ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система мероприятий по воспитанию положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) посредством познавательно-исследовательской деятельности».
проект по окружающему миру (младшая группа)
Аннотация к проекту.
Экологическое образование дошкольников это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для воспитания экологической культуры, доброжелательного отношения к объектам природы, формирования поведения дошкольников в природе.
Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности.
Именно поэтому одним из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры человека, положительного отношения к природе и ее объектам. В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_avtosohranennyy.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Пчелка» п. Товарково
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Система мероприятий по воспитанию положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) посредством познавательно-исследовательской деятельности».
Воспитатель: Залевская Оксана Вячеславовна
п. Товарково
2020г.
Аннотация к проекту.
Экологическое образование дошкольников это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для воспитания экологической культуры, доброжелательного отношения к объектам природы, формирования поведения дошкольников в природе.
Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности.
Именно поэтому одним из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры человека, положительного отношения к природе и ее объектам. В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Проблема: отсутствие знания основ экологической культуры дошкольников о природных объектах и связи между ними в связи с возрастом.
Причины, создающие проблему:
- Недостаточное взаимодействие детей с природными объектами.
- В рамках образовательной программы мало времени отведено формированию природоведческих и экологических представлений.
- Недостаточное методическое обеспечение по экологическому образованию дошкольников в ДОУ и в группе.
- Не создана необходимая предметно-развивающая среда в группе.
- Слабая заинтересованность родителей в общении с детьми в данном направлении.
Обоснование проекта: взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Выбор мною данной темы обусловлен тем, что я сама сторонник бережного отношения к природе и поэтому решила, что необходимо дать детям экологические знания и умения о природе и её обитателях, используя познавательно-исследовательскую деятельность. Ведь эти знания и умения помогут увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её.
Познавательная активность детей-дошкольников реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна помочь дошкольникам в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.
Познавательно-исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Данный вид деятельности является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Предыдущий опыт моей педагогической деятельности показал, насколько важной является проблема воспитания у детей положительного отношения к природе. Нравственные основы, которые закладываются в детстве у детей к природе и её объектам, переносятся и на общечеловеческие ценности, учат воспринимать человека, как часть природы. Работа по данному направлению с вновь сформированной группой детей, осуществлялась с учетом возрастных особенностей детей.
Цель проекта: создание системы мероприятий по воспитанию начальных форм положительного отношения к природе у детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Задачи:
1. Изучить программно-методический материал по познавательно-исследовательской деятельности в природе с целью отбора необходимого материала для работы с детьми.
2. Создать необходимую предметно-развивающую среду в группе для проведения совместной образовательной деятельности по проекту.
3. Разработать и внедрить в практику инновационные методы и приемы с целью развития у детей познавательного интереса к знакомству с природой.
4. Разработать и реализовать систему практических мероприятий по ознакомлению с поисково-познавательной деятельностью.
5. Разработать план сотрудничества с родителями с целью вовлечения их в реализацию проекта и организации совместной деятельности.
Участники проекта:
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), воспитатели, родители.
Срок реализации: сентябрь 2019 г.- ноябрь 2019 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный, срок – сентябрь 2019г.
2 этап – основной, срок – октябрь 2019 г.
3 этап – заключительный, срок – ноябрь 2019 г.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Задачи | Мероприятия |
1. Изучить программно-методический материал по познавательно-исследовательской деятельности в природе с целью отбора необходимого материала для работы с детьми. |
|
2. Создать необходимую предметно-развивающую среду в группе для проведения совместной образовательной деятельности по проекту. |
|
3. Разработать и внедрить в практику инновационные методы и приемы с целью развития у детей познавательного интереса к знакомству с природой. |
|
4. Разработать и реализовать систему практических мероприятий по ознакомлению с поисково-познавательной деятельностью. |
(конспекты занятий, схемы прогулок, картотека опытов и экспериментов).
|
5. Разработать план сотрудничества с родителями с целью вовлечения их в реализацию проекта и организации совместной деятельности. |
|
Рабочий план реализации проекта
Срок проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение |
Месяц сентябрь | 1. Проведение первичной диагностики детей с целью выявления уровня их природоведческих и экологических знаний. 2. Беседы: «Цветы», «Насекомые», «Деревья и кустарники осенью». 3. Чтение пословиц, поговорок, загадок об осени. 4. Первые краски осени. Наблюдение за изменениями в природе. 5. Сбор природного материала для поделок. 6. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди листок, какой покажу», лото «Овощи-фрукты». | Воспитатель |
Работа с родителями: анкетирование родителей по теме «Воспитание у детей положительного отношения к природе». По итогам анкетирования проводились индивидуальные беседы с родителями, давались краткие советы и рекомендации. | ||
Месяц октябрь | 1. Проведение ознакомительной экскурсии по экологической тропе детского сада «В гостях у Лесовика». 2. Чтение и заучивание стихотворений об осени. 3. Создание буклетов для родителей: «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование: что это такое?», «Ставим опыты дома». 4. НОД «Чудесная вода». 5. Проведение осеннего развлечения для детей и родителей «Осень золотая в гости к нам пришла». | Воспитатель, ст. воспитатель. |
Работа с родителями. Проведение осеннего развлечения для детей, выставки художественного творчества детей и родителей «Дары осени». Оформление папок-передвижек для родителей на тему проекта. | ||
Месяц ноябрь | 1. Провести цикл наблюдений на прогулке: «Как изменился участок детского сада?», «Чем отличается елочка от березки осенью?», «Куда исчезли насекомые?». 2. Составление рассказов по итогам наблюдений с помощью воспитателя. 3. НОД «Научись любить природу». 4. Проведение опытов в уголке экспериментирования. Что такое воздух? 5. Проведение итоговой диагностики дошкольников с целью определения результативности проекта. | Воспитатель |
Работа с родителями. Оформление «Экологического стенда», где помещались статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. |
Ожидаемые результаты:
- получение детьми представлений о живой и неживой природе;
- обогащение словарного запаса;
- формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей;
- умение детей устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами природы;
- положительное отношение к природе и ее объектам.
Продукт проекта:
- система мероприятий по воспитанию положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности;
- Комплект методических материалов (конспекты занятий, экскурсий, развлечений, бесед; картотеки опытов, игр, познавательных фильмов о природе, прогулок; диагностические материалы; информационный материал для родителей).
Результаты проекта:
По итогам реализации проекта «Система мероприятий по воспитанию положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) посредством познавательно-исследовательской деятельности» достигнуты следующие результаты:
- дети получили первоначальное представление о живой и неживой природе;
- предметно-развивающая среда пополнилась новым демонстрационно-наглядным и игровым материалом;
- положено начало формированию положительного отношения к природе у детей;
- разработан и испробован комплект методического материала по экологическому образованию, который может быть использован другими воспитателями в работе с детьми;
- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Дальнейшее развитие проекта: В связи с этим, я наметила следующие перспективы. Продолжать работу по данному направлению, используя разработанный план. Постепенно ввести в работу с детьми возможности информационно-компьютерных технологий в виде презентаций на различные тематики. Использовать в работе с детьми и родителями воспитанников активные совместные формы работы по данному направлению. А именно: проектную деятельность, круглые столы, игры, викторины, которые помогут в неформальной обстановке создать доверительную атмосферу сотрудничества.
Распространять опыт работы на муниципальном и региональном уровнях. В дальнейшем разработать проект по экологическому воспитанию для других возрастных групп.
Литература
1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М., 2001.
2. Дыбина О.В. «Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками». М., 2002.
3. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Мир растений. М., 2007.
4. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе д/с». Москва, Мозаика-синтез 2014г.
5. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru
https://www.maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Задачи:1. Исследоват...
Конспект по самообразованию "Воспитание положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста".
"Воспитание положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста"...
Система работы по воспитанию гуманного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста
1. Воспитание гуманного отношения у детей среднего дошкольного возраста.2.Система работы по воспитанию гуманного отношения у детей среднего дошкольного возраста.3.Экспериментальное исследование по вос...
Непосредственно образовательная деятельность по воспитанию нравственного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста "Друзья"
Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. продо...
Консультация для родителей "Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста"
Кансультация для родителей "Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста"...
Досуговое мероприятие «Эколята – друзья природы» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. ...
Формирование положительного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста
Материал является обобщением инновационного опыта поформированию положительного отношения младших дошкольников к своим сверстникам в детском саду...