Конспект НОД в средней группе по теме"Дикие животные зимой."
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Интеграция образовательных областей:"Познание","Коммуникация","Социализация","Чтение художественной литературы." Цель:Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных. Задачи: Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных,их повадках, внешнем виде,цепочках питания,образе жизни в зимний период. Развивающие: Развивать внимание,память,логическое мышление,наблюдательность. Речевые:Развивать связную речь,обогащать словарь детей:егерь,медведь-шатун,логово. Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям. Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки; нарисованные следы животных:зайца,лисы,волка,белки,лося;звуковые эффекты(вой волков,сопение медведя);набор предметов для игры:шишки, грибы,капуста,морковь,пучок сена,зерно,орехи и . т. д.); набор картинок "Дикие животные леса",кормушка с сеном и зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса. Подготовительная работа:рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе. Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание,физминутка,слушание звукозаписи. Ход НОД. (Дети сидят полукругом на стульчиках) Воспитатель:Ребята отгадайте загадку:Снег на полях,лёд на реках,вьюга гуляет, когда это бывает? Дети:Зимой. Воспитатель:Какое сейчас время года? Зима. Воспитатель:Назовите приметы зимы. Дети:Снег,вьюга,холодный ветер,мороз,водоемы покрываются льдом,некоторые животные меняют цвет шубки,вырастает теплая ,зимняя шерстка,некоторые животные ложатся в спячку. Воспитатель:А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.А на чем можно добраться в зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах). Ребята,давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила(не шуметь,не ломать веток....) Пока идем на лыжах вспоминаем как называют животных,которые живут в лесу? (дикие) Воспитатель:Ну,вот и пришли.Посмотрите какая красота кругом:деревья стоят в снежном убранстве,кругом все бело,тишина в лесу...(подходим к месту ,где следы лисы) -Ребята,чьи это следы? Дети:Лисы. Воспитатель:Давайте,ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису.Беседа о лисе). Лиса-это хищница,очень хитрая.У нее пушистая,рыжая шерстка и длинный пушистый хвост. Им она заметает свои следы на снегу.Лиса слышит писк мышей под снегом,раскапывает снег и ловит мышей.Ещё лиса гоняется за зайцами.Живет в норе.(Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит? Дети:Петляет. Воспитатель:Давайте,назовем всех членов семьи лис. Дети:Папа-лис,мама-лиса,детеныш-лисёнок,а много-лисят. Воспитатель:В каких сказках встречается нам лиса? дети:"Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот,лиса и петух"... (передвигаемся дальше) Воспитатель:Ой,ребята,посмотрите здесь опять чьи-то следы?! Дети:Следы зайца. Заячьи следы. (ищем по следам зайца). Воспитатель:Смотрите,вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце) Заяц белый.У него длинные уши,быстрые длинные ноги.Он меняет шубку 2 раза в год.Летом - серый,зимой-белый.Для того,чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.Зимой питается корой деревьев.Зайчонок рождается меньше ладошки,но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой? Дети:Трусливый,всего боится. Воспитатель:Давайте,дети,составим цепочку заячьей семьи.Папа-заяц,мама-зайчиха, детеныш-зайчонок,много-зайчат. Подвижная игра"Лиса и зайцы."Дети в кругу держатся за руки.Они деревья.Один ребенок-лиса,другой-заяц.Лиса гоняется за зайцем,а деревья мешают ветками(руками)лисе. (Слышится вой волков-звукозапись). Воспитатель:Что это,дети? Дети:Это воют волки. Воспитатель:Вот поэтому зайка спрятался под кустом.Он лису,да волков напугался.Смотрите,дети,тихо,а то волки придут сюда.Видите вон следы волков.Они по лесу рыщут,свою добычу ищут.(Беседа о волках). Волк к зиме не меняет цвета шубы,но она становится гуще и теплее.Живут волки в норах,которые называются-логово.По ночам они часто воют.Охотятся волки стаями на больных и слабых животных. Составим цепочку семейства волков.Папа-волк,мама-волчица,детеныш-волчонок,много- волчат,волков. -В каких сказках мы встречаем волка? Дети:"Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят".... Воспитатель:Во всех сказках волк одинаковый? Дети:Нет.В одних-злой,в других глупый,доверчивый... Воспитатель:Ну,что же,пойдем дальше пока волков не встретили. (идем к дереву с дуплом белочки) Воспитатель:Ребята,что это на снегу лежит? Дети:Шишки,грибы. Воспитатель:Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял? Дети:Это белка. Воспитатель:Подойдем поближе и посмотрим.Действительно здесь жилище белки.Как называется домик белки? Дети:Дупло.(из дупла виднеется белка) Воспитатель:Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький,рыжий,безобидный зверек.Она ловко прыгает по веткам.Белки на зиму делают запасы:ягоды, грибы, орехи. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека. Составим цепочку семейства белок.Папа-белка,мама-белка,детеныш-бельчонок,много- белок. Ну что,не будем беспокоить белок и пойдем дальше.Ой,а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном). Дети:Здесь сено, зерно. Воспитатель:А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные.Как думаете чьи? Дети:Следы лосей. Воспитатель:Правильно.Это лоси ходили.а сено кто положил им? Дети:Люди.Чтобы лоси не умерли с голода. Воспитатель:Молодцы!А людей,которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесники,егери.(Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта)животные.Они питаются веточками и корой деревьев.Они ходят по глубокому снегу, поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей. Папа-лось,мама-лосиха,детеныш-лосенок,много-лосей. -Пойдем дальше,дети.Смотрите какая большая куча снега.Кто нагреб её здесь? (звукозапись-сопение-храп медведя) Воспитатель:Дети,слышите,что это? Кто-то сопит.Как вы думаете кто здесь спит? Дети:Медведь в берлоге спит. Воспитатель:Правильно,молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь- это крупный лесной зверь.У него теплая,бурая шерсть.К зиме он запасает под шкурой много жира.Медведь спит всю зиму.Ничего не ест.Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок.Всю зиму он питается маминым молоком,а весной вместе с мамой выходит из берлоги.Если нечаянно разбудить медведя во время спячки,то он будет бродить по лесу очень злой.В это время он очень опасен.Такого медведя называют-ШАТУН.А кто еще спит зимой? Дети:Барсук,еж. Воспитатель:Ну,чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся немного,а то на улице холодно. Физминутка. -Раз,два (присядка,руки на пояс) Это заячья зарядка,ушки на макушке. А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза) Любят долго потянуться.(потягиваемся) Обязательно зевнуть (имитация зевания) Ну и хвостиком вильнуть. А волчата-спину выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну,а мишка косолапый, Широко расставив лапы, С зайкой вместе долго топчется на месте. Воспитатель:Ну,что же,дети,пора нам возвращаться в детский сад.Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся имитируя езду на лыжах). (Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи) Воспитатель:Вот и закончилась наша экскурсия.А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу,сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают картинки зверей на доску). Лапу кто зимой сосет?А еще он любит мед,может громко зареветь,а зовут его...?(медведь) - Маленький,рыжий зверек,по веткам прыг-скок.(белка) - По полю скачет,ушки прячет.Встанет столбом,ушки торчком.(заяц) - Кто осенью холодной ходит злой,голодный? (волк) - Хвост пушистый,мех золотистый.В лесу живет,в деревне кур крадет.(лиса) - Трав копытами касаясь,ходит по лесу красавец,ходит смело и легко,рога раскинув широко. (лось) Воспитатель:Молодцы!Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.А теперь поиграем еще в одну игру"Кто что ест?"(волшебный мешочек с предметами еды для диких зверей)Опускаем руку в волшебный мешочек ,достаем предмет и говорим кто это ест. Воспитатель:Молодцы!Вот и подошло занятие к концу.Спасибо за работу!Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше.Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры.(на столах предложены разные игры по данной тематике).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по речевому развитию для детей средней группы по теме «Дикие животные зимой».

Цель:• Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по теме "Дикие животные зимой".

Познавательное занятие, на котором дети закрепляют жизнь диких животных зимой и узнают какие следы оставляют животные на снегу....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме: «Дикие животные зимой»

Зимой спит - летом ульи ворошит?(медведь).Маленький, беленькийПо лесочку прыг-прыгПо снежочку тык-тык(заяц).Не портной, а всю жизнь с иголками ходит(еж)....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: "Дикие животные зимой".

Цель: формирование экологических знаний и представлений детей об образе жизни лесных  зверей зимой.Задачи:- закреплять знания детей о диких животных;- расширить представления детей об образе...

Календарно - тематическое планирование в средней группе по теме "Дикие животные зимой"

Календарно - тематическое планирование в средней группе по теме "Дикие животные зимой"...

Конспект НОД в средней группе на тему "Дикие животные зимой."

Конспект НОД в средней группе на тему "Дикие животные зимой."...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему "Дикие животные зимой"

Конспект занятия по ФЭМП средняя группа Тема «Дикие животные зимой»Образовательные. Формировать навыки счета в пределах пяти. Подготовить к пониманию смысла сравнения множеств с помощью вз...