Занятие по трудовому воспитанию "Посадка лука"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Назаренко Ирина Викторовна

Трудовое воспитане в детском саду - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Для этого детей знакомят с трудом взрослых, приобщают к доступной трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posadka_luka.docx581.63 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по трудовому воспитанию в средней группе на тему          «Посадка лука»

Цель: познакомить со свойствами лука; научить сажать луковицы в воду; формировать практические знания о посадке лука в землю и в воду. Сообщить, что из луковиц можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле; развивать трудовые умения, вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними.

Материал: луковицы на каждого ребенка, ёмкости с землей, лопаточки, лейки, фартуки на каждого ребенка, клеенки на столы.

Методы и приёмы:  беседа, дидактическая игра «Собери картинку», показ трудовых операций воспитателем, труд детей, объяснение, пояснение, художественное слово, вопросы воспитателя, ответы детей, поощрение.

   Ход трудовой деятельности:

Воспитатель загадывает загадку :

Луковица золотая,

Круглая, литая.

Есть у нее один секрет –

Нас она спасет от бед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Воспитатель: Что это?

Дети: Это овощ.

Воспитатель: Давайте вспомним, где растёт лук?

Дети: на огороде.

Воспитатель: Какой лук формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель: На что он похож?

Дети: На колобок, на мячик …

Воспитатель: Чем покрыт лук?

Дети: Лук покрыт  чешуйками.

Воспитатель: Какого цвета чешуйки?

Дети: Чешуйки у лука жёлтого цвета или золотистого.

Воспитатель: Что ещё можно сказать о луке?

Дети: Лук твёрдый. Он бывает жёлтого, белого и синего цвета. Внутри он белый.  На вкус он горький.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А ещё у лука есть донце и верхушка. (воспитатель показывает детям). Сегодня мы с вами будем сажать  лук в землю.

- Потрогайте его пальцами и скажите: лук твердый или мягкий?

- Вот я сейчас разрежу луковицу, понюхайте лук, чем он пахнет? (Луком).

- А почему мы плачем? Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.

- Кто хочет угоститься луком?

- Какой лук на вкус? (Дать детям пожеланию заесть лук).

- Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.

- Это луковица, если ее посадить, то из нее вырастут листики, зеленый лук.

- В зеленом луке тоже много витаминов.

Воспитатель: Скоро всё зацветёт, распуститься листва, прилетят птицы, которые улетали в тёплые края, появятся жуки  и бабочки. Все люди начнут работать в огороде: будут сажать овощи, а пока земля ещё не прогрелась и заниматься полевыми работами рано. Но мы можем с вами посадить лук в домашних условиях.

- А вы бы хотели, чтобы у нас в группе был зелёный лук? (ответы детей)

- А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зеленый лук? (показ стрелок лука, ответы детей)

- Я открою вам секрет, чтобы получить такие стрелки надо лук прорастить, для этого можно посадить обычную луковицу (показ луковицы)

- У лука есть верх (показываю его, вот отсюда растет зеленый лук).

- А вот низ у луковицы – донце (показываю)

- Давайте скажем все вместе – ДОНЦЕ.

Дети рассматривают луковицы, сравнивают их и делают вывод

- Все луковицы в коричневых сухих чешуйках, твердые на ощупь, на донце луковицы старые корешки.

- А как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать ее в землю? 

- Лук надо сажать донцем вниз.

- Давайте, посадим одну луковицу в банку с водой. (Показываю)

- Но лук можно посадить и в землю.

А давайте рассмотрим нашу луковицу.

У луковицы есть донце, здесь появятся корешки, когда мы её посадим. А вот с другой стороны будут зелёные стрелки.

- Скажите, а что необходимо для роста растения? (ответы детей)

-Для этого нужно: земля, вода, свет, тепло (если не отвечают задать наводящие вопросы)

-Теперь мы можем сажать лук. Мы будем работать с землёй и водой, поэтому чтобы не запачкаться самим и не запачкать столы, что нужно сделать? (надеть фартуки, застелить столы)

Уточнение правил безопасности во время занятия:

- не брать лук и воду в рот;

- не брать грязные пальцы в рот и не тереть ими глаза.

Выполнение эксперимента. (Посадка лука в воду.)

Посмотрите внимательно сюда, как это надо делать. В стаканчик с землей надо посадить лук. Как правильно посадить луковицу? (по алгоритму)

- Сделать углубление в земле при помощи палочки, посадить лук, присыпать ее землей, чтобы верхняя часть выступала, затем полить.

- А чтобы не запачкаться самим и не запачкать столы, что нужно сделать? (надеть фартуки, застелить столы)

Воспитатель объясняет: Вначале нужно сделать лунку в земле такой глубины, чтобы в ней поместилась лукавца. Лук нужно сажать донцем вниз, а верхушкой вверх, вот так (Показ воспитателя).

Посмотрите, верхушка вверху, затем нужно засыпать лук землёй сверху и придавить землю пальцем, вот так. (Показ воспитателя).

Для того, чтобы лук пророс  и у него появились зелёные листики, его нужно полить из лейки тёплой  водой. При этом носик лейки должен касаться края ящика. Поливать посаженный лук нужно осторожно, чтобы не разлить воду (Показ воспитателя).

Воспитатель: Молодец! Ребята, если вы нечаянно прольёте воду или рассыпете  землю, тогда можно воспользоваться салфетками, лежащими на столе. Старайтесь работать аккуратно, чтобы у вас на рабочем столе всегда был порядок и чистота. А сейчас можете приступать к работе.

Воспитатель: Давайте вспомним, что нужно делать сначала?

Дети: Сделать палочкой лунку.

Воспитатель: Серёжа, иди, покажи.

Воспитатель: Молодец!

Воспитатель: Что будем делать дальше?

Дети: Возьмём луковицу и посадим её в землю донцем вниз, а верхушкой вверх.

Воспитатель: Лена, иди посади лук, а все дети посмотрят. (Лена сажает лук).

Воспитатель: Что нужно сделать ещё?

Дети: Нужно засыпать лук землёй.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Воспитатель: Это сделает Лёша.

Воспитатель: Молодец, Лёша, он аккуратно поработал с землёй.

Воспитатель предлагает Оле полить землю из лейки водой комнатной температуры.

-Вот мы и посадили лук, теперь мы его поставим на подоконник, здесь светло, тепло, мы будем поливать его и ждать, когда появятся зелёные стрелки.

- Теперь уберите свое рабочее место: лопаточки кладём на поднос, леечки относим на место, а потом помоем руки и снимем фартуки.

Воспитатель: Молодцы, все потрудились на славу! А теперь нужно поставить горшочки с луком ближе к свету и теплу. Почему?

Дети: Для того, чтобы наш лук начал расти быстрее.

Воспитатель: Правильно, лук мы поставим вот сюда. Здесь окно и батарея. Ребята убирают свои рабочие места и моют оборудование: палочку, совок; ставят лейку  на место, протирают рабочее место.

Для роста необходимо много света и тепла. Теперь мы с вами будем ухаживать  и наблюдать за ростом зелёных пёрышек.

Ребята, почему нужно есть много лука зимой?

Дети: В нём   много витаминов. Лук укрепляет детский организм.

Воспитатель: В какие блюда добавляют зелёный лук?

Дети: Окрошка, салат, борщ, суп, селёдка.

- Вот теперь мы будем ухаживать за луком, поливать его, через некоторое время появятся «зеленые перья».

- Зеленые перья очень душистые и содержат много полезных витаминов, их кладут в салаты, винегреты, супы, едят с хлебом.

Работа над пословицами:

Наш домашний доктор – лук исцелит любой недуг.
Вместе взрослые и дети ешьте лук и не болейте!

Воспитатель: А почему говорят: “Лук – от семи недуг?” (ответы детей)

- Да, лук помогает лечить людей.

Кто не работает, тот и не ест.

Игра «Расти, расти, лучок»

- Все вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук донцем вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю водой. Вот лук растет и растет. Зеленый лук становится большим – большим. Вот и вырос наш зеленый лук.

Наблюдение за ростом лука – знакомство с дневником наблюдений за ростом лука в воде и в земле (в сравнении).

C:\Users\VIP\Downloads\IMG_20200221_152706.jpg

C:\Users\VIP\Downloads\IMG_20200221_153346.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по теме "Посадка лука"

В ходе проведения данного занятия дети учатся с уважением относиться к природе, выполнять элементарные поручения взрослого, обретают знания о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста раст...

Конспект занятия по трудовому и гендерному воспитанию в средней группе "Посадка лука и чеснока"

Конспект занятия по трудовому и гендерному воспитанию в средней группе "Посадка лука и чеснока"...

Конспект занятия на тему : «Посадка лука»

Цели: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой;  закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста ра...

Открытое занятие по трудовому обучению в средней группе на тему: «Посадка лука».

Открытое занятие по трудовому обучению в средней группе на тему: «Посадка лука».Програмное содержание: приобщить детей к выращиванию растений; учить детей ставить перед собой цель, подготовить рабочее...

Конспект занятия по трудовому воспитанию «Посадка лука» в подготовительной группе.

Когда за окном тает снег, а до первой зеленой травки еще долго, так приятно увидеть на подоконнике свежую зелень! И нет ничего приятнее, когда первая зелень поспевает прямо у ребят на глазах. Это...

Конспект занятия на тему: "Посадка лука"

Познакомить детей с видами и свойствами лука: круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Сообщить, что из него может вырастить зеленый лук, он очень полезный и витаминный....