Конспект по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Что такое огонь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Потапушкина Галина Ивановна

Познакомить с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня в условиях жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком. Активизировать словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_ogon.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «Что такое огонь»

Программное  содержание: познакомить с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня в условиях жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком. Активизировать словарный запас.

Материал: игрушка Незнайка, две свечки, спички, иллюстрации к игре «Раньше и теперь», модель вращения Земли вокруг Солнца, модели состояния погоды в зависимости от активности Солнца.

Предварительная работа: чтение рассказов «Прометей», «Почему так бывает?», «Как человек огонь приручил», «Черное и белое», «Как огонь работать заставил» из книги «Огонь»; О.Герасимова «Сказка о споре огня воды и ветра», «Семь небесных коней»,; С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,; Т. Кинько «Наш номер «01».

Ход занятия.

Появляется кукла Незнайка с забинтованной рукой.

-Незнайка, что с тобой случилось? Почему у тебя забинтована рука? (Незнайка «шепчет на ухо воспитателю )

-Ребята, Незнайка решил поиграть в пожарного: взял спички, развел костер, а потом начал тушить.

-Ребята, разве можно играть в такую игру? Чем это может закончиться? (ответы детей)

-Присаживайся к нам, Незнайка, и послушай рассказ об огне. Тогда ты поймешь, что огонь необходим всему живому на Земле, хотя и очень коварен.

-У многих народов есть сказки и легенды, в которых рассказывается о том, как в древности боги создавали мир из четырех составляющих частей или, как их называют, четырех стихий. Назовите их ,ребята. (вода, земля, воздух, огонь)

-Земля была нужна, чтобы на ней могли жить люди, животные, растения, в воде поселились рыбы, и еще вода давала соки всему живому на земле. Нужно было освещать и согревать этот новый мир – появился огонь. А воздух отделил землю от неба, где жили боги.

-Давным-давно, когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днем людей согревало солнце, а по ночам они дрожали от холода. Боги скрывали от людей тайну огня. Но нашелся среди богов один, пожалевший людей. Вспомните, дети, как его зовут?

-Да, его звали Прометей. Однажды он похитил божественный огонь и принес его людям. Рассердился за это на него самый главный бог Зевс и решил наказать его. Что он приказал сделать? (ответы детей)

-Долгие годы страдал Прометей в горах, прикованный цепями. По приказу Зевса его терзал огромный орел, а цепи не позволяли узнику оторнать злую птицу. Лишь через много лет его освободил из плена богатырь. Как его звали? ( Геракл)

-Что он сделал? (ответы детей)

-Правильно, он убил орла и разорвал цепи. А люди в благодарность за то добро, что принес Прометей, сложили о нем легенду.

Дети вместе с воспитателем походят к панно.

-Мир, который мы видим вокруг, питает и поддерживает огонь. Солнце, согревающее нашу Землю, - это огнь, большой раскаленный огненный шар. Какую форму имеет наша планета? (ответы детей)

-Да, Земля круглая. Летит она, кружится, как волчок, вокруг себя и вокруг Солнца. (дети рассматривают модель)

-От чего зависит смена дня и ночи? Времен года? (ответы детей)

-Повернется Земля к солнышку одним боком – на этой стороне день наступит, а на другой  - ночь. Вокруг Солнца летит Земля целый год, а вот какой путь у нее. То ближе подлетит Земля к Солнцу, то подальше убежит от него. Да еще крутится наша Земля с наклоном: то одну сторону греет у солнечной печки, то другую. Так и меняются на планете времена года: весна – лето – осень – зима.

-Огонь дает тепло и свет всему живому на нашей планете. Наглядным примером тому может служить живая природа – животные, растения. Какое солнце зимой? (светит, но не греет. Рассматривается модель: холодное зимнее солнце – мороз – снег – земля покрыта снегом – голые деревья…)

-А какое солнце летом? (работа с моделью : жаркое солнце – дождь – зеленые деревья, кусты, цветы…)

-Давайте вспомним наш опыт с луковицами. (рассматривание зарисовки детей: лук на окне, в шкафу, в холодном помещении. Объясняем)

-Огонь – это свет и тепло. На него можно смотреть бесконечно. Наверное, это осталось в нас от далеких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем жилище.

-Давайте покажем, как человек огнь приручил. ( с помощью модели дети показывают: молния – костер – трут – кремень – спички)

-Сначала людям приходилось сохранять огонь, дожидаться, когда молния зажжет дерево или случится лесной пожар. Затем кто-то из древних людей заметил , что если долго тереть друг о друга два куска дерева, они нагреются, потом начинают дымиться, наконец, вспыхивает пламя. Значит, огонь можно добывать своими руками? Стали люди придумывать  разные приспособления, чтобы легче и быстрее огонь добывать. Сначала придумали деревянную палочку на  обрубке дерева руками крутить – получилось!

-Давайте и мы попробуем покрутить (крутим палочки) – очень тяжелый труд и долгий. Изобрели потом маленький лук для этой палочки – дело пошло быстрее. Наконец догадались из камней огонь извлекать: стукнут камень о камень – выскочит искра. Упадет на сухой мох, вот и костер готов.

Дети выполняют этюд «Пламя костра» (воспитатель говорит слова , а дети выполняют движения согласно тексту)

-Огонь только родился, он еще слабый, неуверенный. (дети садятся на корточки, опускают голову на колени, руки опущены вдоль туловища)

-А теперь огонь набирает силу, растет. (дети медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой)

-Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец. (с поднятыми руками дети наклоняют корпус то вправо, то влево, затем кружатся)

-Языки пламени то поднимаются  выше,  то  начинают стелиться по земле.. (сопровождая движения тела движением рук, дети то нагибаются, то вытягиваются вверх, приподнимаясь на носочки, то садятся на корточки, вытягивая руки вперед, изображая стелющийся огонь)

-На огне люди варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость.

-150 лет назад люди изобрели спички: удобные, легкие зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане прирученный огонь. Вот одной из таких палочек я и зажгу сейчас нашу свечу. Мы сидим с вами  у зажженного камина, горит свеча, нам тепло и уютно.

-Что вы испытываете, глядя на огнь? (ответы детей)

-Человек не только «приручил» огонь, но и заставил на себя работать. (дети рассматривают иллюстрации, на которых из песка с помощью огня люди научились делать прозрачное стекло; из камней добывать металлы; человек изобрел хитроумную машину – подружив воду с огнем, стал получать пар. Так появились паровозы, пароходы)

-Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах и тепловых электростанциях, в автомобилях и теплоходах, выводит в космос спутники Земли.

-Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь.

-Дети, посмотрите на руку Незнайки и запомните, что огонь всегда таит в себе опасность. Выйдя из под контроля, он становится не другом, а врагом , страшным чудовищем, уничтожающим порой целые города, и тогда человеку приходится выходить с ним на бой. Вспомните героев книг о пожарах и пожарных, которые мы с вами читали. (ответы детей)

-Вам нравится как горят наши свечки? Оставим их гореть, а сами пойдем гулять?

-Почему нельзя оставлять огонь без присмотра?

-Представьте, что у нас в группе начался пожар. Что нужно делать?(ответы детей)

-Я надеюсь, что и Незнайка и вы , дети, узнали много интересного об огне. Что играть со спичками, как это сделал Незнайка, нельзя. Нужно помнить : «Спички детям не игрушка», «Из искры возгорится пламя!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»

Занятие в старшей группе по познавательному развитию....

Конспект по познавательному развитию детей старшей группы Тема: « Насекомые»

Цель: формирование нравственных ценностей у дошкольников в процессе общения с природой....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия « Поможем зверятам».

Цель: Упражнять , самостоятельно ,создавать конструкцию в соответствии с определенными условиями .Задачи образовательных областей.Познавательное развитие:Совершенствовать навыки порядкового и количест...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Уходит осень золотая»

Уточнить представления детей об осени, когда  все в природе меняется (уходит тепло, становится холоднее, небо пасмурное, часто идут дожди; замирает жизнь среди растений и животных: вянут травы, р...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе Тема:"Кто главный в лесу"

Программное содержание: уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми пи...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе Тема:"Кто живет в реке и озере"

Программное содержание: закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер; развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер. Совершенствовать устную реч...