Мы и лес. Экологическая игра КВН
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Тютикова Жанна Александровна

Экологическая игра КВН направлена на обобщение и систематизауцию представлений детей о лесе, как экосистеме и родниках, как источниках подземной воды. В ходе мероприятия у детей старшего дошкольного возраста закрекпляются представления о диких животных, деревьях, цветах, ягодах и птицах лесов родного края, родниках, как источниках подземной воды; формируются умения высказывать свою точку зрения, используя речь - доказательство; формируются умения детей работать в команде. Данный материал может быть полезен педагогам - психологам, воспитателям и специалистам детских садов для работы с дошкольниками по экологическому воспитанию  в летний оздоровительный период на улице. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_i_les._ekologicheskaya_irga_kvn.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»

Мы и лес

Экологическая игра КВН на свежем воздухе в летний период

Юрга

2020

Цель: обобщение и систематизация представлений детей о лесе, как экосистеме и родниках, как источниках подземной воды.

Задачи:

  1. Закреплять представление детей о диких животных, деревьях, цветах, птицах, ягодах наших лесов и родниках, как источниках подземной воды.
  2. Формировать у детей умение высказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.
  3. Формировать умение детей работать в коллективе, воспитывать чувство ответственности за свою команду.
  4. Развивать умение связно, развернуто отвечать на вопросы и понятно излагать свои мысли.
  5. Продолжать формировать у детей навыки культуры поведения в лесу, воспитывать желание охранять природу.

Подготовительная организационная работа:

- беседы о лесе, рассматривание иллюстраций о лесе;

- беседы о роднике и сравнение его с другими водоемами, рассматривание иллюстраций, изображение родника;

- изготовление эмблем, придумывание названия и девиз командам.

Материалы и оборудование:

- элементы костюма «Лесная фея» и цветок (предмет помощник);

- герой - игрушка «Лесовичок»;

- элементы декораций «Лес»;

- изготовленный из бросового материала объект «Родник»;

- картинки с силуэтами животных;

- разрезные картинки изображения «Родник» для составления объекта;

- мешки с мусором;

- экологические знаки;

- сладкие призы и дипломы.

Ход КВН

Дети сидят на лавочках на веранде. Появляется Лесная фея.

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (ответы детей). Сегодня я пришла к вам не одна, со мной мой хороший друг - лесовичок. Он приглашает нас в путешествие в свой лес. Вы хотите с ним отправиться? (ответы детей).

Лесная фея взмахивает своим цветочком - помощником и дети оказываются в лесу.

- Вот мы и в лесу. Ребята что вы слышите? (ответы детей). Да, это звуки леса. Какие звуки вы слышите в лесу? (пение птиц, журчание ручейка, шелест листвы)

Добрый лес, старый лес!

Полон сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собою вас!

Ждут нас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки.

Паучок на паутинке

И кузнечик на травинке!

-Ребята, чтобы наше путешествие было интересным, я приглашаю вас поиграть в необычную и интересную игру КВН. Да, я вижу, что вы к этой игре готовы!

- Лесовичок, посмотри, а у нас здесь две команды! Давай с ними познакомимся. Пусть ребята нам покажут свои знания о лесе. А разобраться нам в этом поможет наше жюри (представляют специалистов детского сада: инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, учителя - логопеда).

И так мы начинаем КВН.

1. Конкурс «Представление команд»

Капитан каждой команды дает указание на представление  и рассказывает

что нарисовано на эмблеме и почему.

2. Конкурс «Разминка»

За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.

Вопросы для команды №1

• Когда орешки белка запасает? (осенью)

• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

• Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)

• Какая птица лечит деревья? (дятел)

• У какого дерева белый ствол? (у березы)

• Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)

• Чем питается бабочка? (нектаром)

• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

• Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)

• Когда листва с деревьев опадает? (осенью)

• Кто в лесу плетет паутину? (паук)

• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

• Что такое зеленый покров Земли? (трава)

• Кто носит свой дом на спине? (улитка)

• Когда заяц серый? (летом)

• Как называется дом муравья? (муравейник)

Вопросы для команды № 2

• На каком дереве растут желуди? (на дубе)

• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)

• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)

• Сколько ног у жука? (шесть)

• Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)

• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

• У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)

• Когда в лесу земляника поспевает? (летом)

• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)

• У какого зверя есть иголки? (у ежа)

• Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

• Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

• У каких диких животных есть рога? (олень, лось, коза)

• На каком дереве растут иголки? (ель, сосна)

• Кто, убегая от хищников, путает свои следы? (заяц)

• Какой ядовитый гриб для животных является лекарством? (мухомор)

Разминка: пока жюри делает подсчет балов за два конкурса, мы с вами, ребята поиграем.

- Встали, улыбнулись. К солнцу потянулись (помахали руками над головой). Травушку достали (наклоняются вниз и руками, как будто, гладят траву). И сильнее стали (поднимаются вверх, руки в стороны, согнуты в локтях - показывают свою силу).

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны.

3. Конкурс капитанов «С какой ветки эти детки»

– Ребята, а сейчас мы с лесовичком приглашаем капитанов команд. Перед вами карточки с изображением деревьев, вам нужно найти карточки с изображением их плодов и прикрепить под деревом.

Пока наши капитаны выполняют задание, мы с вами, ребята поиграем.

4. Конкурс «Расскажи, кто как кричит?»

- Ребята, мы с лесовичком предлагаем вам рассказать, кричат или какие звуки издают дикие птицы, животные или насекомые. Для этого, мы называем, кто; а вы говорите, что он делает, как. Понятно? Смотрите внимательно, на какую команду я показываю (жест цветочком), та команда и отвечает. Готовы?

1. Ворона – каркает 

2. Голубь – воркует 

1. Дикая Утка – крякает 

2. Филин – ухает 

1. Журавль – курлычет 

2. Воробей – чирикает 

1. Медведь – ревет 

2. Волк - воет

1. Пчела – жужжит

2. Кузнечик – стрекочет

1. Комар – пищит. 

2. Лягушка - квакает

Слово предоставляется жюри, которое оценивает два конкурса и называет общий счет и выдает жетоны.

5. Конкурс «Это кто?»

Детям каждой команды предлагается рассмотреть силуэты животных на листе бумаги. Посчитать их общее количество, узнать и сообщить название каждого животного (Дети встают в круг, обсуждают, распределяют между собой, кто будет, о чем говорить и дают ответ).

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны.

6. Конкурс «Угадай, кто идет по лесной тропе»

Каждой команде предлагается список диких животных, которых необходимо будет показать команде соперников пантомимой. Обсуждение происходит у каждой команды в кругу (повадки, способ передвижения, жесты, действия). По очереди команды показывают свое задание и отгадывают животное соперников.

Задание командам:

1. Медведь, лось, белка

2. Лиса, еж, заяц

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны.

7. Конкурс «Расскажи, что это?»

Каждая команда по очереди называет объекты леса, подходящих к предлагаемому обобщающему слову.

1. Деревья:

2. Цветы:

1. Дикие животные:

2. Насекомые:

1. Перелетные птицы:

2. Зимующие птицы:

1. Грибы:

2. Ягоды:

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны.

Лесная фея хлопает в ладоши.

- Ребята, как здорово мы с вами погуляли по лесу. Много чего увидели, узнали, вспомнили. Вы такие молодцы!

- Посмотрите, мы с вами вышли на лесную опушку. Лесовичок говорит, что здесь нас ждет с кем - то встреча. Вы хотите узнать с кем? (ответы детей). Послушайте:

Загадка

Говорливый и живой

Плещет он в лесу водой.

Он всегда шуметь привык,

Этот маленький ... (родник).

- Верно, ребята! Родник — этот небольшой водный объект, являющийся источником чистейшей и полезной воды.

Вы, наверное, знаете, что под землей тоже есть вода. Там бегут глубокие реки, струятся ручейки, вода заполняет подземные озера.

Подземная вода бывает соленой и пресной, холодной, а порой и горячей. Подземные воды могут быть целебными. Они очень полезны для здоровья людей, так как насыщены растворенными минеральными солями и другими веществами, полезными для здоровья. Такие воды называют минеральными.

Подземные воды иногда выходят на поверхность земли.

Может быть, вы видели родничок, бьющий из-под земли? (ответы детей).

- Ребята, посмотрите (Лесная фея снимает драпировку с изготовленного из бросового материала объекта «Родник»), вот и наш родник. Посмотрите, сколько возле него пышной и красивой растительности: и трава, и цветы, и лесные кусты — черемуха, ольшаник, ива. Да, всем растениям рядом с родником всегда хватает живительной влаги!

8. Конкурс «Собери родник»

Лесовичок раздает детям фрагменты изображения «Родник» и предлагает им пройти к магнитным доскам. По сигналу «начали» дети рассматривают и складывать из фрагментов общую картинку.

Остальные участники команды поддерживают своих выступающих, хлопая в ладоши и крича название команды.

Примечание: после выполнения задания, команды рассматривают собранные картинки с изображением родников.

Лесная фея предлагает детям закрыть глаза и послушать, как шумит родник. В это время лесовичок высыпает из мешков мусор около родников. Дети по сигналу открывают глаза.

- Ой-ой-ой! - говорит Лесная фея. Ребята, как вы думаете, что здесь произошло? (ответы детей). Обсуждение того, что в природе: в лесу, около родников мусорить нельзя, нужно беречь природу и о ней заботиться.

- Ребята, а давайте и мы с вами соберем весь мусор около наших родников и позаботимся о чистоте природы.

Лесовичок выбирает ребят от каждой команды (которые еще не участвовали в конкурсах). И по сигналу «Начали!» участники собирают мусор в мешок.

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны.

9. Конкурс «О чем нам говорит экологический знак?»

- Ребята посмотрите, а что это такое у лесовичка в руках? - спрашивает Лесная фея (ответы детей).

- Верно, экологические знаки. А вот о чем они нам могут рассказать, мы сейчас узнаем у участников команд.

Лесовичок раздает ребятам запрещающие и разрешающие экологические знаки. Участники команд рассказывают, что они обозначают.

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны.

Команды считают жетоны и подводится итог игры.

Лесовичок благодарит ребят за хорошее знание правил поведения в природе и желание бережно к ней относится.

Лесная фея хвалит всех участников, восхищаясь знаниями ребят о лесе, как экосистеме и родниках, как источниках подземной воды.

Команды получают дипломы: победителя и участника КВН, сладкие призы.

Список литературы

1. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика [Текст]. – 2007 -N 5 - С. 22-27.

2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова [Текст] - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

3. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова [Текст] - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

Приложение

Бланк для работы жюри

1. Конкурс «Представление команд»

Капитан каждой команды дает указание на представление команды. Член команды рассказывает что нарисовано на эмблеме и почему.

2. Конкурс «Разминка»

За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.

Вопросы для команды №1

1                     9

2                    10

3                    11

4                    12

5                    13

6                    14

7                    15

8                    16

Вопросы для команды № 2

1                     9

2                    10

3                    11

4                    12

5                    13

6                    14

7                    15

8                    16

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны.

3. Конкурс капитанов «С какой ветки эти детки»

Нужно соотнести карточки с изображением деревьев и плодов, прикрепить под деревом.

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны.

4. Конкурс «Расскажи, кто как кричит?»

1.                                                     1.                                       1.

2.                                                     2.                                       2.

1.                                                     1.                                       1.

2.                                                     2.                                       2.

5. Конкурс «Это кто?»

Дети рассматривают силуэты животных на листе бумаги, считают их общее количество, сообщают название каждого животного.

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны.

6. Конкурс «Угадай, кто идет по лесной тропе»

Команды показывают команде соперников пантомимой разных животных.

Задание командам:

1. Медведь, лось, белка

2. Лиса, еж, заяц

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны.

7. Конкурс «Расскажи, что это?»

Каждая команда по очереди называет объекты леса, подходящих к предлагаемому обобщающему слову.

1. Деревья:

2. Цветы:

1. Дикие животные:

2. Насекомые:

1. Перелетные птицы:

2. Зимующие птицы:

1. Грибы:

2. Ягоды:

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны.

8. Конкурс «Собери родник»

Дети собирают из фрагментов изображение «Родник».  Другие участники по сигналу «Начали!» собирают мусор в мешок.

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны.

9. Конкурс «О чем нам говорит экологический знак?»

Участники команд рассказывают, что обозначают экологические знаки.

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет и выдает жетоны, называет победителей 1 и 2 места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Методическая разработка экологической игры-квест по теме: «Экологический транспорт »

В предложенной нами игре- квесте  «Экологический транспорт»  решается проблема загазованности города. Детям предлагается самостоятельный поиск  решения  проблемы через выполнение з...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...