Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников
учебно-методический материал по окружающему миру

Беленогова Светлана Алексеевна

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников

                 Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить

           одно из самых благодетельных,    воспитывающих душу влияний.

                                                                                             К.Д. Ушинский

    Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

    "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

     Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

 -     воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

 - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

 -     развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься  ею, желания сохранить её).

 -    участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

    Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.

     Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

    На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

    Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

    В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы, который лежат в тех или иных способах действия).

   Выделяют следующие  группы методов:

- наглядные  (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

- словесные ( беседа, рассказ, чтение х/л , объяснение, указание, педагогичес-

кая оценка, вопрос и т.д.)

- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)

- собственно-практические ( обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)

- игровые ( дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).

    Все  группы методов используются на протяжении всего дошкольного возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере деятельности детей.

   На первых  этапах наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют сложившиеся у детей экологические  ценностные ориентации,  интересы и потребности.  

   На этапе формирования экологической проблемы особую  роль приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность.    Игровая деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

  При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

    Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

    Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении.

    Можно сделать вывод, что работа по экологическому воспитанию в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;

- работа с педагогами;

- работа с родителями;

- работа в социуме;

   Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

   Познавательная и речевая деятельность – важная составляющая экологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.

   Воспитание чувства ответственности.  Любить – значит, беречь.  Помогают в этом уголки экологического воспитания и специальная экологическая комната .

    Экологические зоны на участке ДОУ: труд в уголке поля;  наш солнечный луг;  июльское разнотравье ;   огороды и цветники.

    Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.

  Художественная и энциклопедическая  литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками,  произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.

  Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

       Один из путей повышения  эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

  Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях:

- экологические занятия;

- экологические экскурсии;

- уроки доброты;

- уроки мышления;

- экологические кружки;

- экологические конкурсы;

- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";

- экологические акции;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- трудовой десант;

- зеленый патруль;

- лаборатория юного эколога;

- составление экологических карт;

- ведение «Панорамы добрых дел»;

- ведение   фенологических    календарей природы;

- экологические выставки и экспозиции;

- экологические музеи;

- день (неделя) экологического творчества;

- экологические праздники и фестивали;

- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);

- экологические сказки;

- экологические тренинги; и т.д.

     Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей.

   Основные задачи педагога - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

         Таким образом,  важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Источники:

  1. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.
  2.  Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г., 336 с.
  3.  Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999. - 224с.
  4.  Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. - 2005.- № 17.- С.11-15.