Конспект занятия "Лук - полезный друг"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чивелева Наталья Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_luk-poleznyy_drug.docx575.61 КБ
Файл Самоанализ к занятию21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение  «Детский сад № 5 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей города Кувандыка  

Кувандыкского района Оренбургской области»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира и развитию речи

Тема: «Лук – полезный друг»

Подготовила и провела: воспитатель

первой квалификационной категории

Трипольская Наталья Викторовна

07.10.2013 год

Кувандык 2013

Непосредственно образовательная деятельность

по формированию целостной картины мира

Интеграция областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, труд, здоровье,

безопасность.

Тема: Лук – полезный друг

Триединая задача НОД:

Образовательные задачи:

систематизировать знания детей о: полезных свойствах лука, условиях необходимых луку для роста, процессе   его посадки в домашних условиях, подборе инструментов и материалов для работы и последовательности трудовых действий.

Развивающие задачи:

совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные задачи:

воспитание трудолюбия, желания быть полезным.

Материалы и оборудование:

1. Мнемотаблица:   для составления описательного рассказа о луке: 1 – что это?,  2 – форма,  3 – цвет,  4 – губы,  5 - нос,        6 – луковица в разрезе,    7 – рука, 8  – грядка,     9  – колхозник,  10 – корзина, нож,    11 –ложка, тарелка,  12 –польза (чемодан с красным крестиком);

2.  Картинки: а) для Д/И «Что любит (не любит) лук» (схематично 2 лица (улыбающееся, грустное), земля, вода, свет, тепло, удобрения, много воды -дождь, засуха – жара, холод, вредные насекомые);

б) для составления рассказа о последовательности посадки лука в домашних условиях: 1 – луковица с зелёными стрелами, 2 – контейнер с землёй,   3 – луковица с корешками, 4 – лопатка, лейка, фартук, 5 – лопатка, контейнер с землёй, в земле ямка, 6 – контейнер с землёй и посаженой луковицей, лейка,  7 – кран, сушилка, рука, фартук.

3. Инструменты по количеству детей: лопатки, лейки, контейнеры с землёй, фартуки, тряпочки.

4. Посадочный материал по количеству детей: пророщенный репчатый лук.

5. Магнитная доска, 2 мольберта.

Предварительная работа:

Занятия по теме «Овощи», беседы с детьми о пользе лука, эксперимент  по выявлению условий, необходимых для роста лука, чтение художественной литературы,  разучивание стихов, пословиц, загадок, подбор элементов костюма кота Матроскина; игра «Хорошо – Плохо».
Домашнее задание для детей и их родителей: подготовить интересные сведения и факты о луке, найти и разучить стихотворения о луке.

Методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, пояснение), наглядные (демонстрация таблиц, картинок; показ; оперирование непосредственно объектом – луковицей), практические (непосредственное проведение трудовой деятельности, самостоятельная деятельность детей), проблемный (постановка проблемных вопросов), игра (игра и игровые упражнения).

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная, трудовая.

Виды интеграции образовательных областей:

Познание: расширять представления об овощах; продолжать формировать знания детей о луке и его свойствах.

Коммуникация: формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями, поощрять желание рассказывать, задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Чтение художественной литературы: продолжать учить детей выразительно читать стихотворения.

Социализация: продолжать формировать у дошкольников способность работать в коллективе, желать помочь ближнему.

Труд: совершенствовать умения детей при посадке растений в землю.

Безопасность: формировать умение работать аккуратно с землёй и водой.

Здоровье: закреплять знания детей о пользе овощей; обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I.Начало НОД.

1. Организационный момент.

Заходят в группу гости. Дети с младшим воспитателем, предварительно зная, что воспитатель ушла на почту за посылкой для них.

Гости: Здравствуйте, а где Наталья Викторовна? (Ответы детей)

Звучит музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».  Входит воспитатель, в костюме кота Матроскина (грустный).

Кот:  Здравствуйте дети! Вы меня узнали? Я кот Матроскин.

2.Введение в тему.

Кот: Знаете, почему я такой грустный? У  меня друг Дядя Фёдор простудился и  заболел. Я пришёл к вам за помощью. Подскажите, что нам с Шариком делать? Как помочь Дяде Фёдору?

Дети:  Вызвать врача, напоить горячим чаем с мёдом, погреть ноги…

Кот: Мы с Шариком вызвали врача. Врач сказал, что Дяде Фёдору нужны витамины. А  в деревне Простоквашино нет аптеки (и денег у нас нет). Где же нам взять  витамины?                                                                        

 Дети: Много витаминов  в овощах: луке, морковке, чесноке, свёкле, капусте…

Кот:  Эти овощи у нас есть! Мы осенью урожай овощей большой собрали. Запасы на зиму сделали.                                                                        

Дети: Для больного лучше – совсем свежие овощи.                                

Кот:  Где же нам с Шариком взять свежих овощей?                                        Дети: Можно посадить репчатый лук. Он быстро растёт и даёт зеленые стрелы. В них  много витаминов, они защищают наш организм от болезней. Их надо кушать, особенно  когда болеешь, тогда быстро поправишься, станешь сильным, крепким, здоровым.

Кот: А! Репчатый лук!  Он такой зелёный, овальный, упругий, внутри много семечек. Да?                                                          

Дети:  Нет. Это огурец.

Кот: Ну да, конечно огурец! Вспомнил, репчатый  лук он круглый, мягкий, красный.                                                                    

Дети: Нет, это помидор.         

Кот: Что – то я совсем запутался. (Предлагает детям сесть на стульчики)                                                                                                Кот: Напомните мне, какой он, этот репчатый лук?                                              II.Основная часть. 

Кот: Помогут вам рассказать о нём карточки подсказки. (Выставляется схема описательного  рассказа о луке)

1.Что такое лук?                                                 

2. Какой он бывает по форме?                         

3. По цвету?                

4. Какой лук на вкус?                                            

5. Запах?

 6. Что в нутрии, снаружи? Для чего?  

 7. Какой лук  на ощупь?                                  

 8. Где растёт?                                                        

 9. Кто его  выращивает?

10.  Когда сажают лук? Когда  собирают и как?

11. Как его едят? Какие блюда можно приготовить?

12. В чём его польза?                                            

        Дети коллективно составляют описательный рассказ о луке, 1 ребёнок повторяет описательный рассказ.

1. Лук - это овощ.

2. По форме бывает круглый и овальный.

3. По цвету может быть жёлтым, красным, оранжевым, фиолетовым,  золотистым. Всё это зависит от сорта лука.

4. На вкус он горько-сладкий.

5. Имеет неприятный, резкий запах.         

6. Внутри лука мякоть. Она состоит из сочных чешуек. Снаружи, мякоть защищена сухими чешуйками. Чем больше сухих чешуек, тем дольше будет храниться лук.        

7. На ощупь лук твёрдый.         

8. Растёт он в огороде на грядках.  

9. Его выращивают колхозники, огородники, агрономы.

10. На огородах лук сажают весной,  обирают осенью. Дома лук можно сажать в любое время года. Собирают его,  выдёргивая из земли, а зелёный лук срезают.         

11. Его можно жарить, варить, консервировать, тушить, сушить, есть сырым. Его кладут в суп, овощное рагу, салат, жарят с мясом, овощами и т.д.

12. Польза лука в том, что в нём много витаминов, он защищает организм от болезней.

Кот:  Что ещё вы знаете о луке?

        Дети: Если человек 2-3 минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты. Еще в глубокой древности люди догадались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он еще и целебен. Еще в старые годы запахом свежего лука старались освежить комнаты тяжелобольных. Для этого разрезали луковицу пополам и ставили в разных местах комнаты. Через некоторое время заменяли свежеразрезанными.

В Гане уверены, что лук – лучшее средство для отпугивания змей. Поэтому его разводят вблизи жилищ. Ну, а если тебя укусила змея, то в качестве противоядия используют тот же лук.

Кот: Как интересно! Вы такие умные. Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте. Повторяйте за мной движения:

ФИЗМИНУТКА.        

Сделали мы грядки в нашем огороде,
Все на них в порядке, лук зеленый всходит.
Все на них в порядке, лук растет прекрасно.
Мы пололи грядки вовсе не напрасно.
Славно мы трудились – вволю поливали,
Лук высокий вырос – лучше не видали!

Кот: Вот мы и отдохнули. Сейчас предлагаю поиграть в игру  «Что для лука хорошо, что для лука - плохо?».        

Дети сидят за столами. На столах лежат картинки: солнце, земля, вода, лампочка, удобрения, сорняки, вредные насекомые, засуха, дождь, холод.

 Кот: На столе лежат картинки. Выберите те, на которых изображено -  какие условия необходимы луку для роста, и поднимите картинку над головой.

Кот: Расскажите, что необходимо луку для роста?

Дети:  Для роста луку необходимы: земля, вода, тепло, свет, удобрения.        

Кот: Что будет с луком если нет света? (холодно)                        

Дети:  Если не будет света, но будет тепло, то лук будет расти медленно.

Кот: Вы молодцы, много интересного и полезного рассказали мне о луке. Только на нашем огороде земля уже мёрзлая.  Солнышко слабо греет. Как же Дяде Фёдору помочь, где вырастить лук?        

 Дети: Лук можно вырастить дома.

 Кот: Я для Дяди Фёдора на всё готов, лишь бы он поправился!  Вот такой лук ему бы сразу помог. (Выставляет картинку на магните - лук с зелёными стрелами в центре магнитной доски).

 Кот:   Расскажите мне, пожалуйста, что нужно для того, чтобы вырастить лук дома? Рассказать вам помогут вот эти картинки.

На столе лежат картинки. Дети по очереди, выходя, выбирают нужную картинку, ставят её на доску и рассказывают о последовательности действий, необходимых для данной работы и отвечая на вопросы кота: почему и для чего?

Дети: Необходимо приготовить ящик с землёй или баночку с водой. (выставляется картинка - контейнер с землёй, банка с водой )            

Кот: В какую землю лучше сажать в сухую или мокрую и почему?

Дети: Лучше сажать в мокрую землю, потому что луку нужна влага.

Кот: Что ещё нужно для посадки?

Дети: Для посадки нужны луковицы, лучше с проросшими корешками (выставляется картинка  – луковица с корешками )                        

Кот: Почему?

Дети: Из таких луковиц быстрее вырастет зелёный лук.

Кот:  Какие инструменты необходимы в работе и для чего они нужны?

Дети:  Для работы нужны фартуки, чтобы не запачкаться; лопатки, чтобы  выкапывать ямки (лунки) для лука; лейки с водой для поливки, тряпочка, чтобы убрать грязь.  (картинка– фартук, лейка, лопатка )

Кот: Как правильно поливать посаженный лук и какой водой: холодной или горячей?                                                                    

Дети: Посаженный лук необходимо поливать по краям, тёплой, отстоянной водой.

Кот: Скажите мне, а сами - то вы лук едите, любите его?                

Ответы детей.

Кот: Теперь я понял! Лопаткой аккуратно делаем в земле ямку (выставляют картинку), такую, чтобы луковичка почти вся в ней спряталась, но чуть-чуть была видна макушка, от туда будут расти пёрышки. (выставляют картинку - контейнер с землёй, вырыта лунка, лопатка )                                      

 - Потом пальчиками прижимаем земельку вокруг луковицы и поливаем. (выставляется картинка – рука, лейка )                          

 - Когда лук будет посажен, необходимо помыть тряпочку, повесить её сушиться. Помыть руки и снять фартук.

- Скажите, куда  лучше поставить посаженный лук и почему?

Дети: Посаженный лук лучше поставить на окно, так как здесь есть все необходимые условия для его роста: свет и тепло.

Кот: Дядя Фёдор говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вы можете мне показать, как сажать лук в домашних условиях?

- Ну что ж, умелые руки не знают скуки. Приготовьте всё необходимое для посадки,  подойдите к своим рабочим местам.  Я посмотрю, как вы делаете, потом Шарику всё расскажу, покажу, а там и Дядю Фёдора вылечим. Приступайте к работе.

Практическая часть: (У  каждого ребёнка на столе: контейнер с землёй, пророщенная луковица, лопатка, лейка).

Воспитатель - Кот может: 1 - помочь кому-нибудь из детей,  2 - спросить у ребёнка, что он делает, у другого - как делает, что будет делать потом. 3 - предложить ребёнку, раньше всех закончившему выполнять свою работу, помочь кому-либо из детей. 4 – дать указание «Заканчивайте выполнять работу. Коту пора возвращаться к себе домой».

Кот: А стихи про лук знаете? (Дети рассказывают стихи)

                             ***

Говорят, я горький, говорят, несладкий.  

Стрелочкой зелёной я расту на грядке.

Я полезный самый, в том даю вам слово.  

Лук зелёный ешьте, будете здоровы.

                         Луковка        

Луковичка, луковка, крепкая головка,
Шелковая шапочка, тоненькая лапочка.
Ты совсем не колобок – кругленькая рожица…
Все равно играть с тобой никогда не хочется…
Р. Грановский

Кот: Спасибо вам, дети. Вы многому меня научили. Свой контейнер я отнесу Дяде Фёдору. Думаю, Дядя Фёдор скоро поправится, ведь лук ему обязательно поможет. Вы убираете  контейнеры на подоконник. Вам я желаю не болеть, до скорых встреч.

 Кот прощается с детьми и уходит.

Закончив всю работу, дети с младшим воспитателем убирают трудовое оборудование на место, моют руки.

III.Заключительная часть.

1.Рефлексия.

В группу заходит воспитатель с посылкой.

Воспитатель: Как вы тут без меня? Чем занимались? Итак, что же такое лук? Что необходимо для его роста? Чем полезен лук?

2.Переход НОД в самостоятельную игровую деятельность детей.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю открыть посылку и рассмотреть её содержимое. Кто-то посмотрит на лук в лупу, а кто желает сделать альбомы для наблюдений за луком, подойдите к Елене Николаевне.

     

E:\Вера\КАРТИНКИ\алгоритмы\алгоритм по сост описат рас - посуда\3-3.jpg

     

     

 

 

                 

     

      E:\Вера\КАРТИНКИ\алгоритмы\алг по сост описат расск одежда\2-9.jpg

   

E:\Вера\ВСЁ О ТРУДЕ\Всё о труд в природе\КАРТИНК, ОВОЩ, + СИСТ, ОПЕР\колхозник.jpg

           

                                 

  

   

           

           

           

                         

                                        C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\IT3325-04.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\пп.jpeg

   

                              

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\20869-prev.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\20869-prev.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\20869-prev.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\20869-prev.jpg

       

                               

    

                            E:\Вера\КАРТИНКИ\алгоритмы\алг по сост описат расск одежда\2-9.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\IT3325-04.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\new_9165.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\20869-prev.jpg



Предварительный просмотр:

Самоанализ непосредственно образовательная деятельность

по формированию целостной картины мира и развитию речи

Тема: «Лук – полезный друг»

Тема просмотренной вами непосредственно познавательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи:

«Лук – полезный друг»

Триединая задача НОД

Образовательные задачи:

систематизировать знания детей о: полезных свойствах лука, условиях необходимых луку для роста, процессе   его посадки в домашних условиях, подборе инструментов и материалов для работы и последовательности трудовых действий.

Развивающие задачи:

совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные задачи:

воспитание трудолюбия, желания быть полезным.

Поставленные задачи, как для педагога, так и для детей, были достигнуты. Материал подавался детям в логической последовательности, научным, но доступным языком, прослеживалась взаимосвязанность материала интегрируемых предметов.

Компоненты интеграции присутствовали следующие:

Познание: расширять представления об овощах; продолжать формировать знания детей о луке и его свойствах.

Коммуникация: формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями, поощрять желание рассказывать, задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Чтение художественной литературы: продолжать учить детей выразительно читать стихотворения.

Социализация: продолжать формировать у дошкольников способность работать в коллективе, желать помочь ближнему.

Труд: совершенствовать умения детей при посадке растений в землю.

Безопасность: формировать умение работать аккуратно с землёй и водой.

Здоровье: закреплять знания детей о пользе овощей; обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.

Ключевые понятия интеграции: овощи, витамины.

Итак, перед началом НОД была проветрена группа, сделана влажная уборка, т. е. были соблюдены санитарно-эпидемиологические требования к проведению занятия.

Психологически дети были подготовлены к приходу гостей.

НОД была выстроена оптимально: программное содержание соответствует данному возрасту, интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей  старшей группы. Триединая дидактическая задача, то есть, обучающая, развивающая и воспитательная, достигнуты, следовательно, дети подготовлены к восприятию данных задач. Отмечу логичность подачи материала и доступность. Все структурные части НОД были взаимосвязаны. В процессе НОД развивался интерес детей. Имеется наличие нового: самостоятельная посадка детьми лука в землю, обеспечивающая совершенствование умения детей работать с посадочным инвентарем, что показывает направленность на труд занимательного дела.

Была организованна смена видов деятельности: дети передвигались по группе, сидели  за столами, на ковре.

В НОД использовались словесные методы (беседа, художественное слово, пояснение), наглядные (демонстрация таблиц, картинок; показ; оперирование непосредственно объектом – луковицей), практические (непосредственное проведение трудовой деятельности, самостоятельная деятельность детей), проблемный (постановка проблемных вопросов), игра (игра и игровые упражнения), художественное слово. На протяжении всей  НОД прослеживалась единая тема  «Посадка лука».

В данной НОД присутствовал прием подачи нового с опорой на имеющийся опыт детей - первоначальные представления об овощах, в частности о луке и его пользе для здоровья человека; - умение детей работать с мнемотаблицами, дидактическими картинками.

Учебный материал для моих ребят считаю актуальным (актуальность была доказана самими детьми в процессе  деятельности). Занимательное дело было построено на игровом сюжете «Гость в группе», так как главный приоритет ребенка – это игровая деятельность.

Все задания детям объяснены доступно. Я активизировала речь детей, задавая точные вопросы и используя различные формулировки. Вопросы и задания не повторялись несколько раз.

Для оценки деятельности детей применяла словесные и тактильные поощрения.

Степень активности детей на занятии была высокой. Дошкольники были заинтересованы, и показали свое умение работать с предложенным материалом. Довольно быстро переключались на следующее задание, это говорит о том что, работа ведется в системе и в соответствии с ФГТ.

Наглядный прием придавал занимательному делу действенный характер, дети слышали меня, были внимательны, им было интересно.

Интеграция способствовала повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, рассмотрению объекта (лука) с нескольких сторон, способствовала формированию умения воспитанников рассказывать, обобщать, делать выводы, углубила представление об объекте, расширила кругозор, происходило эмоциональное развитие детей. Интеграция позволила снять перенапряжение.

Наиболее успешно с предложенными заданиями справились дети, имеющий высокий уровень в познавательном и речевом развитии, и те, которые не смущались присутствия гостей.

Мое эмоциональное состояние до НОД взволнованное, но я была заинтересована ходом НОД, а после нее чувствую удовлетворение.

Считаю, что задачи данной НОД выполнены, и результатом я довольна.

Если бы представилась возможность провести данное занимательное дело ещё раз, то я оставила содержание его без изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лук - полезный друг!"

В данной публикации описан проект с детьми среднего возраста "Лук- полезный друг!", представлен пример оформления проекта: актуальность темы, этапы проекта, виды деятельности, фотомате...

Проект в подготовительной группе "Лук - полезный друг"

Краткосрочный проект будет полезен воспитателям старшей и подготовительной групп....

Проект "Лук - полезный друг"

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и в...

Проект "Лук - полезный друг"

Проект предназначен для реализации воспитателями и логопедами в подготовительной к шкколе группе....

Конспект НООД «Лук - всем полезный друг»

Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека.Прививать бережное отношение к своему здоровью.Развивать познавательный интере...

Конспект практической деятельности в подготовительной группе. Тема: «Лук - всем полезный друг»

Создать условия для исследовательской деятельности. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук». Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека. Прививать бережное отно...

Конспект практической деятельности в подготовительной группе. Тема: «Лук - всем полезный друг»

Создать условия для исследовательской деятельности. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук». Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека. Прививать бережное отно...