Методическое обеспечение к программе "Маленькие исследователи"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебный магнит.»
Задачи:
Обучающие:
• Знакомство с понятием "магнит".
• Формирование представлений о свойствах магнита.
• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции, умение делать вывод.
- Обогащение словаря: магнит, намагничиваться.
- Активизировать словарь детей: металлический, бумажный, резиновый, деревянный, пластмассовый, стеклянный.
Воспитательные:
- Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Цель:
- Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность - отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту).
Материал к занятию: стакан с водой, игрушки с замочком и ключиком, магнит, поднос с крупой и металлическими болтами и шурупами. Лаборатория «Наураша».
Раздаточный материал: магниты, предметы из разных материалов - металла, резины, дерева, пластмассы, бумаги, карточка с изображением предметов вокруг магнита.
Предварительная работа: беседа о материалах, их свойствах, чтение сказки "Золушка", беседа о легенде, как жанре народного сказания, просмотр презентации.
Ход образовательной деятельности
Предлагаю детям посмотреть на гостей и поздороваться. Дети садятся полукругом.
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем проводить эксперименты. Подумайте, и скажите, что такое эксперимент?
Дети: Эксперимент - это опыты, проводимые с предметами.
Воспитатель: "Важное дело - эксперимент!
В нем интересен нам каждый момент!"
Воспитатель показывает детям магнит.
Воспитатель: "Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит".
Какой самый главный секрет есть у магнита?
Дети: Магнит притягивает металлические предметы.
Воспитатель: Чтобы проверить это, давайте пройдем в нашу лабораторию. Дети садятся за столы.
Ребята, в нашей лаборатории есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки.
1. Нельзя ничего пробовать на вкус;
2. Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;
3.! означает, что этот фокус небезопасный. Его можно проделать только со взрослыми;
4. Будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.
Давайте посмотрим, нам расскажет о магнитах наш помощник Наураша.
Наураша: Магнитное поле-невидимая энергия, она прячется возле магнитов разных электрических устройств и притягивает железные предметы.
Воспитатель: Ребята давайте проведем опыт и выясним все ли притягивает магнит.
Опыт №1 «Всё ли притягивает магнит?»
Воспитатель: “Какие материалы вы видите на столе?
Дети: Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины.
У каждого ребенка набор предметов из металла, дерева, пластмассы, бумаги и стекла.
Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите его свойства: какие предметы он притягивает, а какие нет. В одну тарелку положите те предметы, которые притягивает магнит, а в другую - которые нет.
Воспитатель: Ребята, назови предметы, которые притягивает магнит. Из какого материала они сделаны? Значит они какие?
Дети: Эти предметы сделаны из металла. Они металлические.
Воспитатель: Ребята, а какие предметы не притягивает магнит?
Ответы детей: Пластмассовая ложка к магниту не притянулась, резиновый ластик, пластмассовая мозаика не притянулась, бумага, стекло тоже не притягивается и т.д.
Вывод: Итак, мы с вами узнали, что магнит притягивает только металлические предметы, а предметы пластмассовые, деревянные, бумажные, стеклянные, резиновые не притягивает.
Задание №1.
Воспитатель: Перед вами лежит карточка, что вы видите на ней?
Дети: на карточке изображены разные предметы.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру "Определи, какие предметы притягивает магнит".
Проведите маркером стрелку от магнита к тем предметам, которые он притягивает.
Воспитатель: К каким предметам вы провели стрелку?
Дети: Мы провели стрелку к предметам, которые сделаны из металла, к металлическим.
Вывод: Итак, мы с вами уточнили еще раз, что магнит притягивает только металлические предметы.
Физкультминутка. Дети выходят на ковер.
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня 2 колокольчика. Этот колокольчик из какого материала?
Дети: Это колокольчик из металла.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Колокольчик металлический.
Воспитатель: А этот, из какого материала?
Дети: Этот колокольчик из пластмассы.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Он пластмассовый.
Воспитатель: Слушайте внимательно: если звучит металлический колокольчик, все шагайте на месте, а услышав звучание деревянного, выполняйте прыжки на двух ногах.
Дети сели.
Наураша: Полюса магнита, у каждого постоян. Магнита есть два полюса северный и южный.
Воспитатель: Ребята давайте проведем опыт.
Опыт №2. «Взаимодействие двух магнитов»
Воспитатель: «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? »
Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
Вывод: у магнита два полюса.
Наураша: Земля- это большой магнит, у неё тоже есть северный и южный полюса.
Магнитные материалы. Магнитное поле действует не на все вещи, а только на те которые сделаны из железа.
Остаточный магнетизм. Магниты умеют делиться своим полем, если у магнита подержать отвёртку она сама станет магнитом и сможет притягивать винтики.
Опыт №3. «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.
Глазная гимнастика «Заботливое солнышко»
Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, в какой сказке злая мачеха перемешала разную крупу?
Дети: В сказке "Золушка" злая мачеха перемешала крупу.
Воспитатель: Кто помог Золушке?
Дети: Ей помогли птички.
Воспитатель: А сейчас, злая мачеха перемешала гречневую крупу с болтиками, шурупами, гайками и снова заставила перебирать Золушку, птицы в этот раз помочь не могут, бояться сломать клювики.
Воспитатель: Может быть, мы сможем помочь? Как можно это сделать быстрее?
Дети: При помощи магнита.
Предлагаю встать вокруг стола, где стоит емкость с крупой, взять магнит и выбрать металлические предметы. Дети выбирают гайки и шурупы.
Воспитатель: Какой предмет помог нам справиться с этой работой?
Дети: С этой работой помог справиться магнит.
Вывод: Итак, ребята, мы с вами убедились, что и крупа не помеха магниту.
Предлагаю детям сесть на свои места.
Воспитатель: Я волшебница и могу двигать предметы, не касаясь их руками.
Показываю: под пластмассовой доской вожу магнитом – двигается машина, божья коровка.
Воспитатель: Как это у меня получается? Догадайтесь, при помощи чего я двигаю этот предмет?
Дети: Вы двигаете под доской магнитом.
Воспитатель показывает детям сундучок с замочком.
Воспитатель: ребята я для вас приготовила сюрприз, открыть замочек не могу, так как ключик случайно упал в стакан с водой. Откроет его тот, кто сможет достать ключ, не намочив рук - это первое условие. Второе условие - воду сливать нельзя. Ребята, как вы думаете, при помощи чего можно достать ключик?
Дети: Ключ можно достать при помощи магнита.
Предлагаю одному ребенку достать ключик, убедившись в том, что, может ли магнит достать металлический ключ из воды (повторяем опыт еще раз).
Воспитатель: Итак, в чем мы с вами убедились?
Вывод: Что магнит притягивает металлические предметы даже сквозь воду.
Итог: С какими свойствами магнита мы сегодня познакомились?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: А еще, какими свойствами он обладает?
Дети: Ни дерево, ни пластмасса, ни вода, ни крупа не помеха магниту.
Воспитатель: ребята, что вам понравилось?
Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня работали в лаборатории, были все активны, думаю, что узнали много нового и интересного.
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
• Знакомство с понятием "магнит".
• Формирование представлений о свойствах магнита.
• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
• Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по нарисованной полянке?
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.
Опыт «Всё ли притягивает магнит? »
Педагог: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины) ”
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы? »
Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.
Педагог: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку? ” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.
(Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу)
В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Педагог: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
(Магнит может действовать через стекло и воду.) ”
Задачка на сообразительность.
Насыпать в миску крупу (у меня пшено) и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.
Опыт: «взаимодействие двух магнитов»
Воспитатель: «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? »
Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
(Вывод: у магнита два полюса.)
Опыт: «Магниты действуют на расстоянии»
Воспитатель: «Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит» Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Проведите этот же опыт с другими магнитам.
Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.
(Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".)
Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
(Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.)
Воспитатель: что нового вы сегодня узнали?
(Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)
А где в нашей группе можно встретить магнит? А дома?
Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?
Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-13102-1454501364.jpg)
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/16/picture-249335-1368715520.jpg)
«Методическая работа в ДОУ» - методическое обеспечение
Методическая работа - в дошкольном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение кв...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/10/picture-102153-1489172058.jpg)
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/25/picture-1202243-1577277319.jpg)
Самостоятельная работа №12 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ методического обеспечения образовательного процесса ДОО».
Обособленное подразделение дошкольного образованияМБОУ г. Астрахани «СОШ № 61» ДОУ №1...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-541653-1424060036.jpg)
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Цикл занятий. Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ОБОЩАЮТ И СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ, СОДЕЙСТВУЮТ ОБОГОЩЕНИЮ ИХ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, УСВОЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.Дидактические игры по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/22/picture-1480074-1690029924.jpg)
Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения.Обзор учебно-методических материалов с краткой аннотацией к ним (с 1994г.-по 2012г.).
Коррекционная педагогика.Материал по теме:"Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения". Составители:Л.И.Федорова,научн.сотр.ГРЦ ИПИО МГППУ;С.А.Абра...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/10/picture-1488865-1696910966.jpg)
Учебно- методическое обеспечение профессиональной программы повышения квалификации "Современные подходы к обеспечению индивидуализации педагогического процесса с дошкольниками в ДОО"
Материалы содержат рабочую программу повышения квалификации, организационно- педагогические условия, формы аттестации и оценочные материалы...