Картотека игр по познавательному развитию
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Рейттих Татьяна Михайловна

Картотека игр по познавательному развитию для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnye_starshie.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 206 комбинированного вида»

Картотека

игр по познавательному развитию

для старших дошкольников

                                                                                   

                                                                                   

                                                                                  Составители:

                                                                                       Рейттих Т. М.

Воспитатель

1. «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Взрослый предлагает детям провести  пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми, мелкими зубьями – звук  тонкий, высокий.  

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими. У комара звук тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з». У шмеля – низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж».  Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями  медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Затем детям предлагается поиграть. Группа делиться на комаров и шмелей. По хлопку воспитателя сначала летают комарики, по следующему хлопку шмели, издавая каждый свой звук.

 2. «Времена года»

Дети встают в  круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц, например, август. Выходит в круг ребенок с красной карточкой № 3 и говорит об этом месяце: «Я – август, последний летний месяц. Солнце печет не так жарко. Вода в реке прохладная. Ученики готовятся к школе и т.д.» каждый ребенок рассказывает о своем месяце и его признаках, приметах.

 3. «Кем работают эти люди?»

Воспитатель  предлагает детям посмотреть на картинки, рассказать, кем работают эти люди? Как называются их профессии? кем работают? Твои родители? Какие профессии ты еще знаешь?

После беседы воспитатель загадывает детям загадки о профессиях, кто больше  отгадает загадок, тот и выигрывает.

4. «Кому что нужно?»

Воспитатель предлагает вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Он называет профессию, а дети отвечают, что нужно для работы в этой области. А во второй части игры воспитатель называет  предмет,  а  дети говорят,  для  какой  профессии  он  может пригодиться.

5. «Какое что бывает?»

Детям предлагается рассказать, что бывает например зеленым (огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка...)

Широкой (река, дорога, лента, улица... ), горячим и т. д.

Выигрывает тот, кто больше назовет слов, за каждое правильно сказанное

слово ребенок получает фишку.

6. «Пятёрочка»

Педагог, бросая кому-нибудь из детей мяч, называет одно слово, например, птицы, а поймавший мяч, должен назвать пять птиц.

Примечание: далее игру можно продолжать называя диких или домашних животных, цветы, деревья, овощи и фрукты.

7. «Полезные – неполезные»

Педагог предлагает выбрать из предложенных продуктов только полезные.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Примечание: предложить детям объяснить, чем вредны не выбранные ими продукты.

8. «Четвертый лишний»

Педагог, называя четыре слова, предлагает детям  сказать какое лишнее. Например:

1.  Стол, стул, кровать, чайник.

2.  Лошадь, собака, кошка, щука.

3.  Елка, береза, дуб, земляника.

4.  Огурец, репа, морковь, заяц,

5.  Блокнот, газета, тетрадь, портфель

6.  Огурец, арбуз, яблоко, мяч.

7.  Волк, лиса, медведь, кошка.

8.  Фиалка, ромашка, морковь, василек.

9.  Кукла, машина, скакалка, книга.

10.Поезд, самолет, самокат, пароход.

11 .Воробей, орел, оса, ласточка.

12.Лыжи, коньки, лодка, санки.       

13.Стул, молоток, рубанок, пила.

14.Снег, мороз, жара, лед.

15.Вишня, виноград, картофель, слива.

16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

17.Река, лес, асфальт, поле.

18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.

19.Парта, доска, учебник, ежик.

20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.

21.Краски, кисти, чайник, полотно.

22.Шляпа, крыша, дверь, окно.

23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.

24.Нога, рука, голова, ботинок.

25.Храбрый, злой, смелый, отважный.

26.Яблоко, слива, огурец, груша.

27.Молоко, творог, сметана, хлеб.

28. Час, минута, лето, секунда.

29.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

30.Платье, свитер, шапка, рубашка.

31 .Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

32.Сосна, береза, дуб, земляника.

33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.

9. «Живые цепочки»

Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес – это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.

Ход игры: играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника. Игра проводится в несколько этапов. Воспитатель: по команде «Цепочка стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке. Команда, которая первой правильно построится, а так же объяснит последовательность построения, станет победителем.

На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы. На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается какой-либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести. Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинить.

10. «Все о спорте»

У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры.

11. «Так бывает или нет?»

Воспитатель объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то ,чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега  и стали кататься с нее на санках».

Рассказы могут быть на любые темы.

12. «Назови  одним словом»

Воспитатель  объясняет правила игры:

- Я назову  слова, а вы назовите все одним словом:

  • стол, стул, диван, кровать – мебель
  • ложка, кастрюля, тарелка – посуда
  • автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт
  • малина, клубника, черника- ягоды
  • роза, ромашка, василек – цветы

13. «Из чего сделано?»

Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.

Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на стол с предметами из этого же материала.

14. «Бывает – не бывает»

Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить бывает такое или нет.

  Иней летом… (не бывает).

  Снег зимой… (бывает).

  Мороз летом… (не бывает).

  Капель летом… (не бывает) и т. д.

15. «Выбери нужное»

Детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, нужно выбрать правильный вариант например:

• У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

• В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.

• Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.

• В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.

• Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.

• Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

• У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.

• Времена года: август, осень, суббота, каникулы.

• Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.

16. «Я беру с собой в дорогу»

Выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться (например) в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

17. «Чем похожи и чем отличаются?»

Ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

18. «Расселили птиц»

Предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами, в четвертое домашних птиц и т.д. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

19. «Да–нет».

Один ребенок (водящий) отходит в сторону. Воспитатель с детьми выбирают животное, например кошку. Водящему нужно отгадать загаданное.

Водящий. Это птица?

Дети.

Нет.

Водящий. Это зверь?

Дети. Да.

Водящий. Зверь дикий?

Дети. Нет.

Водящий. Он мяукает?

Дети. Да

20. «Любимая еда»

Дети  стоят  в  кругу.  Воспитатель  бросает ребенку  мяч  и называет насекомое, ребенок должен сказать, чем оно питается. Так же можно загадать любое другое животное или птиц, рыб и т.д.

21. «С какого дерева листок»

На столах лежат картинки с деревьями. Каждому ребёнку выдается картинка с изображением листьев деревьев. Задача детей найти с какого дерева его листок.

22. «У соседа»

Детям предлагается у соседа слева затронуть например правое плечо, или взять соседа справа за средний палец правой руки и т.д.

Игра направлена на знание частей тела человека.

23. «Небо, земля, вода»

Группа делиться на три сектора (небо, земля, вода). Детям раздаются картинки с животными, птицами, рыбами, транспортом, растениями и т.д. Задача детей найти свой сектор. Например: небо для птиц, самолётов, вертолётов…

24. «Летает, ползает, ходит, прыгает»

Детям выдаются картинки с животными, птицами и т.д. Задача изобразить, как передвигается то или иное живое существо.

25. «Нарядись»

Дети делятся на 4 команды, у каждой своё время года. На общем столе лежат картинки с изображением одежды. Задача выбрать для своей команды, со своим временем года, соответствующую одежду.

26. «Семья» 

Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья? 

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:

• Кем ты доводишься маме и папе? 

• Кто ты для бабушки и дедушки? 

• У тебя сестра или брат?

• Назови двоюродных братьев и сестер. 

• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

Используемые и интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/10/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-poznavatelnogo-razvitiya-v-starsheyhttps://infourok.ru/kartoteka-teatralizovannih-igr-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-3160754.html
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/23/kartoteka-didakticheskih-igr-po-poznavatelnomu-razvitiyu-doshkolnikov
  3. https://stranatalantov.com/uploads/publishing/11612_41024.pdf
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/18/kartoteka-didakticheskih-igr-po-poznavatelnomu-razvitiyu
  5. https://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/podgotovka-detei-k-shkole/razvivayuschie-igry-dlja-detei-6-7-let-v-detskom-sadu-kartoteka.html
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/03/24/kartoteka-igr-po-razvitiyu-poznavatelnyh-protsessov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для познавательного развития ребенка раннего возраста

Картотека игр для познавательного развития ребенка раннего возраста...

Картотека игр по познавательному развитию

Закреплять и уточнять знания детей о природе, правилах поведения в природе....

Картотека Игр по познавательному развитию

Дидактические игры которые помогут расширить кругозор ребенка...

"Картотека игр по познавательному развитию"

Данный материал можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста при составлении планирования по формированию элементарных математических представлений....

картотека игр по познавательному развитию детей в средней группе

картотека  игр по познавательному развитию детей в средней группе...