jpg

I этап – подготовительный

  1. Определение и обсуждение основной идеи, целей и задач, принципа и этапов реализации  проекта;
  2. Накопление и изучение методической литературы по проблеме;
  3. Разработка комплексно-тематического плана по темам циклов проекта.
  4. Подготовка материала и оборудования.
  5. Предварительная работа по реализации проекта.

  II этап – основной (практический)

  1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по реализации проекта.
  2. Отбор актуальных  квест-игр с целью их применения для решения поставленных задач.

III этап – заключительный

  1. Оформление результатов проекта в виде презентации;
  2. Организация выставки «На чердачке полезных штучек и штуковин».
  3. Проведение мастер-класса для родителей и педагогов «В гости к Карлсону»;

Стадия реализации: в действии.

Ожидаемый результат: 

Дети должны: овладеть  различными способами поиска, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными проектными задачами; уметь применять полученные знания в жизни.

В качестве примера приведем конспект организованной образовательной деятельности « В гости к Золотой рыбке»

Цель: Обогащать познавательный, чувственный, сенсорный опыт детей и их умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Задачи:

  • Способствовать развитию познавательного интереса у детей, любознательности, творческой активности.
  • Помогать выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
  •  Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, окружающим, доставить радость детям, вызвать положительный эмоциональный настрой.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему “Морские обитатели”,  прослушивание “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.

Ход организованной образовательной деятельности.

Воспитатель обращает внимание детей на чердачок и говорит от лица сказочного персонажа.

Карлсон: Ребята, сегодня  я обнаружил у себя на чердачке вот что (обращает внимание на рыболовную сеть и бутылку с посланием). Как вы думаете что это? Посмотрите здесь послание. Мы узнаем от кого послание, когда правильно соберёте эту разрезную картинку. Хотите узнать? Пройдите к столу и начинаем. (Дети собирают разрезную картинку из 6 частей)

Педагог: - Кто у вас получился? (золотая рыбка)

- Как вы определили, что это – золотая рыбка? (ответы детей: - У неё корона на голове, чешуя золотистого цвета)

- Карлсон знает из какой  сказки этот персонаж? А вы?  ( “Сказка о рыбаке и рыбке”)

- Кто написал эту сказку? (Александр Сергеевич Пушкин)

- Правильно, молодцы!

Педагог:  Ребята, вот мы выяснили, что  послание это  от самой золотой рыбки! (зачитывает послание)

“Здравствуйте, девочки и мальчики! Приглашаю вас к себе в гости. Живу я в подводном царстве. Но чтобы добраться до него вам необходимо выполнить мои задания. Удачи! С нетерпением жду встречи с вами. Её величество, Золотая рыбка”.

Карлсон : Ребята, оказывается к золотой рыбке не так просто попасть. Вы не боитесь трудностей? Готовы начать путешествие к подводному царству золотой рыбки? (Да!)

- Я знал, что вы – смелые ребята! Но прежде, чем отправится в путь, нам следует взять с собой кое-какие вещи с моего чердачка. Я еще не знаю зачем они нам нужны, но мой гениальный ум подсказывает, что они нам пригодятся. Нужно взять: разноцветные прищепки, пуговицы и вот эти разноцветные картонные круги.  Все это мы положим в походный рюкзак и используем, когда настанет нужный момент. А еще нам понадобится клубок шерстяных ниток.

Педагог: Как нам найти дорогу?

Карлсон: ААА, вот клубочек нам и пригодился. При желании   этот  клубочек может стать волшебным. Ребята, скажем заветные слова:

Ты катись, катись, клубочек,
С овражка на мосточек
Только сильно не спеши
К заданию золотой рыбки нас приведи.

- Идём вслед за ним.

1-е задание

Педагог: - Клубочек привёл нас к загадочной шкатулке и волшебному сундучку. Это задание для мальчиков и девочек. Посмотрим, что внутри её (открываем).

- Здесь находятся фигуры. Возьмите каждый по одной. Обратите внимание, какой формы эти фигуры? (овальная, продолговатая форма)

- Одинаковы ли по цвету они? (нет)

- Как вы думаете, на кого похожи эти фигуры? (ответы детей)

- Правильно, фигуры похожи на рыбок. Но чего не хватает у этих рыбок? (плавников и хвостов)

- Зачем рыбкам хвостики и плавники? (ответы детей)

- Посмотрите, на дне шкатулки – задание от золотой рыбки.

“Ребята, мои рыбки потеряли плавники и хвостики. Помогите им. Удачи вам!”. Странно, где же они их потеряли?! Посмотрите есть они в шкатулке? Нет. Что делать?

Карлсон: Настала пора достать из походного рюкзака первый предмет. (Вынимает прищепки).

Педагог: Ребята, вы уже догадались, как нам помогут прищепки? Правильно, используем их как плавники и хвостики для рыбок.

(Дети подбирают для каждой рыбки хвостик и плавники, используют прищепки.)

Вы очень хорошо потрудились давайте немного поиграем.

Физминутка:

« Рыбки плавали, ныряли и плескалися в воде…»

Педагог: Пора в путь – дорогу. Слышите? Что это за звук? (раздаётся шум воды, плеск волн)

- Ребята, значит мы у цели. Подводное царство где – то рядом. Где наш волшебный клубочек?

Ты катись, катись, клубочек,
С овражка на мосточек
Только сильно не спеши,
К золотой рыбке нас приведи.

Педагог: - Шли мы, шли (идем за клубочком) и к подводному царству пришли (макет подводного царства). А вот и сама золотая рыбка. Она тихонечко говорит мне на ушко, что рада видеть нас. Поздороваемся с ней.

- Ребята, потрогайте золотую рыбку, посмотрите на неё, какая она? (педагог побуждает к высказыванию каждого ребёнка).

2-е задание

Педагог: - На этот раз клубочек привёл нас к необычному мешочку. А вот и задание (читает рядом лежащее послание):

“Руку в чудесный мешочек опусти, 
Морского обитателя отыщи, достань и назови!”

- Кто самый смелый? Интересно, какой морской обитатель понравится твоим пальчикам?

(Дети по очереди опускают руку в мешочек, достают и называют морского обитателя. Педагог комментирует каждого воспитанника:

  • Морской ёж (- Почему этого морского обитателя так назвали, как ты думаешь?)
  • Морская черепаха (- Обитает в море, а вот свои яйца откладывает на суше.)
  • Осьминог (- Ребята, вы знаете, когда осьминогу угрожает опасность, он меняет свою окраску и пускает отпугивающие чёрные чернила.)
  • Ракушка (- Какая поверхность у этой ракушки? (гладкая, блестящая)
  • Морская звезда (- Ребята, морские звёзды бывают разной окраски. Тебе попалась морская звезда какого цвета?)
  • Собака (- Это морской обитатель? Золотая рыбка решила проверить, насколько вы внимательны!)
  • Морской конёк (- Ребята, этот морской обитатель отличается тем, что плавает в вертикальном положении)
  • Акула (- Что ты знаешь о ней?)

- Молодцы, ребята! Справились с заданием. Каких ещё морских обитателей вы можете назвать? (ответы детей).

 3-е задание.

Педагог: Опечалена Золотая рыбка, она просит нас помочь ей разобрать перемешавшихся животных по среде обитания.

Карлсон:  Нам снова понадобится походный рюкзак. Вот эти круги помогут нам.

Игра с кругами Эйлера: дети раскладывают морских животных на круг голубого цвета, сухопутных- на круг зеленого цвета, а на пересечении- животных, которые обитают как в воде, так и на суше.

Педагог: Молодцы, ребята, помогли Золотой рыбке разобраться. Подводный мир необычайно интересен и разнообразен. К сожалению, в наши дни многие морские обитатели находятся на грани вымирания. Помните, чтобы их сохранить, сохранить красоту подводного мира, мы с вами и все люди на земле должны беречь и охранять природу.

Карлсон: Ребятки,  нам пора в путь дорогу. Ой, рыбка что-то хочет нам сказать. Ей грустно: у ее подружек и друзей не такие яркие «наряды». А давайте сделаем для нашей рыбке подарок - поможем ее друзьям.

4-е задание.

(Дети подходят к столу, где лежит шаблоны рыбок в технике пластилинографии и шаблоны осьминогов, морских звездочек из картона).

 Педагог: Как бы нам украсить этих морских обитателей.

Карлсон: В нашем походном рюкзачке остались только разноцветные пуговицы и вот этот клубочек.

Педагог: Ребята, вы уже придумали, как нам украсить рыбок с помощью пуговиц? Отлично. Этим займутся девочки. А мальчики с помощью нити в технике обматывания украсят морские звезды и осьминогов.

Карлсон: Здорово получилось! Золотая рыбка и ее друзья очень довольны результатом.

Педагог: Пришло время возвращаться в детский сад. Но как мы туда попадем? Клубок мы использовали для задания.

Карлсон:  Золотая рыбка поможет нам и  исполнит наше заветное желание –вернуться домой. Ребята, давайте поблагодарим рыбку и попрощаемся с ней. До свидания, золотая рыбка (хором).

Рефлексия

Педагог: - Ребята, вот мы и вернулись  в детский сад. Вам понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего? (ответы детей)

Всем было легко справиться с заданиями?

Карлсон: -Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами. Хочу отметить, что вы активные, умные, дружные ребята. Молодцы! Но мне пора подкрепиться и отдохнуть у себя на чердачке. До новых встреч!

Педагог: До новых приключений, Карлсон.

(Звучит песенка золотой рыбки из мультфильма “Маша и медведь”)

Список литературы:

1.Кузьминов.В.В.  Тематические загадки в детском саду.- Воронеж.: ИП Лакоценина.- 2010.

2.Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М. : Академия, 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «25 полезных вещей, которым мы должны научить будущего первоклассника»

В будущем эти полезные навыки обязательно пригодятся – помогут наладить общение с другими людьми и значительно облегчит жизнь....

Конспект тематического занятия Как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами

Конспект тематического занятия Как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами...

25 полезных вещей, которым мы можем научить детей

Прямо сейчас на наших глазах привычки приобретают наши дети. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы мож...

Планирование ІХ тематического блока-модуля «В мире полезных вещей» (для детей 6 -7лет).

Тематический модуль ІХ «В мире полезных вещей» для детей 6 -7лет Итоговые мероприятия:Выставка  детских работ.        1.Тема: Мебель и её части...

«Сказ о том, как полезные вещи стали музыкальными инструментами» открытое мероприятие в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста

Мы живём в многонациональном государстве и в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного Образования (ФГОС ДО) сказано, что каждый ребёнок имеет право знать культуру, обы...

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на знакомом кустарнике… А можно легко и

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не л...

Проект "Полезные вещи из LEGO"

Проект "Полезные вещи из LEGO"...