"Русский народный мужской костюм"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитию. Цель: познакомить детей с русским народным мужским костюмом; приобщать детей к истории национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy_narodnyy_muzhsoy_kostyum.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

Познавательное развитие на тему

«Русский народный мужской костюм»

 В старшей группе

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с русским народным мужским костюмом;
  2. Приобщать детей к истории национальной культуры;
  3. Учить сравнивать, описывать, делать выводы;
  4. Обогащать словарь, формировать умение строить предложения.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Оборудование: народный костюм, рубаха- косоворотка, оберег, вышивка, лапти; куклы в национальных костюмах, аудиозаписи русских народных песен.

     Ход

Организационный момент.

Воспитатель (в народном костюме держит в руках две куклы в народных костюмах).

- Посмотрите, ребята, кто к нам в гости пожаловал. Помните, как зовут нашу гостью? (Марьюшка). Сегодня она пришла к нам в гости со своим другом. Вы знаете, как его зовут? (Иванушка). Давайте встречать наших гостей так, как это делали наши предки. Доброго вам здоровьица, гости дорогие, милости прошу.

         Спасибо, что мимо не прошли,

         Ко мне в горницу зашли.

         Проходите, не стесняйтесь,

         Поудобнее располагайтесь!

Рассматривание русского народного мужского костюма.

- Марьюшка и Иванушка не просто так к нам в гости пришли. Марьюшка помогла нам познакомиться с русским народным женским костюмом. А теперь Иванушка покажет нам, как одевались мужчины в Древней Руси. Во что же одет Иванушка? Рассмотрите наряд и опишите его.

Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы.

- Основой мужского костюма тоже была рубаха. Рубаха была на такой длинной, как у женщин, она доходила до колен. Рукава у рубахи были длинные и широкие. Не закатав рукава, работать было невозможно. Есть даже такое выражение- «работать спустя рукава». Объясните его. (Это значит работать плохо, не стараться).

- Ворот вырезался по шее и имел впереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застегивался на пуговицы. Еще были рубахи- косоворотки (у них ворот был сбоку). Рубаху мужчины носили на выпуск и обязательно подпоясывали узким пояском с кистями, который еще называли опояском или широким поясом- кушаком. Для чего люди носили пояс? (раньше люди верили, что пояс оберегал от болезней, разных несчастий, выходить без пояса из дома считалось неприличным).

- По вороту и подолу мужские рубахи, как и женские, часто украшались вышивкой. Белые и красные рубахи считались особенно нарядными, их надевали только по праздникам.

Обязательной частью мужского костюма были широкие длинные штаны- порты.

Головные уборы мужчин были проще женских. Летом надевали с рубахой шляпу или картуз. Зимой носили шапки- колпаки или малахаи.

Все костюмы- и мужские, и женские- непременно были украшены вышивкой. Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде?         Как он называется? Это орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Вышитые узоры- это не просто ромбики, крестики, волны и кружочки.

В старину они многое обозначали. Извилистая линия- это вода; круг- солнышко; квадрат или ромб- земля; крест берег людей от злых сил. Считали, что изображение птицы, например, приносит радость, добро. Вышивка служила оберегом, то есть она оберегала человека. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись. Что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет их от злых сил. Каждый цвет в одежде тоже обозначал что- то свое:

- красный- благополучие, (хорошую жизнь);

- желтый- тепло и ласку;

- синий- радость;

- черный- богатство.

- Посмотрите есть ли эти цвета в костюмах наших гостей?

- Во что же обувались наши предки? Самой распространенной обувью на Руси были лапти, которые плели из лыка или бересты. Лыко- это часть коры молодых лиственных деревьев, например, липы, а береста- наружная часть коры березы. Чтобы получить лыко, срубали молодые деревья, сдирали с них кору в виде полосок, из которых потом плели лапти.

Физкультминутка

Вышивали, вышивали,                    Симметричные круговые движения

                                                         руками.

Наши пальчики устали.                   Сжимание и разжимание кулачков.

А теперь мы отдохнем                     Ладони положить под щечку.

И опять играть пойдем.                   Шевеление пальцами обеих рук.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

- Ребята Марьюшка и Иванушка принесли вам картинки с изображением кукол в русских народных костюмах. Внимательно рассмотрите их, назовите предметы женского и мужского костюма, скажите, чего не хватает. (отсутствует вышивка на переднике или рубахе, нет пояска и т.д.).

- А сейчас я предлагаю вам вновь стать рукодельниками и украсить мужскую белую рубаху «обережными» знаками, с которыми вы сегодня познакомились. Проходите за столы. Придумайте узор и выполните аппликацию.

Самостоятельная деятельность детей.

Итог.

- Молодцы! Рубахи получились аккуратными, праздничными. Орнаменты выглядят яркими, «обережными».

- Какие элементы русского народного костюма (женского, мужского) вы запомнили?

- Что символизирует ромб, круг, птица?

- Что означали в старину цвета красны, желтый?

- Для чего одежду украшали вышивкой?

- В стародавние времена на Руси любую работу люди заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем.

Игра «Сиди, сиди, Яша»

Дети образуют круг. В центре круга ребенок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши:

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша-мужичок.

Ребенок-водящий встает и медленно кружится внутри круга.

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут?

С последними словами «Яша» идет к детям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный женский костюм

НОД по ФЦКМ, знакомящая детей с женской национальной одеждой и изготовлением национального головного убора....

Русский народный мужской костюм

В презетацие представлены русские народные кастюмы с описанием....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию. Русский народный женский костюм.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию.Русский народный женский костюм.Цель: Познакомить детей с женской национальной одеждой.Задачи: Образовательные – познакомить детей с женским народн...

Знакомство с бурятским народным мужским костюмом

В данном конспекте занятия предлагается знакомство с национальным бурятским мужским костюмом, закрепление знания о национальном празднике, воспитание у детей духовно-нравственных ценностей, желание уз...

"Русский народный женский костюм"

Конспект НОД. Цель: познакомить детей с русским народным женским костюмом; формировать интерес к жизни наших предков, их представлениям об окружающем мире, отражению этих представлений в оформлении на...