Модифицированная экологическая программа "Берегите природу!"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Клименко Людмила Иннокентьевна

Программа разработана для ознакомления дошкольников с природой природоохранной деятельность региона. Состоит их блоков. В каждом блоке разработаны тематические занятия. Программа апробирована с дошкольниками в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_programma.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

«Голубок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район

Модифицированная программа

«Берегите природу!»

                                                                                                                     

                                                                                                                        Автор-разработчик:

воспитатель

Клименко

Людмила

Иннокентьевна

                                                             

                                                               г. Туапсе

                                                       

                                       

                                        Пояснительная записка

    Разнообразие жизни на Земле уникально. Нет двух абсолютно одинаковых людей. Но, несмотря на это, мы едины в своем стремлении к Прекрасному, к миру, счастью, красоте, к успеху, к поиску Смысла жизни.

У нас общие: земля, небо, солнце и звезды.

    Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету. Одна из причин этого в массовом потребительском отношении людей к основе жизни – естественной природе. Кроме того, экологический кризис обозначил и кризис человеческий. Необходима смена ценностных ориентаций от                  потребительства к развитию. Вот почему проблемы новой экологической этики и экологического образования признаны глобальными. Необходима новая этика и формирование нового мировоззрения у каждого человека. Мир един, неделим и не враждебен человеку. Невоспитанный человек –              единственный источник гибели окружающего мира.

    Экологическое образование государство ставит в разряд первостепенных государственных проблем. Создание в регионах страны системы                  непрерывного экологического образования, первым звеном которого           является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы         мировоззрения человек, его отношения к окружающему миру.

      Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека,      смены ценностных ориентиров.

Программа эколого - биологической направленности «Берегите природу»        актуальна в связи с необходимостью создания отдельного курса по      начальному экологическому воспитанию для подготовительных групп ДОУ, с учетом их возрастных особенностей.

      Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что в процессе наблюдений за окружающей средой ребенок изменяет восприятие мира, меняется и качество его восприятия. Ребенка побуждают к активной творческой деятельности и переживанию природы. В результате возрастает активность его сознания, эмоциональное переживание хрупкости окружающего мира, формируется сознание собственной включенности и   ответственности за общее выживание человечества.

     

     Возрастные критерии – участники программы, дети в возрасте 5 – 7 лет. 

     Условия реализации:

    Данная программа рассчитана на 1 год обучения – 36 часов.

    Занятия проводятся один раз в неделю.

    Продолжительность занятия – 30 минут.

    Цель: развитие экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли, формирование у них экологической культуры и готовности к активной природоохранительной деятельности.

     Задачи:

  - создать условия для более глубокого ознакомления с ключевыми идеями, познаниями и научными фактами о природе, что позволит определить         оптимальное воздействие человека на природу, сообразно ее законам;

  - сформировать у детей новое экологическое сознание;

 - сформировать понимание материальной и духовной ценности природы,  общества и отдельного человека;

 - создать условия для овладения практическими знаниями и умениями       взаимодействия с природой;

  - активизировать деятельность по улучшению природной среды;

  - воспитывать уважительное отношение ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

  - воспитывать бережное отношение к природе, желание принять участие в ее охране и защите.

   Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование у ребенка экологического сознания. но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать), на интеллектуальное, эстетическое, речевое, физическое развитие, развитие культуры чувств.

   Знания при этом не являются самоцелью – они лишь средство для               воспитания человека с новым типом мышления.

     

    Структура программы. Она состоит из нескольких блоков. В каждом блоке выделены обучающий и воспитательный компоненты.    

   

    Первый блок – «Природа нам рассказывает …» -

знакомит детей с целями и задачами экологии, с экологическими проблемами нашего региона и охранной деятельностью окружающей среды. В этом же блоке изучаются что такое природа, отличия объектов природы от объектов, сделанных руками человека, отличия живой и неживой природы.

 

    Второй блок – «Экологические связи»

формирует у детей представления об экологическом равновесии живых       организмов в природе; формирует представление о том, что животных нельзя   делить на «полезных» и «вредных».

 

    Третий блок – «Природные лекари» -

знакомит детей с садовыми и лекарственными растениями нашего региона и использованием из в повседневной жизни.

  Четвертый блок – «Туапсе и Туапсинский район» - 

 знакомит детей с климатом, растительным и животным миром города и     района, растительным и животным миром Черного моря; дает представления почему и как люди берегут редкие растения и животных; знакомит с ландшафтным дизайном улиц, площадей и парков города.

   Пятый блок – «Камни и минералы» - 

знакомит с разными камнями и минералами, как человек их использует.

   Ожидаемые результаты.

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря. Развитие наблюдательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

                                    Перспективное планирование    

Сроки

Блок

Тема

1

2

3

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Природа нам      рассказывает…

Экологические    связи

Туапсе и

Туапсинский район

Природные лекари

Камни и минералы

Что такое природа?

Рассказ о заповедниках

Мы друзья природы

Растения под нашей защитой

Поможем растениям!

Береза – национальное русское дерево

Наша – елочка живая

Роль леса в охране окружающей среды

Наш дом - природа

О животных, которых не любят

Полезный или вредный (2 занятия)

Путешествие в мир насекомых

Почему Туапсе?

Лучше гор могут быть только горы

Растительный и животный мир Туапсинского района

Растительный и животный мир       Черного моря

Скала Киселева

Море в беде

Поможем морю

К нам пришел Айболит

Могут ли овощи навредить нашему здоровью?

Грибы

Бархатцы – садовые цветы

Рябина или рябинка – это один вид растения?

След белого человека (подорожник)

Травушка – муравушка (птичий горец)

Знакомство с мать – и - мачехой

Знакомство с одуванчиком

Одуванчиков много – они разные и красивые

Мы – ребята – поварята

Деревья исцеляют стоя

Простые и ценные камни в природе

Камень, рожденный деревом (янтарь)

Каменный уголь и мел

Наблюдения на сравнения песка с речными камнями

                                               

                                                 Литература

1.Программа этико – экологического воспитания (авторы Кудрявцев Т. В.,

 Новикова Г. П.)

2. Программа экологического воспитания дошкольников

«Наш дом – природа» автор Рыжова Н.

3. Королева А. «Естествознание для малышей»

4. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. «1000 загадок»

Ярославль «Академия развития» 1997г.

5. «Советская Кубань» 1997

6. Олисаев В. А., Кадиева Л. С. «Дары леса и их использование»

 издательство «Ир» Орджоникидзе 1988

7. «300 вопросов и ответов о животных»

Ярославль «Академия развития» 1997г.

8. «Познаю мир» М.: просвещение 2002г.

9. Лопатина Л., Скребкова М. «Сказки о цветах, деревьях и растениях»

М: Сфера   1998

10. Маханева М. Д. «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» М : Аркти   2004г.

11. Маларев А. А., Маларева О. А. «Самое синее в мире Черное море мое»

Тула 2012г.

12. Васнева А. Г. «Знай и люби свой край», Краснодар, 2002

13. Гринг Л. «Природа родного края», Краснодар, 1999

14. Лотышев И. П. «Путешествие по родному краю», Краснодар, 2001

15. Жуковская Р. И., Виноградова Р. И., Козлова С. А. «Родной край». М., Просвещение, 1990

                                                                                 Приложение      

 Блок «Природа нам рассказывает…»

 Цель: познакомить с нашим домом – природой; знакомить с экологическими проблемами нашего региона и охранной деятельностью окружающей среды,                              

                               

                                  «Что такое природа?»    

Задачи: познакомить с понятиями «природа», «живая природа», «неживая природа»; развивать у детей речь, любознательность.

                                     «Рассказ о заповедниках»

Задачи: дать представление о том, почему и как люди берегут редких животных; воспитывать бережное отношение к природе, желание принять в ее охране и защите участие.

                                  «Мы друзья природы»

Задачи: вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны; развивать любознательность; воспитывать бережное отношение к природе.

                            «Растения под нашей защитой»

Задачи: вызвать интерес и любовь к растениям, формировать чувство ответственности за сохранение земного наряда планеты, вызвать стремление к охране растений.

                                   «Поможем растениям!»

Задачи: познакомить с растениями, которые занесены в «Красную книгу» и находятся под охраной государства; вызвать интерес к природе; воспитывать желание принять участие в ее охране и защите.

                         «Береза – национальное русское дерево»

Задачи: расширять знания детей о березе, почему ее называют национальным русским деревом; развивать чувства видеть прекрасное, любоваться красотой природы.

                                 «Наша елочка – живая»

Задачи: расширять знания детей о елке, почему она всегда зеленая и что ей угрожает; воспитывать бережное отношение к живому дереву.

                       «Роль леса в охране окружающей среды»

Задачи: познакомить детей с лесом, какую пользу приносит человеку и как охраняет окружающую среду; развивать речь, логическое мышление.

 

                           

                                      «Наш дом -  природа»

Задачи: познакомить с компонентами природы, их взаимосвязью, дать представление о природе и окружающей среде, о том, что человек (ребенок) – тоже ее часть.

Блок «Экологические связи»

Цель: формировать представления об экологическом равновесии живых организмов в природе; формировать представление о том, что животных нельзя делить на «полезных» и «вредных».                        

                       

                          «О животных, которых не любят»

Задачи: формировать представление о том, что к неприятным на вид животным нельзя относиться негативно, а тем более проявлять это отношение в своих действиях и поступках.

                                  «Полезный или вредный»

Задачи: формировать представление о том, что животных нельзя делить на «полезных» и «вредных» и руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним, вызвать стремление оказывать им помощь.

 

                              «Путешествие в мир насекомых»

Задачи: расширять знания о жизни насекомых; развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений; воспитывать любовь к природе.

 Блок «Туапсе и Туапсинский район»                            

 Цель: познакомить с климатом, растительным и животным миром города, района и Черного моря; дать представление почему и как люди берегут редкие растения и животных; знакомить с ландшафтным дизайном улиц, площадей и парков города.

                               

                                      «Почему Туапсе?»

Задачи: познакомить с историей возникновения родного города, дать знания почему он имеет такое название; воспитывать любовь к малой Родине.

                              «Лучше гор могут быть только горы»

Задачи: познакомить с горами, их растительностью (ель, каштан) и животным миром (еж, медведь, белка) которые живут в наших горных лесах; воспитывать любовь к природе Кавказа.

                       

                    «Растительный мир Туапсинского района»

Задачи: познакомить с растительным миром города и района: садовыми и дикорастущими деревьями, кустарниками и травянистыми растениями.

                           

                       «Животный мир Туапсинского района»

Задачи: познакомить с животным миром нашего района, птицами; прививать интерес, любовь и заботливое отношение к ним.

                     «Растительный и животный мир Черного моря»

Задачи: познакомить с растительным и животным миро Черного моря, рассказать о санитарах Черного моря, как они помогают морю быть чистым.

 

                                     «Скала Киселева»

Задачи: познакомить с достопримечательностью нашего города и района, скалой Киселевой, рассказать легенду наших предков и почему она так называется; воспитывать любознательность.

                                            «Море в беде»

Задачи: дать представление о море, разных его состояниях, обитателях; познакомить с неблагоприятными для природы последствия деятельности человека (от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные).

                                    «Поможем морю»

Задачи: познакомить с информацией, как каждый из нас может участвовать в защите и охране моря и пляжа.

 

Блок «Природные лекари»

Цель: познакомить с овощами, какую пользу приносят здоровью человека и какой вред могут нанести при неправильной их обработке; знакомить с садовыми и дикорастущими растениями нашего района.

                               

                                 «К нам пришел Айболит»

Задачи: воспитывать интерес к своему здоровью, желание поддерживать, его правильным питанием (овощами и фруктами); уточнять и расширять представление   о том, что овощи можно есть в сыром и вареном виде, что из них можно приготовить суп, салат и что в сыром виде они полезнее, так как в них много витаминов, которые нужны для здоровья.

 

                   «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?»

Задачи: сформировать представление о нитратах, рассказать о том, в каких растениях они содержатся и какой вред приносят человеку.

                                                     «Грибы»

Задачи: познакомить с народными названиями грибов, раскрыть их своеобразие; развивать у детей любознательность.

                               «Бархатцы – садовые цветы»

Задачи: закреплять умение видеть особенности растений, отраженные в народных названиях; учить передавать это в рисунках.

                         

                   «Рябина или рябинка – это один вид растения?»

Задачи: расширять представления о растениях ближайшего окружения; учить сравнивать, находить общее и отличие, делать обобщение.

                                     

                       «След белого человека» (Подорожник)

Задачи: закрепить представление о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособления подорожника к жизни у дорог.

                        «Травушка – муравушка» (Птичий горец)

Задачи: познакомить с народными названиями птичьего горца, показать пищевые связи в природе; учить видеть необычное в обычном.

                              «Знакомство с мать – и – мачехой»

Задачи: познакомить с интересной травой - мать – и – мачехой; пробуждать чувство восхищения красотой растения.

                              «Знакомство с одуванчиком»

Задачи: показать растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый, пушистый цветок; стебель длинный, гладкий); воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.

                         «Одуванчиков много – они такие красивые»

Задачи: показать превращение желтых цветов в пушистые шарики. Красоту поляны на которой много травы и одуванчиков.

                                  «Мы – ребята – поварята»

Задачи: закреплять и расширять знания об овощах: внешний вид, вкус, использовании в кулинарии.

                                    «Деревья исцеляют стоя»

Задачи: рассказать о чудесных свойствах деревьев лечить людей, о дружбе человека и дерева; воспитывать бережное и заботливое отношение к живому дереву.

Блок «Камни и минералы»

Цель: познакомить с лечебными свойствами камней и минералов, показать их красоту и неповторимость, использование человеком их свойств в повседневной жизни.

                          «Простые и ценные камни в природе»

Задачи: развивать интерес, сенсорные ощущения, умение обследовать их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.); дать представление о том, что камни в природе есть в земле, в реках и морях, поэтому из называют речными и морскими; дать первое представление о ценных камнях. Которые используются для украшения построек, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши, браслеты).

                            «Камень, рожденный деревом» (янтарь)

Задачи: закрепить знания об объектах- неживой природы (мел, уголь, коралл); познакомить с камнем, рожденным деревом; камень этот называется янтарь (цвет, происхождение, свойства, использование); воспитывать бережное отношение к янтарю, учить видеть красоту.

                                 «Каменный уголь и мел»

Задачи: познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем, как их добывают и используют; закреплять умение обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности; поддерживать интерес к опытнической работе.

            «Наблюдения на сравнение песка с речными камнями»

Задачи: развивать интерес к неживой природе (камням и песку, сравнивать их), сенсорные ощущения, уметь обследовать камни и песок, называть их свойства и особенности; дать представление, что песчинки – это крохотные камушки, рассказать, как образуется песок.

                               

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое экологическое занятие «Природа и человек»

объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте, природы ради блага всего живого на Земле. ...

Экологический Журнал "Природа и Мы"

Экологический журнал «Природа  и мы»В процессе экологического воспитания помогут разнообразные виды деятельности:•        Сюжетно-ролевая игра, отражающая разли...

экологическое занятие "Природа, климат и вода в информационную эру"

этот материал поможет вам в работе с детьми старшего  дошкольного возраста по экологическому воспитанию...

Авторская разработка по экологическому воспитанию"Экологический куб"Природа мой дом"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план , им уделяют все ребольше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе .Кажды...

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка" «В дружбе с природой»

Форма проведения: деловая играФорма проведения: круглый стол.Участники: родители, педагогиЦель: повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически...