Познавательно-исследовательское занятие «Знакомство со свойствами соли и сахара»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Мазеина Г.А. Киселева Л.М.

Вид занятия: интегрированное занятие.

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: создание условий для формирования метапредметных результатов.

Задачи обучающие:

  • познакомить детей со свойствами соли, сахарного песка (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека;
  • формировать умение детей распознавать вещества (соль, сахар) по их свойствам путем опытов и экспериментов;
  • продолжать учить детей выделять в предметах и объектах положительные и отрицательные стороны, применяя метод противоречий ТРИЗ технологии;
  • формировать элементарную финансовую грамотность (защита персональных данных при совершении покупки в интернет-магазине).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательское занятие

«Знакомство со свойствами соли и сахара»

Вид занятия: интегрированное занятие.

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: создание условий для формирования метапредметных результатов.

Задачи обучающие:

  • познакомить детей со свойствами соли, сахарного песка (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека;
  • формировать умение детей распознавать вещества (соль, сахар) по их свойствам путем опытов и экспериментов;
  • продолжать учить детей выделять в предметах и объектах положительные и отрицательные стороны, применяя метод противоречий ТРИЗ технологии;
  • формировать элементарную финансовую грамотность (защита персональных данных при совершении покупки в интернет-магазине).

Задачи развивающие:

  • развивать способность мыслить самостоятельно, проявляя творческий подход, анализируя, обобщая, сравнивая;
  • активизировать мышление детей путём разрешения проблемной ситуации;
  • развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • продолжать развивать умение детей отвечать полным ответом; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • развивать умение детей отстаивать свое мнение и аргументировать его;
  • развивать социальные навыки.

Задачи воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к себе (желание заботиться о своем здоровье);
  • прививать  умение работать в команде, учитывать мнение другого собеседника, отстаивать свое мнение.
  • поощрять инициативу, любознательность, самостоятельность.

Дополнительные задачи:

  • формировать навык безопасного поведения в быту.

Материал: игрушки фиксики: «Дедус», «Нолик», мерные стаканчики, соль, сахар, ложечки, деревянные палочки, чайник, ёмкость с холодной и горячей водой, лупы на каждого ребенка, планшет, цветной картон, клей ПВА, «стикеры», фотоиллюстрации (лось, соль, сахар, солёный берег), картинки – подсказки (радуга, геометрические фигуры, нос, язык), наклейки – смайлики (грустный, весёлый).

Литература:

  1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.
  2. Гин С.И.  Триз педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.- М.:КТК «Галактика», 2018-138с.
  3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 80 с.
  4. Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий.- М. «Аркти»,2010-54с.
  5. Карпухина Н.А. Реализация содержания образовательной деятельности. Старший возраст (5-6 лет). Познавательное развитие. Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2018. – 288 с.
  6. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 320 с.

Ход занятия:

1.Организационно – мотивационный этап.

Организационный момент (Дети вместе с воспитателем стоят в кругу и играют в игру- приветствие «Здравствуйте!»)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем«Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся

Доброе утро!!!

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас гостей. Поздороваемся с гостями:

Дети: «Здравствуйте!».

2.Основной этап.

Воспитатель: Под ногами всё куда-то

                         Ускользает и плывёт.

                         И смешно, и страшновато:

                         На дороге……..(Гололёд)

Воспитатель: Ребята, что такое  гололёд? (гололёд - это образование льда на дороге, гололёд – это скользко, это гладкий лёд).

Воспитатель: Откуда же он взялся? (Зима, снег растаял, а потом замерз).

Воспитатель: Зима - самый опасный период для водителей и пешеходов. Почему ребята, как думаете? (Потому, что дороги в снегу и очень скользко, можно упасть и получитьтравму; на дороге может случится авария).

Воспитатель: Если на улице ветер, температура ноль градусов, на дорогах возникает лёд.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем можно посыпать скользкие дорожки? (скользкие дорожки можно посыпать, песком)

Воспитатель: Да, верно, но, а если нет песка? (не знаем).  Лёд можно посыпать солью. (вот это да!).

Воспитатель берёт в руки игрушку «Дедуса» и говорит от его имени.

Воспитатель: Вот сегодня Дедус торопился к нам в гости в детский сад для того, чтобы что-то интересное вам рассказать и упал.

Дедус: Да, упал, но уже всё хорошо.

Воспитатель: Так вот, Дедус  хотел нам рассказать о том, где добывают соль. А, вы знаете ребята? (нет не знаем)

Дедус: Соль –это полезное ископаемое и добывают её, как правило, из-под земли. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота(сопровождается показом иллюстраций). У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета: «Соль рассыпал -  к ссоре».  

(Воспитатель садит игрушку «Дедуса» на стол)

2.1. Этап постановки проблемы.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто это там выглядывает? (Это наш друг - Нолик). Вид у него опечаленный.

(Воспитатель берёт игрушку «Нолика» и говорит от его имени)

Воспитатель и дети: Что случилось, отчего ты такой грустный?

Нолик рассказывает, что он пришёл домой и хотел выпить чаю. На столе стояли два стаканчика, он точно знает, что в одном была соль, а в другом –сахарный песок. А как отличить сахар от соли, он не знает.

Воспитатель: Интересно, кто в нашей группе сможет Нолику помочь?

Дети: Мы сможем… я хочу… мы готовы…

Воспитатель: Ребята готовы ли вы помочь Нолику? (Да, готовы! Конечно, обязательно)

Воспитатель:(обращаясь и игрушке Нолик): Не грусти, Нолик! Ты пришёл очень кстати. Сейчас ребята будут ставить опыт и смогут тебе многое рассказать о свойствах некоторых веществ. Ребята обязательно научат тебя отличать соль от сахарного песка.

Воспитатель: Ребята научите Нолика?  (да, научим Нолика, обязательно научим). Тогда приглашаю всех в нашу секретную лабораторию!

(Воспитатель вместе с детьми подходит к столам, где стоит оборудование)

2.2.Этап ознакомления с материалом.

Воспитатель: Ребята, на столах у вас приготовлено оборудование. Рассмотрите его.

В стаканчиках разного цвета насыпаны и соль, и сахарный песок.

Воспитатель: Как думаете, можно ли их различить по внешнему виду?  (да, можно различить, нет, нельзя различить)

Воспитатель:Что мы можем сказать о цвете этих веществ? (они белые)

Воспитатель: Артём, у тебя оба вещества белые? (да, оба вещества белые)

Воспитатель: А, у Полины? (да, оба вещества белые). И так спрашивает несколько детей.

Воспитатель:Верно, они оба белые. Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? (потому что это сыпучие вещества, их нельзя подносить близко к носу)

Воспитатель:Правильно.

Воспитатель:Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут?(нет, не одинаково пахнут, по-разному пахнут)

Воспитатель:Как узнали? (понюхали, проверили, посмотрели)

Воспитатель:Вот видишь, Нолик, ребята уже могут сказать, что сахарный песок и соль одинаковые по цвету и по запаху.

Воспитатель, обращаясь к детям: Может быть, ещё можно найти отличия?! Как думаете? (не знаем, можно, давайте посмотрим). Сейчас мы попробуем рассмотреть частицы этих веществ и узнаем одинаковой ли они формы!!!

Воспитатель:(расстроенный) Ой, ребята, как же мы рассмотрим эти вещества, если у нас нет специального прибора – микроскопа? Где же мы его возьмём? (Купим)

Воспитатель: где купим? (купим в магазине)

Воспитатель: можно и в магазине купить, но мы сейчас не сможем уйти у нас же гости.

Воспитатель: а как можно купить быстро, здесь и сейчас микроскоп? (можно заказать через интернет)

Воспитатель:(радостно): Да, молодцы, как же я сразу не догадалась!

Воспитатель берёт планшет и вместе с детьми «заказывают» микроскоп через интернет-магазин.

Воспитатель: Так, но нашу покупку необходимо сразу оплатить. Как и чем мы сможем оплатить?(сможем оплатить деньгами)

Воспитатель: А, как мы деньги отправим? Это же не касса и не банкомат. Куда вставлять купюры? (никак, нет денег, нельзя, может оплатим карточкой)

Воспитатель: да, но карточка есть только у кого? (карточка есть только у взрослых)

Воспитатель: Так хорошо, карточка у меня есть, но это не безопасно, указывать в интернете номер карты. Лучше мы выберем другой способ оплаты: отдадим деньги курьеру при доставке товара (хорошо).

Воспитатель: Микроскоп мы заказали, его скоро доставят к нам в группу. Но Нолик расстроенный и торопится домой.

Воспитатель: а, с помощью чего мы сможем сейчас рассмотреть вещества? (с помощью лупы).

2.3.Этап практической деятельности.

Дети вместе с воспитателем подходят к столам № 1, где находится необходимое оборудование.

Опыт1

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Воспитатель: Положите перед собой цветные листы картона и приготовьте лупы. Для чего нужны лупы? (они в несколько раз увеличивают рассматриваемый объект)

Воспитатель:Правильно, они в несколько раз увеличивают рассматриваемый объект. Из каждого стаканчика палочкой осторожно отделите несколько кристаллов и поместите их на разные углы цветного листа. Рассмотрите их через лупу.

Дети садятся за столы №1 и приступают к работе.

Воспитатель:Одинаковые или разные частицы по форме? (нет, не одинаковые частицы, разные частицы)

Воспитатель: Данил, у тебя одинаковые по форме? (нет, частицы по форме  разные)

Воспитатель: А у тебя, Лёша? (и у меня разные по форме частицы). И так спрашивает нескольких детей.

Воспитатель: На что похожи одни частицы? (похожи на горошины, кружочки, мячики), а другие? (похожи на кирпичики, напрямоугольники)

Воспитатель: Саша, на что у тебя похожи частицы? (у меня частицы похожи на горошины), а другие частицы?(а другие частицы  похожина прямоугольники)

Воспитатель: А, у тебя Лиза, на что у тебя похожи частицы? (у меня частицы похожи на шарики, а другие частицы похожи на кирпичики).

Воспитатель: Верно, одни частицы похожи на горошины или шарики, а другие на кирпичики.

Воспитатель: Что можно сказать об их величине? (горошины меньше, чем кирпичики). А ты, Степа, как считаешь? (я считаю, что горошины меньше, чем кирпичики), А Полина как считает? (и у меня горошины меньше, чем кирпичики)

Воспитатель: Правильно, в данном случае горошины меньше, чем кирпичики.

Воспитатель: Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя!!!Почему? (потому, что опасно можно отравиться).

Воспитатель: Конечно, есть вещества горькие, есть – опасные для здоровья. Но я вам уже сказала, что в стаканчиках соль и сахарный песок. Поэтому их можно попробовать и определить, какой вкус имеют эти вещества. Но сначала вспомните, какая на вкус соль?(соль - горькая), а сахарный песок? (сахарный песок -сладкий)

Воспитатель:Предлагаю сначала попробовать вещество с кирпичиками.Осторожно наберите на кончик палочки те кристаллы, которые крупнее и имеют форму кирпичиков. Попробуйте их.  Дети выполняют. Какие они на вкус? (на вкус - сладкие)

Воспитатель: Правильно, сладкие. Значит, какое это вещество? (Если сладкое, значит это вещество - сахарный песок!)

Воспитатель:Сахарный песок. В каком он находится стаканчике? (он находится в оранжевом стаканчике).

Воспитатель: А, можете ли вы сейчас сказать, каким на вкус будут частицы вещества в форме горошин? (в форме горошины - солёные).

Воспитатель:Правильно, они солёные, потому что это соль(дети вторят). Теперь мы можем помочь Нолику! В чём сходство и различие соли и сахарного песка? (соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, и у них разная величина и форма частиц).

Воспитатель: Правильно. Значит, какое вещество находится в оранжевом стаканчике (в оранжевом стаканчикенаходитсясахарный песок).  А в голубом? (в голубом стаканчике находитсясоль)

Воспитатель предлагает ребятам наклеить разные наклейки-стикеры (смайлики: грустный, весёлый) на стаканчики с надписью «соль» и «сахар». Дети выполняют.

Воспитатель: для чего мы это сделали? (чтобы Нолик больше не перепутал соль и сахар)

Нолик радуется, что ребята ему здорово помогли, и собирается уходить.

Воспитатель: Подожди Нолик, а всё ли ты знаешь о полезных и вредных свойствах соли и сахарного песка?

Воспитатель: Ребята, Нолик говорит, что соль и сахар можно кушать сколько захочешь? Так ли это?! (сомневаясь)  Данил, как считаешь?

Даниил: Соль - наш друг. Соль нужна для процесса пищеварения, для работы сердца, мышц. Соль прекращает развитие бактерий, поэтому она является антисептиком.

Ребёнок прикрепляет на доску стикер «Полезно!»

Пословица:Без соли и хлеб не естся!

Воспитатель:А, может ли соль навредить? Кто знает, чем вредна соль?

Данил: Соль - наш враг. Соль задерживает воду в организме человека, поэтому нельзя много употреблять соли.

Ребёнок прикрепляет на доску стикер «Вредно!»

Воспитатель: Ребята, а кто из травоядных животных больше всего нуждается в соли?  (Мы знаем, мы знаем – это лось). Почему? (лось зимой питается сухой травой, ветками деревьев, кустарников ему не хватает витаминов)

Воспитатель: Да, Лось в нашем сибирском регионе, очень ценное животное. Он занесён в Красную книгу! Поэтому его называют «Краснокнижное животное». Но об этом мы поговорим завтра, если вы придете в садик пораньше.

Воспитатель: Ребята, Нолик не согласен, говорит, что сахар очень полезен и навредить никак не может.

Воспитатель, обращаясь к Нолику: не спеши, сейчас разберемся.

Воспитатель: А, чем полезен сахар, Лёша?

Лёша: Сахарный песок – наш друг, потому что улучшает память, даёт нам энергию.

Пословица: Вот тебе сахарный кусок, закрой себе роток.

Ребёнок прикрепляет на доску стикер «Полезно!»

Нолик: Я же говорил, что сахар полезный и вкусный.

Воспитатель: А, какой вред от сахарного песка знает у нас Анита. Обращаясь к девочке: Расскажешь?

Сахарный песок – наш враг, потому что вреден для зубов, он разрушает эмаль зубов, и приводит к ожирению, к серьёзным болезням– диатез, сахарный диабет.

Вывод: Соль и сахарный песок можно употреблять, но в умеренном количестве!

Ребёнок прикрепляет на доску стикер «Вредно!»

Воспитатель: Нолик, ты всё запомнил? (да всё запомнил). Нолик собирается пойти домой.

Воспитатель: Нолик, не уходи, мы обязательно угостим тебя чаем, но чуть-чуть позже.

Воспитатель (удивленный): Ой что это там у нас бурлит?? (это, наверное, чайник)

Воспитатель: Пойдёмте, посмотрим.

Дети и воспитатель подходят к столу. На столе стоит чайник и оборудование.

Воспитатель: Ребята, а вы любите пить чай? (да любим пить чай)

Воспитатель: А, какой вы любите пить чай, горячий или тёплый?

Полина, какой ты любишь пить чай? (я люблю пить тёплый чай), а ты Серёжа?(я люблю горячий чай), а ты Артём?(тёплый), а Арина, какой любите чай? (горячий)

Воспитатель: Я люблю тёплый чай. А ты Нолик, какой любишь чай?

Нолик: а я не знаю, какой я люблю чай. Я не знаю, какой чай мне налили. И вообще как узнать тёплый чай налит в чашку или горячий.

Воспитатель: Так это легко проверить.

Воспитатель предлагает детям и Нолику пройти к столам №2

Опыт 2

Воспитатель: Подвиньте к себе оранжевый стаканчик и два других с водой. Вода в стаканчиках холодная. Берём одинаковое количество сахарного песка, т.е. по ложечке, и опускаем в каждый стакан. И сразу же в одном стакане быстро перемешиваем ложечкой сахар с водой. Дети выполняют.

Воспитатель: Что вы видите? В каком стакане сахарный песок растворился быстрее? (в стакане, где перемешиваем ложечкой). Значит, какой мы можем сделать вывод?

Воспитатель и дети вместе делают вывод: вещество быстрее растворяется при перемешивании его.

Воспитатель:Отодвиньте эти стаканчики и подумайте, где быстрее растворится вещество: в горячей или холодной воде? (в стаканчике с горячей водой, в стаканчике где холодная вода). Может быть проверим?

Воспитатель предлагает детям и Нолику пройти к столам №3

Опыт3

Воспитатель: Скажите, ребята, как мы будем обращаться с горячей водой?  (осторожно, аккуратно) Почему? (Можно обжечься)

Воспитатель: Правильно. Соблюдайте технику безопасности!!!Поставьте перед собой два стаканчика: в одном горячая вода, а в другом –холодная. Опустите по ложечке сахарного песка в каждый стаканчик.Где сахарный песок растворится быстрее? Осторожно потрогайте стакан. Какая в нём вода?(горячая вода).

Воспитатель: Серёжа, у тебя где быстрее растворился сахарный песок? (у меня быстрее растворился в горячей воде),а у тебя Саша? (и у мня в горячей воде сахарный песок растворился быстрее). А у тебя Данил? (в горячей воде сахарный песок растворился быстрее).

Воспитатель: значит, мы можем сделать вывод.Дети делаю вывод

Вывод: в стакане с горячей водой сахарный песок растворился быстрее, потому что частицы вещества перемешиваются быстрее с горячей жидкостью.

Воспитатель:Вот видишь, Нолик, теперь ты тоже будешь знать, что в горячем чае сахарный песок растворится быстрее, а если ещё и перемешать его ложечкой, то чай сразу станет сладким.

Воспитатель: А сейчас, ребята, покажем Нолику, как можно рисовать при помощи соли?!

Воспитатель предлагает детям и Нолику пройти к столам №4 и приступить к работе. (Звучит весёлая музыка)

На столах цветной картон, в стаканах соль, клей ПВА на каждого ребёнка. Дети рисуют клеем рисунок и сверху посыпают солью.Дети стряхивает лишнюю соль с картона.

Воспитатель: Молодцы. Какие разные рисунки у вас получились, но мы их рассмотрим чуть позже.

3.Заключительный этап.

Воспитатель просит всех ребята встать в круг.

Воспитатель: Кому мы сегодня помогли? И почему? (Мы сегодня помогли Нолику определить, где соль, а где сахар, чтобы он попил вкусный чай)воспитатель показывает и прикрепляет на доску «стикер№1»(Помощь другу, взаимопомощь!!!)

Воспитатель: Что нового узнали о сахарном песке и соли? (сахарный песок и соль одинаковые по цвету, но разные запаху, и форме). Воспитатель показывает и прикрепляет на доску «стикер№2»(свойства веществ)

Дети: Говорили о том, что один и тот же предмет может быть как хорошим, так и плохим (о пользе и вреде, от избыточного употребления соли и сахарного песка). Воспитатель показывает и прикрепляет на доску «стикер№3»(ЗОЖ).

Дети: Доказали, что сахарный песок быстреерастворяется в горячей воде при перемешивании его. Воспитатель показывает и прикрепляет на доску «стикер№4»«Осторожно кипяток!»  (ОБЖ).

Дети: Научили Нолика рисовать солью.Воспитатель показывает и прикрепляет на доску «стикер№5» (Умеешь сам, научи друга!).

Воспитатель: А, теперь, Нолик, мы с ребятами приглашаем тебя пить чай.

 Нолик благодарит за то, что сегодня он узнал так много нового и интересного, и говорит, что он очень доволен, потому что вместе с ребятами, как настоящий учёный, проводил опыты с веществами. «Уходит».

Воспитатель: а мы ребята будем с нетерпением ждать наш микроскоп, чтобы продолжить свои эксперименты!!! А сейчас в музыкальном зале нас очень ждет Татьяна Петровна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со свойствами соли и сахара.

Через НОД познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами....

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"...

Конспект занятия "Знакомство с веществами(соль, сахар) и их свойствами"

Данное занятие  учит детей знаниям о веществах таких как сахар, соль, вода и подобное. Также проводится эскперимент с лупой....

Познавательно - исследовательский проект "Снег на солнышке сверкает, словно сладкий сахар он..."

Экологический проект «Снег на солнышке сверкает, словно сладкий сахар он…» для детей второй младшей группы №1 «Сказка».Подготовила и провела воспитатель Варечкина Н.А.&l...

Занятие "Знакомство с свойствами соли"

Занятие с элементами рисования...

Познавательное-исследовательское занятие (старшая группа) Тема: «Соль и сахар»

Цель: создать условия для развития познавательных способностей детей с помощью экспериментирования.Задачи:Создать условия формировать умение детей распознавать вещества (соль, саха...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию «Свойства соли и сахара»

На этом занятии мы сравниваем свойства соли и сахара с помощью опытов и наблюдений....