Лаборатория маленьких исследователей «Волшебная соль»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Сидорова Наталья Владимировна

Игровая образовательная ситуация  проводится в форме импровизированной непосредственно образовательной деятельности, имеющую нетрадиционную структуру проведения в виде исследовательской лаборатории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_malenkih_issledovateley.docx730.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Лаборатория маленьких исследователей «Волшебная соль»

http://vsyamagik.ru/wp-content/uploads/2015/12/1-11.jpgG:\конкурс зан 2\rsz_shutterstock_43039423 (1).jpg

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: 

Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Предварительная работа с детьми:

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
  • Просмотр видеоматериала по теме.
  • Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли», «Как соль влияет на рост растений», «Кристаллизация соли», «Волшебное яйцо»;
  • Просмотр иллюстраций по теме.
  • Презентация «Что мы знаем о соли?».

Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, стаканчики с водой, лёд, ванночки с цветной солью.

Ход игровой образовательной ситуации:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе письмо и посылку, ждала, когда вы все придете в группу.  Кто бы мог их к нам послать?  G:\конкурс зан 2\rsz_shutterstock_43039423 (1).jpg

Читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ира. Я очень хочу стать поваром. Сегодня я сварила кашу, как мама. Но у неё получился почему – то необыкновенный вкус! Попробуйте её и решите, всё ли я правильно сделала?» (Дети пробуют кашу). Высказывают своё мнение (каша соленая).

Почему так случилось? (ответыдетей).

Воспитатель: Наверное, Ира мало знает о соли? Ребята, а вы помните, что такое соль? (ответы детей).

-  Я предлагаю вам стать молодыми исследователями и поделиться своими знаниями, чтобы потом отправить видеописьмо для Иры. Вы готовы?

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты.

- А кто работает в лабораториях? (ученые).

- Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты.

- А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая).

- Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/650/649713/649713_html_m27001ed1.jpg

Воспитатель: Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах?

- Понюхайте её (без запаха).

- Какая она на вкус? (соленая).

- Насыпьте немного соли в разеточку.

- Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).

- Значит соль какая? (сыпучая, рассыпчатая).

- Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки).

- Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду).

- А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

G:\конкурс зан 2\rsz_shutterstock_43039423 (1).jpg

Воспитатель: Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась).

- Изменился ли цвет воды? (нет).

- А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы.

- А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли.

Дети: Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды.

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль?

Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

- Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед.

- А как она помогает, мы сейчас и узнаем.

- Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.

- Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.

Физминутка.

«Мы не будем торопиться»

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись.

Повороты туловища в стороны.

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова.

Вращение головой в стороны.

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять.

Приседания.

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте.

Ходьба на месте.

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть

Дети садятся.


Воспитатель: А сейчас ребята послушайте сказку - загадку, слушайте и запоминайте.G:\конкурс зан 2\rsz_shutterstock_43039423 (1).jpg

«Сказка – загадка»

Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Воспитатель: Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон).

- Значит, какому ослику было легко идти?

Дети: который нес поролон, а который нёс соль, ему было тяжело.

Воспитатель: Возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду.

- Что происходит с солью? (она растворилась).

- А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде.

- А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон?

- Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась).

- Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус.

Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.

Воспитатель: А сейчас дети пройдём в соседнюю лабораторию, здесь на столах стоят ванночки с цветной солью, предлагает детям рисование на соли. Нарисуйте дети то, что вы хотите.

G:\конкурс зан 2\rsz_shutterstock_43039423 (1).jpg

Дети рисуют с помощью трафаретов цветной солью.

C:\Users\Артём\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\100_6187.jpg

Ресурсное обеспечение:

Учебно-методические ресурсы:G:\конкурс зан 2\rsz_shutterstock_43039423 (1).jpg

1.Энциклопедия «Почемучка». М, «Росмэн» 2005 г.

2. «Что такое? Кто такой?» Детская энциклопедия. М.,«Педагогика - Пресс», 1995 г.

3.Энциклопедия «Я познаю мир», М. АСТ «Астрель», 2009 г.

4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2005 г.

5. Елена Рубцова «Фантазии из соленого теста», ООО «Из-во «Эксмо», 2008 г.

Информационные ресурсы:

1. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml

2.  http://lusana.ru/presentation/5434

3. http://www.maam.ru/detskijsad/detskii-isledovatelskii-proekt-volshebnaja-sol-383579.html

4. http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/opyty-i-yeksperimenty-dlja-detei-5-6-7-let.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Лаборатория маленьких исследователей" (средний возраст), участники: дети, воспитатели, родители.

Проект долгосрочный. Создана совместно с родителями "лаборатория"для познавательно - исследовательской деятельности. Разработаны: перспективное планирование, НОД по познавательно - исследовательской д...

Проект "Лаборатория маленьких исследователей"

Педагогический проект дополнительного образования детей...

Проект Лаборатория "Маленькие исследователи"

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через эк...

Презентация Лаборатория «Маленький исследователь»

Наша лаборатория организована с целью развития у детей дошкольного возраста познавательных способностей через экспериментирование, формирование основы экологического мировоззрения....

Лаборатория «Маленький исследователь»

 Лаборатория «Маленький исследователь»...

Лаборатория маленьких исследователей. Экспериментальная деятельность на занятиях по плаванию. Авторская разработка инструктора по физической культуре Благодаренко Галины Викторовны.

Исследовательская работа познакомит детей со свойствами воздуха и воды, что позволит детям расширить представления о значимости воздуха в жизни человека. Дети на занятии смогут сами провести некоторые...