Конспект занятия "Познавательно - исследовательская деятельность"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Оленина Раиса Ивановна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №101»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
воспитатель ВКК
 
                                                                               Оленина Р.И.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Воронеж 2020г
Воспитатель: Дети сидят на стульях. Ребята, мне сегодня утром передали письмо и вот эту посылку. Давайте сначала прочитаем письмо: 
 
«Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Открыть, вы её сможете только тогда, когда отгадаете загадку: 
 
В серёжках у мамы огнём горит, 
 
В пыли на дороге ненужным лежит. 
 
Меняет он форму, меняет он цвет, 
 
А в ройке годиться на тысячу лет. 
 
Он может быть мелкий – в ладошке лежать. 
 
Тяжёлый  большой – одному не поднять. 
 
Кто, дети, загадку мою отгадал? 
 
Кто этот предмет по приметам узнал? 
 
До встречи! Хозяйка Медной горы». 
 
Дети: Ответы детей. 
 
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите в посылке камни. Значит, вы правильно отгадали загадку. Теперь давайте побеседуем и рассмотрим камни. 
 
Посмотрите на глобус. У нашей земли есть одежда. Она состоит из камешков. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где   много камней возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на глобусе тёмно-коричневым цветом. На глобусе  много голубого цвета. Это вода – моря, реки, океаны. В воде тоже   много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. А вы хотите построить маленькую гору в воде? Ответы детей. Воспитатель предлагает выложить гору. 
 
Экспериментирование 1. 
 
Выкладывать гору нужно камешек на камешек. Почему камешки не складываются ровно? Потому что в воде они скользкие и гладкие. Такими их делает вода. Дети строят гору. 
 
Воспитатель: Как известно, камень очень прочен, и жизнь его долгая, но всё, же не вечная. Камень может появиться на свет с огромной скалой, горой. Но время, вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, затем в более маленькие камни, камешки, щебёнку и, наконец, песок. Давайте возьмём трубочки, наберём воздуха и создадим бурю на море. Гора начинает разрушаться на глазах у детей. 
 
Воспитатель предлагает детям пройти за столы. На столах лежат разные камни на тарелочках. Воспитатель предлагает детям найти морские камни. Какие они? Почему они такие? 
 
Дети: Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и холодные, красивые, разного цвета. Гладкими их сделали морские волны. Педагог предлагает найти речные камешки и сравнить их с морскими. 
 
Воспитатель: Потрогайте их, какие они? 
 
Дети: речные камешки – шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. 
 
Экспериментирование 2. 
Воспитатель. 
Ребята, как вы думаете, пахнут ли камни? Возьмите два крупных камня и постучите ими друг о друга, затем понюхаем. Если у детей не получается, воспитатель берёт два камня и самостоятельно стучит ними друг о друга, а потом предлагает понюхать. После экспериментирования дети выходят на ковёр. 
 
А теперь давайте отдохнём. Воспитатель стоит в центре, а дети вокруг как бы «прилипли» к воспитателю. 
 
Физминутка. 
 
Стоит гора высокая,           поднимают руки вверх, 
 
Стоит гора широкая, 
 
Её ветер обдувает,               обмахивают кистями рук 
 
Её дождик поливает,            встряхивают кистями рук. 
 
Стоит гора, страдает. 
 
Камешки теряет.                  Часть детей отделяется от горы, 
 
Катятся, катятся 
 
камешки прочь.                      Отодвигается в сторону: приседают. 
 
Раскатились камешки, 
И с той поры 
 
Ничего не осталось, 
 
От нашей горы!                    Двумя руками показывают на опустевшее место. 
 
После физминутки дети проходят за столы. Воспитатель предлагает закрыть глаза и представить себя морским камешком, лежащим на береге моря (звучит «Морской прибой») . 
 
Воспитатель: вам понравилось быть камешком? Ответы детей. 
 
- Я хочу познакомить вас с пористым белым камешком. Кто его знает? Ответы детей (пемза). Пемза родом из кратера вулкана. Она так и называется – вулканическая порода. Возникла она во время извержения вулкана. Проснувшийся вулкан выбрасывает в воздух куски затвердевшей лавы и раскалённых газов. Лава застывает почти мгновенно после выброса. А газы, которыми она была перемешена, делают её пористой. Отсюда в пемзе столько много «дырочек». Ребята, как вы думаете, пемза тонет или нет? Ответы детей. 
 
Экспериментирование 3. 
 
Дети берут кусочек пемзы и опускают её в воду. Почему пемза не тонет? «Дырявость», пористой пемзы делает её «непотопляемой». Дети вытирают рук. 
 
Воспитатель: сейчас я вас познакомлю ещё с одним очень интересным камнем. Но сначала отгадайте загадку. 
 
С виду неприглядный камень. 
 
Он в земле лежит пластами. 
 
Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать. 
 
Это в шахте горняки, 
 
Отбивают молотками, 
 
Это очень – нужный камень. 
 
Он имеет чёрный цвет, 
 
Всем даёт тепло и свет. (Уголь) . 
 
Называется он каменный уголь. Найдите его на тарелочке и возьмите его в руку. Скажите, какой он? 
 
Дети: чёрный, пачкается, шершавый, немножко блестящий. 
 
Воспитатель: Как вы думаете, он прочный? Ответы детей. Давайте проверим. Воспитатель разбивает камень. Да каменный уголь твёрдый, но он не такой прочный, как, например морской камешек. Каменный уголь это не просто камень, а это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много, много лет образуется каменный уголь. Что с ним произойдет, когда мы опустим его в воду? Предположения детей. 
 
Экспериментирование 4. 
 
Давайте опустим его в стакан с водой. Что произойдёт? Каменный уголь утонул. Он тяжёлый. Как вы думаете, каменный уголь растворяется в воде или нет? Как можно проверить? Возьмите палочку и помешайте. Меняет ли вода цвет? Ответы детей (уголь не растворяется). Запомните: каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей. А теперь возьмите каменный уголь и попробуйте им нарисовать, что ни - будь на бумаге. Дети рисуют. В конце показывают свои работы. Вытирают руки салфетками. Выходят из-за столов и садятся на стульчики. 
 
Итог: 
 
Вы сегодня познакомились с разными камнями. Назовите   их. Морские камни, речные, пемза, каменный уголь. Чем отличаются морские камешки от речных камешков? 
 
Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и холодные, красивые, разного цвета. Речные камешки – шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. Чем вам больше всего понравилось заниматься? Ответы детей.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №101»

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности

воспитатель ВКК

                                                                               Оленина Р.И.

Воронеж 2020г

Воспитатель: Дети сидят на стульях. Ребята, мне сегодня утром передали письмо и вот эту посылку. Давайте сначала прочитаем письмо: 

«Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Открыть, вы её сможете только тогда, когда отгадаете загадку: 

В серёжках у мамы огнём горит, 

В пыли на дороге ненужным лежит. 

Меняет он форму, меняет он цвет, 

А в ройке годиться на тысячу лет. 

Он может быть мелкий – в ладошке лежать. 

Тяжёлый  большой – одному не поднять. 

Кто, дети, загадку мою отгадал? 

Кто этот предмет по приметам узнал? 

До встречи! Хозяйка Медной горы». 

Дети: Ответы детей. 

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите в посылке камни. Значит, вы правильно отгадали загадку. Теперь давайте побеседуем и рассмотрим камни. 

Посмотрите на глобус. У нашей земли есть одежда. Она состоит из камешков. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где   много камней возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на глобусе тёмно-коричневым цветом. На глобусе  много голубого цвета. Это вода – моря, реки, океаны. В воде тоже   много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. А вы хотите построить маленькую гору в воде? Ответы детей. Воспитатель предлагает выложить гору. 

Экспериментирование 1. 

Выкладывать гору нужно камешек на камешек. Почему камешки не складываются ровно? Потому что в воде они скользкие и гладкие. Такими их делает вода. Дети строят гору. 

Воспитатель: Как известно, камень очень прочен, и жизнь его долгая, но всё, же не вечная. Камень может появиться на свет с огромной скалой, горой. Но время, вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, затем в более маленькие камни, камешки, щебёнку и, наконец, песок. Давайте возьмём трубочки, наберём воздуха и создадим бурю на море. Гора начинает разрушаться на глазах у детей. 

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. На столах лежат разные камни на тарелочках. Воспитатель предлагает детям найти морские камни. Какие они? Почему они такие? 

Дети: Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и холодные, красивые, разного цвета. Гладкими их сделали морские волны. Педагог предлагает найти речные камешки и сравнить их с морскими. 

Воспитатель: Потрогайте их, какие они? 

Дети: речные камешки – шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. 

Экспериментирование 2. 
Воспитатель.
Ребята, как вы думаете, пахнут ли камни? Возьмите два крупных камня и постучите ими друг о друга, затем понюхаем. Если у детей не получается, воспитатель берёт два камня и самостоятельно стучит ними друг о друга, а потом предлагает понюхать. После экспериментирования дети выходят на ковёр. 

А теперь давайте отдохнём. Воспитатель стоит в центре, а дети вокруг как бы «прилипли» к воспитателю. 

Физминутка. 

Стоит гора высокая,           поднимают руки вверх, 

Стоит гора широкая, 

Её ветер обдувает,               обмахивают кистями рук 

Её дождик поливает,            встряхивают кистями рук. 

Стоит гора, страдает. 

Камешки теряет.                  Часть детей отделяется от горы, 

Катятся, катятся 

камешки прочь.                      Отодвигается в сторону: приседают. 

Раскатились камешки,

И с той поры 

Ничего не осталось, 

От нашей горы!                    Двумя руками показывают на опустевшее место. 

После физминутки дети проходят за столы. Воспитатель предлагает закрыть глаза и представить себя морским камешком, лежащим на береге моря (звучит «Морской прибой») . 

Воспитатель: вам понравилось быть камешком? Ответы детей. 

-
Я хочу познакомить вас с пористым белым камешком. Кто его знает? Ответы детей (пемза). Пемза родом из кратера вулкана. Она так и называется – вулканическая порода. Возникла она во время извержения вулкана. Проснувшийся вулкан выбрасывает в воздух куски затвердевшей лавы и раскалённых газов. Лава застывает почти мгновенно после выброса. А газы, которыми она была перемешена, делают её пористой. Отсюда в пемзе столько много «дырочек». Ребята, как вы думаете, пемза тонет или нет? Ответы детей. 

Экспериментирование 3. 

Дети берут кусочек пемзы и опускают её в воду. Почему пемза не тонет? «Дырявость», пористой пемзы делает её «непотопляемой». Дети вытирают рук. 

Воспитатель: сейчас я вас познакомлю ещё с одним очень интересным камнем. Но сначала отгадайте загадку. 

С виду неприглядный камень. 

Он в земле лежит пластами. 

Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать. 

Это в шахте горняки, 

Отбивают молотками, 

Это очень – нужный камень. 

Он имеет чёрный цвет, 

Всем даёт тепло и свет. (Уголь) . 

Называется он каменный уголь. Найдите его на тарелочке и возьмите его в руку. Скажите, какой он? 

Дети: чёрный, пачкается, шершавый, немножко блестящий. 

Воспитатель: Как вы думаете, он прочный? Ответы детей. Давайте проверим. Воспитатель разбивает камень. Да каменный уголь твёрдый, но он не такой прочный, как, например морской камешек. Каменный уголь это не просто камень, а это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много, много лет образуется каменный уголь. Что с ним произойдет, когда мы опустим его в воду? Предположения детей. 

Экспериментирование 4. 

Давайте опустим его в стакан с водой. Что произойдёт? Каменный уголь утонул. Он тяжёлый. Как вы думаете, каменный уголь растворяется в воде или нет? Как можно проверить? Возьмите палочку и помешайте. Меняет ли вода цвет? Ответы детей (уголь не растворяется). Запомните: каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей. А теперь возьмите каменный уголь и попробуйте им нарисовать, что ни - будь на бумаге. Дети рисуют. В конце показывают свои работы. Вытирают руки салфетками. Выходят из-за столов и садятся на стульчики. 

Итог: 

Вы сегодня познакомились с разными камнями. Назовите   их. Морские камни, речные, пемза, каменный уголь. Чем отличаются морские камешки от речных камешков? 

Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и холодные, красивые, разного цвета. Речные камешки – шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. Чем вам больше всего понравилось заниматься? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-исследовательской деятельности в 1 младшей группе. "Покажем Жучке, как мы играем с песком".

Конспект опытно-исследовательской деятельности в 1 младшей группе. Тема: "Покажем  Жучке, как мы играем с песком"....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"

Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Конспект позновательно-исследовательской деятельности (РМП) в подготовительной к школе группе на тему «В поиске сокровищ»

Конспект позновательно-исследовательской деятельности (РМП) в подготовительной к школе группе на тему «В поиске сокровищ»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети устанавливают путем экспериментирования процесс улавливания звука животными, зависимости размера ушей и жизнедеятельности животных....

Конспект познавательно – исследовательской деятельности тема « Лошадки» ( первая младшая группа )

Конспект познавательно – исследовательской деятельности тема « Лошадки» ( первая младшая группа )...