Конспект НОД в форме квест игры
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фролова Светлана Ивановна

Данная методическая разработка посвящена проблеме обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении. Она раскрывает вопросы, связанные с формированием у детей старшего дошкольного возраста системы знаний и осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей. Данная методическая разработка может быть полезна педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования, детям и их родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_forme_kvest.docx175.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Звездочка»

г. Балашова Саратовской области»

Конспект образовательной деятельности

в форме квест-игры по правилам дорожного движения

в подготовительной к школе группе

«На поиски светофора!»

Фролова Светлана Ивановна

воспитатель,

первая квалификационная категория,

педагогический стаж 6 лет

2020 год


Аннотация: Данная методическая разработка посвящена проблеме обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении. Она раскрывает вопросы, связанные с формированием у детей старшего дошкольного возраста системы знаний и осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей. Данная методическая разработка может быть полезна педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования, детям и их родителям.

Введение

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими правил дорожного движения – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. Количество жертв в автомобильных авариях с участием детей с каждым годом становится все больше и больше. Одной из основных причин дорожно – транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, регулируемых дорожными знаками. Чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Дошкольные образовательные учреждения  являются начальными ступенями в системе обучения и воспитания детей знаниям, умениям, навыкам и привычкам безопасного   поведения на улицах и дорогах.

     Значительное место в обучении  дошкольников в современном обществе уделяется  игровым технологиям,  позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует использования в образовательном процессе действенных и результативных инновационных технологий. Стремительно набирает популярность квест – технология - вид исследовательской деятельности, проблема, где воспитанники осуществляют поиск информации. Квест ненавязчиво, в игровом и занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов, развивает фантазию, творчество и самостоятельность участников.  Повышает активность и стимулирует желание к познанию у ребят и тот момент, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению  следующего.

Чтобы увлечь ребят, обучить чему-то новому, охватить всех участников и дать возможность проявить себя каждому, требуется большая подготовка, задействование  творческих ресурсов воспитателя. Для  достижения поставленной цели  и задач педагог мотивирует детей к предстоящей деятельности. Мотив в данной игре – отправиться в дорожную экспедицию, чтобы найти украденный светофор с перекрестка на макете города. В квест – игре существуют определённые правила. Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является также эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию, исследованию  и двигательной активности.

Основная часть

Цель: Закрепить у детей старшего дошкольного возраста правила дорожного движения в процессе игровой деятельности.

Задачи:

  Способствовать закреплению знаний детей о правилах безопасного поведения на проезжей части дороги; дорожных знаках; о назначении светофора;

  Упражнять в умении ориентироваться на карте – схеме, определять направление маршрута;

 Развивать мышление, внимание, память, речевую и познавательную активность;

 Развивать социально – коммуникативные качества путём коллективного решения общих задач;

 Формировать интерес к изучению правил дорожного движения посредством игровых действий;

 Воспитывать понимание необходимости изучения правил дорожного движения в целях личной безопасности.

Предварительная работа: Разучить стихи, прочитать произведения о правилах дорожного движения; закрепить знания о дорожных знаках; изготовить карту – схему маршрута.

Материалы: Карта – схема маршрута, карточки с дорожными знаками, фигурки животных, мелкие игрушки (машинки, автобус, трамвай, светофор).

Логика проведения

Воспитатель: Перед вами игра-квест

Здесь для вас сюрпризы есть

Нужно путь вам весь пройти

И до финиша дойти…

(Раздается гуд машин)

- Ребята, посмотрите в нашем городке, что – то случилось. С перекрёстка пропал светофор.

Сто машин стоят, гудят

С места тронуться хотят

Три, четыре, пять минут

Им проезда не дают.

- Что же нам делать, как нам быть? (предложения детей) Светофор нужно обязательно вернуть на место, ведь без него движение на перекрестке не наладится! Ребята, а давайте мы с вами отправимся на поиски светофора?

Дети: Давайте!

- Может быть нам обратиться в «Бюро находок». Это место, куда приносят все потерявшиеся вещи. Действительно, может кто – то наш светофор в «Бюро находок» принес. В пути нас ждут испытания, которые мы должны будем преодолеть. Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: И так, наше путешествие начинается. Посмотрим на карту схему, чтобы узнать, как нам добраться до «Бюро находок».

Дети: Давайте!  

Воспитатель: А на чём отправимся в путь, мы узнаем, отгадав загадку.

Наш приятель тут, как тут,

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Отправляется…

Дети: Трамвай.

Воспитатель: Ребята отправляемся в путь! (раздается звук движения трамвая)

- Вот и «Бюро находок», только оно закрыто на замок. Здесь записка на двери для нас. «Вы найдёте ответ на вопрос, кто похитил ваш светофор на ближайшей автобусной остановке! » Нам повезло, до нее можно дойти пешком!

Воспитатель: Дорожная азбука не так уж проста. Чтобы время зря не терять, будем знаки дорожные мы повторять:

  1. Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так.

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда – то. /Осторожно дети/ 

  1. Шли из дома мы домой,

Видим знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет! /Велосипедная дорожка/ 

  1. Вот кружок с каёмкой красной,

А внутри рисунка нет.

Круг пустой зимой и летом,

Как же знак зовется этот? /Движение запрещено/

  1. В синем круге пешеход,

Не торопится, идёт.

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно. /Пешеходная дорожка/

Человек, идущий, в чёрном,

Красной чёрточкой зачёркнут.

И дорога, вроде, но

Здесь ходить запрещено! /Движение пешеходов запрещено/

Воспитатель: Вот мы с вами и подошли к автобусной остановке. Посмотрите, здесь для нас конверт с новым заданием!

«Вы должны, собрать правильно дорожный знак и тогда вы узнаете имя того кто похитил ваш светофор»

Воспитатель: Ребята вот кто у нас похитил светофор, это Водяной. Путь к нему не близкий, живёт он за городом, на болоте. Я предлагаю поехать вот на чём /воспитатель загадывает – загадку/.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Машина)
Дети: Машина!

Воспитатель: Ребята смотрите, а вот и подсказка.

«На противоположной стороне улицы есть автостоянка»  

Полосатая дорога –

Пешеходам всем, подмога.

Лишь по ней вам осторожно

Перейти дорогу можно.

Воспитатель: Что это ребята?

Дети: Пешеходный переход.

Воспитатель: Правильно! Молодцы ребята! Давайте перейдем дорогу к автостоянке и отправимся в гости к Водяному!

Едем, едем на машине (движения руля)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, выпрямить)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли (движения рук вправо-влево)

Вправо, влево чистота!

Ветер волосы ерошит,

Мы шофёры хоть куда! (показать «класс»)

Воспитатель: Остановка, вот оно болото Водяного.

Водяной: Знаю, знаю, зачем вы пожаловали. Вы хотите вернуть светофор, но просто так я его вам не отдам. Вы должны выполнить мои задания.

  1. «Знаки перепутались»

 - У меня совсем перепутались дорожные знаки, помогите  мне их правильно собрать

Водяной: Молодцы, вы справились с этим заданием!

  1. Викторина «Будь внимательным»

А теперь я вас проверю,  

И игру для вас затею.  

Я задам сейчас вопросы – 

Отвечать на них не просто.  

- Если вы поступаете согласно Правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья! » А если мои слова не по правилам дорожного движения и вы так не поступаете, то просто молчите.  

1. Кто из вас идёт вперёд 

Только там, где переход?  (Это я, это я, это все мои друзья!)

2. Кто летит вперёд так скоро 

Что не видит светофора?  

3. Знает кто, что свет зелёный 

Означает – путь открыт 

А что жёлтый свет всегда нам 

О вниманье говорит?  (Это я, это я, это все мои друзья!)

4. Знает кто, что красный свет – 

Это значит, что хода нет?  (Это я, это я, это все мои друзья!)

5. У кого терпенья нет подождать зелёный свет?  

6. Кто вблизи проезжей части 

Весело гоняет мячик?  

7. А кто слушает без спора указания светофора? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Водяной: Молодцы дети! Вы очень хорошо знаете Правила дорожного движения. А сейчас последнее задание! Посмотрим, какие вы внимательные.

  1. Игра «Светофор»

Будьте внимательны. Показываю: 

Зелёный кружок – топайте ногами,  

Жёлтый кружок – хлопайте руками,  

Красный кружок – тишина!  

Водяной: Ну что же, вы победили! Верну я вам светофор. Простите меня, я всё понял! В вашем большом городе дорожное движение сейчас невозможно представить без светофора.

Воспитатель: Мы рады, что ты всё понял. Светофор действительно, очень нужен жителям нашего городка. Послушай как это важно.

Ребёнок /читает стихотворение/:

Если свет зажёгся красный, -

Значит, двигаться опасно.

Свет зелёный говорит:

Проходите – путь открыт!

Жёлтый цвет предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Воспитатель: Вы ребята молодцы! Отлично справились со всеми заданиями! Посмотрите, теперь движение на перекрестке в нашем городке восстановлено! А благодарные водители автомобилей приготовили для вас подарок, только его нужно найти. Встаньте лицом к окну, повернитесь налево, сделайте три шага вперёд, повернитесь ещё раз налево и сделайте пять шагов вперёд. Вот оно наше угощенье!


Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что успех проведения квест – игры во многом зависит от хорошо продуманного сценария, подготовленных технических средств, материала, оборудования, возрастных и психологических особенностей детей, от умения педагога импровизировать.

Работа, нацеленная на  введение  в образовательный процесс квест–технологии, позволяет создать условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания детей, раскрытия индивидуальных возможностей. Квест – игра способствует формированию людей нового поколения: неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения. Что и является основным требованием ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы.

Таким образом, в квест-технологии педагоги могут реализовать свои творческие возможности, проявить профессиональную увлеченность, развить у детей поисковый интерес, способность мыслить нестандартно, накапливать практический опыт.

Данная методическая разработка была опубликована на личном сайте педагога Фроловой С.И в социальной сети работников образования nsportal.ru и таким образом, представлена профессиональному сообществу.


Список литературы:

1. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2014

2. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

3. Шалаева Г.П. Мои друзья – дорожные знаки. - М., 2018.

4. Сергей Волков. Про правила дорожного движения. - Сборник стихов. –М.,2016.

5. http://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-formaobrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ФОРМЕ КВЕСТ-ИГРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ФОРМЕ КВЕСТ-ИГРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕПО ТЕМЕ «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ»  Цель: Обобщить знания и закрепить умения детей,которые они получили в...

Конспект НОД в форме квест-игры по развитию речи "Путешествие в страну правильной и красивой речи"

Тема: «Путешествие в страну правильной и красивой речи»Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющи...

Конспект ООД в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект ООД  в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста.: Развитие познавательного интереса старших дошкольников через экспериментирование.Задачи: Развивать умственных ...

Конспект прогулки в форме КВЕСТ игры в подготовительной группе "Поиски угощенья".

Цель: Создание условий для совместной прогулки на территории детского сада с использованием педагогической технологии – КВЕСТ....

Конспект занятия в форме квест-игры «В поисках схемы» в старшей группе по лего-конструированию

Конспект занятия в форме квест-игры «В поисках схемы» в старшей группе по лего-конструированию...

Конспект НОД в форме квест – игры «Лесные приключения»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о диких животных леса – лисе, зайце и других животных средствами интеграции познавательной и коммуникативной деятельности....

Конспект занятия в форме квест-игры «Поможем сказочным героям»

Конспект занятия в форме квест-игры  «Поможем сказочным героям»...