ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система мероприятий по воспитанию положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) посредством познавательно-исследовательской деятельности».
проект по окружающему миру (младшая группа)

Залевская Оксана Вячеславовна

Аннотация к проекту.

Экологическое образование дошкольников это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для воспитания экологической культуры, доброжелательного отношения к объектам природы, формирования поведения дошкольников в природе.

Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности.

Именно поэтому одним из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры человека, положительного отношения к природе и ее объектам. В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_avtosohranennyy.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Пчелка» п. Товарково

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Система мероприятий по воспитанию положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) посредством познавательно-исследовательской деятельности».

 

Воспитатель: Залевская Оксана Вячеславовна

п. Товарково

2020г.

Аннотация к проекту.

Экологическое образование дошкольников это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для воспитания экологической культуры, доброжелательного отношения к объектам природы, формирования поведения дошкольников в природе.

Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности.

Именно поэтому одним из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры человека, положительного отношения к природе и ее объектам. В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. 

 

Проблема: отсутствие знания основ экологической культуры дошкольников о природных объектах и связи между ними в связи с возрастом.

 

Причины, создающие проблему:

  1. Недостаточное взаимодействие детей с природными объектами.
  2. В рамках образовательной программы мало времени отведено формированию природоведческих и экологических представлений.
  3. Недостаточное методическое обеспечение по экологическому образованию дошкольников в ДОУ и в группе.
  4. Не создана необходимая предметно-развивающая среда в группе.
  5. Слабая заинтересованность родителей в общении с детьми в данном направлении.

Обоснование проекта: взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Выбор мною данной темы обусловлен тем, что я сама сторонник бережного отношения к природе и поэтому решила, что необходимо дать детям экологические знания и умения о природе и её обитателях, используя познавательно-исследовательскую деятельность. Ведь эти знания и умения помогут увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её.

Познавательная активность детей-дошкольников реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна помочь дошкольникам в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.

Познавательно-исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Данный вид деятельности является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Предыдущий опыт моей педагогической деятельности показал, насколько важной является проблема воспитания у детей положительного отношения к природе. Нравственные основы, которые закладываются в детстве у детей к природе и её объектам, переносятся и на общечеловеческие ценности, учат воспринимать человека, как часть природы. Работа по данному направлению с вновь сформированной группой детей, осуществлялась с учетом возрастных особенностей детей.  

Цель проекта: создание системы мероприятий по воспитанию начальных форм положительного отношения к природе у детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. 

Задачи:

1. Изучить программно-методический материал по познавательно-исследовательской деятельности в природе с целью отбора необходимого материала для работы с детьми.

2. Создать необходимую предметно-развивающую среду в группе для проведения совместной образовательной деятельности по проекту.

3. Разработать и внедрить в практику инновационные методы и приемы с целью развития у детей познавательного интереса к знакомству с природой.

4. Разработать и реализовать систему практических мероприятий по ознакомлению с поисково-познавательной деятельностью.

5. Разработать план сотрудничества с родителями с целью вовлечения их в реализацию проекта и организации совместной деятельности.

Участники проекта:

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), воспитатели, родители. 

Срок реализации: сентябрь 2019 г.- ноябрь 2019 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный, срок – сентябрь 2019г.

2 этап – основной, срок – октябрь 2019 г.

3 этап – заключительный, срок – ноябрь 2019 г.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Задачи

Мероприятия

1. Изучить программно-методический материал по познавательно-исследовательской деятельности в природе с целью отбора необходимого материала для работы с детьми.

  • Изучение нормативно-правовой базы по теме данного проекта.
  • Подбор методического и дидактического материала по ознакомлению дошкольников с животным и растительным миром нашего края.
  • Подготовка для первичного мониторинга с целью определения уровня экологических знаний дошкольников.

2. Создать необходимую предметно-развивающую среду в группе для проведения совместной образовательной деятельности по проекту.

  • Проведение первичного мониторинга с целью определения уровня экологических знаний дошкольников.
  • Подбор практического материала для проведения с детьми образовательной деятельности по теме проекта.
  • Комплектование уголков природы и экспериментирования необходимым материалом для проведения познавательно-исследовательской работы.

3. Разработать и внедрить в практику инновационные методы и приемы с целью развития у детей познавательного интереса к знакомству с природой.

  • Подготовка различных игровых обучающих ситуации для использования в образовательной деятельности с детьми.
  • Проведение праздников, экологических акций, выставок рисунков и поделок из природного материала.
  • Разработка и внедрение картотеки познавательных фильмов о природе и её охране.

4. Разработать и реализовать систему практических мероприятий по ознакомлению с поисково-познавательной  деятельностью.

  • Разработка и реализация практических мероприятий по ознакомлению с поисково-познавательной деятельностью

         (конспекты занятий, схемы прогулок,          картотека опытов и экспериментов).

  • Разработка диагностического материала для проведения итоговой диагностики детей.

5. Разработать план сотрудничества с родителями с целью вовлечения их в реализацию проекта и организации совместной деятельности.

  • Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к вопросам экологического образования.
  • Подготовка наглядно-информационных материалов для родителей.

Рабочий план реализации проекта

Срок проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

Месяц

сентябрь

1. Проведение первичной диагностики детей с целью выявления уровня их природоведческих и экологических знаний.

2. Беседы: «Цветы», «Насекомые», «Деревья и кустарники осенью».

3. Чтение пословиц, поговорок, загадок об осени.

4. Первые краски осени. Наблюдение за изменениями в природе.

5. Сбор природного материала для поделок.

6. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди листок, какой покажу», лото «Овощи-фрукты».

Воспитатель

Работа с родителями: анкетирование родителей по теме «Воспитание у детей положительного отношения к природе». По итогам анкетирования проводились индивидуальные беседы с родителями, давались краткие советы и рекомендации.

Месяц

октябрь

1. Проведение ознакомительной экскурсии по экологической тропе детского сада «В гостях у Лесовика».

2. Чтение и заучивание стихотворений об осени.

3. Создание буклетов для родителей: «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование: что это такое?», «Ставим опыты дома».

4. НОД «Чудесная вода».

5. Проведение осеннего развлечения для детей и родителей «Осень золотая в гости к нам пришла».

Воспитатель, ст. воспитатель.

Работа с родителями. Проведение осеннего развлечения для детей, выставки художественного творчества детей и родителей «Дары осени». Оформление папок-передвижек для родителей на тему проекта.

Месяц

ноябрь

1. Провести цикл наблюдений  на прогулке: «Как изменился участок детского сада?», «Чем отличается елочка от березки осенью?», «Куда исчезли насекомые?».

2. Составление рассказов по итогам наблюдений с помощью воспитателя.

3. НОД «Научись любить природу».

4. Проведение опытов в уголке экспериментирования. Что такое воздух?

5. Проведение итоговой диагностики дошкольников с целью определения результативности проекта.

Воспитатель

Работа с родителями. Оформление «Экологического стенда», где помещались статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Ожидаемые результаты:

  • получение детьми представлений о живой и неживой природе;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей;
  • умение детей устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами природы;
  • положительное отношение к природе и ее объектам.

        

Продукт проекта:

  • система мероприятий по воспитанию положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности;
  • Комплект методических материалов (конспекты занятий, экскурсий, развлечений, бесед; картотеки опытов, игр, познавательных фильмов о природе, прогулок; диагностические материалы; информационный материал для родителей).

Результаты проекта:

По итогам реализации проекта «Система мероприятий по воспитанию положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) посредством познавательно-исследовательской деятельности» достигнуты следующие результаты:

  • дети получили первоначальное представление о живой и неживой природе;
  • предметно-развивающая среда пополнилась новым демонстрационно-наглядным и игровым материалом;
  • положено начало формированию положительного отношения к природе у детей;
  • разработан и испробован комплект методического материала по экологическому образованию, который может быть использован другими воспитателями в работе с детьми;
  • у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Дальнейшее развитие проекта: В связи с этим, я наметила следующие перспективы. Продолжать работу по данному направлению, используя разработанный план. Постепенно ввести в работу с детьми возможности информационно-компьютерных технологий в виде презентаций на различные тематики.  Использовать в работе с детьми и родителями воспитанников активные совместные формы работы по данному направлению. А именно: проектную деятельность, круглые столы, игры, викторины, которые помогут в неформальной обстановке создать доверительную атмосферу сотрудничества.

Распространять опыт работы на муниципальном и региональном уровнях. В дальнейшем разработать проект по экологическому воспитанию для других возрастных групп.

Литература

1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М., 2001.

2. Дыбина О.В. «Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками». М., 2002.

3. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Мир растений. М., 2007.

4. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе д/с». Москва, Мозаика-синтез 2014г.

5. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru

                                      https://www.maam.ru

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста  и их родителей. Задачи:1.    Исследоват...

Конспект по самообразованию "Воспитание положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста".

"Воспитание положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста"...

Система работы по воспитанию гуманного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста

1. Воспитание гуманного отношения у детей среднего дошкольного возраста.2.Система работы по воспитанию гуманного отношения у детей среднего дошкольного возраста.3.Экспериментальное исследование по вос...

Непосредственно образовательная деятельность по воспитанию нравственного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста "Друзья"

Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. продо...

Консультация для родителей "Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста"

Кансультация для родителей "Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста"...

Досуговое мероприятие «Эколята – друзья природы» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. ...

Формирование положительного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста

Материал является обобщением инновационного опыта поформированию положительного отношения младших дошкольников к своим сверстникам в детском саду...