ННОД "Весна пришла - птицы прилетели".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шалагина Наталья Владимировна

Расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни весенний период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Пришла весна – прилетели птицы».

Группа: подготовительная группа.

Воспитатель: Шалагина Н.В.

Цель: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

Познавательное развитие: продолжаем знакомить детей с признаками весны, весенними  изменениями в жизни птиц, развитие интереса к жизни птиц, способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах.

Речевое развитие: развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение словаря детей.

Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.

Социально-коммуникативное развитие: развитие бережного, эмоционального отношения к птицам.

Художественно-эстетическое развитие: совершенствование умений в лепке используя ранее изученные приемы; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением перелетных птиц слайды на тему «Пришла весна – прилетели птицы»; картинки к игре «Разложи по порядку» (птица на ветке, птица строит гнездо, птица в гнезде, птица кормит птенцов, птенцы учатся летать); мяч; аудиозапись «Голоса птиц»; солёное тесто, доска для лепки, стек.

Мотивация: звучит аудиозапись весенних звуков и голоса птиц.

Воспитатель читает стихотворение:

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна).

А вы почувствовали приход весны? Что изменилось? Как вы заметили, что пришла весна?  (Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет).

 Кто знает, кто является первым вестником весны? (Первые вестники весны – птицы.) 

Основная часть

Голоса птиц

- Слышите? Это птицы вернулись домой из теплых стран. Сидят они на веточках и рассказывают о своих путешествиях.

(Слайд №1 А. Саврасов «Грачи прилетели! »)

Что изображено на картине? Какое небо? Какой снег? Что видно на снегу?

 Художник изобразил простой, обыденный пейзаж пробуждающейся природы. Облака, покрывающие небо, но видно, как они из серых, превращаются в белые. На заднем плане - поле, на котором лежит не растаявший снег. Какие-то здания, а между ними, как символ добра и света, церковь с колокольней. На переднем плане – грязный, рыхлый снег, на котором видны чьи-то следы, тени и поломанные ветки голых, изломанных берёз, тянущихся к небу, но есть уже проталины с водой и прилетели грачи, значит пришла весна.

- Ребята, какие птицы прилетают первыми? (Грачи) слайд №2 грач

- Прилет грачей - первая примета наступающей весны.

Кто узнал эту птицу? Как её зовут? Что вы о ней знаете?

Грач любит селиться рядом с людьми. По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна? Грачи живут большими группами и весной возвращаются в свои старые дома – гнёзда, если нужно то достраивают их. Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи.

Кто узнал эту птицу? Как её зовут? Что вы о ней знаете?

Жаворонка называют спутником весны (слайд №3). Жаворонки появляются в небе, когда на полях  становятся заметными первые проталины. Жаворонок живет в полях. Эти птицы поют песенку – «чирр», причём делают это только в полёте. Гнёзда строят на земле. Цвет перьев жаворонка таков, что заметить его среди травы очень сложно.

Ребята, а какая птица во дворце живет?

Эту птицу всякий знает:

На шесте его дворец,

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день… Скворец.

(Слайд№4. Скворец)

Что вы о ней знаете?

Весной у этих птиц желтые клювы, а черные перья с редкими беловатыми крапинками переливаются на солнце радужными цветами. Скворцы отлично подражают голосам разных птиц. За это их прозвали пересмешниками. В лесах скворцы селятся в норах, в дуплах, в больших трещинах стволов. Они едят дождевых червей, слизней, гусениц, жуков, а иногда ягоды и зёрнышки.

Воспитатель

Спереди - шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – черное суконце,

А снизу белое полотенце… Ласточка.

(Слайд№5. Ласточка)

Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Воспитатель

Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

(Слайд №6. «Кукушка»)

Размерами чуть меньше голубя. Хвост длинный, ступенчатый, с белым кончиком. Сами кукушки гнезд не строят, а находят готовые гнезда других птиц и подбрасывают свои яйца. Птенцы кукушки, будучи еще неоперенными и слепыми, постепенно выталкивают остальных птенцов или еще невылупившиеся яйца из гнезда. Уничтожает огромное количество вредных насекомых, питается в основном ими. Особенно много поедает различных мохнатых гусениц. Ест жуков, кобылок и птичьи яйца.

Упражнение «Скажи одним словом» (Дети встать в круг)

- Ребята, я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. Например,  У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий). У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый). У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая). Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая). У ласточки острые крылья, она … (острокрылая). У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др. У снегиря красная грудка, он…(красногрудый).

Игра «Кто лишний? »

• Кукушка, грач, дятел, скворец.

• Трясогузка, воробей, перепелка, дрозд.

• Индюк, сорока, голубь, синица.

• Ласточка, кукушка, воробей, скворец.

• Иволга, ласточка, чибис, ворона.

– Чем заняты птицы весной? (Ответы детей)

– Зачем птицам гнезда? (Ответы детей)

-Из чего строят гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, берёзовой коры, лоскутков и др.)

Игра «Кого выводят эти птицы?»

Журавли – журавлят

Грачи – грачат

Скворцы – скворчат

Кукушка – кукушат

Воробей - воробьят

Ворона - воронят

Игра «Разложи по порядку»

Картинки: птица на ветке, птица строит гнездо, птица в гнезде, птица кормит птенцов, птенцы учатся летать.

Воспитатель. Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенцы. Прожорливые птенчики широко раскрывают ярко-желтые или красные рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат (Дети шагают на месте, руки на поясе).

Клювы маленьких скворчат. (Выполняют наклоны в стороны).

Клювик раз, клювик два, (Выполняют наклоны вперед).

Лапки, лапки, голова. (Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой).

«Птички»

(Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения).

Птички в гнездышках сидят (дети присели на корочки)

И на улицу глядят.

Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, (дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)

- Мы часто говорим, что птицы - наши друзья. А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц? (Ответы детей)

Воспитатель:

Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений.

Раньше считалось, что весну приносят из дальних стран птицы на своих крыльях. И поэтому очень ждали их прилета. . В наше время люди весной отмечают «День птиц». К этому дню они делают скворечники и развешивают их на деревьях. В народе говорят: птицы прилетели, на крыльях весну принесли. Пекли печенье в форме птицы. Мамы раздавали этих птичек деткам, и дети бежали на улицу закликать весну. А давайте мы тоже с вами попробуем жаворонков слепить.

Лепка из солёного теста птиц (жаворонок)

Воспитатель

Спасибо ребята, какие красивые жаворонки у нас получились.

Жаворонки, перелетушки!

Прилетели к нам,

Принесли нам,

Весну ясную, Весну красную!

Рефлексия: Ребята у меня есть солнышко, но у него нет лучиков давайте возьмём по одному лучику и скажем слова пожелания своей птичке и друг другу, прикладывая лучик к солнышку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весна пришла- птицы прилетели. МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида Выполнила: Воспитатель первой категории Шалагина Н.В. Маслянино 2018г .

Слайд 2

Если снег повсюду тает, превращается в ручей, Травка робко вылезает, день становится длинней, Если солнце ярче светит, если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна).

Слайд 3

текст

Слайд 4

Грач Жаворонок

Слайд 5

Ребята, а какая птица во дворце живет? Эту птицу всякий знает: На шесте его дворец, Червяков птенцам таскает Да трещит весь день… ( Скворец ) .

Слайд 6

Спереди - шильце, Сзади – вильце , Сверху – черное суконце, А снизу белое полотенце… ( Ласточка ) .

Слайд 7

Кто эта птица? Никогда Не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весна пришла — птицы прилетели»

Цель: Расширять кругозор детей, знания о перелётных птицах, приметах весны, народных обычаях.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе и перелётных пти...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весна пришла — птицы прилетели»

Цель: Расширять кругозор детей, знания о перелётных птицах, приметах весны, народных обычаях.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе и перелётных пти...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весна пришла — птицы прилетели»

Цель: Расширять кругозор детей, знания о перелётных птицах, приметах весны, народных обычаях.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе и перелётных пти...

НОД "Весна пришла. Птицы прилетели".

Нод мир природы "Весна пришла. Птицы прилетели."...

Занятие по познавательному развитию "Весна пришла, птицы прилетели!"

Пришла весна! Из теплых стран вернулись перелетные птицы! С целью закрепления знаний детей о приметах весны было проведено занятие по познавательному развитию на тему: "Весна пришла, птицы прилет...

Конспект ООД по ФЦКМ «Весна пришла. Птицы прилетели» 4 неделя апреля

Конспект ООД по ФЦКМ «Весна пришла. Птицы прилетели»...