РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА "Приобщение к миру природы"
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа разработана для детей 3 -7лет
Содержание программы направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, ознакомление с природой вообще и природой родного края; обучение приёмам работы в исследовательской деятельности; развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii.docx | 97.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 38 «Колобок» г. Туапсе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Приобщение к миру природы
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Заблоцкая Н.Г.
2019г.
Пояснительная записка
Основой для разработки рабочей программы «Приобщение к миру природы» стали:
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы. М.: Мозаика – Синтез, 2010г
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 .10.2013 г.
- СанПиН 2.4.1.2660 – 13
Программа разработана для детей 3 -7лет
Содержание программы направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, ознакомление с природой вообще и природой родного края; обучение приёмам работы в исследовательской деятельности; развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.
Для реализации рабочей программы используются учебно - методический комплект, включающий в себя:
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы. М.: Мозаика – Синтез, 2010г;
- О.А.Солменникова «Занятия по формированию экологических представлений»;
- С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой»»
- О.А.Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по темам: «Зима», «Весна», «Осень»;
- Конспекты занятий по ознакомлению с природой родного края;
- Конспекты занятий с использованием исследовательской деятельности.
Количество занятий в каждой группе – 9, один раз в неделю. Во второй младшей группе продолжительность занятия – 15 минут, в средней 0 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.
Цель рабочей программы
помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы ,формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы.
Задачи :
- развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир;
- обогащать представление детей о природе края, его природных зонах, многообразии природного мира, причинах природных явлений, особенностях животных и растений, о взаимодействии человека и природы;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 3-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы, об особенностях природы родного края.
Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в месяц
Вторая младшая группа –продолжительность занятия 15 минут, средняя группа-20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут согласно с нормами Сан Пин. Также программа включает в себя перспективный план наблюдений, экологических игр, труда в природе и исследовательской деятельности расписанный по временам года и диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений, навыков) на начало и конец учебного года.
ПРИНЦИПЫ
- Принцип систематичности и последовательности.
Предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе: доступность и привлекательность необходимой информации. « Всё должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» (Я.А.Коменский). Весь материал составляет систему в перспективном планировании и конспектах.
- Принцип сочетания научности и доступности.
Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий.
Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов. Обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.
- Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов образовательных областей и деятельности детей.
Образовательная область «Познавательное развитие» в частности «Приобщение к миру природы» интегрируется со следующими :образовательными областями: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие , социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
1. «Физическое развитие». | Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. Использование двигательной активности в экологических праздниках, викторинах, играх, экскурсиях и походах. Проведение физкультурных минуток, динамических пауз, игр – имитаций на занятиях. |
2. «Речевое развитие». | Обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; знакомство с книжной, природоведческой литературой, детской литературой, фольклором. |
3. «Социально-коммуникативное развитие». | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о природе, её объектах, значении для человека, животных и растений, основ безопасного поведения в природе, а так же к формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества. |
4.«Художественно-эстетическое развитие». | Ценностно-смысловое восприятие и понимание мира природы. Становление эстетического отношения к нему. Использование творческой деятельности для демонстрации красоты родного края, природы в целом и её объектов. Расширение кругозора в части музыкального искусства на экологических праздниках, развлечениях и открытых занятиях |
- Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.
Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
- Принцип наглядности.
Просматривается при проведении наблюдений в природе, за трудом взрослых… Принцип наглядности реализуется с помощью пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное; наглядно-образное.
Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
- Метод интерактивной игры.
Понятие «интерактивный» означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную деятельность познавательной направленности. В такой игре дети узнают новое, учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
- Наглядный метод.
С помощью этого метода организована на занятиях познавательная и практическая деятельность. Это даёт возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы.
- Словесные методы.
Словесные методы и приёмы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения. Они сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
- Практические методы.
Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребёнок познаёт свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию.
Например, с помощью несложных опытов дети осознают свойства дерева, глины, бумаги, воды…
- Упражнения, опыты, экспериментирование, проектная деятельность.
В системе познавательного развития детей входят опыты и экспериментирование. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.
Задачи области «Приобщение к миру природы» во второй младшей группе
- Знакомство с комнатными растениями.
- знакомство с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями, животными, живущими на Кубани, а так же насекомыми.
- развитие интереса к миру природы;
- развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
- формирование представлений о причинно-следственных связях внутри
- природного комплекса;
- развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними
- развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира
- формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
- Расширение представлений детей о растениях, животных, птицах;
- Развитие умения отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды;
Планируемые результаты
- Имеет представления о домашних и некоторых диких животных. Знает, какую пользу домашние животные приносят человеку;
- Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;
- Знает и называет характерные признаки отдельных овощей и фруктов;
- Имеет элементарные представления о свойствах воды, песка и глины;
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
- Знает названия некоторых растений данной местности, животных и насекомых.
Организация обучения:
Занятия длятся 15 мин.
Ознакомление с природой. | 1 раз в месяц | Всего 9 занятий в году | 1ч. 135мин. в год. |
Учебно-тематическое планирование
2 младшая
всего занятий -9
в месяц 1 занятие
Месяц | № занятия | Формы организации педагогического процесса, тематика | Задачи | Литература |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | 1. | «Овощи с огорода» | Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи. Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка» | О.А.Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе» |
Октябрь | 2. | «Домик за забором» | Познакомить детей со свойствами песка : сухой – сыплется, мокрый – лепится; из мокрого песка можно делать постройки. Учить лепить из песка забор. | Конспект педагога. |
Ноябрь | 3. | «Животные лесных зон Кубани» | Расширять представления о диких животных (3-4 вида, характерных для данной местности). Воспитывать любовь к природе родного края. | Конспект педагога |
Декабрь | 4. | «В январе, в январе, много снега во дворе…» | Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас. | О.А.Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе» |
Январь | 5. | «Подкормим птиц зимой» | Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. | О.А.Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе» |
Февраль | 6. | «Уход за комнатным растением» | Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. | О.А.Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе». |
Март | 7. | Растения нашего города»» | Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями ( 2-3 вида) | Конспект педагога. |
Апрель Май | 8. 9. | «Прогулка по весеннему лесу» «Дорожка из камешков» | Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Познакомить детей со свойствами камня: тяжёлый, лёгкий; большой, маленький; стучит громко, тихо; камни твёрдые. Подвести детей к пониманию того, что из камней можно делать постройки. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе» Конспект педагога |
Задачи области «Приобщение к миру природы» в средней группе
- Расширение представлений детей о природе;
- Знакомство с представителями класса пресмыкающихся, их внешним видом и способами передвижения;
- Знакомство детей с природными явлениями, с причинами их возникновения, ролью в жизни живых организмов.
- Знакомство с Красной книгой.
- Расширение представлений о насекомых;
- Формирование умения узнавать и называть 3-4 вида деревьев. Рассказы детям о свойствах песка, глины и камня;
- Закрепление знаний о комнатных растениях, их названиях; знакомство со способами ухода за ними;
Планируемые результаты
- Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку;
- Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;
- Знает и называет характерные признаки отдельных овощей и фруктов;
- Называет времена года в правильной последовательности;
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
- Знаком с природными явлениями и может рассказать о них.
- Знаком с Красной книгой .
Организация обучения:
Занятия длятся 20 мин.
Ознакомление с природой . | 1 раз в месяц | Всего 9 занятий в году | 1ч. 80мин. в год. |
Учебно-тематическое планирование
Средняя группа
всего занятий -9
в месяц 1 занятие
Месяц | № занятия | Формы организации педагогического процесса, тематика | Задачи | Литература |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | 1. | «Что нам осень принесла?» | Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов. | О.А.Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» |
Октябрь | 2. | «Прохождение экологической тропы» | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | О.А.Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» |
Ноябрь | 3. | «Здравствуй, ветер!» | Познакомить детей с природным явление, как ветер, с причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человек. | Конспект педагога. |
Декабрь | 4. | «Скоро зима» | Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. | О.А.Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» |
Январь | 5. | «Дежурство в уголке природы» | Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями. | О.А.Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» |
Февраль | 6. | «В гости к Природоведу» | Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. | О.А.Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе. |
Март | 7. | «Посадка лука» | Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения. Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. | О.А.Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» |
Апрель | 8. | «Ознакомление с Красной книгой» | Познакомить детей с главным документом по охране природного мира – Красной книгой. Рассказать, кто и для чего её сделал. Рассмотреть книгу, объяснить детям, почему животные, птицы, рыбы, растения занесены в неё. | Конспект педагога. |
Май | 9. | «Насекомые в природе родного края» | Развивать представления детей о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни; | Конспект педагога. |
Задачи области «Приобщение к миру природы» в старшей группе.
-расширение и уточнение представлений детей о природе. Закрепление умения вести наблюдение;
-продолжение знакомства с комнатными растениями, закрепление умения ухаживать за ними, рассказы о способах вегетативного размножения растений;
-расширение представлений о домашних животных, их повадках, зависимости от человека;
-расширение представлений детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Продолжение знакомства с птицами;
-знакомство с представителями класса пресмыкающихся (2-3 вида), насекомых (2-3 вида);
-знакомство с многообразием родной природы; с растениями животными различных климатических зон;
-знакомство с разнообразием растительного и животного мира Кубани;
-формирование представлений о чередовании времен года, частей суток, и их некоторых характеристиках;
-формирование представлений о том, что человек использует в своей жизни воду, песок, глину, камни; о том,что человек часть природы и он должен беречь, охранять и защищать ее;
-формирование взаимодействия с живой и неживой природы, рассказы о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
-закрепление представлений о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках, травянистых растениях. Знакомство с понятиями «лес», «луг» и «сад»;
Планируемые результаты
-называет времена года, отмечает их особенности;
-знает взаимодействие человека с природой в разное время года;
-знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений;
-бережно относиться к природе.
-знает птиц, рыб, животных родного края; знаком с их внешним видом. Образом жизни, повадками, кто из них занесён в Красную книгу Кубани и почему;
-знает травянистые и цветущие растения, наиболее часто встречающиеся на Кубани; имеет представление о «целебных» растениях;
Организация обучения:
Занятия длятся 25мин.
Ознакомление с природой . | 1 раз в месяц | Всего 9 занятий в году | 2ч. 25мин. в год. |
Учебно-тематическое планирование
Старшая группа
всего занятий -9
в месяц 1 занятие
Месяц | № занятия | Формы организации педагогического процесса, тематика | Задачи | Литература |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | 2. | «Ознакомление с растениями поля и луга Краснодарского края» | Знакомить детей с травянистыми и цветущими растениями, наиболее часто встречающихся на Кубани видов, их любимыми местами обитания (на солнце, в тени), с их внешним видом: высокостойкие, низкорослые. Как они уживаются друг с другом. Способы их размножения. | Конспект педагога. |
Октябрь | 2. | «Сравнение песка, глины и камней» | Уточнить представления детей о свойствах песка, глины и камней. Учить их сравнивать материалы, правильно называть их особенности. Познакомить детей с песочными часами. | С.Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» |
Ноябрь | 3. | «Птицы, живущие рядом с нами» | Продолжать знакомить детей с особенностями внешнего вида, повадками птиц, приспособляемостью их к окружающему миру, особенностям питания, гнездования, размножения | Конспект педагога. |
Декабрь | 4. | «Зима» | Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. | О.А.Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима» |
Январь | 5. | «Ознакомление с Красной книгой Кубани» | Познакомить детей с главным документом по охране природного мира Краснодарского края– Красной книгой Кубани. Рассказать, кто и для чего её сделал. Рассмотреть книгу, объяснить детям, какие животные, птицы, рыбы, растения занесены в неё и почему. | Конспект педагога. |
Февраль | 6. | «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении солнечной системы. | С.Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» |
Март | 7. | «Шестиногие малыши» | Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки. | О.А.Скоролупова Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Весна» |
Апрель | 8. | «Ознакомление с водными просторами Кубани» | Познакомить детей с названиями основных водоёмов Кубани. Рассказать что такое плавни и лиманы. Дать краткие характеристики водоёмам Кубани. Охрана водоёмов человеком. | Конспект педагога. |
Май | 9. | «Воздух и его роль в жизни человека» | Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. | Конспект педагога. |
Задачи области «Приобщение к миру природы» в подготовительной группе
-расширение и уточнение представлений детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса;
-расширение и систематизация знаний о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных;
-продолжение знакомства с дикими животными; расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
-расширение знаний о земноводных, млекопитающих, пресмыкающихся;
-расширение представлений о насекомых;
-знакомить детей с характерными особенностями птиц, живущих на водоёмах Кубани;
- дать представление о высокогорной растительности, знакомить с заповедниками Кубани, с их растительным и животным миром.
- познакомить детей с названиями основных водоёмов Кубани. Рассказать что такое плавни и лиманы. Дать краткие характеристики водоёмам Кубани. Охрана водоёмов человеком;
-формирование представлений о переходе веществ из твердого состояния вжидкое и наоборот;
-формирование представлений о том, что в природе все взаимосвязано;
-подведение к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва ,благоприятно сказываются на здоровье человека;
-закрепление умения обобщать времена года;
-закрепление умения правильно вести себя в природе( не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.);
Планируемые результаты
-знает характерные признаки времен года, и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;
-знает правила поведения в природе и соблюдает их;
-устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
-знает названия основных водоёмов Кубани; знаком с растениями водоёмов Кубани и особенностями их произрастания на поверхности воды, под водой, о функциях, которые выполняют водные растения;
-имеет ряд представлений о высокогорной растительности края; знает названия заповедников и их характеристики;
-знает растительный и животный мир нашей страны;
Организация обучения:
Занятия длятся 30 мин.
Ознакомление с природой . | 1 раз в месяц | Всего 9 занятий в году | 2ч. 70мин. в год. |
Учебно-тематическое планирование
Подготовительная группа
всего занятий -36
в месяц 1 занятие
Месяц | № занятия | Формы организации педагогического процесса, тематика | Задачи | Литература |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | 1. | «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты» | Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты». Рассказать детям о пользе овощей и фруктов. Ознакомить со способами заготовки овощей и фруктов. | О.А.Скоролупова Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Осень» |
Октябрь | 2. | «Птицы водоёмов Кубани» | Знакомить детей с характерными особенностями птиц, живущих на водоёмах Кубани. Дать представление об особенностях их внешнего вида, приспособляемости к среде обитания, гнездования, питания, размножения. Рассказать, какие их них зимующие, а какие перелётные. | Конспект педагога. |
Ноябрь. | 3. | «Простые и ценные камни в природе» | Развивать у детей интерес к камням. Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, в реках и морях, поэтому их называют речными и морскими. Учить детей обследовать камни, называть их свойства и особенности. Дать детям первоначальное преставление о ценных камнях, которые используются для украшения построек, в изготовлении памятников, сувениров. | С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» |
Декабрь. | 4. | «Животные зимой» | Расширять знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы. | О.А.Скоролупова Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Зима» |
Январь | 5. | «Что растёт в горах Кавказа» | Продолжить знакомить детей с обитателями гор, закрепить знания об уже знакомых животных и птицах, живущих в горах. Рассказать о климате и о растительности гор. Охрана горных растений. | Конспект педагога. |
Февраль | 6. | «Земля – живая планета» | Уточнить представление детей о солнечной системе, дать представление об уникальности Земли. | С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» |
Март | 7. | «Весна, весна на улице, весенние деньки» | Продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе, которые происходят весной. Воспитывать любовь к природе, наблюдательность, желание разобраться в явлениях природы, понять их суть. | О.А.Скоролупова Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Цветущая весна, травы» |
Апрель | 8. | «Земля, с Днём рождения тебя!» | Уточнить с детьми представления о жизни на Земле. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая планета» | С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» |
Май | 9. | «Заповедники в Краснодарском крае» | Рассказать детям о важности создания заповедников, о том, для чего они нужны, как живётся в них животным и кто о них заботится. Познакомить с профессиями: лесник, егерь, научные сотрудники. | Конспект педагога |
Экологические игры, наблюдения и опыты во второй младшей группе
Наблюдения | Экологические игры | Труд в природе | Исследовательская деятельность |
1-й квартал За неживой природой осенью. За сезонными изменениями в природе. За насекомыми. За растениями на участке детского сада. За птицами,изменением в их повадках За насекомыми. 2-й квартал За растениями уголка природы. За особенностями зимней погоды. За ростом лука в уголке За птицами, их приспособлении к зимним условиям. 3-й квартал За изменениями в природе весной. За растительностью на участке За появлением насекомых За птицами, их поведением За человеком: его чувства, настроение… За одеждой людей. За распусканием почек. | « Найди листок, какой покажу», «Изобрази дерево», «Мы – осенние листочки», «Что летает вокруг нас», «Летят – не летят», «У кого какой домик», «Помоги белке», «Где живёт рыбка?», «Накорми друга», «Живая киска и игрушечный котёнок», игры с воздушным шариком и соломинкой. «Животное или растение?», «Назови часть растения», «Где спряталась рыбка?», «Кто где живёт?», «Сложи картинку», «Игрушечная ёлка или настоящая?», игры со снегом. «Где же наши…(части тела человека)», «Мальчик или девочка?», «Измерялки», «Угадай по описанию», «Кто где живёт?», «С какого дерева листок?», «Назови цветок», «Айболит осматривает комнатное растение», «Кто как передвигается», «Для чего это нужно?». | Подготовка кормушек к зиме, кормление птиц; сбор осенних листьев; Уход за растениями уголка природы. Расчистка дорожек от снега, подкормка птиц; посадка лука; изготовление цветных льдинок для украшения дерева на участке; уход за растениями уголка природы. Подкормка птиц; уборка участка; посадка саженцев и цветов; уход за комнатными растениями; посев семян гороха, лука, бобов на огороде; полив грядок, клумб и уход за ними. | Работа с моделями строения тела людей и кошки. Опыты: «Как обнаружить воздух», «Выявление свойств воды», исследование растений уголка природы(здорового или нездорового их состояния). Меры профилактики их заболеваний. Работа с моделями строения растения и строения рыб; Опыты: «Необходимость света для роста растений», «Определение свойств снега», «Глина – её свойства и качества», «Определение условий для роста лука». Работа с моделями строения человека, рыб, птиц и животных; с моделями строения дерева и кустарника; с моделями строения насекомых. Опыты: «Сухая веточка в тепле и влаге даёт почки», «Обследование одуванчика и тюльпана», «Сравнение чистой и грязной воды». |
Экологические игры, наблюдения и опыты в средней группе.
Наблюдения | Экологические игры | Труд в природе | Исследовательская деятельность |
1-й квартал За состоянием погоды в осенний период. Учить определять солнечную и пасмурную погоду. Знакомить с облаками и тучами. Знакомить с частями суток. За ветром, его силой с помощью вертушек, флюгеров. Учить правилам поведения в ветреную погоду. Расширять представления о многообразии насекомых. Знакомить с паукообразными. За птицами, учить различать и называть птиц по внешним признакам. За деревьями, кустарниками и травянистыми растениями. 2-й квартал За явлениями в природе: замерзание луж, снегопад. Знакомить со свойствами снега. Расширять представления о луне и звёздах. Показать особенности зимнего неба. Углублять представления о солнце в зимних условиях. За повадками птиц в зимний период. Расширять знания о зимующих птицах. За растениями на участке. За трудом дворника. За наличием и направлением ветра. 3-й квартал Наблюдения за сезонными изменениями в природе весной. За ростом гороха, лука… За поведение птиц и животных. За растениями на участке, появлением почек. За первоцветами на экологической тропе и в уголке природы (Где быстрее зацветёт?) | «Ящик ощущений», «Угадай на вкус», «Огородник», «Птица и насекомые», «Бабочка», «Кто лишний?», «Назови цветок», «Когда это бывает?», «Времена года», «Горячо-холодно», «Охотник и пастух», «Так бывает или нет?», «Детки на ветке», «Опиши – мы отгадаем», игры с водой, корабликами, вертушками, бумажными птицами. «Кто что ест», « У кого какой домик», «Угадай по описанию», «Добеги до дерева, куста, травы», «Времена года», «Когда это бывает?», «Зверь или птица?», «Живая и игрушечная птица». «Времена года», «Найди по описанию», «Назови цветы», «Найди маму», «Правила друзей леса», «Все по домам», «Найди дерево», постройки из песка, лепка из глины, сооружение построек из камней. | Сбор урожая на огороде детского сада; подкормка птиц; подготовка огорода к зиме; изготовление и ремонт кормушек; уборка участка; помощь садовнику; изготовление флюгеров, вертушек и установка их на участке; Сбор семян цветов и растений; посадка лука и чеснока на зиму. Уборка участка, дорожек; подкормка птиц; устройство птичьей столовой; работа в уголке природы.: полив, рыхление комнатных цветов, уход за проращиваемым луком, чесноком. Посадка гороха и уход за ним; очистка участка от веток; перенос первоцвета в группу, его посадка и уход за ним; перекопка земли для посадки зелени, овощей на огороде детского сада; уход за растениями в уголке природы. | Продолжение работы с моделями существенных признаков насекомых, птиц, растений. Опыты: «Солнце прогревает предметы», «Как увидеть воздух?», «Что любят растения?», «Как рождается ветер?», «Определения обоняния и слуха у кошки», «Необходимость влаги для роста растений», «У воды нет вкуса, цвета, запаха». Работа с моделями ухода за комнатными растениями, строения птиц, животных, дерева. Опыты: «Потребности растений» (почвенное питание, свет, тепло, влага). «Выявление свойств воды, её можно окрасить», «Выращивание растения в подкрашеной воде», «Определение свойств снега, льда». Работа с моделями посадки гороха; моделями существенных признаков рыб. Опыты: «Проращивание гороха», «Где снег не тает?», «Где прячутся детки?» (семена растений). «Свойства песка, глины», «Песок и глина при взаимодействии с водой и с ветром». |
Экологические игры, наблюдения и опыты в старшей группе.
Наблюдения | Экологические игры | Труд в природе | Исследовательская деятельность |
1-йквартал Наблюдение за продолжительностью дня и ночи, высотой стояния солнца, изменениями температуры; За замедлением роста растений; За деревьями : различие по стволу, веткам, плодам… За насекомыми, за их исчезновением; За птицами, их подготовкой к отлёту, сборы в стаи; За трудом дворника, садовника4 За повреждёнными растениями. За сезонными изменениями в природе 2-й квартал Определение погоды по приметам; За живой и неживой природой в зимнее время года; За повадками птиц; За снегом, гололёдом; За следами людей, зверей; За трудом дворника зимой; За ростом лука, чеснока, корнеплодов, зелени на мини-огороде в группе; За звёздным небом, луной, солнцем; За продолжительностью светового дня; За силой ветра. 3-й квартал Наблюдение за увеличением светового дня; За появлением травы, первоцветов, ростом растений; За изменением в повадках птиц; За появлением насекомых; За ростом посаженых овощей, зелени; За кучевыми облаками; За солнцем: поднимается значительно выше; За весенними дождями; За цветением цветов; За грозой. | «Что где растёт?», «Узнай по описанию», «С какого растения цветок?», «Тонет-не тонет», «Магазин растений», «Детки на ветке», «Из чего сделано?», «Ящик ощущений», «Путешествие капельки», «Вершки и корешки», «Овощехранилище», «Съедобное-несъедобное», «Угадай на вкус», «Кто лазхает, бегает, прыгает, летает?», «Зимующие или перелётные?», «У кого какой домик?», «Кто что ест?». «Отгадай, что за растение», «Зоологическое домино», «Птицы, звери, рыбы», «Рассели лягушку», «Солнце и планеты», «У кого кто есть», «Кто что ест», «Что за птица?», «Природа и человек», «Разведчики», «Кто где живёт?», «Гуси-лебеди», «Что изменилось?». «Какое время года?», «Рыбная ловля», «Узнай по описанию», «Летает-не летает», «Изобрази», «Так бывает или нет?», «У кого какие детки?», «Что подсказала природа?», «Марсиане на земле», «Узнай растение по семенам», «Послушай и отгадай», «На что это похоже?», «Узнай цветок», «Чья птица улетит дальше?», «Когда это бывает?», «Узнай растение», «Птицелов», «Охотник», «Птицы». | Рассадка лекарственных растений на экологической тропе и уход за ними; уход за комнатными растениями, выращивание побегов; посадка1-2 кустарников; сбор семян, листьев, цветов для гербарий, коллекций; сбор овощей, корнеплодов на огороде; очистка грядок, перекопка земли; посадка чеснока, лука на зиму4 изготовление и вывешивание кормушек; подкормка птиц; уход за повреждёнными растениями; помощь дворнику. Утепление корней молодых деревьев; ремонт и изготовление новых кормушек; кормление птиц; уборка участка от мусора; посыпание песком скользских дорожек; изготовление и вывешивание фигурных льдинок; изготовление флюгеров для наблюдения за ветром; посадка мини- огородика в группе. Пересадка и черенкование комнатных растений; посадка рассады, овощей, зелени на огороде; рыхление и прополка грядок; пересадка первоцветов; очистка экологической тропы; уборка участка от мусора; помощь садовнику в побелке стволов деревьев, уходе за растениями на участке детского сада; подкормка комнатных растений; рассаживание лекарственных растений. | Опыты: «Вода нужна всем», «Сравнение воды, пара, льда», «Сравнение овощей по внешнему виду, вкусу, на ощупь», «Сравнение образцов разных видов почв», «Сравнение глины, песка, камней», « Рассматривание корней, побегов комнатных цветов, их пересадка. Работа с моделями: «Как лесник заботится о лесе», «Как следует вести себя в лесу», «Определение существенных признаков зверей», «Где в природе есть вода», «Как вода работает на человека» Опыты: «Зависимость воды от температура воздуха», «Лёд – твёрдая вода», «Лёд- легче воды», «Как получается иней», «Радуга в комнате», «Отличие снега от льда», «Сравнение простой и художественной глины», «Как происходит смена дня и ночи», «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «Воздух имеет вес». Опыты: «Влияние прополки на рост и развитие растения», «Сравнение следов майского жука и сороконожки», «Сравнение семян из коллекции», «Важность слуха, зрения, тактильного восприятия для человека», «Как разрушаются горы», «Влияние состава почвы на рост растений», «Электричество и трение», «Песок путешествует». |
Экологические игры, наблюдения и опыты в подготовительной группе.
Наблюдения | Экологические игры | Труд в природе | Исследовательская деятельность |
1-й квартал Наблюдение за осенними изменениями природы; За долготой дня; За подготовкой к зиме насекомых; За поведением птиц; За повадками домашних животных; За трудом взрослых на огородах, в садах; За одеждой людей; За дождём (определение характера); За листопадом (особенность опадания); За деревьями (различие их по почкам, семенам). 2-й квартал Наблюдение за небом, солнцем, луной, звёздами; Определение погоды на завтра по приметам; За защитными свойствами снега; За следами, птиц, зверей, человека на снегу; За повадками птиц,; За ростом комнатных растений; За направлением ветра; За одеждой прохожих; За продолжительностью светового дня; За деревьями зимой; За изменениями температуры. 3-й квартал Наблюдение за ростом растений в уголке природы; За первоцветами; За изменениями в жизни животных; За грозами и дождём; За гнездованием птиц; За кормушками; За появлением насекомых; За почвой; За тенью в солнечную погоду; За деревьями, распусканием почек; За ростом растений на участке и экологической тропе. | «Где что зреет», «Помоги малышам», «Вырасти яблоко», «Времена года», «Назови меня», «Пищевые цепочки», «Узнай по описанию», «Следопыты», «Найди объекты живой и неживой природы», «Что было бы, если бы не было леса?», «Что за растение?», «Лекарственное – не лекарственное», «Что в корзину мы берём?», «Чей лист?», «Нарисуй, что вырастет из семени», «Найди отличия». «Угадай, чей след», «Два мороза», «Какая птица чем питается», «Зимующие или перелётные», «У кого какой домик?», «Кто что ест?», «Какая птица плавает?», «Кто где живёт?», «Чей силуэт?», «Кто лишний?», «Марсиане на Земле», «Найди хозяина», «»Пищевые цепочки», «Конкурс умников», «Высказывания о человеке», «Составь свой портрет». Народные игры «Ласточка», «Жаворонок»; «Ходят капельки по кругу», «Кто плавает, ползает, бегает?», «Учёные – исследователи», «Догони свою тень», «Где есть воздух?», «Пожелания Земле», «Назови растение по семени», «Мы – подземные жители» (игра – превращение), «Кто где живёт?» (климатические зоны), «Узнай по голосу». Игры с водой, глиной , песком, камнями. | Сбор природного материала, урожая на огороде, в саду; сбор растений для гербарий; перекопка клумб; сбор лекарственных растений; посадка желудей в ящик с землёй; уход за комнатными растениями; рассадка лекарственных растений на экологической тропе; составление «Красной книги» своего микрорайона; укрытие грядок. Кормление птиц и изготовление новых кормушек; дежурство в «птичьей столовой»; Посыпка скользких дорожек песком; Разработка мини-огородика в группе и работа в нём; Уход за комнатными растениями; Сортировка семян, оформление коллекции; Подрезка сухих веток; подготовка грядок; посев лука, моркови, редиса…; посадка цветов; пересадка первоцветов; подкормка, прополка, рыхление растений; Замена земли комнатным растениям; посадка рассады на огороде; окапывание деревьев; посадка лекарственных растений и уход за ними. | Опыты: «У какого листа есть ранка», «Жизненный цикл мушек», «Гром и молния», «Хорошо ли жить без света?», «Определение состава почвы», «В почве есть воздух», «Как загрязняется почва», « Растение теряет воду через испарение». Работа с моделями: Составление и рассмотрение моделей роста растений; правил поведения в лесу; суточных изменений по временам года, «Как лесник заботится о лесе». Исследование коры, листьев, семян деревьев. Опыты: «Снег, лёд, вода защищают растения от низких температур», «Как маскируются животные», «Выяснение причин роста растений на глубине до 100 метров», «Определение возраста рыб», «Выяснение причин храпа человека», «Определение свойств камней», «При замерзании вода расширяется», «Где самое жаркое лето?», «Вода двигает камни». Опыты: Знакомство со свойствами «прозрачности», цикл опытов с водой. «Влияние прополки и прореживания на рост и развитие растений», «Зависимость развития растения от солнечного света», «Выращивание из морковных верхушек моркови», «Волшебный лучик» (радуга), «Как услышать воздух?», «Земля – магнит», «Что тяжелее?», «Сыпется или не сыпется», . Рассматривание семядолей; выяснение причин выхода червей на поверхность земли. |
КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА
Вторая младшая группа
- Знает и называет некоторые растения, животных и их детёнышей;
- Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе;
- Проявляет бережное отношение к природе
- Знает названия некоторых растений данной местности;
Средняя группа
- Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку;
- Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;
- Знает и называет характерные признаки отдельных овощей и фруктов;
- Называет времена года в правильной последовательности;
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
- Имеет начальные представления о родном крае, его растительностью и животном мире.
Старшая группа
- Называет времена года, отмечает их особенности;
- Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года;
- Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений;
- Бережно относится к природе.
- Знаком с разнообразием растительного мира Кубани, знает целебные растения и их характеристики, какие из них занесены в Красную книгу Кубани;
Подготовительная группа
- Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые);
- Знает характерные признаки времён года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;
- Знает правила поведения в природе и соблюдает их;
- Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Имеет представление о животном мире, растительности родного края;
- Имеет представление о Красной книге и Красной книге Кубани, о животных и растениях, занесённых в них;
- Знает названия заповедников Краснодарского края и их обитателей;
Диагностика по приобщению к миру природы во второй младшей группе
Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы: растительный мир, животный мир и времена года.
Характерные особенности времён года.
Задание «Осень».
Цель: выяснить знания детей об осени, изменениях происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди осенью на огороде, в саду, в поле.
Материал: картинки осени, панно «Осень», картинки осенних деревьев, животных в лесу.
1.Расскажи, что ты видишь на картинке, назови время года.
2. Какие приметы осени ты знаешь.
3.Что убирают в поле, на огороде, в саду?
4. Что происходит с растениями?
5. Что делают животные?
Инструкция к проведению: на столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Зима».
Цель: выяснить знания детей о зиме, изменениях происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди зимой на улице.
Материал: картинки зимы, панно «Зима», картинки зимних деревьев, животных в лесу.
1.Какое время года нарисовано на картинке.
2.Назови простейшие зимние явления природы?
3.Что человек делает зимой?
4.Почему уснул медведь?
5.Каковы особенности существования растений зимой?
Инструкция к проведению: на столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Весна».
Цель: выяснить знания детей о весне, изменениях происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди весной на улице.
Материал: картинки весны, панно «Весна», картинки весенних деревьев, животных в лесу.
1.Покажи, на какой картинке нарисована весна.
2. Назови приметы весны?
3. Какими видами труда заняты люди весной?
4. Почему вернулись птицы?
5. Что делают животные весной?
Инструкция к проведению: на столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Лето»
Цель: выяснить знания детей о лете, изменениях происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди летом на улице, в огороде, в саду.
Материал: картинки лета, панно «Лето», картинки летних деревьев, животных в лесу.
1.Узнал ли ты лето?
2. Знаешь ли ты приметы лета?
3. Знают ли, каким трудом заняты люди летом?
4.Что делают птицы летом?
5. Чем заняты животные летом?
Инструкция к проведению: на столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Живая природа.
Задание «Растительный мир».
Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли отличия живого от неживого, называют овощи и фрукты.
Материал: картинки с изображением разных растений, овощей, фруктов.
1. Расскажи, что ты видишь на картинке.
2. Что будет если растение не поливать?
3. Живое ли растение? Как догадался, что живое?
4. Назови фрукты и овощи, которые ты знаешь?
5. Посмотри на картинку и ответь, чем дерево отличается от кустика?
6. Покажи на картинке части растения (лист, стебель, цветок).
Инструкция к проведению:
Перед ребёнком выкладываются картинки, ему необходимо рассказать, что он видит, назвать растение, как он догадался, что это растение.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Животный мир».
Цель: выяснить знания детей о животных, знают ли названия животных и их детёнышей, имеют ли понятие о том, чем питаются.
Материал: картинки с изображением диких и домашних животных, карточки из серии «животные и их детёныши», иллюстрации – зимний лес, заяц на снегу, медведь, спящий в берлоге, деревенский двор.
1. Назови части тела животного.
2. Как называются детёныши разных животных?
3. Почему одних животных называют «домашними»?
4. Почему других животных называют «дикими»?
5. Чем питаются разные животные? (кролик, козочка, кошка).
6.Как «говорят» животные? (кошка, собака, корова, козочка, петушок).
Инструкция к проведению:
Проводится в виде беседы по картинкам, ребенку предлагается рассказать, что он видит на картинке и ответить на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Диагностика по экологическому воспитанию детей средняя группа.
Живая природа.
Задание «Растительный мир».
Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.
Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.
1. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем
они отличаются
2. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?
3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.
5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
6. Почему нужно беречь природу?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Задание «Животный мир».
Цель: выяснить знания детей о животном мире.
Материал: Картинки с животными домашними и дикими, птицами, рыбами, насекомыми. Иллюстрации зимний лес, медведь в берлоге, заяц на снегу, деревенский двор.
1. Относятся ли животные к живой природе? Как ты это определил?
2. Каких домашних животных ты знаешь? Почему их так называют?
3. Каких диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
4. Какие сезонные изменения происходят с животными? Почему медведь
засыпает зимой? Куда улетают птицы?
5. Каких животных живущих в воде ты знаешь?
6. Почему нужно охранять исчезающих животных?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Характерные особенности времён года.
Задание «Осень».
Цель: выяснить знания детей о приметах осени.
Материал: панно «Осень», картинки осенней природы, людей работающих в поле, на огороде.
1. Посмотри на картинку и назови приметы осени.
2. Что происходит с погодой осенью?
3. Какие овощи и фрукты убирают с полей, огородов?
4. Куда осенью улетают птицы?
5. Как животные готовятся к зиме?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Зима».
Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях происходящих в природе.
Материал: панно «Зима», картинки зимней природы.
1. Посмотри на картинку и расскажи, что происходит с растениями зимой?
2. Расскажи, как животные проводят зиму?
3. Какая погода зимой?
4. Что ты любишь делать зимой на улице?
5. Какой праздник мы отмечаем зимой?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Весна».
Цель: выяснить знания детей о весне, об изменениях, происходящих в природе.
Материал: Панно «Весна», картинки весенней природы.
1. Посмотри на картинку и назови приметы весны.
2. Как изменилась погода с приходом весны?
3. Почему стали возвращаться птицы?
4. Какие изменения происходят с растениями?
5. Чем занимаются люди весной на своих участках?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Лето».
Цель: выяснить узнают ли дети времена года, знают их характерные особенности, приметы, сезонные изменения, происходящие с растениями и животными.
Материал: панно «Лето», картинки летней природы, людей в поле, на огороде.
1. Посмотри на картинку и назови приметы лета.
2. Что делают животные летом?
3. Чем занимаются птицы?
4. Какая погода летом?
5. Назови все времена года и покажи их на картинке.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Диагностика по экологическому воспитанию детей старшая группа.
Характерные особенности времён года.
Задание «Осень».
Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.
Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.
1. Какие приметы осени тебе известны?
2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?
3. Почему осенью становиться меньше насекомых?
4. Как животные готовятся к зиме?
5. Куда улетают птицы осенью?
6. Что происходит с растениями осенью?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Задание «Зима».
Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.
Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.
1. Какая погода зимой?
2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.
3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?
4. Почему стало меньше птиц?
5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?
6. Какой праздник отмечают зимой?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Задание «Весна».
Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.
Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.
1. Какие приметы весны тебе известны?
2. Как изменяется погода весной?
3. Почему стали возвращаться птицы?
4. Какие изменения происходят с растениями весной?
5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?
6. Что делают животные с приходом весны?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Задание «Лето».
Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.
Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.
1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?
2. По каким приметам ты узнал, что это лето?
3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?
4. Что делают животные летом?
5. Чем занимаются птицы?
6. Что ты любишь делать летом?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов
Живая природа.
Задание «Растительный мир».
Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции.
Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.
1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
2. Чем дерево отличается от кустарника?
3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
6. Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.
7. Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.
8. Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
9. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?
10. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 25 – 30 баллов.
Средний уровень – 20 – 24 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.
Задание «Животный мир».
Цель: выяснить знания детей о животном мире.
Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.
1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
2. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
5. Какие животные живут в почве?
6. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.
7. Относятся ли животные к живым организмам?
8. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.
9. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».
10. Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 25 – 30 баллов.
Средний уровень – 20 – 24 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.
Диагностика по экологическому воспитанию детей подготовительная группа.
Характерные особенности времён года
Задание: «Лето».
Цель: выяснить, что детям известно об этом времени года, какие сезонные изменения происходят в природе, у растений и животных.
Материал: картинки с изображением летней природы, показывающие труд взрослых. Картинки с растениями и животными, календарь.
1. Какое время года показано на картинке?
2. Какие приметы лета тебе известны?
3. Какая погода летом?
4. Как изменяется жизнь животных летом?
5. Что происходит с растениями летом?
6. Каким трудом заняты взрослые летом на приусадебном участке?
7. Что ты любишь делать летом?
8. Назови летние месяца.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Задание: «Осень».
Цель: систематизировать знания детей об осени как о времени года, выяснить, что им известно о сезонных изменениях.
Материал: картинки с осенней природой, животных, растений, людей работающих в поле, саду, огороде.
1. Назови приметы осени.
2. Почему осень называют «золотой порой»?
3. Что происходит с растениями осенью?
4. Что собирают с полей, огородов?
5. Почему осенью становится меньше насекомых?
6. Куда улетают птицы?
7. Как животные готовятся к зиме? Что они делают?
8. Назови осенние месяца.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Задание: «Зима».
Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе и жизни животных.
Материал: картинки - медведь в берлоге, заяц на снегу, зимняя природа.
1. Как ты узнаешь, что наступила зима?
2.Что происходит с природой зимой?
3. Почему уснул медведь?
4. Почему на деревьях зимой нет листьев?
5. Куда зимой пропали насекомые?
6.Почему стало меньше птиц?
7. Какие праздники мы отмечаем зимой?
8. Чем ты любишь заниматься зимой на улице?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Задание: «Весна».
Цель: выяснить знают ли дети приметы весны, характерные особенности, сезонные изменения в природе и жизни животных.
Материал: картины весенней природы, животных, растений.
1. Как изменяется природа весной?
2. Что происходит с растениями весной?
3. Почему возвращаются птицы?
4. Как изменяется погода весной?
5. Что весной делают животные?
6. Чем занимается человек весной на своём участке?
7. Почему у зайца поменялся цвет шкурки?
8. Назови весенние месяца.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Живая природа.
Задание: «Растительный мир».
Цель: выяснить представление о разнообразии растительного мира, производят ли группировку: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое.
Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, комнатные растения. Стадии роста и развития гороха, картинки с деревьями, кустарниками, овощами, фруктами.
1. Расскажи чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
2. Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.
3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4. Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
5. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?
6.Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы.
7.Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?
8. Назови органы растения и их функции.
9. Назови стадии развития и роста растения.
10. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.
11. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
12. Для чего растениям нужна вода?
13. Почему нужно рыхлить и удобрять почву?
14.Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
Инструкция к проведению.
Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.
Критерии оценки:
1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке,
понимает смысл вопроса – 3 балла.
2.ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов
воспитателя – 2 балла.
3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на
картинке требуемое – 1 балл.
Высокий уровень - 40 – 45 баллов.
Средний уровень – 25 – 30 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.
Задание: «Животный мир».
Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли основные классы животных, особенности строения и образа жизни.
Материал: картинки с изображением животных разных классов, домашних и диких животных. Стадии роста и развитии кошки (рыбы, цыплёнка). 1. Назови, каких домашних животных, ты знаешь, почему они так называются?
2 . Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они кормятся?
3 . Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
4 .Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?
5. Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь?
6 . Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются?
7. Какие живые организмы можно увидеть под микроскопом?
8. Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других животных?
9. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
10.Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые.
11.Разложи картинки с изображением стадий развития и роста. Что сначала, что потом?
12. Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил?
13. Сравни живую рыбку с игрушечной.
14. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга»?
Инструкция к проведению.
Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.
Критерии оценки:
1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке,
понимает смысл вопроса – 3 балла.
2.ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов
воспитателя – 2 балла.
3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на
картинке требуемое – 1 балл.
Высокий уровень - 40 – 45 баллов.
Средний уровень – 25 – 30 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.
Учебно-методический комплект:
Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы. М.: Мозаика – Синтез, 2010г;
О.А.Солменникова «Занятия по формированию экологических представлений»;
С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой»»
О.А.Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по темам: «Зима», «Весна», «Осень»;
Конспекты занятий по ознакомлению с природой родного края;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа мультимедиа-курса “Календарь природы”
Мультимедиа курс “Календарь природы” разработан творческой группой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуще...
Проект рабочей программы "Об окружающем мире и о себе"
Социально-личностное развитие детей 5-6 лет через проектную деятельность...
Рабочая программа по окружающему миру в подготовительной группе по программе "Детский сад 2100"
Программа разработана для детей подготовительной группе с использованием учебного пособия "Здравствуй мир!", авторов А.А.Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой....
Дополнительная общеобразовательная программа «В волшебном мире природы»
Дополнительная общеобразовательная программа «В волшебном мире природы» для обучающихся 6-8 лет, рассчитана на один год обучения. Программа включает в себя пояснительную ...
Рабочая программа по Окружающему миру. Образовательная область «Познавательное Развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" -(дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Окружающий мир»...
Рабочая программа по Природному миру. Образовательная область «Познавательное развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Природный мир»...
Рабочая программа «Ознакомление с миром природы» образовательной области «Познавательное развитие»
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы» образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы составл...