Конспект по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Уходит осень золотая»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Потапушкина Галина Ивановна

Уточнить представления детей об осени, когда  все в природе меняется (уходит тепло, становится холоднее, небо пасмурное, часто идут дожди; замирает жизнь среди растений и животных: вянут травы, расцвечиваются и опадают листья с деревьев и кустарников, перелетные птицы улетают на юг, насекомые прячутся и замирают, животные в лесу, в речках и прудах готовятся к зиме; люди осенью собирают урожай овощей и фруктов); развивать у детей художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uhodit_osen_zolotaya.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «Уходит осень золотая»

Программное содержание: уточнить представления детей об осени, когда  все в природе меняется (уходит тепло, становится холоднее, небо пасмурное, часто идут дожди; замирает жизнь среди растений и животных: вянут травы, расцвечиваются и опадают листья с деревьев и кустарников, перелетные птицы улетают на юг, насекомые прячутся и замирают, животные в лесу, в речках и прудах готовятся к зиме; люди осенью собирают урожай овощей и фруктов); развивать у детей художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве.

Материал: игрушка-мышонок пик,  три страницы календаря, 2-3 репродукции картин известных художников об осени, рассказы В.Бианки «Готовятся к зиме», «Прячутся..», магнитофон,  принадлежности для  изодеятельности,  панно из засушенных листьев, картины «Сад», «Огород».

Ход занятия.

-Вянет трава,

Мокнут поля,

День убывает,

Когда это бывает? (осенью)

-Дети, давайте рассмотрим с вами календарь, который мы вели три месяца и поговорим об осени.

-Но сначала вспомним название осенних месяцев. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

-Скажите, какая погода была осенью? ( стало холоднее, часто шли дожди, небо было хмурое и пр.)

-Как выглядела растительность, покров земли? ( трава завяла, высохли цветы, деревья сбросили листья, листья окрасились в красивые яркие цвета)

-Что произошло с птицами, куда они подевались?  (птицы улетели в теплые края)

-А почему не видно насекомых? (насекомые попрятались в различные щели).

-А как животные подготовились к зиме? (белка сделала запасы на зиму, медведь устроил себе берлогу, заяц сменил серую шубку на белую и пр.)

-Теперь мы знаем, чем осень отличается от других сезонов – осенью меняется все: погода становится холоднее и дождливее. Это хорошо видно на нашем календаре – в сентябре было теплее, чем в октябре и в ноябре. Значок – фигурка человека – показывает нам, что в сентябре мы легко одевались, а в ноябре стало намного холоднее и мы одеваемся почти по-  зимнему.

-Осенью день укорачивается, ночь становится длинной: рано утром в сентябре было светло, а теперь темно, свет вечером включали поздно, а теперь уже и в детском саду включаем.

-Осенью так резко меняются условия, что и растения не могут находиться в прежнем состоянии. Ведь им нужна не только вода, которой сейчас много от осенних дождей, но еще и свет и тепло.

-Летом все зеленело, было много цветов в саду, на лугах, на городских газонах. А теперь все поблекло : листья опали, трава увяла, цветы отцвели; на земле лужи, грязь.

Раздается стук в дверь : пришел мышонок Пик.

-Дети, посмотрите, к нам пожаловал наш хороший знакомый – всеми любимый мышонок Пик. Это не хомячок, это мышонок из сказки.

Дети гладят игрушку, здороваются с ней.

-Как хорошо , Пик, что ты к нам пришел. У нас интересное занятие. Но ты немного опоздал. Видишь, какой замечательный календарь сделали ребята! Они тебе потом расскажут, что в нем нарисовано. А сейчас слушай дальше.

-Ребята, давайте расскажем Пику, что люди делают осенью.

-Я включу магнитофон, чтобы записывать ваши рассказы.

-Пик, у нас и картины есть.

Выставляются картины «Сад», «Огород».

Дети с удовольствием рассказывают мышонку о том, что люди осенью собирают урожай овощей и фруктов.

-Пик, Виталий Бианки не только про тебя сочинил сказку. Он еще написал много интересных рассказов о природе. Мы с ребятами их часто читаем, они тебе покажут книжки, которые сами сделали. А сейчас давайте послушаем рассказы В.Бианки «Прячутся» и «Готовятся к зиме».

Воспитатель читает рассказы.

-Ну вот , Пик, теперь ты знаешь, как мышки зиму встречают и что делают осенью самые разные животные.

-А сейчас ,дети, мы с вами пройдем в мастерскую художника.

Дети переходят в другое помещение.

-Осенью бывают прекрасные моменты – и  голубое  небо, и неяркое солнце, и золотистые березы, и багряные клены. Рядом с ними резко выделяются темно-зеленые ели и сосны. Эту красоту заметили художники и поэты. Она так  впечатлила их, что они не могли не написать картины и стихотворения. Сейчас мы посмотрим несколько картин и послушаем стихотворения, а потом сами нарисуем то, что нам особенно понравилось осенью, что вызвало у нас радостные переживания.

Возле картин дети рассказывают , что они чувствуют , глядя на них. Какая картина им нравится больше.

-Глядя на эти  картины  ощущаешь прохладный,  бодрящий осенний воздух. Я любуюсь красотой родного края. Картины художников – это выражение их лирических раздумий .

-Хочется  процитировать А.С.Пушкина

«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…»

-А теперь я предлагаю вам самим стать художниками и нарисовать картину на осеннюю тему.

-Вы можете изобразить любые яркие впечатления, которые у вас были осенью. Может быть, вы нарисуете, как собирали с родителями грибы. А кто-то захочет изобразить овощи и фрукты на блюде или в корзине. Яблоня в спелых яблоках у кого-то на даче или фрукты на тарелке, вазе, разноцветные овощи на столе – это очень красиво! Получится картина, которая называется «натюрморт». А кто-то , наверное, захочет нарисовать иллюстрации к рассказам В.Бианки, которые мы только что  читали. Так , как рисовали раньше. Можно, например, изобразить много зерна, а рядом мышку. Вот Пику будет интересно!

-А можно нарисовать и наш участок: рябину – очень она красива осенью, березки – золотые сестрицы, пень с опятами – любая картина будет интересна.

Дети садятся за столы, выбирают материал, определяются с сюжетом. И начинается интересный творческий процесс.

По окончании работы организуется выставка, которую могут посетить дети из других групп и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»

Занятие в старшей группе по познавательному развитию....

Конспект по познавательному развитию детей старшей группы Тема: « Насекомые»

Цель: формирование нравственных ценностей у дошкольников в процессе общения с природой....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия « Поможем зверятам».

Цель: Упражнять , самостоятельно ,создавать конструкцию в соответствии с определенными условиями .Задачи образовательных областей.Познавательное развитие:Совершенствовать навыки порядкового и количест...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Что такое огонь»

Познакомить с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня в условиях жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использо...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе Тема:"Кто главный в лесу"

Программное содержание: уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми пи...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе Тема:"Кто живет в реке и озере"

Программное содержание: закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер; развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер. Совершенствовать устную реч...