«Сказ о том, как полезные вещи стали музыкальными инструментами» открытое мероприятие в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Мишенёва Наталья Николаевна

  Мы живём в многонациональном государстве и в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного Образования (ФГОС ДО) сказано, что каждый ребёнок имеет право знать культуру, обычаи, традиции своей страны, своей национальной культуры.

Именно  знакомство   с историей,  культурой, музыкой  разных народов, населяющих нашу страну, сформирует у ребёнка  такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины.

  Всё это  натолкнуло на мысль познакомить  старших дошкольников с народной музыкой и народными музыкальными инструментами. И начать это знакомство я решила с знакомства с русскими  народными  музыкальными инструментами.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

  Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была и остаётся одной из наиболее актуальных.  Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Если человека учат добру – учат умело, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитывать»

  Детский сад является первой ступенькой  к формированию у детей нравтственно-патриотических качеств  и поэтому нам, как педагогам дошкольного образования необходимо подвести детей к осознанию того, что плохих народов не бывает, встречаются плохие люди, что о человеке судят не по цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам.

  Мы живём в многонациональном государстве и в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного Образования (ФГОС ДО) сказано, что каждый ребёнок имеет право знать культуру, обычаи, традиции своей страны, своей национальной культуры.

Именно  знакомство   с историей,  культурой, музыкой  разных народов, населяющих нашу страну, сформирует у ребёнка  такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины.

  Всё это  натолкнуло на мысль познакомить  старших дошкольников с народной музыкой и народными музыкальными инструментами. И начать это знакомство я решила с знакомства с русскими  народными  музыкальными инструментами. 

  Дети в процессе разных видов музыкальной деятельности не просто познают мир и получают новую для себя информацию, но и становятся активными участниками этого увлекательного путешествия, яркие впечатления  от которого   способствуют воспитанию бережного отношения к своей Родине,  родной природе, к  истории родного края, к  народной музыке, к людям, живущим рядом.      

План-конспект открытого мероприятия по воспитанию патриотизма  детей

 старшего дошкольного возраста

Тема: «Сказ о том, как полезные вещи стали

музыкальными инструментами»

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма и национальной гордости   к истории,  культуре, музыке родной страны средствами музыки.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

1. Воспитывать любовь и уважение к традициям, истории,  музыкальной культуре  и самобытности родной  страны. («Познавательное развитие»)

2.Через сказку знакомить  воспитанников  с разнообразным, самобытным  миром народных музыкальных инструментов.

Развивать умение поддерживать беседу о русских народных музыкальных  инструментах, о тембрах их звучания, поощрять стремление делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. («Речевое развитие»)

3. Содействовать развитию навыков исполнения народной музыки,  используя шумовые народные инструменты - деревянные ложки, трещотки, рубель, развивая тем самым  у детей тембровый, ритмический слух, музыкальную память, исполнительское мастерство. («Художественно-эстетическое развитие»)

4. Способствовать проявлению  любознательности у детей к народной музыкальной культуре и искусству, чувства уважения к народным традициям. («Социально-коммуникативное развитие»)

5.  Создать условия для воспитания толерантного отношения к людям всех национальностей, живущих в нашей стране,  понимать, чувствовать и с уважением относиться к культуре разных народов («Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приёмы:

- словесные: рассказывание сказки, беседа-диалог;

- наглядные: рассматривание музыкальных инструментов;

- практические: игра на детских музыкальных инструментах, рисование.

Оборудование:  

- мультимедийное оборудование,

-проектор,

- музыкальный центр,  

- музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, рожок, бубен),

- аудиозапись  -  р.н.п. «Камаринская», р.н.п. «Светит месяц», звук балалайки, звук гуслей,

- цветные карандаши, бумага.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы совместной деятельности

Коммуникативная

Беседа, вопросы, диалог

Музыкальная

Восприятие (слушание) музыки, игра на русских народных шумовых инструментах

Познавательная

Отгадывание загадок, поиск отгадок

Игровая

игровые задания в электронном методическом пособии

Восприятие (художественной литературы и фольклора))

Рассказ, чтение

Рисование

Раскрашивание народных музыкальных инструментов.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Педагог предлагает детям вспомнить названия известных народных сказок и отправиться в гости к новой сказке

Дети внимательно слушают и отвечают на вопрос педагога

Дети заинтересованы предстоящим путешествием.

2.

Педагог рассказывает сказку, сопровождая свой рассказ мультимедийной презентацией.

слайд №1-2 (приложение 1)

Дети внимательно смотрят и слушают

Дети удивлены и заинтересованы.

3.

Педагог показывает музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, рожок) и знакомит детей  с тембрами их звучания.

слайд №3

Дети дают предположительные ответы на вопросы педагога:

- из чего сделаны инструменты?

- какой они формы?

- какой у них звук?

У детей развито восприятие (зрительное, слуховое) Через сказку дети познакомились   с разнообразным, самобытным  миром народных музыкальных инструментов.

Развито умение поддерживать беседу о русских народных музыкальных  инструментах, о тембрах их звучания.

4.

Педагог включает запись р.н. мелодии «Камаринская» и рассказывает детям о скоморохах

Слайд №4

Дети дают предположительные ответы на вопросы:

- какие скоморохи?

- что они делали?

Воспитание любви и уважения к традициям, истории,  музыкальной культуре  и самобытности родной  страны.

5.

Педагог рассказывает детям о русских народных инструментах   балалайке,  гуслях, знакомит с тембрами их звучания. Слайд №5-8

Дети внимательно смотрят и слушают.

У детей развито восприятие (зрительное, слуховое)

6.

Педагог знакомит детей с понятием «Оркестр русских народных инструментов», предлагает послушать в исполнении оркестра русскую народную песню «Светит месяц», акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.

Слайд №9-10

Дети внимательно слушают и отвечают на вопрос педагога:

- что такое оркестр;

- какие инструменты играли в оркестре;

- как называют людей, исполняющих музыку.

Проявляют  любознательность  к народной музыкальной культуре и искусству, чувство уважения к народным традициям. У детей развита музыкальная  память.

7.

Педагог предлагает детям сыграть на русских народных музыкальных инструментах. Вызывает трех детей   и раздаёт им музыкальные инструменты: ложки, трещотку и бубен.

Дети   экспериментируют со звуками музыкальных инструментов, обучаются первоначальным навыкам игры на рус.нар.инструментах. играют в детском шумовом оркестре.

У детей развита любознательность к музыкальной исполнительской деятельности, тембровый, ритмический слух, музыкальная  память. Развиты навыки исполнения народной музыки, с  использованием шумовых народных инструментов - деревянных ложек, трещоток, рубеля, развит  тембровый, ритмический слух, музыкальная память, исполнительское мастерство.

8.

Педагог предлагает вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых  говорили при помощи электронного методического пособия «Русские народные инструменты»

Слайд №11-16    (приложение 2)

Дети внимательно слушают загадки, находят отгадки, используя ИКТ (при помощи щелчка компьютерной мыши)

Дети проявили заинтересованность и любознательность к игре,

к народной музыкальной культуре и искусству. Появилось чувство уважения к народным традициям

9.

Педагог подводит итог путешествия и предлагает детям выбрать полюбившийся русский народный музыкальный инструмент и раскрасить его.

Слайд №17

Дети раскрашивают музыкальные инструменты и объясняют, почему им полюбился именно этот инструмент.

У детей развито уважение  к народной музыке и народным инструментам, толерантное отношение к людям всех национальностей, живущих в нашей стране.

Логика образовательной деятельности

Дорогие ребята! Вы любите сказки? С древнейших времён  люди  любили рассказывать  друг другу сказки. У каждого народа есть свои любимые сказочные герои,  это -  добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы.  Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке  простой паренёк может стать  Иваном-царевичем, а  Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку.  Я думаю что вы, дорогие  ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам  русские народные сказки.  Ответы детей

И сегодня мы все вместе отправимся  в гости к сказке.

Педагог  рассказывает,    детям  сказку сопровождая свой рассказ показом презентации.

Слайд№1

Сказку которую я   вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что,  придумала её  для вас я  сама. И называется она так: «Сказка про  то,  как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Вы не только услышите сказку, но и  познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.

Слайд№2

Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке  умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд№3

Жили они в большой дружной семье. С раннего утра  и  до позднего вечера  умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом   кормили всю семью вкусным обедом. Рубель -  помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы всё в семье   были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо   домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от не прошеных птиц, чтобы они  не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они   все вместе  до поры  до времени.

Во время рассказа педагог показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит детей  с тембрами их звучания (голосами).

Слайд№4

Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов  и  музыкантов.  Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на  весёлое представление скоморохов.

Педагог включает запись р.н. мелодии «Камаринская»

Слай№5

 В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты.  Были среди них  гусли и  балалайка.

Слайд №6

Педагог рассказывает  о гуслях и балалайке.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них,  доносились звуки  задорной  музыки  и весёлые  песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер,  и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки,  в которой  жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи  решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

Слайд№7  

 «Весело живётся»,  - ответила балалайка, весёлая болтунья.  «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».  Звучит запись игры на балалайке.

«А мы, никогда дальше своей деревни  не бывали», - отозвались трещотка и рубель.

Слайд№8

Тут в разговор вступили гусли.  Звучит запись игры на гуслях.

 «За песни  да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы,  своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!»,  - воскликнул рожок.  «Как бы и нам,   хотелось  тоже всем людям радость приносить». «Так давайте  вместе с нами  по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели  гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи  стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

Слайд№9

С тех самых пор,   путешествуют они вместе  большой дружной семьёй.  И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных  инструментов.

Слайд№10

Давно уже нет на свете  ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов  продолжает звучать   и  приносить радость всем, кто её слышит.

А вы,  ребята, хотели бы  услышать голоса музыкальных инструментов в оркестре?

Ответы детей

Слайд сопровождает р.н.п. «Светит месяц»  в исполнении народного оркестра. Педагог  кратко  рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.

Педагог предлагает детям сыграть на русских народных музыкальных инструментах.            

Педагог вызывает трех детей   и раздаёт им музыкальные инструменты: ложки, трещотку и рубель.

Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь,  как звучат  их голоса. (Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно)

На примере р.н.п. «Светит месяц». Разучивает с ребятами  ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым « музыкантом»,   а затем, со всеми вместе.

Добавляются «музыканты» из числа детей.

Ребята! Вы сегодня  познакомились с русскими народными музыкальными  инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них.  А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых   мы с вами говорили. Сделать это нам помогут музыкальные загадки.

Cлайды 11-16  Электронное дидактическое пособие «Русские народные инструменты»

Педагог загадывает воспитанникам загадки о музыкальных инструментах, дети (самостоятельно) по щелчку мыши узнают, правильно ли они ответили.

Слайд17

Наша сказка  подошла  к своему завершению. Сказка сегодня была весь день с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила  понимать особый язык музыкальных инструментов. Сказка помогла вам исполнять музыку по-разному.

С помощью сказки   вы научились  слушать  и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению  друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо»  за то, что она нас многому научила.

А сейчас давайте нарисуем полюбившийся музыкальный инструмент, а сказке скажем: «До новых встреч!»

Литература.

1. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»  Практическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж: «Учитель», 2005

2. М.Ю.  Новицкая « Наследие: патриотическое воспитание в детском саду»

  Москва, 2003

3. «Музыкальный руководитель» журнал №2,20005; №2, 2006; №2,2007; №2, 2008.

4. Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.

5. «С любовью к России» Методические рекомендации.  Москва: «Воспитание дошкольника», 2007

Интернет – ресурсы.

http://www.zuzuka.be/forum/showthread.php?p=46376 музыкальный альбом «Русская балалайка»

http://fler-de-lis.ru/index.php?categoryID=576&category_slug=suveniry-iz-dereva&offset=160 гусли

http://www.muzprom.ru/catalog/muzprom/udarnie_shumovie/30.php рубель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия Как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами

Конспект тематического занятия Как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами...

Методика организации и проведения мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма учащихся

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными...

Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная» (старший дошкольный возраст, познавательно-творческий)

- формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. изготовленные совместно ро...

Конспект открытого музыкального мероприятия с использованием инновационных технологий и интеграции для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети на планете»

Знакомство детей с музыкальной культурой народов разных национальностей, их костюмами, традициями средствами искусства. Формирование этнической и аутотолерантности через ознакомление с танцами разных ...

Конспект тематического занятия Как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами

Конспект тематического занятия Как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами...

Новые игровые средства и их использование при формировании у дошкольников представления о здоровом образе жизни с использованием национальной культуры своего народа. Для детей старшего дошкольного возраста.

в ДАННОМ ТЕКСТЕ ПРЕДОЛЖЕНЫ ИГРЫ ,КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВОСПИТАТЕЛЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.в СТАТЬЕ УКАЗАНЫ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ,ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ,СЮЖЕТН...

Приобщение к истокам русской национальной культуры и традициях у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) .

Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без это...