Детский исследовательский проект «Почему не тонут корабли?»
творческая работа учащихся по окружающему миру (подготовительная группа)

Детский исследовательский проект на тему: "Почему не тонут корабли?", где ребёнок рассказывает, как он, с помощью педагога и родителей, исследовал интересующую его тему. Выдвигал гипотезы своего исследования и опытным путём находил ответы и делал выводы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_ne_tonut_korabli.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Сказка»

Детский исследовательский проект

«Почему не тонут корабли?»

Хитрых Антон, 6 лет

Руководитель:

Некрасова Марина Павловна

г. Красновишерск, 2020 год

Содержание:

Введение (Актуальность, цель, задачи, гипотезы, объект исследования, маршрут исследования)…………………………………………………………2

1.Основная часть………………………………………………………………………………..3

2. Практическая часть. Опыты…………………………………………………4-6

2.1. Опыт 1…………………………………………………………………………5

2.2. Опыт 2 ………………………………………………………………………...5

2.3. Опыт 3 ………………………………………………………………………...5

2.4. Опыт 4 ………………………………………………………………………...6

3. Выводы  …………………………………………………………………………6                                                                                                                                      

4. Список литературы ……………………………………………………………7                                                                                                                  

5. Приложение …………………………………………………………………8-11  

2

Введение

Актуальность: Очень давно интересует вопрос, почему некоторые предметы тонут, а некоторые держатся на поверхности воды. Если погрузить пробку под воду и выпустить её из рук, то она всплывёт. Когда мы плаваем в воде, наше тело выталкивает на поверхность какая-то сила. Почему маленький гвоздь, брошенный в воду, сразу идет на дно? И почему тогда, огромные корабли, построенные из металла, вес которых составляет десятки, а иногда и сотни тысяч тонн спокойно бороздят просторы мирового океана? Как можно объяснить эти явления?

Цель: Узнать, почему корабли держатся на воде.

Задачи:

  • Собрать и проанализировать информацию о причинах плавания кораблей;
  • Выяснить, почему одни тела тонут, а другие - нет;
  • Выявить, какая сила удерживает корабль на плаву;
  • Провести опыты, объясняющие, что позволяет кораблям держаться на воде.

Гипотезы:

  • Вероятно, существует какая-то сила, которая удерживает корабли на воде;
  • Большие корабли не тонут, потому что они легче воды.

Объект исследования: причины плавания корабля.

Маршрут исследования:

- изучение познавательной литературы;

- проведение опытов и экспериментов;

3

- изучение интернет ресурсов;

- просмотр познавательных телепередач;

- изготовление моделей кораблей из различных материалов.

1. Основная часть проекта

Тема моего проекта «Почему корабли не тонут?»

     Прошлым летом моя старшая сестра Марина побывала на берегу Черного моря. Там она впервые увидела большие, красивые корабли. Меня заинтересовал вопрос: «Бросишь в воду маленький камушек – тонет! Как и почему огромные корабли держатся на воде?» И я решил провести своё исследование, чтобы получить ответ на вопрос «Почему корабли не тонут?»

    Я решил узнать, почему корабли держатся на воде.

    Я предполагаю:

1. Вероятно, существует какая-то сила, которая удерживает корабли на воде.

2. Большие корабли не тонут, потому что они легче воды.

    Чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения, мне пришлось провести следующую работу:

-я смотрел познавательные фильмы о кораблях;

-вместе с родителями читали и рассматривали книги и энциклопедии о строительстве кораблей, искали информацию в «Интернет»;

- с воспитателем поводили опыты и эксперименты;

-с мамой, бабушкой, дедушкой и воспитателем мы изготовили модели кораблей из различных материалов: бумаги, картона, пластмассы, дерева, разного конструктора.

4

    В результате проделанной работы, я узнал, что корабли имеют свои особенности, связанные со способностью плавать.

    Важное мореходное качество – плавучесть корабля, то есть способность держаться на воде. От родителей я узнал, что все тела и предметы состоят из мелких частиц -- молекул. Те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу – дружат и крепко держатся, - обладают большей плотностью и быстрее идут ко дну. А тела, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладают меньшей плотностью, поэтому остаются плавать на поверхности воды. Я провел опыты, доказывающие это.

Опыт 1.

    Я опустил в воду пробку. Она не тонет.

Опыт 2.

    Я опустил в воду картофель. Он утонул.

    На все предметы в воде, кроме силы тяжести действует выталкивающая сила, которая была названа в честь древнегреческого ученого Архимеда. Однажды, купаясь в ванной, этот ученый сделал открытие. Если выталкивающая сила меньше силы тяжести, то тело тонет. Если выталкивающая сила и сила тяжести равны – тело плавает.

Опыт 3.

    Я взял прозрачный пластиковый стаканчик, маркер и кусочек пластилина. Вначале маркером отметил первоначальный уровень воды на внешней стороне стаканчика. Потом слепил из пластилина шарик и опустил его в воду. Шарик тут же утонул. Отметил новый уровень воды. Достал тот же самый кусочек пластилина и слепил из него лодочку. Осторожно опустил ее на воду. Ура! Моя лодочка плавает! Отметил новый уровень воды. Он выше предыдущего. Значит лодочка вытеснила больше воды, чем шарик. Вес пластилина не

5

изменился. В первом и во втором случае на пластилин действует одна и та же сила тяжести. Почему же во втором случае пластилин плавает? Придав пластилину форму лодочки, я изменил его общую плотность. В ней появился воздух, поэтому общая плотность лодочки оказалась меньше плотности воды. Лодочка вытеснила гораздо больше воды, чем шарик. А чем больше жидкости вытесняется, тем больше выталкивающая сила. Выталкивающая сила оказалась равна силе тяжести, поэтому лодочка плавает.

Опыт 4.

    Я взял ведерко с водой и опустил туда пустую пластмассовую баночку, она не утонула, так как в ней находится воздух. Потом я положил в баночку маленький камушек. Баночка погрузилась в воду, но на дно не опустилась.

    В наши дни корабли делают из стали, которая в 8 раз плотнее воды. Но они не тонут потому что их общая плотность меньше плотности воды. Корабль имеет полости, заполненные воздухом, поэтому его вес распределяется по большому пространству, что и приводит к небольшой общей плотности.

    У корабля есть важная характеристика – водоизмещение. Чем больше воды вытесняет корабль, тем больше его водоизмещение. И тем более тяжелый груз он способен перевозить.

    В ходе моего исследования я узнал много интересного о кораблях, о силе, которая удерживает корабль на плаву.

    И нашел ответ на свой вопрос «Почему корабли не тонут».

    Мои предположения подтвердилась, действительно, существует сила, которая удерживает корабли на воде и большие корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух.

    У меня есть мечта – попасть на борт большого красивого корабля и отправиться в дальнее плавание вместе со своей семьей. Спасибо за внимание!

6

Список литературы:

1.        Ушаков С.З. Плавание тел [Текст] / С.З. Ушаков: детская энциклопедия, том 3 “Числа и фигуры, вещество и энергия”. – Москва: “Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР”, 1961. – С. 279-288.

2.        Большая книга экспериментов для дошкольников/Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И.Мотылевой. – М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2012. – с.35-66

3.        Самолёты. Автомобили. Корабли. /авт. текста Николас Харрис; ил. Питера Денниса; [пер. с англ. А. В. Банкрашкова]. – Москва: Астрель, 2013. – с.16-17

4.        Детская иллюстрированная энциклопедия «Все о технике» М.: Астрель, 2008 г.

7