Конспект поисково-исследовательской деятельности "Свойства воздуха" средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Абрамян Марина Николаевна

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poiskovo-issledovatelskaya_deyatelnost_svoysvo_vody.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема«Свойства воздуха»

Задачи:

• расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты.

• учить технике рисования воздухом, кляксография.

• обогащать словарь детей (ученые, эксперимент, лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты, кляксаграфия,

• развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

• развивать речевую активность, умение выдвигать предположения (гипотезы, выражать в речи результаты действий).

• воспитывать самостоятельность, желание детей помогать друг другу.

Интеграции: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, продуктивная.

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (включение и использование игры).

Практический (экспериментирование, рисование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход

 1.Вводная- подготовительная часть.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята здравствуйте. Сегодня мне пришло сообщение на телефон. Нас приглашает в гости в свою лабораторию Знайка. Он хочет рассказать вам о свойствах воздуха. Ну , что пойдем в гости к Знайке.

Ответы детей.

Воспитатель:Давайте с вами закроем глаза.

Все открывайте глаза.  Ребята посмотрите мы уже в лаборатории. А где же Знайка? Куда он запропастился?

Ответы детей.

Воспитатель: Я ему сейчас лучше позвоню.

Воспитатель достает телефон и звонит Знайке.

Воспитатель: Знайка, ты где? Мы уже в детьми у тебя в лаборатории

Знайка:

(Кричит из-за двери)

Ой, бегу,бегу.

Открывается дверь входит Знайка.

Знайка:

Здравстввуйте Дети. Извините меня, заработался. Ну, что вы готовы?

Ответы детей.

Знайка:

Я вас прегласил к себе, чтобы рассказать о воздухе и его свойствах..

Ребята скажите, а вы знаете, что такое воздух?

Ответы детей.

Знайка:

А мы можем увидеть воздух?

Ответы детей

Знайка:

Давайте мы свами проводем несколько опытов с воздухом?

Ответы детей

2 Основная часть. Практическая работа детей.

Знайка:

Для проведения опытов и экспериментов нужно соблюдать определенные правила поведения в лаборатории:

- соблюдать порядок на рабочем месте

- нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя

- обращаться бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием

- дружно работать вместе

Итак, надеваем халаты и приступаем к работе.

Знайка:

Первый опыт и называется: «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ».

Я сейчас вам покажу, как надо ловить воздух. У вас на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Что в них? 

Ответы детей (они пустые).

Знайка: Смотрите, какие они тоненькие. А теперь вы наберите в пакет воздух и зажмите его. Что стало с пакетом? Что в пакете? Он полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал…тоненьким. – Почему? 

Ответ детей(В нем нет воздуха).

Знайка:  Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, надо его поймать.  Мы с вами  это сделать. Мы поймали воздух, закрыли  его в пакете, а потом выпустили. Где люди используют запертый воздух? 

Ответы детей (надувные матрасы, лодки, спасательные круги и т.д.)

Знайка: Теперь вы знаете, что воздух есть. Я загадаю загадку, а вы, я уверена, отгадаете ее.

Загадка:

Он вокруг, его невидим, только всем необходим: людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой. (Воздух)

Знайка: Ребята ответе мне га вопрос. Можно ли почувствовать воздух?

Ответы детей

Знайка: следующий  эксперимент так и называется «Можно ли почувствовать воздух?» Пройдемте к другому столу. Что вы на нем видите?

Ответы детей (вееры)

Знайка:Возьмите веера. Помашите ими и скажите, что вы чувствуете (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете?

Ответы детей: (струю воздуха).

Знайка:Ребята, как вы считаете «Можно почувствовать воздух?»

Ответы детей:(да)

Знайка: При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух?

Ответы детей (при помощи веера, дули на ладошки).

Знайка: значит вывод – воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

И перед тем как мы приступим к следующему опыты проведем физкультминутку

Физкультминутка

Все ребята дружно встали        Выпрямиться.

И на месте зашагали.                Ходьба на месте.

На носочках потянулись,        Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.        Прогнуться назад, рукиположить за голову.

Как пружинки мы присели        Присесть.

И тихонько разом сели.                Выпрямиться и сесть.

Знайка:Воздух окружает нас вокруг. А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? 

Овтаеты детей

Знайка:А давайте проверим.

Опыт называется «Есть ли воздух внутри нас?»

 Для этого нам понадобится стаканчики с водой и трубочки. Подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, спокойно. И посмотрим, что произойдет.

Знайка: Ребята посмотрите, что происходит с водой?

Ответы детей: (выходят пузырьки).

Пузырьки? Но как они там оказались? В стакане же только вода была.

Знайка:Правильно, пузырьки – это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Вывод: внутри нас есть воздух, и мы его можем увидеть в виде пузырьков.

Знайка: Как вы думаете, какой воздух легче горячий или холодный?

Опыт  «Какой воздух легче горячий или холодный?»

Знайка:А как вы думаете (показать иллюстрацию воздушного шара) почему воздушный шар может подняться в небо и улететь? Об этом мы узнаем, если сможем ответить на вопрос – какой воздух легче горячий или холодный?

Берем пластиковую бутылочку, на которую надет воздушный шарик. Теперь поочередно будем опускать бутылочку в горячую, а затем в холодную воду.

Что происходит? В горячей воде шарик надувается – он надулся потому, что воздух от горячей воды расширился, а при охлаждении воздух сжимается, поэтому шарик в холодной воде не надулся.

Вывод: горячий воздух легче, чем холодный.

Опыт . В земле есть воздух.

Знайка: как мы можем увидеть воздух с этими предметами?

Попробуйте, что у вас получится. (если не получается показываю :стакан с водой-ложечка земли =воздух)

А воздух в земле есть или нет?

Ответы детей.

Знайка: Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите ложечкой комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.

Что вы наблюдаете?

Ответы детей Из комочка побежали маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.

Знайка:Где же был воздух?

Ответы детей Воздух был в комочке земли.

Знайка: Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом. Для чего нужен воздух в почве 

Ответы детей(воздух нужен растениям для дыхания)

Знайка:А что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом?

Ответы детей:(рыхлить почву)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть исследователями и проводить опыты? Но к сожалению нам пора прощаться с Фиксиками, ведь у них так много дел (дети прощаются).

Знайка:Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.

Воспитатель В земле есть воздух.

III Заключительная часть.

Воспитатель:Ребята сейчас мы вспомним, что мы сегодня делали? 

Ответы детей(узнавали о свойствах воздуха)

Воспитатель:Что же мы узнали?

(ответы по символам)

Воспитатель:Молодцы, как много мы сегодня узнали.

-Что нового вы узнали?

-Какой опыт для вас был интересен?

-Какой бы опыт вы хотели провести дома с родителями?

(Высказывания детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект поисково-исследовательской работы в подготовительной группе «Знакомство с магнитом»

Расширять представления детей   о магните.Формировать у детей  представления о свойствах магнита.Актуализировать знания детей об использовании магнита человеком.Развивать познавательную...

Конспект поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Башня плотности»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 64Приморского района Санкт-ПетербургаКонспект непрерывной образовательной деятельностиТема: «Башня пло...

Конспект поисково - исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Волшебница вода»

Познакомимся с некоторыми физическими свойствами воды «прозрачность». Проведем  исследование вкуса, цвета, запаха  воды.  Повысим  знания о воде, как раствори...

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Опыты со снегом и льдом»

Данный материал направлен на формирование элементарных представлений детей о снеге и его свойствах: рыхлый – плотный, гладкий, белый-прозрачный, холодный, мягкий-твёрдый....

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе (5-6 лет) «Статическое электричество»

Цель:  формирование  представлений о статическом электричестве. Задачи:познакомить с проявлением статического электричества; познакомить с возможностью снятия статического электричества...

План-конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы на тему: «Как Капелька искала подружек»

Образовательная область – познавательное развитиеИнтеграция – коммуникация, музыка.Вид детской деятельности – исследовательскаяФорма проведения – беседа, наблюдение, эксперимен...