Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по теме "Дикие животные зимой".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Белянкина Любовь Алексеевна

Познавательное занятие, на котором дети закрепляют жизнь диких животных зимой и узнают какие следы оставляют животные на снегу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_zimoy.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе        по теме "Дикие животные зимой".

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, чтение художественной литературы.
Цель:

Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогащать словарь детей: егерь, медведь-шатун, логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: макет берлоги; нарисованные следы животных: зайца, лисы, волка, белки, лося, медведя; звуковые эффекты (метель, вой волков, рев медведя, лай лисы, клич лося); набор картинок "Дикие животные леса", кормушка с сеном и зерном; картинки с летним, зимним и осенним пейзажем.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание иллюстраций, физминутка, слушание звукозаписей.

Ход занятия

(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Какое наступило время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Снег, вьюга, холодный ветер, мороз, водоемы покрываются льдом, некоторые животные меняют цвет шубки, вырастает теплая, зимняя шерстка, некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.

(Дети вместе с воспитателем имитируют одевание)

Вот мы с вами и оделись. А теперь давайте, вспомним  правила  поведения в лесу.

Дети: не шуметь, не ломать веток.

Воспитатель: Ой, ребята, у меня же тут есть письмо, а прислал его нам Лесовик.

« Дорогие дети! Вы можете войти в лес, только если выполните задание. Вам надо отобрать картины с зимним пейзажем, только тогда вы попадете в зимний лес»
                                                                                                           ЛЕСОВИК

        
    (дети выбирают на столе картины с зимним пейзажем)


Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый зимний лес. Все засыпано снегом. Лес как будто спит под белым пуховым одеялом. Может быть, в зимнем лесу никого нет? Исчезли все звери?

Давайте отправимся в лес на лыжах, представьте себе, что вы надели лыжи и взяли в руки лыжные палки и отправляемся!

Воспитатель: Как вы думаете, если мы сейчас войдем в этот лес, то каких зверей можем встретить?

Дети: зайца, волка, белку, лося, лису.
Воспитатель:  А как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: дикие.

Воспитатель:  Как вы думаете,  можем мы зимой  в лесу встретить ежика?

Дети: нет.
Воспитатель:  Почему нельзя встретить ежа зимой?

Дети: спит в норке.
Воспитатель:  Дети, посмотрите, кто это?

Дети: медведь.

Воспитатель:  А можем мы зимой  в лесу встретить медведя?

Дети: нет

Воспитатель:  Почему нельзя встретить медведя зимой?

Дети: спит в берлоге.
Воспитатель:  Как он там оказался?»

Дети: забрался осенью спать, а весной проснется.

Воспитатель:  Медведь натаскал молодых елочек, мха, хвороста. Зимой берлогу накроет снежное одеяло и медведю будет тепло в ней спать.
Воспитатель:  Что ел медведь летом?

Дети: ягоды, грибы и т.д.
Воспитатель:  Есть ли зимой для медведя корм в лесу?

Дети: разные ответы детей.
Воспитатель:  На зиму медведь не делает запасов, потому что он всю зиму спит. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют-ШАТУН.

Посмотрите, какие у медведя следы.

Давайте пойдем с вами дальше.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Расскажите, какая она.

Дети: Лиса очень хитрая. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Воспитатель: Да, им она заметает свои следы на снегу. Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами. А где живет лиса?

Дети: В норе.

Воспитатель: Посмотрите, какие у лисицы следы.
Воспитатель: Давайте, назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис, мама-лиса, детеныш-лисёнок, а много детенышей - лисята.

Воспитатель: передвигаемся дальше.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а это кто?

Дети: Заяц.
Воспитатель: Смотрите, вон под кустом сидит заяц. Какой он?
Дети: У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой-белый, для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.

Воспитатель:  Зимой заяц питается корой деревьев. Зайчонок рождается меньше ладошки, но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает

Воспитатель: Посмотрите, какие зайчик оставляет следы на снегу.

 Подвижная игра "Лиса и зайцы"

Дети в кругу держатся за руки. Они деревья. Один ребенок-лиса, другой -заяц. Лиса гоняется за зайцем, а деревья мешают ветками (руками) лисе.

(Слышится вой волков - звукозапись).
Воспитатель: Что это, дети?
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков напугался. Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Видите вон следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут. (Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются-логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.
 

(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята, что это на снегу лежит?
Дети: Шишки, грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы?  Может быть, их кто-то потерял?

Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим. Действительно здесь жилище белки, посмотрите, какие белка оставляет следы на снегу.

 Как называется домик белки?
Дети: Дупло (из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно. Белка-маленький, рыжий, безобидный зверек. Она ловко прыгает по веткам, а на зиму делает запасы, какие?

Дети:  ягоды, грибы, орехи.
Воспитатель: Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.

Ну что ж, давайте не будем беспокоить белок и пойдем дальше.

Воспитатель: Ой, а это что?

(стоит кормушка с сеном и зерном). Сено и зерно, для кого они здесь?
И следы какие-то интересные. Как думаете чьи?

Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно. Это лоси ходили, а сено кто положил им?
Дети: Люди. Чтобы холодной зимой лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы! А людей, которые помогают выжить лосям в холодное время года, называют - лесники, егери.

Воспитатель: Лоси-это крупные копытные животные (на ногах копыта). Они питаются веточками и корой деревьев. Они ходят по глубокому снегу, поэтому часто становятся добычей волков

Воспитатель: а теперь нам пора погреться немного, а то на улице холодно.

Физминутка.


Воспитатель: Ну, что же, дети, пора нам возвращаться в детский сад. Не будем тревожить лесных зверей.

Возвращаемся имитируя езду на лыжах.
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)

Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия. А чтобы не забыть, кого мы повстречали в лесу, сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам (дети вывешивают картинки зверей на доску). 

-Лапу кто зимой сосет? А еще он любит мед, может громко зареветь, а зовут его...?(медведь)
- Маленький, рыжий зверек, по веткам прыг-скок.(белка)
- По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом, ушки торчком.(заяц)
- Кто осенью холодной ходит злой, голодный? (волк)
- Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет          (лиса)
- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко.(лось)

Воспитатель: Молодцы! Всех лесных зверей правильно назвали и узнали. А теперь поиграем еще в одну игру "Угадай, чей след".
Воспитатель: Молодцы! Вот и подошло занятие к концу. Спасибо за работу! Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше. Предлагаю вам нарисовать понравившееся вам животное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе " Зимующие птицы".

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе " Зимующие птицы"....

Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» (Ф.Э.М.П.) Тема: «Красная Шапочка идёт в гости к бабушке»

Задачи: Образовательные:- формировать умение детей сравнивать предметы по высоте;- соотносить значение цифры с количеством предметов.-упражнять детей в составлении целого из частей; (треугольник,...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» (Ф.Э.М.П.) Тема: «Красная Шапочка идёт в гости к бабушке»

Задачи: Образовательные:- формировать умение детей сравнивать предметы по высоте;- соотносить значение цифры с количеством предметов.-упражнять детей в составлении целого из частей; (треугольник,...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие" "Как дикие звери готовятся к зиме".

Закрепить знания детей от диких животных, сформировать у детей представление о том как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимний период. Воспитать любознательность, любовь к природе и бережное...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию тема: «Путешествие к диким животным»

Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников. Задачи: Обучающие: - закрепление названий диких животных...

Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе № 1 «Улыбка» на тему «Волшебница Зима»

Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей.Задачи:Образовательные: - расширять  представления детей о многообразии погодных явлений;- учить устанавливать прос...