" Сахалин - чудо остров на рыбу похожий"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие для старших дошкольников по ознакомлению с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ministerstvo_obrazovaniya_sahalinskoy_oblasti_2.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Сахалинской области»

 

Конкурсная работа

по направлению «Технологическая карта образовательной деятельности этнокультурного образования детей»

на тему: «Сахалин –  чудо остров, на рыбу похожий»

Выполнил (а)

Шестернина Ирина Анатольевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2

«Аленький цветочек» г. Макарова»

Адрес: 694140, Сахалинская обл.,

г. Макаров, ул.  50 лет ВЛКСМ – 8

Телефон: 8(42443)52-477

Е-mail: sadik0128@yandex.ru

г. Макаров

2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Технологическая карта образовательной деятельности по проблемам этнокультурного образования детей……………………………………………3
  2. Приложение 1………………………………………………………………9

Технологическая карта образовательной деятельности по проблемам этнокультурного образования детей.

Разработчик (и): ФИО, должность, Шестернина Ирина Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек» г. Макарова».

Тема: «Сахалин –  чудо остров, на рыбу похожий».___________________

Целевая аудитория: Старший дошкольный возраст____________________

Форма: НОД____________________________________________________

Форма организации: групповая___________________________________

Интеграции областей:  Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие._____________________________

Средства: Карта Сахалина, иллюстрации и открытки, слайды о Сахалине. Аудиозапись «Шум моря», видеоролик «Мульт – Россия «Остров Сахалин». Ватман, галька, камни разных размеров. Краски, баночки с водой, кисточки, альбомные листы. Засушенные растения, клей ПВА, клеенки, салфетки, мультимидийная система._________________________________________

Методы: Наглядный, словесный, игровой, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, беседа.___________________________

Предварительная работа: Рассматривание открыток и иллюстраций о Сахалине. Просмотр фильма «Мой любимый остров Сахалин». Чтение стихотворений о Сахалине -  И. Белоусов «Откуда день берет свое начало…», В. Богданов «Наш остров», И. Данилов «Ожерелье снежных сопок…» и т.д. Слушанье песен -   сл. М.Танича, муз. Я.Френкеля «Что тебе сказать про Сахалин», сл. и  муз. И.Николаева «Человек влюбленный в  Сахалин», сл. и муз. А. Максимова «Остров Сахалин» и т.д.__________________________

Словарная работа: Обогащение словаря: Рыбный промысел, тайга, тундра, путина, чудо остров, на рыбу похожий, Герои Советского Союза, Вторая мировая война. Активизация словаря: Охотское море, Татарский пролив, Сахалин, Сахалинская область, море, г. Макаров и т.д._________________

 Учебно - методический комплект: От рождения до школы Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4 – е изд., перераб. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016., парциальная программа «Это русская сторонка, это Родина моя» - авторы: воспитатели – Шестернина И. А., Пономарева О. А. (экспертное заключение Министерства образования Сахалинской области – 2013)._______________________________________  

Цель: Формировать  представление детей о родном  крае: о людях – тружениках Сахалина, о людях разных национальностей, проживающих на Сахалине, об истории родного края и памятных датах, о природе и  природных богатствах Сахалина.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать в воображении детей образ Родины.

2.Расширять знания детей о родном крае.

3.Способствовать приобщению детей к красоте моря и его в различных художественных техниках. Побуждать, детей создавать из различных материалов общую композицию, добиваясь, целостности, художественной выразительности.

4.Учить соблюдать технику безопасности при работе с различными материалами.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление.

2.Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей любовь и гордость за родной край, способствовать воспринимать красивое, умение бережно относиться к природе родного края.

2.Вызывать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности.

3.Воспитывать патриотические чувства.

Этапы (последователь -

ность)

деятельности

Содержание деятельности

(действие педагога)

Действие

детей

Планируемый

результат

1 этап

Мотивационный

 

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня хорошее настроение  и я хочу его передать вам. Давайте друг другу улыбнемся. Вот и прекрасно, что мы все улыбаемся. Теперь садитесь поудобние и  слушайте.

Дети приветствуют педагога, садятся на места.

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.

2 этап

Основной (краткое содержание)

- Я хочу начать со слов

М. Пришвина «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе -  нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна… Что?».

Дети: Родина.

Воспитатель: А что такое Родина? Как вы это понимаете?

Дети:

- Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

- Родина – это наш о. Сахалин, наш город Макаров.

- Родина – это место, где живут близкие и дорогие наши люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

- Это место, где стоит наш детский сад.

- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Воспитатель: Совершенно верно. Вы хорошо и правильно сказали, что Родина – это место, где мы с вами родились и живем.  А теперь послушайте стихотворение.

«На планете Земля, нет которой дороже.

Средь таинственных  вод  океанских глубин

Есть загадочный остров, на рыбу похожий

Дали люди названье ему – Сахалин».

Н. Баландина. // Родная земля – 1992 год – 25 февраля, стр. 3//.

- О ком говорится в стихотворении?

Дети: Об о. Сахалин……..

Этот этап проводиться в форме беседы, беседа сопровождается - рассказом воспитателя, рассматриванием слайдов, фотографий, слушаньем аудиозаписи. Затем проводиться творческая практическая работа.

Динамическая пауза (проведение физ. минутки)

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну – ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Практическая работа:

Детям предлагается сделать коллективную композицию «Утро на море». Одни дети будут делать гладь воды при помощи мятой бумаги, раскрашивая листы бумаги в разные цвета.

Другие дети будут приклеивать камни, мелкий гравии в виде берега, а на берегу моря деревья из засушенных растений. Дети выполняют работу. Оказывается индивидуальная помощь. Закрепляется техника безопасности при работе с различными материалами.

Дети рассматриваю слайды, фотографии, слушают рассказ воспитателя, проявляют речевую активность – задают вопросы, отвечают на вопросы воспитателя, выполняют предложенную воспитателем творческую работу

Дети выполняют движения по тексту.

Проявление любознательности и познавательного интереса, наличие первичных представлений о малой Родине, о родном городе, об достопримечательностях города Макарова, об о. Сахалин и его истории. Умение видеть прекрасное в природе родного края

Смена вида деятельности, снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

3 этап

Заключительный

Рефлексия

 

Воспитатель: Давайте посмотрим и полюбуемся, что у нас получилось. Мы сегодня на славу потрудились, многое узнали о нашем острове Сахалин, сделали красивую коллективную работу. Ребята! А вы любите свою Родину, наш город и о. Сахалин? (ответы детей). Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.

Дети выражают собственные мысли, за что они любят свой город, свою малую Родину

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса, сформированность элементарных навыков самооценки

Приложение 1.

Конспект образовательной деятельности.  Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Сахалин –  чудо остров, на рыбу похожий».

Старший дошкольный возраст.

Интеграции областей:  Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель:

Формировать  представление детей о родном  крае: о людях – тружениках Сахалина, о людях разных национальностей, проживающих на Сахалине, об истории родного края и памятных датах, о природе и  природных богатствах Сахалина.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать в воображении детей образ Родины.

2.Расширять знания детей о родном крае.

3.Способствовать приобщению детей к красоте моря и его в различных художественных техниках. Побуждать, детей создавать из различных материалов общую композицию, добиваясь, целостности, художественной выразительности.

4.Учить соблюдать технику безопасности при работе с различными материалами.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление.

2.Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей любовь и гордость за родной край, способствовать воспринимать красивое, умение бережно относиться к природе родного края.

2.Вызывать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности.

3.Воспитывать патриотические чувства.

Предварительная работа: Рассматривание открыток и иллюстраций о Сахалине. Просмотр фильма «Мой любимый остров Сахалин». Чтение стихотворений о Сахалине -  И. Белоусов «Откуда день берет свое начало…», В. Богданов «Наш остров», И. Данилов «Ожерелье снежных сопок…» и т.д. Слушанье песен -   сл. М.Танича, муз. Я.Френкеля «Что тебе сказать про Сахалин», сл. и  муз. И.Николаева «Человек влюбленный в  Сахалин», сл. и муз. А. Максимова «Остров Сахалин» и т.д.

Словарная работа:

Обогащение словаря: Рыбный промысел, тайга, тундра, путина, чудо остров, на рыбу похожий, Герои Советского Союза, Вторая мировая война.

Активизация словаря: Охотское море, Татарский пролив, Сахалин, Сахалинская область, море, г. Макаров и т.д.

Материал: Карта Сахалина, иллюстрации и открытки, слайды о Сахалине. Аудиозапись «Шум моря», видеоролик «Мульт – Россия «Остров Сахалин». Ватман, галька, камни разных размеров. Краски, баночки с водой, кисточки, альбомные листы. Засушенные растения, клей ПВА, клеенки, салфетки, мультимидийная система.

Ход.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня хорошее настроение  и я хочу его передать вам. Давайте друг другу улыбнемся. Вот и прекрасно, что мы все улыбаемся. Теперь садитесь поудобние и  слушайте.

- Я хочу начать со слов М. Пришвина «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе -  нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна… Что?».

Дети: Родина.

Воспитатель: А что такое Родина? Как вы это понимаете?

Дети:

- Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

- Родина – это наш о. Сахалин, наш город Макаров.

- Родина – это место, где живут близкие и дорогие наши люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

- Это место, где стоит наш детский сад.

- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Воспитатель: Совершенно верно. Вы хорошо и правильно сказали, что Родина – это место, где мы с вами родились и живем.  А теперь послушайте стихотворение.

«На планете Земля, нет которой дороже.

Средь таинственных  вод  океанских глубин

Есть загадочный остров, на рыбу похожий

Дали люди названье ему – Сахалин».

Н. Баландина. // Родная земля – 1992 год – 25 февраля, стр. 3//.

- О ком говорится в стихотворении?

Дети: Об о. Сахалин.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о родном крае, о нашем острове. Кто знает, как он называется?

Дети: о. Сахалин.

Воспитатель: А почему Сахалин называют «чудо остров»?

Дети: Он очень красивый. Богатая и разнообразная природа.

Воспитатель: Да у нас природа очень богатая и разнообразная, на юге – леса, тайга, а на севере – тундра (слайды 3, 4, 5, 6, 7, 8).

Воспитатель: А почему об острове говорят: «На рыбу похожий».

Дети: Он окружен водой  и по форме он похож на рыбу.

Воспитатель: о. Сахалин со всех сторон омывается водой. С одной стороны - Охотское море, с другой – Татарский пролив (слайд 9).

- А как называется наша область, в которой мы живем?

Дети: Сахалинская область.

Воспитатель: Правильно. В этом году Сахалинская область отмечает свой день рожденье – 83 года со дня образования Сахалинской области. 2 января 1947 год Указом Президиума Верховного Совета СССР Южно – Сахалинская область вошла в состав Сахалинской области.  

- А как называется наш город, в честь кого он назван?

Дети: г. Макаров, в честь  вице-адмирала С. О. Макарова.

Воспитатель: А кто знает, как раньше назывался наш город?

Дети: Селютора.

Воспитатель: Правильно. Раньше данным  давно, когда остров населяли такие кориные народности – айны, селение стало называться Селютора (в переводе с айновского «деревня на суше»). В результате поражения России в русско-японской войне с 1904 – 1905 года южная часть Сахалина и Курилы отошли к Японии. Японцы переименовали все города и села, и наш город стали называть Сиритори, что в переводе с японского обозначает «гнилая яма». После освобождения южного Сахалина и Курильских островов, во время Второй мировой войны. В 1946 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Сиритори был переименов в город Макаров в память о вице – адмирале С.О. Макарове. А кто знает, кем был вице – адмирал С.О. Макаров (слайд 10).

Дети: Капитан, мореплаватель.

Воспитатель: Это был талантливый человек, оставивший глубокий след в истории российского военно-морского флота, в океанографии, в освоении Артике, в кораблестроении (слайд 11).

- А кто знает, в честь кого названы поселки  Смирных, Буюклы и улица в нашем городе (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, в честь Героев Советского Союза Смирных Л. В., Буюклы А. В, эти люди освобождали во время Второй мировой войны южный Сахалин и Курильские острова, а в честь Героя Советского Союза Ильичева П.И. была названа улица в нашем городе (слайд 12).

Воспитатель: Прошло уже 75 лет после окончания  второй мировой войны, а люди досих пор помнят те дни, приходят к памятникам, к Вечному огню, возлагают цветы (слайды 13, 14). 

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну – ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель: Остров наш хоть и маленький, но очень богатый. Как еще называют наш остров?

Дети: Остров сокровищ.

Воспитатель: Почему его так называют?

Дети: Много полезных ископаемых, рыба, газ, уголь.

Воспитатель: Да Сахалин очень богат  - полезными ископаемыми, нефтью, газом, рыбной и лесной промышленностью, углем (слайды 15,16,17)

Воспитатель: Люди, каких профессий трудятся на Сахалине?

Дети: Рыбаки, нефтяники, шахтеры, врачи, лесники и т.д.

Воспитатель: Да у нас на Сахалине трудятся люди разных профессий – это, врачи, учителя, воспитатели, рыбаки, сварщики, шахтеры, нефтяники и т.д. Все они трудятся на благо нашей Родины (слайды 18, 19, 20, 21, 22).

Воспитатель: А люди, каких национальностей живут на Сахалине?

Дети: Люди разных национальностей: украинцы, таджики, молдовани, русские и т.д.

Воспитатель: У нас  живет много людей разных национальностей: Русские, белорусы, украинцы, молдовани, казахи, таджики, грузины (слайды 23, 24, 25). Также есть люди разных народностей:

Корейцы, китайцы, японцы,  на севере коренные народности Сахалина – нивхи (слайды 26, 27).

Воспитатель: Богат животный мир о. Сахалина. Какие это животные?

Дети: Медведи, лисы, зайцы.

Воспитатель: Кроме  медведей, лис, зайцев. Водятся белки, соболи, норки и  на о. Тюлений – тюлени, сивучи (слайды 28, 29, 30).

Воспитатель: В лесах водятся не только животные, но и птицы. Назовите их.

Дети: Воробьи, синицы, дятлы.  Мандаринки, свиристели, кукушки, рябчики, вороны (слайды 31, 32, 33, 34,35).

Воспитатель: У нас так же есть – белохвостые и белокрылые орланы (слайды 36, 37). А какое самое главное богатство  на Сахалине?

Дети: Рыба.

Воспитатель: Рыбаки ловят рыбу круглый год, т.е. в рыбную путину. А что такое путина? (ответы детей).

- У нас не только ловят рыбу, но и разводят на рыборазводных заводах, где из икры выращивают мальков. А какую рыбу у нас разводят?

Дети: Кету и горбушу.

Воспитатель:  А теперь давайте, закрепив, то, что мы знаем об о. Сахалин, посмотрев видиороллик «Мульт - Россия «Остров Сахалин».

- А на берегу, какого моря расположен наш город?

Дети: Залив терпенья.

Воспитатель: У нас море очень красивое, и переменчивое – то бывает, спокойное, то бурливое, штормит. А теперь давайте закроем глаза, сядем поудобней, послушаем музыку (включается аудиозапись «Шум моря»). Представьте, будто вы лежите на берегу теплого моря. Расслабьтесь, руки лежат свободно. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Слегка колышутся волны, надо мною гордо кружат чайки. Откройте глаза и посмотрите на наше море (слайды 38, 39, 40, 41).

Практическая работа:

Детям предлагается сделать коллективную композицию «Утро на море». Одни дети будут делать гладь воды при помощи мятой бумаги, раскрашивая листы бумаги в разные цвета.

Другие дети будут приклеивать камни, мелкий гравий в виде берега, а на берегу моря деревья из засушенных растений. Дети выполняют работу. Оказывается индивидуальная помощь. Закрепляется техника безопасности при работе с различными материалами.

Рефлексия:

Воспитатель: Давайте посмотрим и полюбуемся, что у нас получилось. Мы сегодня на славу потрудились, многое узнали о нашем острове Сахалин, сделали красивую коллективную работу. Ребята! А вы любите свою Родину, наш город и о. Сахалин? (ответы детей).

Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага (слайды 42, 43, 44, 45, 46).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках образовательной области «Музыка» Тема: « Путешествие на чудо остров»

Развитие координации речи с движениями.Развитие силы голоса, певчего голоса, физиологического дыхания. Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.Развитие мелкой моторики, двигател...

Музыкальное занятие " Чудо остров"

Знакомство и закрепление детей о музыкальных инструментах игра на детских музыкальных инструментах...

«Чудо - остров». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Занятие на закрепление изученного материала в старшей группе.Увлекательное путешествие с интересными препятствиями - заданиями....

Конспект индивидуального логопедического занятия « Чудо остров»

Конспект индивидуального логопедического занятия « Чудо остров»  на автоматизацию звука [Р] в слогах, словах и предложениях. в условиях логопедического пункта для детей подготовительной группы с ...

Конспект по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Чудо-остров»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Цель:  научить детей  осоз...

Конспект ООД "Путешествие на чудо-остров"

Конспект направлен на содействие навыков рисования с использованием формообразующих движений....

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе « Путешествие на витаминный чудо- остров»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 14 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА»         ...