Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Как рубашка в поле выросла!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Краюшкина Наталия Михайловна

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал по познавательному развитию детей подготовительной группы. Цель: расширить представления детей о быте и традициях русского народа; обобщить представления детей о ценности льна и значении его в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 21 «Рябинка

Конспект НОД по познавательному развитию «Как рубашка в поле выросла?»

                                                                                               

                                                                                                Подготовила

                                                                                                Воспитатель:

Краюшкина Н.М.

Москва 2015

  Цель: закрепить знания детей о ценности льна и значении его в жизни   человека.

      Задачи:

  1. Расширять представления детей о быте и традициях русского народа.
  2. Расширить представления детей о работах, связанных с выращиванием и обработкой льна в старину и современное время.
  3. Закрепить знания детьми орудий труда, необходимых для обработки льна в старой деревне.
  4. Обогащать словарь детей за счёт использования слов из народного фольклора.
  5. Воспитывать бережное отношение к одежде как результату труда людей.
  6. Развивать творческие способности и интерес к народному творчеству.

 Материалы и оборудование:

 

  1. Женский русский народный костюм из льна.
  2. Сундук.
  3. Букет из сухих веточек льна.
  4. Льняное волокно.
  5. Семена льна в прозрачной ёмкости.
  6. Льняная салфетка.
  7. Карточки для игры «Найди то, что пригодится».
  8. Кусочки двух видов ткани квадратной и прямоугольной формы разного размера, одна из которых льняная.
  9. Нитки разной длины.

Предварительная работа: беседы; просмотр видеоролика про «Музей льна и бересты» в городе Кострома; просмотр  видеозаписи хоровода «А мы сеяли, сеяли лён…»; отгадывание загадок; разучивание пословиц, поговорок, примет, посвящённых выращиванию и обработке льна; просмотр иллюстраций о труде людей; чтение произведений художественной литературы.

Ход НОД:

Воспитатель: Дорогие ребята, у нас состоится сегодня интересный разговор. Я очень рада нашей встрече, что даже решила надеть этот необычный наряд. А как можно назвать этот наряд?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вы сегодня красивые, одеты в современную, удобную  одежду, а раньше, в старину, люди одевались совсем по – другому, почти как я сейчас. А как вы думаете, зачем люди носят одежду?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, откуда берётся одежда?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, легко ли создаётся одежда? (Ответы) Кем она  создана? (Ответы)

Воспитатель: Правильно, ребята, процесс изготовления одежды очень длительный  и трудоёмкий. Много труда вкладывает человек производство ткани и одежды.

А теперь, посмотрите, какой сюрприз я приготовила для вас (Показывает сундук). Что это такое, ребята? (Ответы детей).

Воспитатель: Это сундук. А как вы думаете для чего нужны были в старину сундуки? (Ответы детей).

Воспитатель: Интересно, какую тайну хранит этот сундук? Я смогу его открыть только тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки об одежде.

Дети:       «По одёжке встречают, по уму провожают»,

           « Не одежда красит человека, а его добрые дела!»

           « Не украшай платье, а украшай ум!»

           «Красавица и в старом платье хороша!»

           «Каков человек, такова и одежда!»

           « Какова пряха, такова и рубаха.»

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадку!

             Мал – малышок в землю зашёл,

             Синюю шапку нашёл,

             Из земли вырастал, весь мир одевал!

Ответ детей: Лён.

Воспитатель достаёт из сундука букетик сухого льна и показывает детям.

 Воспитатель: Ребята, что это? (Ответы детей).  Правильно, это лён, он вырос у меня на огороде в качестве украшения. А в сельской местности засеивают им большие поля льна, затем ткут из него льняное полотно для одежды. Вот и мой костюм «вырос в поле». Сшит он ребята из льняного полотна.

Воспитатель достаёт из сундука волокно льна (показывает детям), затем достаёт льняные нитки и показывает: Вот из такого волокна потом плетут нитки.

Проводится хороводная игра «А мы сеяли, сеяли лён…»

А мы сеяли, сеяли лён,
А мы, рвали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев: Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой,
Лён мой зеляной.

А мы мяли,  трепали лёнок,

а мы чесали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.

А мы пряли, мы ткали лёнок,

а мы носили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
ты носися, мой белый кужалёк.

Припев: Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой,
Лён мой зеляной

Кужалёк – льняная ниточка

Чёботы (чоботы) — вид сапог с коротким голенищем. Мужская и женская обувь с каблуком. Чеботарь — сапожник. В русскоязычных письменных источниках слово чобот впервые встречается в 1486 году.

Воспитатель: Долгий путь проделал ленок – росток, чтобы превратиться в одежду. Какие пословицы про трудности выращивания льна вы знаете?

Дети: «Лён любит поклон»,

      «Кто посеет лён, пожнёт золото»,

      «Лён ручки любит»,

      «Мни лён доле, волокна будет боле»,

      «Лён вымотает – лён озолотит».

      «Чем ленок дольше, доход больше».

Воспитатель: Ребята, а в какое время сеяли лён? (Ответы детей). Правильно, в день Олёны – леносейки, 3 – го июня,  при этом говорили: «Посеешь лён на Олёну – будут длинные льны».

А какие ещё приметы вы знаете?

Дети:      « Хорошо рябина цветёт – к урожаю льна»,

           «Длинные капельники* - долгий лён» (*ледяные сосульки),

           «Бельё (зимой) долго не сохнет, льны нехороши будут»,

           «Урожай сморчков — к урожаю льна».

Воспитатель: Для обработки льна, человек использовал в своей деятельности  предметы – помощники, отгадайте в загадках их названия:

  «Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь!» (Ответ:    веретено)

  «С локоть -  мохнато, с локоть -  голо, с локоть -  под себя ушло.» (Ответ: прялка).

 «Большой паук посреди избы распластался» (Ответ: ткацкий станок).

Проводится дидактическая игра «Найди, что пригодится!»

Воспитатель: Ребята мы знаем из песен, загадок, пословиц о том, как в старину обрабатывали лён, а производят лён в наше время?

(Ответы детей). А как же это происходит?

Ответы детей: 1. Убирают лён комбайны.

  1. Вяжут лён, как раньше, вручную, ставят в снопы.
  2. Отвозят на льно - заводы.
  3. Стебли льна треплют на специальном станке.
  4. Затем лён прочёсывается  на чесальной машине.
  5. А на прядильной машине прядутся нити.
  6. Нити окрашиваются.
  7. Затем художник придумывает эскиз ткани.
  8. В ткацком цехе на машине ткётся ткань, а затем шьётся одежда.

Проводится игра: «Яблочко – наливное…»

Воспитатель: Ребята, а какую ещё  пользу для человека приносит лён? Правильно! (Воспитатель достаёт из сундука прозрачную ёмкость с семенами льна) Из семечек льна выжимают полезное масло, варят каши, измельчают их в муку для выпечки, добавляют в хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы много знаете о ценных качествах льна.

Воспитатель приглашает детей сесть за рабочий стол и показывает заготовки, объясняя задание.

А теперь мы попробуем сделать чудесных кукол – «кувадок» из двух кусочков ткани разного размера и формы.

  1. Сначала мы сделаем «головку» и «туловище». Кладём перед собой квадрат большего размера и скатываем его в трубочку, вот так. Перегибаем пополам нашу «трубочку» - заготовку.
  2. Затем перематываем длинной нитью верхнюю часть возле сгиба так, чтобы получилась как – бы голова будущей куколки.  Берём прямоугольник меньшего размера. Скатываем прямоугольную заготовку, как и квадратик. Это будут ручки
  3. Концы ручек перематываем нитью.
  4. Вставляем ручки между двумя свободными концами первой заготовки и обматываем длинной нитью место, которое расположено ниже уровня рук – это поясок нашей куклы.
  5. Крестообразно   обматываем туловище куколки. Наша куколка готова.

Воспитатель: Считалось ребята, что такие куклы, оберегают человека от бед и неприятностей, поэтому называли их куклами – оберегами. Молодцы ребята, теперь вы научились изготавливать куклу – оберег и сможете сделать эту куклу самостоятельно, вы хорошо потрудились!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лёд» (Средняя группа)

Занятие для детей средней группы. Знакомство детей с качествами и свойствами льда. Закрепить правила безопасности во время гололедицы....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зима недаром злится". В подготовительной к школе группе.

Сформировать  у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года.   Знакомить с народными приметами, пословицам...

Конспект НОД по познавательному развитию по теме: «Путешествие в страну Профессий». Вторая младшая группа.

Занятие для детей младшего возраста, на котором они познакомяться с такими профессиями, как повар, врач, шофер, их трудовыми процессами, предметами-помощниками....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Насекомые"

На занятии  дети знакомятся с насекомыми (бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар), обобщают знания  о насекомых, их характерных признаках....

НОД Тема: "Как рубашка в поле выросла"

Конспект беседы по трудовому воспитанию детей ...