Детский исследовательский проект "Почему масло не растворяется в воде?"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Махалова Валентина Валериевна

Тема исследования: «Почему масло не растворяется в воде?»

Актуальность проблемы: проведя опыты с маслом, изучая его особенности и свойства можно узнать много нового и интересного.

Цель исследования: Выяснение причины, по которой масло не тоне в воде.
Задачи:

1.Узнать, как работает лавовая лампа, и изготовить ее.

2.Опытным путем определить, почему масло не растворяется в воде.

3.Обобщить полученные знания и сделать выводы.

4.Представить полученные знания на конференции «Совёнок»

Объект исследования: растительное масло.

Методы исследования: опрос, чтение литературы, использование интернета, опыты и эксперименты, изготовление лавовой лампы.

Предполагаемый результат: познакомлюсь с новыми свойствами масла, узнаю, как можно изготовить лавовую лампу в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_proekt_pochemu_maslo_ne_rastvoryaetsya_v_vode.docx810.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Радуга»

Муниципальная конференция дошкольников «Совёнок»

«Почему масло не растворяется в воде?»

Автор

 Чекрыжова Алиса Максимовна,

Воспитанница старшей группы

Руководитель

Махалова Валентина Валериевна,

воспитатель

Калтан 2020

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Теоретическая часть……………………………………………………….5

2. Практическая часть

2.1. Проведение опытов……………………………………………………....6

2.2. Изготовление лавовой лампы……………... ……………………………7

Заключение…………………………………………………………………….8

Список  литературы…………………………………………………………...9

Введение

Недавно я помогала маме готовить. Когда мама готовила заправку для салата, то она смешала немного растительного масла с водой. И когда я размешивала получившийся соус, то заметила, что масло не смешивается и не растворяется в воде как другие компоненты. Мне стало интересно, почему масло не растворяется в воде? И почему масло плавает на поверхности воды, а не на дне.                                                                                                                      

Тема исследования: «Почему масло не растворяется в воде?»

Актуальность проблемы: проведя опыты с маслом, изучая его особенности и свойства можно узнать много нового и интересного.

Цель исследования: Выяснение причины, по которой масло не тоне в воде.
Задачи:

1.Узнать, как работает лавовая лампа, и изготовить ее.

2.Опытным путем определить, почему масло не растворяется в воде.

3.Обобщить полученные знания и сделать выводы.

4.Представить полученные знания на конференции «Совёнок»

Объект исследования: растительное масло.

Методы исследования: опрос, чтение литературы, использование интернета, опыты и эксперименты, изготовление лавовой лампы.

Предполагаемый результат: познакомлюсь с новыми свойствами масла, узнаю, как можно изготовить лавовую лампу в домашних условиях.

        

Свою работу я начала с составления плана исследования со своим воспитателем.

1этап

подготовительный  

2 этап выполнение проекта  

3 этап результаты

Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.  Подбор материалов для реализации проекта.  Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

 Изготовление лавовой лампы, эксперименты с маслом. Систематизация знаний о свойствах масла.

Презентация проекта в форме демонстрации работы  на муниципальной конференции «Совенок».  Подведение итогов и анализ работы.

1.Теоретическая часть. Сбор и обработка информации.

Я уже узнала некоторые свойства масла, оно не прозрачное, имеет запах, не имеет формы, не растворяется  в воде.  А теперь мне захотелось узнать, а как изготавливают масло и почему масло еще называют растительным? Мы с мамой нашли информацию в интернете.

Масло называю еще растительным,  потому что его вырабатывают и маслянистых растений. Например, масло бывает оливковое, кукурузное, соевое. А самое распространенное это подсолнечное масло.

Подсолнечное масло вырабатывают из семян подсолнечника, или по – другому, из семян подсолнуха.

          Каждый человек знает семена подсолнечника – это семечки. Из семечек подсолнуха вырабатывают подсолнечное масло.

          Существуют специальные фабрики для выработки масла – маслобойни.  На фабрики завозят семена вагонами, грузовыми машинами. Потом эти семена проходят обработку, очищаются от шелухи, загружаются в специальные машины, которые отжимают масло. Затем готовое масло проходит обработку и разливается по бутылкам.

Все растительные масла богаты витаминами, которые необходимы для человека.

2. Практическая часть.

2.1. Проведение опытов.

Я  провела несколько экспериментов, доказывающих, что масло легче воды.

Опыт №1 «Цветные льдинки»

Для опыта я взяла пустой стакан и налила в него растительное масло до половины, потом поместила в него несколько  цветных льдинок. Я увидела, что льдинки опустились вниз, потому что они тяжелее масла. Отставляем стакан до полного растворения льдинок в нем. Через некоторое время я увидела, что масло и вода расслоились. Я взяла деревянную палочку и размешала жидкость в стакане. После чего можно увидеть, что цветные капельки воды опускаются на дно стакана.

Из этого опыта я сделала вывод: масло и вода расслоились, потому что это две совершенно разные жидкости и  масло легче воды (Приложение 1).

Опыт №2 «Тонет - не тонет»

Для этого опыта я взяла стакан с водой и налила сверху в него растительное масло. В этом опыте я тоже увидела, что масло поднялось вверх. Затем я опустила в масло пластмассовую крышку. Здесь мы видим, что крышка тонет в масле, но не тонет в воде.

Вывод: как и  в прошлом опыте, я убедилась, что масло легче воды, поэтому оно всегда поднимается вверх, а крышка тонет в масле из-за того, что оно вязкое и плотное.

Опыт № 3 «Волшебная жидкость»

Этот опыт очень красивый. Когда я перемешиваю, то цвета смешиваются, и получается новый цвет. А потом через некоторое время цвета отделяются, и все цвета возвращаются в первоначальное состояние.

В стакан наливаю воду на половину стакана, добавляю  несколько капель пищевого красителя и хорошо размешиваю.

В другой стакан я наливаю масло столько же, сколько и  воды. В масло добавляю пищевой краситель на масленой основе и хорошо перемешиваю.

Когда готовы обе жидкости, то в стакан с окрашенной водой я вливаю окрашенное масло. Когда я вливаю масло, то видно, что цвета смешиваются, а потом отделяются друг от друга.

2.2. Изготовление лавовой лампы.

Недавно мы с мамой ходили в магазин. В одном из отделов я увидела красивый и интересный светильник с яркими пузырьками, которые  перемещались по лампе. Я спросила у мамы, что это за светильник? И почему в нем двигаются пузырьки? Мама сказала, что это лавовая лампа. Лампа из магазина мне очень запомнилась, и я захотела узнать о ней по -  больше. Когда мы пришли домой, я попросила маму найти информацию о лавовой лампе в интернете. И как оказалось, что одним из компонентов входящих в состав лампы масло и ее можно сделать своими руками. Меня это очень заинтересовало, и я захотела изготовить свою лавовую лампу. Для того чтобы изготовить лавовую лампу, мне понадобилось следующее:

  • стеклянная прозрачная банка
  • вода
  • пищевой краситель
  • растительное масло
  • шипучая таблетка (Витамин С)

Я взяла стеклянную банку и налила в нее воду немного меньше половины банки. Затем добавила пищевой краситель и хорошо все перемешала. Затем я  аккуратно добавила растительное масло. При вливании масла я так же увидела, что масло с водой не смешивается.

После это необходимо сделать так чтобы лампа заработала. Для этого  в банку я добавила шипучие таблетки витамина С. Когда я добавила  таблетки, то увидела, что таблетка растворяется, шипит и образует мелкие пузырьки, которые с красителем и поднимаются вверх, а когда пузырьки лопаются, то капли воды возвращаются обратно вниз, на дно банки. Получается красивый эффект лавы. Также на банку можно направить свет фонарика и тогда лампа становится по - настоящему волшебной.

Заключение

Проведя свое исследования, я установила, что растительные масла бывают разных видов и  вырабатывают из маслянистых культур. Для выработки масла существуют специальные фабрики -  маслобойни.

 В ходе экспериментов, я выяснила, масло не смешивается с водой, потому что масло легче воды, и  оно поднимается на поверхность воды. То, что тяжелее, то и падает, а что легкое – поднимается вверх.

Список литературы

  1. Большая энциклопедия дошкольника «Роосса» 2015.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанноерядом:              опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ Сфера, Москва 2011.
  3. Интернет ресурсы – http:/health.Km.ru
  4. Марудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Экспериментирование. Детство-пресс. Санкт-Петербург 2013.
  5. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» Москва 2012.

Приложение 1.

Опыт «Цветные льдинки»

G:\2019 -20 уч.год\совенок\фото совенок\IMG_20200303_123332.jpg

G:\2019 -20 уч.год\совенок\фото совенок\IMG_20200303_123352.jpg

G:\2019 -20 уч.год\совенок\фото совенок\IMG_20200303_123455.jpg                      G:\2019 -20 уч.год\совенок\фото совенок\IMG_20200303_123541.jpg

Приложение 2.

«Лавовая лампа»

E:\2019 -20 уч.год\совенок\фото совенок\IMG_20200305_091814.jpg

E:\2019 -20 уч.год\совенок\фото совенок\IMG_20200305_091838.jpg

E:\2019 -20 уч.год\совенок\фото совенок\IMG_20200305_091932.jpg

E:\2019 -20 уч.год\совенок\фото совенок\IMG_20200305_092008.jpg

E:\2019 -20 уч.год\совенок\фото совенок\IMG_20200305_092030.jpg

E:\2019 -20 уч.год\совенок\фото совенок\IMG_20200305_092057.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности Тема «Жидкости. Растворы».

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельностиТема «Жидкости. Растворы».....

Конспект ООД по опытно-исследовательской деятельности Тема «Жидкости. Растворы» для детей разновозрастной группы (5-7 лет)

Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом. • Уточнить и закрепить представления о свойствах...

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...

Сценарий праздника в детском саду «Эх, Маслена-красота! Отворяй-ка ворота!»

Сценарий праздника в детском саду«Эх, Маслена-красота! Отворяй-ка ворота!»...

Доклад на тему: «ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ПАПА - ВОДОЛАЗ»: ИНИЦИИРУЕМ ЛЮБОПЫТСТВО РЕБЕНКА, СТИМУЛИРУЕМ СТРЕМЛЕНИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

в  данном докладе описана реализация проекта о профессии родителя - водолаз.На мой взгляд метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать и синте...