«Приобщение к историческим ценностям России»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Красницкая Оксана Михайловна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности.

Программа адресована детям старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Целью программы является  развитие нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, творческих и познавательно исследовательских способностей дошколников посредством организации музейной, проектной деятельности с использованием интерактивных методик и современных информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_po_priobshcheniiy_k_istoricheskim_cennostyam.docx106.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Приобщение к историческим ценностям России»

Возраст обучающихся: 5 – 7 лет

Срок реализации: 2 года

Авторы-составители:

воспитатели дошкольного

учреждения

Красницкая О.М.

Дроженко Т.В.

г. Мичуринск

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Ф.И.О. педагога

Красницкая О.М., Дроженко Т.В.

Вид программы

модернизированная

Тип программы

общеразвивающая

Образовательная область

социально-коммуникативное развитие

Направленность деятельности

Социально-педагогическая

Способ освоения содержания образования

Теоретический, практический

Уровень освоения содержания образования

ознакомительный

Уровень реализации   программы

дошкольное  образование

Форма реализации программы

групповая

Продолжительность реализации программы

2 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В период дошкольного возраста происходит  формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс освоения себя в окружающем мире. Дети дошкольного возраста способны уже руководствоваться высокими социальными мотивами и испытывать благородные чувства.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В этом заключается актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Приобщение к историческим ценностям России» социально-педагогической  направленности.

Программа модернизированная, разработана в соответствии с ФГОС ДО,  на основе парциальной программы  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л., Маханева М. Д, с учетом основной  образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Нормативной базой программы являются:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам  (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)

Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р)

Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г.Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что знакомство детей с народной культурой и традициями происходит через применение современных инновационных технологий. Активное использование музейной педагогики, проектной исследовательской деятельности формирует способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Содержание программы объединено в три тематические модуля, каждый из которых реализует отдельную задачу.

  1. Модуль «Я и моя семья».
  2. Модуль «Народные промыслы».
  3. Модуль «Живое слово».

Все образовательные модули предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. 

Адресат программы.  Программа адресована детям старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые связывают его со своим народом, своей страной.

Объем программы:  36 ч.: 1-й год обучения – 15 ч. в год (36 занятий); 2-й год обучения -18 ч.(36 занятий) в год.

 Формы обучения и виды занятий. Программа предусматривает проведение непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД), самостоятельная работы детей в группах, индивидуальная работа, совместная деятельность детей и педагога, работа с привлечением родителей.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Срок освоения программы – 2 года.

Режим НОД: 1-й год обучения -  один раз в неделю по 25 мин; 2-й год обучения - один раз в неделю по 30 мин.

Целью программы является развитие нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, творческих и познавательно исследовательских  способностей дошкольников посредством организации музейной, проектной деятельности с использованием интерактивных методик  и современных информационных технологий.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. МОДУЛЬ «Я и моя семья».

Обучающие:

- Знакомство с семьей: историей семьи, с понятиями «предки», «родословная», «семейные традиции».

- Познакомить  с образом жизни наших предков: отношения в семье, работа, еда, одежда.

Развивающие:

- Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).

Воспитательные:

- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории города, Родины.

2. МОДУЛЬ «Живое слово»

Обучающие:

- Изучение литературных источников:  сказка, пословицы, поговорки, потешка.

Развивающие:

- Развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности дошкольников.

- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных, игр, забав.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

3.  МОДУЛЬ «Народные промыслы».

Обучающие:

- Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Дымка, Городец, Гжель.

- Формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры.

- Формировать чувства сопричастности к  культурному наследию.

Развивающие:

- Способствовать развитию эстетического вкуса.

- Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к народному творчеству как эталону красоты.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. МОДУЛЬ «Я и моя семья».

Обучающие:

- Способствовать формированию понимания своего места в семье, стране, мире.

- Знакомство  со своим городом: его историей, традицией, выдающимися горожанами прошлого и настоящего, с достопримечательностями.

Развивающие:

- развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;

- способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).

Воспитательные:

- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории города, Родины.

2. МОДУЛЬ «Живое слово»

Обучающие:

- Учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры.

Развивающие:

- Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.

- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных, игр, забав.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

3.  МОДУЛЬ «Народные промыслы».

Обучающие:

- Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности.

- Формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества.

- Формировать чувства сопричастности к  культурному наследию.

Развивающие:

- Способствовать развитию эстетического вкуса.

-Способствовать развитию познавательных, исследовательских,   творческих способностей детей.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к народному творчеству как эталону красоты.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

(кол-во занятий)

Теория

(мин.)

Практика

(мин.)

1.ВВЕДЕНИЕ

1

25

-

Педагогическая диагностика

1.1.Прошлое и настоящие. Исторические источники

1

25

-

2.МОДУЛЬ «Я и моя семья, мой город, моя страна»

9

40 мин

05 мин

2.1.Проект «Наши имена»

2

25

25

Индивидуальное творческое задание

2.2. «Образ жизни наших предков»

2

50

-

2.3. «Во что играли наши предки?»

3

25

50

2.4. Итоговое занятие.1 часть

1

-

25

Защита детских проектов

2.4.1.Итоговое занятие. 2 часть

1

-

25

3.Модуль «Живое слово»

10

2 ч.

2ч.

10 мин

3.1. Русские пословицы и поговорки.

3

30

45 мин

3.2. Сказка – ложь, да в ней намёк.

6

1ч 30 мин

1 час

3.3.Итоговое занятие «Мой любимый сказочный герой»

1

25

Индивидуальное творческое задание

4.Модуль «Народные промыслы»

16

2 ч

40мин.

4.1. В гости к дымковским мастерам»

4

40 мин

1 час

4.2. «Сине-голубое чудо Гжели»

4

40 мин

1 час

4.3. «Веселый Городец»

4

40 мин

1 час

4.4.Итоговое занятие 1часть.

Выставка.

2

-

50 мин

Конкурс творческих работ

4.4.1. Итоговое занятие 2 часть. Экскурсия в мини-музей «Разноцветная Россия»

2

-

50 мин

Сюжетно –ролевая игра «Экскурсия по музею»

ИТОГО:

36 занятий

15 часов

6 ч.

10 мин

8 ч.

50 мин  

2 год обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

(кол-во занятий)

Теория

(мин.)

Практика

(мин.)

1.ПОВТОРЕНИЕ

3

15

1ч 15 мин

1.1.Пословица недаром молвится

1

15

15

1.2.Путешествие в мир русских сказок.

1

-

30

1.3. Город мастеров.

1

-

30

2.МОДУЛЬ «Я и моя семья, мой город, моя страна»

10

55 мин

35 мин

2.1.Проект «Где мы родились»

2

25

35

Индивидуальное творческое задание

2.2. « Возникновение Руси»

3

1час

30

2.3. «Поэзия народного костюма»

3

30

1 час.

2.4. Итоговое занятие.

1

-

30

Конкурс творческих работ

3.Модуль «Живое слово»

7

2 ч.

2ч.

3.1. «Сказ о том, как азбука на Руси появилась»

2

1 час

-

3.2. «Былинные богатыри –  защитники земли русской»

3

30 мин.

3.3. «Устное народное творчество»

2

-

1 час

3.3.Итоговое занятие.

1

-

30

Индивидуальное творческое задание

4.Модуль «Народные промыслы»

16

2 ч

6 час.

4.1. «Русская матрешка»

2

40 мин

1 час 20 мин

4.2.  «Где живет перо Жар-птицы?»

5

40 мин

1 час

20 мин

4.3.«Жостово»

3

40 мин

1 час

20 мин

4.4.Итоговое занятие. «Человек без Родины, что соловей без песни»

1

4.4.1. Итоговое занятие. Викторина «Колесо истории»   

1

4.4.2. Итоговое занятие.

Выставка

2

-

1час

Конкурс творческих работ

4.4.3. Итоговое занятие

Экскурсия в мини-музей «Разноцветная Россия»

2

-

1 час

Сюжетно –ролевая игра «Экскурсия по музею»

ИТОГО:

36 занятий

18 часов

6 час.

12 час.  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

1 год обучения

Название раздела, темы

Кол-во занятий (час)

Содержание

Ожидаемый результат

Формы аттестацииконтроля

1.1.Прошлое и настоящие. Исторические источники

1/25 мин

Теория: рассматривание иллюстраций, книг. Обсуждение, обыгрывание проблемной ситуации: Прошлое и настоящее.

Проявление интереса

Наблюдение

2.1.Проект «Наши имена»

2/50 мин

Теория: знакомство детей со схемой родословного древа.

Практика: оформление страничек семейного альбома.

Самостоятельная исследовательская деятельность.

Создание родословного  древа.

Творческое задание

2.2. «Образ жизни наших предков»

2/50 мин

Теория: презентация «Русская изба» Экскурсия в музей.

Самостоятельная деятельность

Знание об исторических источниках и умение ими пользоваться.

Собеседование

2.3. «Во что играли наши предки?» Игрушки древних славян

1/25 мин

Теория: представления детей о древнеславянской игрушке(презентация, рассматривание с натуры).

Практика: навыки работы с тканью.

Интерес к славянской игрушке.

Наблюдение

2.3.1.«Во что играли наши предки?»

1/25 мин

Теория: презентация «Тряпичная кукла – игрушка или берегиня».

Практика: изготовление тряпичной куклы.

Будут знать назначение русской традиционной куклы, её виды, технику изготовления.

Творческое задание

2.3.2.«Во что играли наши предки?» Соломенная игрушка

Практика: работа с тканью, соломой.

Проявление интереса

Наблюдение

2.4. Итоговое. Защита детских проектов

2/50 мин

Практика: представление результата самостоятельной исследовательской деятельности в форме творческого альбома.

Умение презентовать свою работу.

Защита проекта

3.1. Русские пословицы и поговорки.

1

Теория: заучивание, обсуждение, рассматривание иллюстраций, дидактические игра «Подбери пословицу».

Умение применять пословицы к жизненным ситуациям

Наблюдение

3.1.1 Русские пословицы и поговорки.

2

Практика: изобразительная деятельность «Нарисуй пословицу, потешку». Проблемные ситуации.

Понимание смысла пословицы

Наблюдение

3.2. Сказка – ложь, да в ней намёк.

3/ 1 ч.

15 мин.

Теория: чтение, прослушивание народных сказок (на усмотрение педагога и интереса детей)

Умеют ответить на вопросы по содержанию сказки

Беседа

3.2.1. Сказка – ложь, да в ней намёк.

3/1ч15 мин

Практика: инсценировка сказки.

Эмоциональное восприятие сказки

Творческое задание

3.3.Итоговое занятие «Мой любимый сказочный герой»

1/25 мин

Практика: изобразительная деятельность

Различают жанры художественного слова.

Выставка творческих работ

4.1. В гости к дымковским мастерам.

1

Теория:  Рассказ об истории промысла (показ слайдов). Чтение стихов о Дымкове.  Подвижная игра «Карусель».

Знают историю и развитие промысла.

Практическая работа

4.1.1. В гости к дымковским мастерам. Составление

дымковских узоров

1

Практика: дидактические игры – «Дорисуй узор», «Кто больше нарисует узоров...». Подвижная игра «Карусель».

Навыки изображения дымковских узоров.

Практическая работа

4.1.2. В гости к дымковским мастерам. Рисование с натуры.

1

Практика: игровая ситуация – Гости. Рисование игрушки с натуры. Дидактическая игра «Ярмарка».

Навыки изображения дымковских узоров.

Практическая работа

4.1.3. В гости к дымковским мастерам. Рисование  дымковской игрушки по замыслу.

1

Практика: проблемная ситуация, рисование игрушки по замыслу. Чтение стихов о дымковских игрушках детьми.

Умение отражать основные выразительные средства игрушки в рисунках.

Практическая работа

4.2. «Сине-голубое чудо Гжели».

1.

Теория: презентация «Гжель». Посещение мини музея «Город мастеров»

Практика: узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр.

Формирование интереса к народным промыслам, уважение к труду наших предков.

Наблюдение

4.2.1. «Сине-голубое чудо Гжели». Цветы-розаны

1

Теория: учить видеть красоту и самобытность изделий.

Практика: рисовать цветы-розаны мазками оттенками синего цвета; составлять узор на форме, выделяя середину цветком, букетом; украшать края каймой.

Умение рисовать концом кисти травинки, пружинки, спиральки, придавая узору сказочную легкость, воздушность.

Практическая работа

4.2.2. «Сине-голубое чудо Гжели». Рисование петушка

1

Теория: что такое скульптура.

Практика: рисование карандашом набросок петушка, затем расписывать его гжельским узором: цветами, листьями, точками, сеточками, сочетая синий и голубой цвета.

Проявление интереса к народному исскуству.

Практическая работа

4.2.3. «Сине-голубое чудо Гжели». Роспись гжельской посуды

1

Теория: учить детей видеть своеобразие гжельской росписи (рассматривание гжельской посуды).

Практика: учить выбирать узор, кайму для росписи объемных форм.

Закреплять приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки».

Практическая работа

4.3. «Веселый Городец».

1

Теория: беседа «Русская народная игрушка». Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских. Рассказ воспитателя о городецком промысле (показ слайдов).

Умение выделять характерные особенности городецкой, дымковской и филимоновской росписи.

Наблюдение

4.3.1«Веселый Городец». Рисование элементов городецкой росписи

1

Теория: презентация «Городец».

Практика: показать особенности рисования  растительных элементов росписи.

Навыки работы с палитрой

Практическая работа.

4.3.2 «Веселый Городец». Городецкие птицы

1

Теория: сравнение элементов росписи с реальным миром природы.

Практика: техникой выполнения городецкой птицы.

Умение смешивать краску на палитре.

Практическая работа

4.3.3 «Веселый Городец». Городецкий петушок

1

Теория: рассматривание и объяснение схемы рисования городецкой птицы.

Практика: составление узора, состоящего из цветов и листьев. Поэтапное рисовать петушка.

Знания о городецкой росписи, её цветовой гамме, способов выполнения элементов узора.

4.4. Итоговое. Выставка.

1

Практика:

Изобразительная деятельность.

Развитие изобразительных навыков.

Конкурс творческих работ

4.4.1.Экскурсия в мини музей «Разноцветная Россия»

1

Практика: активность, инициативность, самостоятельность.  Развитие умения классифицировать элементы разных росписей.

Знание отличительных характеристик народных промыслов.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей».

ИТОГО:

36/

15 час.

2 год обучения

Название раздела, темы

Кол-во занятий (час)

Содержание

Ожидаемый результат

Формы аттестацииконтроля

1. ПОВТОРЕНИЕ.

1.1.Прошлое и настоящие.

1/30 мин

Практика:

Викторина.

Создание ситуации успеха. Проблема – почему я это не знаю?

Педагогическая диагностика

1.2. Пословица недаром молвится.

1/30 мин

Теория: заучивание, обсуждение.

Практика: обыгрывание ситуаций.

Умение применить пословицу.

Наблюдение

1.3. «Путешествие в мир народных сказок»

1/25 мин

Практика:

Инсценировка сказки.

Умение передать образ героев сказки.

Кукольный спектакль

1.4. Город мастеров

1/30 мин.

Практика:

Изобразительная деятельность.

Поиск путей решения проблемы: Что еще лежит в бабушкином сундучке?»

Наблюдение

2.1. Проект «Где мы родились».

1/25 мин

Теория: решение проблемной ситуации: видеописьмо от детей с Севера. (Рассказать о своем городе). Обсуждение, рассматривание герба города.

Развитие самостоятельности, исследовательских умений.

Наблюдение

2.1. 1. Проект «Где мы родились».

1

Теория: видеофильм о Мичуринске.

Практика: рисование «Улица, на которой я живу»

Проявление интереса к поиску информации о достопримечательностях города.

Наблюдение

2.2. «Возникновение Руси». Наши предки – славяне.

1

Теория: первые исторические факты основания Руси. Географическое месторасположение. Этиология слов «славяне», «предки».

Формирование интереса  к истории Родины.

Наблюдение

2.2. «Возникновение Руси». Приходите в гости к нам.

1

Теория: представления о наших предках(русская изба) – видео презентация.

Знание о дереве как о традиционном материале русских построек.

Наблюдение, опрос.

2.2. «Возникновение Руси». Пояса-обереги.

1

Теория: виды и назначение мужских и женских поясов.

Практика: плетение трехпрядной косицы.

Навыки плетения. Проявление интереса к жизни славян.

Практическая работа. Наблюдение

2.3. Поэзия народного костюма.

1

Теория: познакомить с назначением, символикой и элементами вышивки.

Практика: составление узора и его прорисовка.

Правила рисования фломастером

2.3.1. Прошлое и настоящее - одежда славян.

1

Теория: разнообразие головных уборов славянских женщин.

Практика: завязывание головных уборов.

Навыки повязывания платков разными способами.

Практическая работа

2.3.2 Поэзия народного костюма

1

Практика: узор на одежде

Навык рисования фломастером

Практическая работа

2.4. Итоговое.

1/30 мин

Практика: представление результата самостоятельной деятельности в форме творческого альбома.

Умение презентовать свою работу.

Конкурс творческих работ

3.1. Сказ о том, как азбука на Руси появилась». Разные виды письменности

1/30 мин

Теория: история возникновения азбуки. Узелковое письмо. Берястенные грамоты.

Практика: объяснение пословицы «Одной рукой узла не завяжешь»

Умение применять пословицы к жизненным ситуациям

Практическая работа

3.1.1. Кириллица. Современный алфавит и знаковое письмо.

1/30

Теория: создание славянского словаря, сходства и различия современной азбуки и кириллицы.

Формирование интереса к книгам.

Наблюдение

3.2. Былинные богатыри- защитники земли русской.

1/30.

Теория: познакомить детей с картиной

В. Васнецова “Богатыри”.

Чтение былины «Русские богатыри»

Расширять словарный запас детей.

Наблюдение

3.2.1. Былинные богатыри- защитники земли русской.

1

Теория: чтение былины «Добрыня и Алеша»

Практика: передавать в рисунке детали одежды русского богатыря.

Формирование интереса к истории Родины.

Наблюдение

3.2.2. Былинные богатыри- защитники земли русской.

1

Теория: чтение былины «Первый бой Ильи Муромца»

Практика: передавать в рисунке детали одежды русского богатыря.

Формирование интереса к истории Родины

Наблюдение

3.3. Устное народное творчество

1

Теория: пословицы на разные темы. Проблемные ситуации.

Практика: «Нарисуй пословицу»

Понимание смысла пословицы

Наблюдение

3.3.1. Устное народное творчество

1

Практика: рисование иллюстраций к любимой сказке

Изобразительные навыки, эмоциональное выражение в рисунке

Практическая работа

3.3.Итоговое занятие

1/25 мин

Практика: изобразительная деятельность

Различают жанры художественного слова.

Индивидуальное творческое задание

4.1. Русская матрешка

1.

Теория: обобщить знания о народной игрушке. Презентация «Русская деревянная матрешка». Практика: украшать силуэт матрешки разнообразным узором.

Знают историю и развитие промысла.

Устный опрос, практическая работа.

4.1. 1.Русская матрешка

1

Теория: характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек.

Практика: «Укрась матрешку»

Изобразительные навыки, эстетический вкас.

Практическая работа

4.2. Где живет перо Жар-птицы?» Знакомство с хохломским промыслом

1

Теория: история, понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.

Практика: элементы росписи

Интерес к народному  искусству и традициям русского народа, уважение к труду народных мастеров.

Практическая работа

4.2.1. Волшебная посуда

1

Теория: рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы

Практика: умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

Формировать умение работать концом кисти.

Практическая работа

4.2.2. Роспись вазы хохломским узором

1

Теория: рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора.

Практика: рисовать стебель-«криулю» и размещать на нем другие элементы узора.

Использовать нетрадиционные техники изображения.

Практическая работа

4.2.3. «Роспись миски хохломским узором»

1

Теория: умение рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора.

Практика: рисовать элементы травки концом кисти, ягодки – тычком с помощью ватной палочки, сочетать в узоре характерные цвета для росписи.

Знания о колорите хохломской росписи.

Практическая работа

4.2.4 Ярмарка «Золотая хохлома»

1

Практика: самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях

Чувство ритма и композиции, творческое воображение.

Практическая работа

4.3. «Искусство Жостово»

1

Теория: история народного промысла.

Практика: рисование элементов жостовской росписи и составление несложных композиций.

Практическая работа

4.3.2. «Жостовские подносы»

1

Теория: знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции.

Практика: составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками.

Практическая работа

4.3.3. Жостово. Роспись подносов по замыслу

1

Теория: особенности жостовской росписи

Практика: чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита. Совершенствовать навык работы кистью.

Практическая работа

4.4. Итоговое. «Человек без Родины, что соловей без песни»

1

Практика: «Вернисаж» - выставка-продажа предметов народного декоративного творчества

Уровень знаний о народном творчестве.

Педагогическая диагностика

4.4.1. Итоговое. Викторина «Колесо истории»   

1

Викторина – определение знаний о жизни славян.

Уровень знаний

Педагогическая диагностика

4.4.2.Итоговое.

Выставка

2

Изобразительная деятельность

Технические навыки, эстетический вкус.

Конкурс творческих работ

4.4.3.Итоговое. Экскурсия по музею «Разноцветная Россия»

2

Знания детей о музеи как об источнике культурно-исторического  опыта человечества.

Формирование духовной потребности в посещении музеев.

Сюжетно –ролевая игра «Экскурсия по музею»

ИТОГО:

36/

18 час.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 год обучения

Предметные

Обучающиеся должны знать:

- основные литературные понятия по фольклору;

-краткое содержание прочитанных литературных произведений;

-быт и традиции русского народа;

-песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

Уметь:

- Рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их.

- Создавать творческие работы по фольклорным произведениям, по мотивам народных промыслов.

Метапредметные

Познавательные УУД:

- Развитие познавательной активности, расширение знаний об окружающем мире, обогащение социокультурного опыта.

- Развитие построения логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД

Формирование умения планировать свои действия при выполнении исследовательских  задач; способности предвидеть результат и достигать его.

Коммуникативные УУД.

Формирование коммуникативной компетенции: уметь договариваться, правильно выражать свои мысли.

Личностные УУД

Положительное отношение к познанию окружающего мира.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2 год обучения

Предметные

Обучающиеся должны знать:

- Историю развития народных промыслов.

- Понимать познавательное значение фольклорного произведения.

- Использование предметов от образа жизни людей, от места их проживания.

Уметь:

- Различать изделия разных народных промыслов. 

- Рассказывать русские народные сказки.

- Отражать в художественно – творческой деятельности (театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании), темы любви к семье, родному краю.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Развитие познавательной активности, умения формулировать проблему и находить решения творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД

- Развитие умения поставить задачу, определить последовательность действий.

Коммуникативные УУД

- Формирование коммуникативной компетенции: свободное общение со взрослыми и сверстниками

Личностные УУД

Общая культура поведения и вежливость, выполнение морально – этических правил и норм поведения (в быту, на улице, в природе),  принятых в обществе в интересах человека, семьи, общества.

- Любовь к своей семье, Родине, родному краю, родной культуре и уважение к труду;  желание познавать национальную культуру и традиции,  чувство патриотизма.

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

 ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Для определения результативности   реализации программы используются следующие способы:

  • Отслеживание результата (наблюдение).
  • Результаты продуктивной деятельности  детей.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

  • Количество учебных недель – 36 в год
  • Количество учебных дней – 36
  • Продолжительность каникул (зимних) – 1 неделя (7 дней)
  • Учебный период – с 1 сентября по 31 мая

1-й год обучения

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма  занятия

Кол-во часов

Раздел/

Тема

Место проведения

Форма  контроля

1.

09

11

10.10. – 10.35

Беседа

1

1. ВВЕДЕНИЕ

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок».

Группа «Родничок», «Звездочки»

«Незабудки»

Наблюдение

2

1/25 мин

1.1.Прошлое и настоящие. Исторические источники

Творческое задание

3

Проблемная ситуация

2/50 мин

2.1.Проект «Наши имена»

Собеседование

4

Экскурсия

2/50 мин

2.2. «Образ жизни наших предков»

Наблюдение

5

Проблемная ситуация

1/25 мин

2.3. «Во что играли наши предки?» Игрушки древних славян

Творческое задание

Машина - времени

1/25 мин

2.3.1.«Во что играли наши предки?»

Наблюдение

Мастерская

2.3.2.«Во что играли наши предки?» Соломенная игрушка

Защита проекта

Презентация

2/50 мин

2.4. Итоговое. Защита детских проектов

Наблюдение

Проблемные ситуации

1

3.1. Русские пословицы и поговорки.

Наблюдение

Изобразительная деятельность

2

3.1.1 Русские пословицы и поговорки.

Беседа

Чтение, обсуждение.

3/ 1 ч.

15 мин.

3.2. Сказка – ложь, да в ней намёк.

Творческое задание

Театральная деятельность

3/1ч15 мин

3.2.1. Сказка – ложь, да в ней намёк.

Выставка творческих работ

Изобразительная деятельность

1/25 мин

3.3.Итоговое занятие «Мой любимый сказочный герой»

Практическая работа

Путешествие

1

4.1. В гости к дымковским мастерам.

Практическая работа

В мастерской..

1

4.1.1. В гости к дымковским мастерам. Составление

дымковских узоров

Практическая работа

Игровая ситуация

1

4.1.2. В гости к дымковским мастерам. Рисование с натуры.

Практическая работа

Проблемная ситуация.

1

4.1.3. В гости к дымковским мастерам. Рисование  дымковской игрушки по замыслу.

Наблюдение

Экскурсия

1.

4.2. «Сине-голубое чудо Гжели».

Практическая работа

В мастерской

1

4.2.1. «Сине-голубое чудо Гжели». Цветы-розаны

Практическая работа

В мастерской

1

4.2.2. «Сине-голубое чудо Гжели». Рисование петушка

Практическая работа

В мастерской

1

4.2.3. «Сине-голубое чудо Гжели». Роспись гжельской посуды

Наблюдение

Ярмарка

1

4.3. «Веселый Городец».

Практическая работа.

В мастерской

1

4.3.1«Веселый Городец». Рисование элементов городецкой росписи

Практическая работа

В мастерской

1

4.3.2 «Веселый Городец». Городецкие птицы

Практическая работа

В мастерской

1

4.3.3 «Веселый Городец». Городецкий петушок

Конкурс творческих работ

Организация выставки

1

4.4. Итоговое. Выставка.

Педагогическая диагностика

Экскурсия

1

4.4.1.Экскурсия в мини музей «Разноцветная Россия»

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей».

ИТОГО:

36/

15 час

2 год обучения

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма  занятия

Кол-во часов

Раздел/

Тема

Место проведения

Форма  контроля

05

09

10.20. 11.00

Занятие -викторина

1

1. ПОВТОРЕНИЕ.

1.1.Прошлое и настоящие.

МБДОУ №26 «Колосок

Группы «Родничок», «Звездочки»

«Незабудки»

Педагогическая диагностика

2

12

02

10.20.-11.30

Ситуативный разговор

1

1.2. Пословица недаром молвится.

Наблюдение

3.

Путешествие

1

1.3. «Путешествие в мир народных сказок»

Кукольный спектакль

4

Самостоятельная деятельность

1

1.4. Город мастеров

Наблюдение

5

Проблемная ситуация

1

2.1. Проект «Где мы родились».

Наблюдение

Защита проекта

1

2.1. 1. Проект «Где мы родились».

Наблюдение

Развивающая игра

1

2.2. «Возникновение Руси». Наши предки – славяне.

Наблюдение

Видео презентация. Обсуждение

1

2.2. «Возникновение Руси». Приходите в гости к нам.

Наблюдение, опрос.

Совместная деятельность

1

2.2. «Возникновение Руси». Пояса-обереги.

Практическая работа. Наблюдение

Интегративная деятельность

1

2.3. Поэзия народного костюма.

Интегративная деятельность

1

2.3.1. Прошлое и настоящее - одежда славян.

Практическая работа

1

2.3.2 Поэзия Изобразительная народного костюма

Практическая работа

Выставка

1

2.4. Итоговое.

Конкурс творческих работ

Исследовательская деятельность

1

3.1. Сказ о том, как азбука на Руси появилась». Разные виды письменности

Практическая работа

Ситуация общения.

1

3.1.1. Кириллица. Современный алфавит и знаковое письмо.

Наблюдение

Видео фильм. Чтение

1

3.2. Былинные богатыри- защитники земли русской.

Наблюдение

Картинная галерея

1

3.2.1. Былинные богатыри- защитники земли русской.

Наблюдение

Слушание. Изобразительная деятельность

1

3.2.2. Былинные богатыри- защитники земли русской.

Наблюдение

Игровые ситуации

1

3.3. Устное народное творчество

Наблюдение

В мастерской

1

3.3.1. Устное народное творчество

Практическая работа

В мастерской.

1

3.3.Итоговое занятие

Индивидуальное творческое задание

Игровая ситуация

1

4.1. Русская матрешка

Устный опрос, практическая работа.

Приглашение в гости

1

4.1. 1.Русская матрешка

Практическая работа

Экскурсия

1

4.2. Где живет перо Жар-птицы?» Знакомство с хохломским промыслом

Практическая работа

Мини-музей

1

4.2.1. Волшебная посуда

Практическая работа

В мастерской

1

4.2.2. Роспись вазы хохломским узором

Практическая работа

В мастерской

1

4.2.3. «Роспись миски хохломским узором»

Практическая работа

Ярмарка

1

4.2.4 Ярмарка «Золотая хохлома»

Практическая работа

Беседа

1

4.3. «Искусство Жостово»

Практическая работа

Развивающие игры

1

4.3.2. «Жостовские подносы»

Практическая работа

В мастерской

1

4.3.3. Жостово. Роспись подносов по замыслу

Практическая работа

Вернисаж

1

4.4. Итоговое. «Человек без Родины, что соловей без песни»

Педагогическая диагностика

Викторина

1

4.4.1. Итоговое. Викторина «Колесо истории»   

Педагогическая диагностика

Выставка

2

4.4.2.Итоговое.

Выставка

Конкурс творческих работ

Экскурсия

2

4.4.3.Итоговое. Экскурсия по музею «Разноцветная Россия»

Сюжетно –ролевая игра «Экскурсия по музею»

ИТОГО:

36/

18 ч

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия по реализации программы «Родничок»  проводятся в помещениях дошкольного учреждения, которые  отвечают требованиям СанПин.

Эти помещения оснащены методическими пособиями и учебно-дидактическим материалом. Дидактический материал, игрушки и игры, наглядные пособия соответствуют возрастным требованиям, особенностям психофизического развития детей. Помещения, где проходят занятия укомплектованы необходимым количеством мебели соответствующей росту и числу детей, посещающих занятия. В общеразвивающей работе с детьми используются ИКТ, современные здоровьесберегающие технологии.

На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.

Развивающая предметно-пространственная среда

Центр активности

Задачи

Оснащение

1

2

3

Уголок «Мы живем в России»

Всесторонне изучение родного города, края, страны; расширение

области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России; воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу.

Фотоальбом «Природа родного края» наборы открыток «Мичуринск», «Козлов-Мичуринск»,  художественная литература (стихи, рассказы, произведения о крае, России); флаг, гербы и другая символика, России, Тамбова, Мичуринска; Фотография президента РФ.

Уголок творчества «Умелые руки не знают скуки»

Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью;

закрепление умений и навыков в лепке, расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии. развитие пространственного мышления;

Рисование: краски акварельные, гуашь, цветные карандаши,

- фоны разного цвета, размера и формы, трафареты, альбомы;

- кисти разных размеров, материал для нетрадиционных техник рисования;                                                                        

- стаканчики для воды, салфетки.  

- альбом «Учимся рисовать»                                                                                                                                                                                      

Лепка: пластилин, глина;

совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу; формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез);

развитие самостоятельности, творчества, инициативы, дружелюбия.

- стеки, доски, салфетки.

- альбом «Как хорошо уметь лепить»

Аппликация: фоны разных размеров;

- цветная бумага, бархатная бумага, цветной картон;

- ножницы в закрытых футлярах, кисти, салфетки.

 - альбом «Аппликация»

Мини-музей «Разноцветная Россия»

Приобщение к русскому народному прикладному искусству; знакомство дошкольников с музеем и его значением, с самыми основными музееведческими терминами; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим;

Экспонаты: образцы народных промыслов (Хохлома, Гжель, Дымково, Филимоново,  Матрешка).

Дидактические игры.

Материал для продуктивной деятельности.

Уголок конструктивно-модельной деятельности «Строим сами»

Обучение строительству  по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного  материала;

Крупный и мелкий конструктор «Лего», конструктор «Дуко», деревянный конструктор «Зодчий».  

Уголок театральных игр

Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса,

интонации;

развитие творческого воображения  и работа над выразительным исполнением ролей;

Ширма;
- костюмы, маски, атрибуты для постановки;

- разные виды театра: пальчиковый; кукольный; - зеркало, парики;
- аудиозаписи детских песен;
- аудиозаписи различных звуков окружающего мира.

Информационное обеспечение

 Наглядные средства: демонстрационный материал (пособия); презентации к занятиям; картинный материал.

Технические средства: видео-аудио материалы, ноутбук, принтер, проектор экран.

Кадровое обеспечение

Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе,

должен иметь профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Для получения достоверных результатов освоения содержания программы предполагается осуществление мониторинга по теме инновационного проекта  с использованием методов педагогической диагностики: 

- наблюдений за поведением ребёнка в повседневном общении с детьми и взрослыми и в различных видах деятельности;

- бесед с ребёнком;

- изучения результатов детской продуктивной деятельности;                           

- анкетирования (опроса) родителей,-

 с последующей обработкой статистических данных и анализом полученных результатов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Формы организации образовательного процесса: игра, беседа, рассказ, рассматривание, интегративная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера, проектная деятельность, проблемная ситуация.

Педагогические технологии: игрового обучения, проектного обучения,  проблемного обучения, информационные технологии, музейная педагогика.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа «Родничок» ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

-Князева О.Л., Маханева М. Д.  . Приобщение детей к истокам русской народной культуры – учебно-методическое пособие.

-Соломенникова О. А.. Радость  творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством.

-Тимошкина  Н. А.  Методика использования русских народных игр в ДОУ - учебно-методическое пособие.

-Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада.

-Козак О. Н. Считалки,  дразнилки, мирилки и прочие детские забавы.

-Портреты «Русские писатели»

-Хрестоматия

Альбомы:

-Учимся рисовать «Городецкая роспись»

-Альбом для детского творчества «Филимоновская игрушка»

-«Простые узоры и орнаменты»

-«Сказочная Гжель»

-«Дымковская игрушка»

 Презентации:

- «Веселая  карусель. Дымково»

-  «Сказочная Гжель»

-  «Городец»

-  «Хохлома»

- «Жостово»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края»

Статья  посвящена  одному  из  основных  направлений  современной  отечественной  педагогики,связанному с воспитанием будущего поколения, обладающего духовно-нр...

Консультация для воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стр...

Сообщение к педсовету на тему Приобщение детей к историческим ценностям, формирование элементарных представлений об истории Отечества»

О значении нравственно-патриотического воспитания сказано много Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотическое воспитание необхо...

Педсовет: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, историческим ценностям и героическому прошлому отечества».

Тема доклада:«Гражданско -  патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»....

Виртуальная экскурсия по краю с целью приобщения к историческим и знаменательным датам и местам России. Патриотическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента. Тула – моя историческая Родина.

Знакомство детей с традициями, культурными ценностями русского народа, расширение представления о городах России и достопримечательностями родного города....