Приобщение к истокам русской национальной культуры и традициях у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) .
проект (старшая группа)

Волкова Ирина Николаевна

Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность

«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете…»

                                                                                                             В.В. Путин

Актуальность представленной темы заключается в том, что дошкольники  активно познают окружающий мир, они легко запоминают и пользуются иностранными словами, из средств массовой информации дети знают о мировых событиях во всех областях жизни. А вот знания о культуре, традициях своего народа недостаточны. Поэтому в федеральном государственном стандарте  определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, многообразии стран и народов, в результате которого осуществляется социокультурное развитие ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать профессиональную проблему: поиск средств, методов работы для построения системы формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа с внедрением ее в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Одним из наиболее эффективных вариантов решения этой проблемы является, с нашей точки зрения, метод проектов. Почему? Потому что при умелом руководстве педагога дети определяют проблему и практически самостоятельно ищут пути  ее реализации.  А то, к чему они приложили усилия, свои руки, что почувствовали, поняли, нашли решение – это запомнится на всю жизнь и будет работать.

Наш детский сад уже несколько лет работает по методу проектов. За эти годы были реализованы с воспитанниками проекты, направленные на формирование социокультурных ценностей русского народа: «Моя Родина – Россия», «Самара – город наш родной», «Люби и знай, родной свой край»,  «Моя семья»,  «Герб мой семьи»,  «Мой детский сад». И вот новая тема: «Быт и нравы наших прадедов».

Данный проект долгосрочный, работа проводилась с детьми старшей группы с октября по май. Мы его поделили на этапы.

На первом этапецелеполагающем, мы показали детям фильмы «Зимним вечером в крестьянском русском доме»,  эпизоды фильмов «Народные гуляния, забавы», «Как рождаются гончарные изделия», провели беседу «Русские народные традиции и промыслы». Рассказали  детям, что раньше русские люди жили большими семьями, и у каждого в семье были свои обязанности. У дошкольников возник интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа. Побеседовали о видах деятельности, предстоящей работе, возможных затруднениях, вариантах решения проблемы во время реализации проекта.

Второй этап – организационный.  Был разработан план реализации проекта. Организован сбор литературных источников, изучение опыта образовательных учреждений. Создали творческую группу в помощь реализации проекта: родители, дети, сотрудники детского сада. Провели круглый стол «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». Познакомили родителей с содержанием проекта, вызвали интерес к данной теме.

Третий этап - практический. На этом этапе  мы с ребятами много читали, беседовали, рисовали, лепили, спорили, творили. Закрепили понятие большой и малой Родины, изучали свою родословную.  Реализовали мини-проект «Семейные гербы». Закрепили и расширили знания о народном прикладном искусстве. Познакомили детей с произведениями народных умельцев и современных мастеров декоративно - прикладного искусства. Не забыли о наследии устного народного творчества: это  русские народные сказки, песни, пословицы, прибаутки – это все  народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Решая задачу воспитания у дошкольников интереса к прошлому нашего народа, в нашем детском саду мы возродили с детьми календарные праздники: «Осенины», «Покров», «Рождество», «Святки», «Пасха», «Масленица», «Троица». Большой интерес дети проявили к народным играм. Например, народные игры врождественский сочельник: «Два Мороза», «С города долой!», «Горелки», «Гори, гори ясно», «Крута гора», «Салки - догонялки». Народные подвижные игры на масленичной недели: «Каравай», «Взятие снежной крепости», «Водить козла». Народные игры на вербной неделе:«Верба-вербочка», «Дед», «Захарка», «Мосток», «Ерыкалище». Народные подвижные, хороводные игры на празднике русской берёзки (Троица) «Во поле берёзка», «Воротца», «Гори, солнце, ярче», «Венок». Много нового воспитанники узнали о народной игрушке, глиняной, деревянной. То, что популярная в наши дни Матрешка, является народной игрушкой, дети узнали впервые. С удовольствием делали тряпичных обрядовых кукол, кукол-оберегов.

За это время оформили  альбомы с  фотографиями по темам: «Семейный альбом», «Красная Глинка! Я твой житель», «Город Самара». Создали слайд – программы «Край родной навек любимый»,  «В гостях у народных мастеров», «Народные праздники на Руси», «Русская горница». Разработали консультации, анкеты для родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».

 

 

 

Привлекли родителей к сбору иллюстративного материала, пошиву народных костюмов. Родители и воспитатели предоставили фотографии, альбомы, предметы быта и искусства, хранящихся в семьях. Мы проводим совместные с родителями и детьми творческие мероприятия: «Встречи в русской избе», «Посиделки», «Коляда, коляда отворяй ворота», и др. Совместно с родителями и детьми постоянно оформляем творческие выставки по праздникам народного календаря. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.    

 

Но основным продуктом данного проекта явилось создание мини – музея «Русская горница», где  разместились предметы русского быта,  этнографические костюмы, чугунки, крынки, лапти, прялка, самовар, домотканые половики, лоскутные изделия, кружевные изделия ручной работы. Это должно  детям помочь понять, что они – часть великого русского народа. «Русская горница» не пустует: ее посещают дети всех групп. Там проводятся занятия, беседы, посиделки, развлечения: «Милости просим, гости дорогие», «Как жили славяне», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Утварь русской избы», «Дело мастера боится». Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

 

На четвёртом этапе, итоговом мы провели презентацию проекта: развлечение «Широкая ярмарка».

В конце проекта невольно подводишь итог: что удалось, что нужно бы доработать, намечаешь перспективы на будущее. А в перспективе у нас изучить быт и нравы народов родного Самарского края.

 

Что особенно запомнилось?

Дух сплоченности, заинтересованности общим делом во время создания «Русской горницы».

Чувство единения, причастности к своему народу во время проведения праздников. Вспоминаем, как жгли чучело на Масленицу, разрисовывали Пасхальные яйца, пели частушки на посиделках и т.д.

Особой любовью пользуются у детей занятия по изготовлению тряпичной куклы. Во многом помогли нам родители и сотрудники. В детском саду  оформлена выставка тряпичной куклы. В создание этих кукол много вложено труда, любви, желания. И все, кто прикоснулся к их созданию, испытал радость творчества.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего. Результатом такой работы является то, что дети приобрели углубленные знания, умения, навыки, заинтересованно участвуют в коллективном труде, постигают элементарные нравственно-эстетические нормы традиционной народной культуры. У детей стимулируется познавательная деятельность, творческая активность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность

«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете…»

                                                                                                             В.В. Путин

Актуальность представленной темы заключается в том, что дошкольники  активно познают окружающий мир, они легко запоминают и пользуются иностранными словами, из средств массовой информации дети знают о мировых событиях во всех областях жизни. А вот знания о культуре, традициях своего народа недостаточны. Поэтому в федеральном государственном стандарте  определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, многообразии стран и народов, в результате которого осуществляется социокультурное развитие ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать профессиональную проблему: поиск средств, методов работы для построения системы формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа с внедрением ее в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Одним из наиболее эффективных вариантов решения этой проблемы является, с нашей точки зрения, метод проектов. Почему? Потому что при умелом руководстве педагога дети определяют проблему и практически самостоятельно ищут пути  ее реализации.  А то, к чему они приложили усилия, свои руки, что почувствовали, поняли, нашли решение – это запомнится на всю жизнь и будет работать.

Наш детский сад уже несколько лет работает по методу проектов. За эти годы были реализованы с воспитанниками проекты, направленные на формирование социокультурных ценностей русского народа: «Моя Родина – Россия», «Самара – город наш родной», «Люби и знай, родной свой край»,  «Моя семья»,  «Герб мой семьи»,  «Мой детский сад». И вот новая тема: «Быт и нравы наших прадедов».

Данный проект долгосрочный, работа проводилась с детьми старшей группы с октября по май. Мы его поделили на этапы.

На первом этапецелеполагающем, мы показали детям фильмы «Зимним вечером в крестьянском русском доме»,  эпизоды фильмов «Народные гуляния, забавы», «Как рождаются гончарные изделия», провели беседу «Русские народные традиции и промыслы». Рассказали  детям, что раньше русские люди жили большими семьями, и у каждого в семье были свои обязанности. У дошкольников возник интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа. Побеседовали о видах деятельности, предстоящей работе, возможных затруднениях, вариантах решения проблемы во время реализации проекта.

Второй этап – организационный.  Был разработан план реализации проекта. Организован сбор литературных источников, изучение опыта образовательных учреждений. Создали творческую группу в помощь реализации проекта: родители, дети, сотрудники детского сада. Провели круглый стол «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». Познакомили родителей с содержанием проекта, вызвали интерес к данной теме.

Третий этап - практический. На этом этапе  мы с ребятами много читали, беседовали, рисовали, лепили, спорили, творили. Закрепили понятие большой и малой Родины, изучали свою родословную.  Реализовали мини-проект «Семейные гербы». Закрепили и расширили знания о народном прикладном искусстве. Познакомили детей с произведениями народных умельцев и современных мастеров декоративно - прикладного искусства. Не забыли о наследии устного народного творчества: это  русские народные сказки, песни, пословицы, прибаутки – это все  народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Решая задачу воспитания у дошкольников интереса к прошлому нашего народа, в нашем детском саду мы возродили с детьми календарные праздники: «Осенины», «Покров», «Рождество», «Святки», «Пасха», «Масленица», «Троица». Большой интерес дети проявили к народным играм. Например, народные игры врождественский сочельник: «Два Мороза», «С города долой!», «Горелки», «Гори, гори ясно», «Крута гора», «Салки - догонялки». Народные подвижные игры на масленичной недели: «Каравай», «Взятие снежной крепости», «Водить козла». Народные игры на вербной неделе:«Верба-вербочка», «Дед», «Захарка», «Мосток», «Ерыкалище». Народные подвижные, хороводные игры на празднике русской берёзки (Троица) «Во поле берёзка», «Воротца», «Гори, солнце, ярче», «Венок». Много нового воспитанники узнали о народной игрушке, глиняной, деревянной. То, что популярная в наши дни Матрешка, является народной игрушкой, дети узнали впервые. С удовольствием делали тряпичных обрядовых кукол, кукол-оберегов.

За это время оформили  альбомы с  фотографиями по темам: «Семейный альбом», «Красная Глинка! Я твой житель», «Город Самара». Создали слайд – программы «Край родной навек любимый»,  «В гостях у народных мастеров», «Народные праздники на Руси», «Русская горница». Разработали консультации, анкеты для родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».

Привлекли родителей к сбору иллюстративного материала, пошиву народных костюмов. Родители и воспитатели предоставили фотографии, альбомы, предметы быта и искусства, хранящихся в семьях. Мы проводим совместные с родителями и детьми творческие мероприятия: «Встречи в русской избе», «Посиделки», «Коляда, коляда отворяй ворота», и др. Совместно с родителями и детьми постоянно оформляем творческие выставки по праздникам народного календаря. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.    

Но основным продуктом данного проекта явилось создание мини – музея «Русская горница», где  разместились предметы русского быта,  этнографические костюмы, чугунки, крынки, лапти, прялка, самовар, домотканые половики, лоскутные изделия, кружевные изделия ручной работы. Это должно  детям помочь понять, что они – часть великого русского народа. «Русская горница» не пустует: ее посещают дети всех групп. Там проводятся занятия, беседы, посиделки, развлечения: «Милости просим, гости дорогие», «Как жили славяне», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Утварь русской избы», «Дело мастера боится». Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

На четвёртом этапе, итоговом мы провели презентацию проекта: развлечение «Широкая ярмарка».

В конце проекта невольно подводишь итог: что удалось, что нужно бы доработать, намечаешь перспективы на будущее. А в перспективе у нас изучить быт и нравы народов родного Самарского края.

Что особенно запомнилось?

Дух сплоченности, заинтересованности общим делом во время создания «Русской горницы».

Чувство единения, причастности к своему народу во время проведения праздников. Вспоминаем, как жгли чучело на Масленицу, разрисовывали Пасхальные яйца, пели частушки на посиделках и т.д.

Особой любовью пользуются у детей занятия по изготовлению тряпичной куклы. Во многом помогли нам родители и сотрудники. В детском саду  оформлена выставка тряпичной куклы. В создание этих кукол много вложено труда, любви, желания. И все, кто прикоснулся к их созданию, испытал радость творчества.

ЯкорьПриобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего. Результатом такой работы является то, что дети приобрели углубленные знания, умения, навыки, заинтересованно участвуют в коллективном труде, постигают элементарные нравственно-эстетические нормы традиционной народной культуры. У детей стимулируется познавательная деятельность, творческая активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....

«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")

   С первых дней посещения детского сада  ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...

Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная» (старший дошкольный возраст, познавательно-творческий)

- формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. изготовленные совместно ро...

«ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернут...

Опыт работы «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Опыт работы по  теме: «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»...

Доклад " Формирование интереса к родному городу у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности." ( из опыта работы)

Мы живем в большом и прекрасном городе - Москве. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с ...