ПРОЕКТ «Осень- чудная пора»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Кравченко Наталья Вячеславовна

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_sr.gr_.docx62.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

ПРОЕКТ

«Осень- чудная пора»

Автор проекта:            

Кравченко Наталья Вячеславовна

г. Гагарин

2020 г.

Тип проекта: групповой, творческо-исследовательский, краткосрочный. 

Участники проекта: дети, воспитатели и родители. 

Сроки реализации проекта: краткосрочный (7.09.20-18.09.20) 

Цель: расширение и систематизация знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи: 

- расширить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
- способствовать творческому выражению своих впечатлений;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Ожидаемые результаты: 

- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной теме;

- активизация исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;

- воспитание экологического сознания детей группы;

- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

- осенние развлечения «Осень в гости к нам пришла», «Письма осени»;

- выставка творческих работ «Краски осени»;

- ведение детьми календаря погоды.

 Актуальность:   

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.

    Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом еще недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

 Этапы реализации проекта. 

Подготовительный этап: 

1.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. 2.Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту. 

3. Привлечение родителей к реализации проекта. 

Основной этап: 

Мероприятия по работе с детьми:

- Чтение художественной литературы

- Просмотр мультфильмов

- Беседы

- Разработка конспектов НОД

- Рассматривание альбомов и картин

- Наблюдение

- Экспериментирование

- Сбор природного материала

- Рисование

- Аппликация

- Лепка

- Конструирование

- Дидактические игры

- Пальчиковые игры

-Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи.

- Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Краски осени»;

- разучивание стихотворений об осени;

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;

- консультация для родителей «Как не заболеть осенью», индивидуальные беседы «Одежда детей в группе и на прогулке».

Заключительный этап: 

Выставка детского творчества. 

 

 

Паспорт проекта

Тема проекта

«Осенние краски»

Актуальность проекта

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

Деревья, травы, насекомые, птицы- их лучше изучать в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, и одежда людей.

В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Цель

Расширение и систематизация знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи

  • - расширить представления об изменениях в природе осенью;
    - развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • - пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
    - привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
    - развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • - расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
    - способствовать творческому выражению своих впечатлений;
    - воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Вид (тип)

 групповой, творческо-исследовательский, краткосрочный

Целевая аудитория проекта

дети, воспитатели, родители

Сроки реализации

7.09-18.09

План реализации проекта

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

ООД «Что нам осень принесла»

Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

ООД «У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Ежедневные наблюдения в природе на прогулках:
- Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет);
- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);
- Наблюдения за цветами на клумбе (познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью);
- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);
- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи);
- Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду);
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина);
- Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»);
- Экскурсия в теплицу (расширять представления детей об овощах);
- Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);
- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).

Беседы:

«Осень»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях

«Почему птицы улетают на юг»

Цель: закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля, аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые».

«Что изменилось в осеннем лесу»

Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.

«Осенний урожай»

Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе

«Почему деревья сбрасывают листья»

Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц-нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Целевые прогулки:

«Путешествие по осенней экологической тропе».

Цель: закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки осени.

«Осенние приметы»

Цель: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте; воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними; передавать в высказываниях свое отношение к природе.

«Мы заботимся о птицах»

Цель: формировать умение устанавливать связь между поведением птиц и изменениями в природе осенью.

Экспериментальная деятельность

«Простые опыты с природным материалом».

Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение.

«Листья кружатся, летят»

Цель: исследовать природное явление листопад, строение листа.

Дидактические игры:

«С какого дерева листок?»

Цель: учить детей различать деревья по описанию. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

«Огород-огород, очень много с ним хлопот»

Цель: закреплять знания детей о смене времен года, формировать понятия "овощи", воспитывать уважение к труду взрослых.

"Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Чтение художественной литературы:

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Осень» (отрывок)

И. Демьянов «Осень»

А. Барто «Шуточка про Шурочку»

А. Фет «Ласточки пропали»

А. Плещеев «Осенняя песенка»

И. Бунин «Листопад»

А. Твардовский «Ноябрь»

Н. Грибачев «Рыжие листья»

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

В. Сутеев «Яблоко»

В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)

Н. Сладков «Осень на пороге»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

Загадки, пословицы, поговорки;

Составление рассказов об осени из личного опыта, по картинам и иллюстрациям

Словесные игры:

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь.

Игра: «Вершки-корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что съедобно – корень или плоды на стебле).

Игра: «Кто солнышко разбудил?»

Цель: развивать речь, учить четко произносить звуки, развивать фантазию, воображение.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

«Осеннее путешествие в лес»

Цель: создание условий для активной, творческой, игровой деятельности.

«Магазин. Хлеб»

Цель: учить творчески отражать в игре полученные знания. Продолжать учить развивать сюжет и замысел игры. Учить отражать в игре труд пекарей.

Дидактические игры:

«Времена года»

Цель:

различать изменения природы в разные времена года;

уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;

«Грибная полянка»

Цель: продолжать учить распознавать и называть грибы: подберёзовик, подосиновик, белый гриб, лисички, маслята, опята. Закреплять названия деревьев: дуб, осина, берёза, сосна, ель.

«Узнай по описанию»

Цель: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.

«Когда это бывает?»

Цель: закрепить представления детей о последовательности изменений в природе весной, летом, осенью, зимой по существенным признакам.

Игры - драматизации по произведениям:

«Три поросёнка» (с англ. С. Михалков)

«Под грибом» (В. Сутеев)

«Мешок яблок» (В. Сутеев)

«Колосок» на стихотворения Е. Благининой.

«Репка».

Трудовая деятельность:

Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листьев для гербария).

Уборка опавшей листвы.

Подготовка клумбы группового участка к зиме.

Укрывание корней деревьев упавшей листвой.

Беседа:

Тема: «Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Беседы по ОБЖ:

«Осторожно, ядовитые растения!»

Цель: познакомить детей с ядовитыми растениями; учить детей внимательно относиться к незнакомым растениям в природе; познакомить с правилами безопасного взаимодействия с ядовитыми растениями.

«Правила поведения в лесу»

Цель: закрепление знаний детей о правилах поведения в лесу.

«Берегись насекомых»

Цели: формировать представление о разнообразных насекомых; дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Путешествие в осенний лес». «Птицы улетают на юг». «Сбор урожая».

Лепка «Овощи и фрукты» «Звери готовятся к зиме».

Аппликация «Ветка рябины» «Осенние листья».

Рассматривание репродукций картин:

И. С. Остроухов «Золотая осень»,

И. И. Левитан «Золотая осень»,

И. Шишкин «Осень»,

Е. Волков «Октябрь»,

С. Жуковский «Лесное озеро»,

В. Поленов «Золотая осень»,

И. Бродский «Золотая осень» и др.;

Слушание музыкальных произведений:

Пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», Ф. Шопен «Осенний вальс».

Досуги, развлечения:

«Осень в гости к нам пришла», «Письма осени»

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;

физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;

дыхательная гимнастика «Ветерок»;

хороводная игра «К нам осень пришла»;

П/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц»;

эстафета «Соберем осенний букет».

Игра-соревнование «Кто быстрее оббежит лужи».

Беседы:

«Как одеваться осенью».

«Чтобы не болеть».

Подвижные игры:

«Листопад»

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение работать в парах.

«Длинная змейка»

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

«Филин и птицы»

Цель: развивать двигательные, коммуникативные и творческие способности.

Игры-соревнования:

«Кто первый соберет осенний букет».

«Кто быстрее оббежит лужи»

Физкультминутки:

«Клен»

Ветер тихо клен качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз-наклон

И – наклон

И два – наклон

 «Листопад»

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

«Мы, листики осенние»

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

«Осенний букет»

«Капуста»

«Грибы»

Взаимодействие с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Краски осени»;

- разучивание стихотворений об осени;

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;

- консультация для родителей «Как не заболеть осенью», индивидуальные беседы «Одежда детей в группе и на прогулке».

Анализ результатов работы.

В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.

На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом. Работа по проекту помогла развить у ребят группы художественный вкус, эстетическую восприимчивость. 

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Приложения

Конспект ООД в средней группе по познавательному развитию (формирование целостности картины мира) «Что нам осень принесла?»

Цель: обобщение представлений детей об осени.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

- Расширять представление об овощах и фруктах.

- Дать представление о пользе природных витаминов.

- Закреплять умение отгадывать загадки.

Развивающие:

- Развивать речь, расширять и активизировать словарь по теме «Осень».

- Развитие моторики, двигательной сферы.

Способствовать развитию любознательности и мышления, мелкой моторики.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

Демонстрационное: муляжи фруктов и овощей, картинки с изображением сада и огорода, картинки с изображением фруктов и овощей, листья, картинки с изображением осенних пейзажей.

Раздаточный материал: муляжи фруктов и овощей, разрезные плоские предметы-листья из 2-3-4частей, овощи, нарезанные кубиком.

ИКТ-магнитофон.

Словарная работа: листопад, урожай.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на гостей. Здороваются с гостями.

-Гости пришли посмотреть, как вы умеете заниматься.

-Тема нашего занятия… Что нам осень принесла?

Ой, ребята, а здесь еще и конверт. Посмотрите, а это адрес нашего детского сада и нашей группы. Как вы думаете от кого это письмо? - От осени.

-Давайте его прочтем и узнаем, что нам осень написала: «Здравствуйте, дорогие ребята пишу вам письмо я, Осень. Мы с моей подругой- Зимой поспорили. Она говорит, что дети ничего не знают об Осени: о ее приметах и о том, что происходит Осенью. Вот я решила написать вам письмо и спросить у вас, з наете ли вы обо мне?»

-Мне кажется, ребята, мы много знаем об Осени и можем, о ней рассказать.

- После какого времени года наступает осень?

-Осень наступает после лета.

-Что происходит в природе осенью?

-Стало холодно. Часто идут дожди. Дует холодный ветер. На деревьях пожелтели листья.

-какая погода бывает осенью, если идет дождь - ветреная,

на улице холодно- холодная,

пасмурно- пасмурная,

сыро- сырая, хмуро- хмурая,

солнечно- солнечная,

ясно- ясная.

-Что происходит в жизни птиц и зверей?

-Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Делают припасы к зиме.

-Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

-Надевают теплые куртки, ботинки. Потому, что на улице

стало холодно.

-Что делают люди в полях и огородах?

-Собирают урожай.

-Молодцы ребята, вот вы, сколько знаете об осени.

2. Беседа о фруктах и овощах.

-Когда осень в гости к нам пришла, пришла не просто так, одарила урожаем, своей красотой.

-Осень славная пора!

-Любит осень детвора!

Воспитатель ставит на стол вазу с фруктами (муляжи).

-Сливы, груши, яблоки- как сказать одним словом?

-Фрукты

-Где растут фрукты?

-В саду, на деревьях.

Показ иллюстрации с изображением фруктового сада.

Воспитатель ставит на стол овощи (муляжи).

-Морковь,картошка, капуста, баклажан, помидор-это всё что?

-Овощи.

-Где растут овощи?

-Овощи растут в огороде, на грядке.

Показ иллюстрации с изображением огорода.

3. Игра «Собери урожай».

-Поиграем в игру «Собери урожай».

-В корзину собираем - овощи.

-В вазу собираем - фрукты.

Воспитатель хвалит ребят за то, что они правильно собрали в корзину овощи, а в вазу фрукты.

-Осенью собирают урожай фруктов и овощей и делают запасы на зиму.

4. Беседа «Листопад».

-Осень одарила нас своей красотой-листопадом.

-Почему деревья осенью сбрасывают листья?

-А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном.

-Что такое листопад?

-Осенью становится холодно и с деревьев все листья облетают. Один за одним падают, падают на землю. Всю землю покрыло листвой. Это и есть листопад.

5. Физминутка. Подвижная игра «Мы - листочки»

Мы – листики осенние, на веточках сидели (Дети приседают)

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели (Бегают на носочках)

И на землю тихо сели (Дети приседают)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Дети встают)

Повертел их, покружил. (Дети кружатся на месте)

6. Игра «Осенние листья» («Собери целое»).

-Давайте поиграем в игру «Осенние листья».

-Подул сильный ветер, и разлетелись листья.

-Надо их собрать.

Воспитатель предлагает ребятам собрать листья из частей, обращает внимание, что листья разного цвета и величины.

Вместе с ребёнком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

-Вот какие красивые листья получились.

7. Игра «Узнай на вкус?»

-Я вам дам угощенье, и вы мне скажите, чем вас Осень угостила.

-Я съел яблоко.

-Я съел свежий огурец.

-Я съел морковь.

-Я съел соленый огурец.

-Понравилось вам угощенье Осени?

8. Рефлексия

-Давайте вспомним, что нам осень принесла?

-О чём мы говорили сегодня?

-В какие игры играли.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе

«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе;

- формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах;

- расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Развивающие:

- развивать память, связную речь, мышление, воображение, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: иллюстрации осеннего леса, рисунки березы, рябины и ели осенью. Игрушки для кукольного театра: ежик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Настоящие ягоды в лукошке. Аудио – запись осеннего леса.

Ход занятия

Организационный момент:

В.: У меня для вас сюрприз: мы отправимся в путешествие. Только надо отгадать загадку:

Весь красивый, расписной,

Жёлтый и багряный.

В гости нас зовёт с тобой,

Машет яркою листвой. (лес)

В.: Верно, дети - это лес. И не простой, а осенний лес. Ведь уже наступила осень. Давайте же отправимся в осенний лес. (идут под музыку

«Сентябрь» П.И. Чайковского из альбома «Времена года»)

В.: Дети, посмотрите вокруг – как красиво! А вам нравится в лесу? Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу? (Ответы детей.) Правильно, это береза. Как вы догадались, что это береза? (ответы детей)

 В.: Верно, только у березы белый ствол и черные черточки на стволе. А листочки похожи на маленькие сердечки. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки? У березы осенью листья желтого цвета. Посмотрите и скажите, как называется это дерево? (Показывает на рябину.) (ответы детей). Как вы догадались, что это рябина?

В.: Правильно, только у рябины на ветках висят оранжево-красные ягоды, а листики тонкие, длинные, очень красивые. А какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные – желтые, красные и зеленые. А как называется это дерево? (Указывает на елку.) Конечно, это красавица елочка. Вы помните, мы рассматривали елочку зимой и летом. Она всегда в зеленом убранстве. Вот и осенью елочка в зеленом наряде.

В.: Ребята, а давайте сыграем в игру «Дерево какое?» и посмотрим, кто больше назовёт примет дерева.

Речевая игра «Дерево какое?»

Воспитатель бросает мяч ребёнку со словами, например, «Берёза какая?». Ребёнок возвращает мяч обратно и называет одно прилагательное (например, красивая, золотая и т.д.)

Читает стихотворение О. Высотской:

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

В.: В лесу можно закрыть глазки и услышать много интересного: как ветерок качает ветви деревьев, как шумит листва.

Психогимнастика «Осенний лес» (звучит аудио – запись осеннего леса)

В осеннем лесу ветерок качает ветви деревьев, давайте и мы превратимся в осенние деревья и покачаем руками – веточками. А теперь давайте закроем глазки и послушаем лес.

В.: ребята, вы слышите? Кто-то шуршит и фырчит в траве, как вы думаете, кто это? (Ответы детей.) Конечно, это ежик. Появляется ежик (игрушка).

Ежик. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуй, ежик!

В.: Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.

Ежик. Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка, она готовит орешки на зиму, сушит грибочки. Дети, посмотрите, как много грибов на полянке.

В.: В наш лес за грибами приходят и люди. Ребята, в лес можно ходить только со взрослыми: мамой, папой, дедушкой или бабушкой. В лесу много грибов, но не все грибы людям можно есть. Одни грибы называются съедобными, их можно есть. Другие грибы – несъедобные, их нельзя есть человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.

Ежик. Да, ребятки, ходить в лес можно только со взрослыми. Посмотрите на этот гриб. Он очень красивый! (Показывает мухомор (муляж)).

Воспитатель читает стихотворение про мухомор:

В шапке красной —

Враг опасный.

Полюбуйся, погляди,

Да сторонкой обойди!

В.: Ребята, это мухомор, он не съедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся. Дети, а вот еще гриб, он называется «белый». Это съедобный гриб. Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы.

Ежик: Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем (грибницей). Если не будет грибов, животным нечем будет питаться. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и другие животные. Дети, а какие ягоды вы знаете? (дети называют)

В.: А я предлагаю поиграть в игру и найти эти ягоды.

Д.И. «Найди ягоды»

Дети (2-3 ребёнка) находят картинки ягод среди картинок грибов, фруктов и овощей. Затем выстраиваются в ряд и называют их.

В.: Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых.

Ежик: Хорошо, спрошу у мамы-ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверное, мама меня уже потеряла, я побегу. До свидания, дети!

   Слышится оханье, появляется медвежонок.

Медвежонок: Кто это на моей полянке шумит?

В. : Это дети пришли в гости, они не шумят, знакомятся с жизнью леса.

Медвежонок: Я тоже хочу с ними познакомиться. А дети знают, как нужно вести себя в лесу?

В.:  Да, наши ребята воспитанные, они знают, как нужно вести себя в лесу.

Медвежонок: Тогда давайте поиграем с вами в мою игру!

П.И.«У медведя во бору грибы, ягоды беру…».

Дети находятся за обозначенной на полу линией – «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается догнать их.

 Игра повторяется 2–3 раза.

 Медвежонок. Какие дружные ребята!

 В.: Да, медвежонок, дети очень дружные.

В.: Дети, ягоды и грибы не только очень вкусные, но и полезные в них содержится много полезных веществ и витаминов.

Медвежонок: Ну, мне пора. До свиданья, детвора! (уходит)

В.: И нам с вами пора возвращаться в наш детский сад (дети под музыку проходят на свои места).

Итог занятия:

- где мы сегодня побывали?

- что видели?

- кого встретили?

- какая игра вам понравилась?

В.: Сегодня мы свами побывали в осеннем лесу. Чтобы у вас остались воспоминания об этом путешествие давайте с вами нарисуем берёзку осеннюю и ёлочку, а кто хочет, может нарисовать зверей, которых мы встретили в осеннем лесу – Ёжика и Медвежонка.

Дети под музыку П.И. Чайковского «Сентябрь» рисуют.

В.: Давайте все вместе устроим выставку «Путешествие в осенний лес».

Словесные игры:

Игра «Один – много»

Цель: образование от единственного числа существительных множественное число.

лужа — лужи                           Лист — листья        

дерево — деревья                  Ветка — ветки        

туча — тучи                            Птица — птицы

цветок — цветы                      Дождь — дожди

Луковица — луковицы            Огурец — огурцы

Морковка — морковки            Свёкла — свёклы

Кабачок — кабачки                  Кочан — кочаны

Горошина — горошины           Стручок —стручки

Яблоко – яблоки                       Груша – груши

Вишня – вишни                         Лимон – лимоны

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение.

Ход: Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо, а мальчики - когда осень - это плохо.

Хорошо - поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.

Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.

«Подбери признак».

Цель: образование относительных прилагательных.

-Листья осенью (какие?)  - желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

-Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

- Деревья осенью (какие?) - ранней- с разноцветными листьями, поздней- голые.

 «Назови ласково

Задачи: учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

     Яблоко — яблочко

Апельсин — апельсинчик

Лимон — лимончик

Слива — сливка

Мандарин — мандаринчик

    Ананас — ананасик

Вишня — вишенка

Помидор — помидорчик

Огурец — огурчик

Морковь — морковочка

Репа — репочка

Редиска — редисочка

Свёкла — свеколочка

Чеснок — чесночек

Лук — луковичка

Перец — перчик

Баклажан - баклажанчик

Игры с речевым сопровождением:

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся        (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)

 Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

«Дождик»

Приплыли тучи дождевые:

 Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:        

- Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

 Льет, льет, льет.

 Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.

Дидактические игры:

«Что где растет»

Задачи: дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).

 «Какое время года?»

Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания, развивать слуховое восприятие, внимание.

«Овощи и фрукты»

Задачи. Учить детей группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игра «Что изменилось?»

Задачи: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т.д.

Показать картинку, например, с изображением яблока.

- Хорошо запомните картинку. Закройте глаза.
Вместо картинки с яблоком кладется картинка с изображением вишни.

- Откройте глаза. Что пропало? (Яблоко.) Что появилось? (Вишня.)

Нет (чего?) — яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов, вишен, слив…

2 вариант:

Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, упражнять в использовании различных способов запоминания пространственного расположения предметов, учить ребят отвечать на вопрос «Что изменилось?», используя характеристики пространственного взаиморасположения предметов.

«Что за птица»

Задачи: учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию.

«С какого дерева листок»

Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, умение сопоставлять и сравнивать предметы по форме, цвету, величине, активизировать в речи названия деревьев.

«Чудесный мешочек»

Задачи: развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения.

«Что лишнее?»

Задачи: учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор...

Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)        

Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)        

Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)

Помидор, редька, лук, репа (помидор)

Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко) 

Салат, редис, капуста, лук (лук) 

Груша, чеснок, апельсин, яблоко (чеснок) 

Клюква, малина, груша, рябина (груша) 

Киви, банан, груша, брусника (брусника)

Редька, лук, баклажан, черника (черника) 

«Что дерево рассказывает о себе».

Задачи: учить детей составлять описание знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки, учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью.

«Разрезные картинки».

Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер по лесу летал,                            Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:                         Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                 Укладывают ладони на коленки  

Н.Нищеева

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,              (Загибают пальчики, начиная с  большого.)

Будем листья собирать.                     (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                                  (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

 Маме осенний букет отнесем.         («Шагают» по столу средним и указательным  пальчиками.) 

Н.Нищева

"Вышел дождик погулять".

Раз, два, три, четыре, пять,        Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая   — начиная с

                                                       мизинца, правая — с большого пальца.
Вышел дождик погулять.            
Беспорядочные удары. 
Шел неспешно по  привычке,    
"Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:          
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками.
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько:"Ох!"
Часто и ритмично бьют в ладоши. 
И ушел. Газон засох.                    
Ритмичные хлопки по коленям. 

«1,2,3,4,5, в лес идем гулять»

Раз, два, три, четыре, пять       (пальчики обеих рук "здороваются", начиная с

                                                         больших пальцев)

В лес идем гулять.                       (обе руки "идут" указательными и средними

                                                          пальцами по столу)

За черникой,                                 (загибать пальчики, начиная с большого)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

"Хозяйка однажды с базара пришла".

Хозяйка однажды с базара пришла,            "Шагают" пальчиками. 
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,          
Загибают по одному пальнику.
Петрушку и свеклу. Ох!..                              
Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?    
Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!..                          
Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,          
Загибают по одному пальчику. 
Петрушку и свеклу. Ох!..                              
Хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке            
Ладони складывают крест накрест. 
Картошка, капуста, морковка, горох,        
Загибают по одному пальчику. 
Петрушка и свекла. Ох!..                            
Хлопок.
И суп овощной оказался неплох!              
"Едят" суп.
                                                                                      Ю. Тувим

 «Мы капусту рубим – рубим…»

Мы капусту рубим, рубим,          (имитация движений)

Мы капусту режем, режем,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем!   

Подвижные игры:

«Гуси – гуси»

Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.

Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.

 Слова хозяйки гусей:
 Гуси! Гуси!
 Есть хотите?
 Ну, летите!
 Почему?
 
 Ну, летите как хотите,
 Только крылья сберегите!

Ответы гусей:
Га-га-га!
Да-да-да!
Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе.

« Огуречик, огуречик…»

 Задачи:  упражнять в беге врассыпную, умение действовать по сигналу.

 Ход:  На одном конце зала- ловишка , на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на 2-х ногах.

Ловишка:  «Огуречик, огуречик,

                     Не ходи на тот конечик.

                     Там мышка живет,

                     Тебе хвостик отгрызет»

Дети убегают на свои места, а ловишка догоняет.

 «У медведя во бору»

 Задачи: развивать умение двигаться в соответствии с текстом.

Ход: за чертой, на расстоянии 2-3-х шагов место для медведя. На противоположном конце площадки обозначен дом детей.

Ведущий говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т.е имитируют соответствующие движения и говорят:

                                    «У медведя во бору

                                    Грибы, ягоды беру,

                                    А медведь сидит

                                     И на нас рычит.»

Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают.

 «У медведя во бору»

«Листопад»

По группе на полу лежат 3—4 обруча — это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев.

                Листопад, листопад,               поочередно взмах руками,

                Листья желтые летят,               обеими руками,

            Под ногами шелестят               приседают,

            И летят, летят, летят...            покружиться и присесть.

По сигналу дети — «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают».  Картинки деревьев меняются местами.

Н. Сладков «Осень на пороге»

- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

- Готовы, готовы, готовы...

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся»

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.

Пока еще землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок.

Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухарином зобу.

Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы.

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в Лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдет и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

В.  Сутеев «Под грибом»

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.

— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

— Тут места нет.

— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место.

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает.

— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался?

— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

Г. Юдин "Как варить компот"

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

- Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!

- Ну и как же его варить?

- Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной!

Вся компания отправилась искать все самое вкусное, а кот разжег костер и повесил над ним котел с водой.

Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.

Потом пришла курица и принесла кукурузу. Корова принесла арбузные корки, кролик — клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер, колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

- Готово! Кушайте на здоровье.

Все попробовали, да как закашлялись, отказываются:

- Компот называется! Сам ешь!

Почему же так невкусно получилось? — мрачно задумался кот.

А.Н. Толстой "Мужик и медведь" (русская народная сказка)

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: – Мужик, я тебя сломаю.

– Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

– Быть так, – сказал медведь. – А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: – Мужик, давай репу делить, мою долю подавай. – Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь: – Мужик, куда ты едешь? – Еду, медведюшка, в город корешки продавать. – Дай-ка попробовать – каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

– А-а! – заревел. – Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает: – Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит: – Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

 

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

А. Барто «Осенью»

В саду пожелтели,

Осыпались клёны,

И только скамейка

Осталась зелёной.

Стоит она

В тихой аллейке,

И дождик

Стучит по скамейке.

Мокнет скамейка

Под голой рябиной...

Летом была она

Автомашиной,

Она самолётом

Красивым была,

Приделали к ней

Два фанерных крыла.

Вновь проглянет солнце

Завтра поутру,

Вновь начнут ребята

Шумную игру.

Поплывёт по Каме,

По Волге поплывёт

Украшенный флажками

Зелёный пароход.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Е. Трутнева «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах — 
Это платье золотое 
У берёзки на плечах.
 
У калины и рябины 
Вьются стаями дрозды... 
Под окошком георгины 
Красотой своей горды.

 

А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 

И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

А. Плещеев  «Осенняя песенка»

Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 
Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи
.


М. Ивенсен  «Падают, падают листья»

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад... 
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят. 
Птицы на юг улетают, 
Гуси, грачи, журавли. 
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали. 
В руки возьмем по корзинке, 
В лес за грибами пойдем, 
Пахнут пеньки и тропинки 
Вкусным осеннним грибом
«Лежебока рыжий кот»

Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет -
может миска приползет?.. 

А. Плещеев «Скучная картина»

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....


 К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.


А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Осень- чудная пора!"

Проект «Осень - чудная пора!» групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....

Экологический проект "Осень- чудная пора"!!!

Проект групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....

Экологический проект "Осень-чудная пора!"

v   Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В лю...

Проект . "Осень чудная пора".

Тема проекта :  " Осень чудная пора!  "   обучение  детей  оброзному    восприятию.чтение поэтических произведений; знакомство с разными   видами живописи ...

Экологический Проект «Осень - чудная пора !»

1. Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению природыу детей старшей группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».2. Кадры: воспитатели старшей группы.  ...

Мини проект_Осень – чудная пора, Любит осень детвора!

ЦельРасширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира....

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудна пора". Цель  проекта: исследовательская деятельность по изуче...