Конспект занятия "Путешествие в осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В представленном конспекте дети знакомятся со временем года осень и с каждым осенним месяцем отдельно, запоминают отличительные признаки каждого месяца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие в осень»

(для старшей группы)

Воспитатель: Ермилова Т.А.

МДОУ «Д/с №125 к.в.»

Цель: Закрепить представление детей об осени.

Задачи:

  • Формировать умение выделять характерные признаки периодов осени.
  • Активизировать в речи слова, относящиеся к теме «Осень» (согласование прилагательных с существительным в роде, и числе).
  • Развивать умение видеть красоту золотой осени в поэтическом образе и в изобразительном искусстве.
  • Воспитывать бережное и чувственное отношение к природе, побуждать интерес к осеннему пейзажу.

Материал: Картина «Осенний парк». Аудиозаписи: И. П. Чайковского «Времена года» - «Октябрь»; А. Вивальди «Времена года» - «Осень».

Силуэты деревьев (береза, осина, рябина).

Засушенные листья разных деревьев.

Подготовительная работа.

Наблюдение на прогулке за осенними проявлениями природы. Разучивание стихов, пословиц и поговорок об осени.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.

-Несу я урожай,

-Поля вновь засеваю,

-Птиц к югу отправляю,

-Деревья раздеваю,

-Но не касаюсь сосен и елочек

Я- …. (Осень)

Дети: Осень

Воспитатель: Правильно. А кто из вас знает пословицы и поговорки об осени.

Дети: ответы детей, если затрудняются, то подсказать:

1. Лето со снопами, осень с пирогами.

2. Первый снежок- не лежок.

3. Лес и вода- брат и сестра.

4. Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся.

5. Холоден сентябрь, да сыт.

6. Весной дождь растит, а осенью гноит.

7. В осеннее ненастье семь погод на дворе- сеет, веет, кружит, шумит, и ревет, и льет, и снизу метет!

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня с вами совершим путешествие в осень. Осень, одно из четырех времен года.

Воспитатель: Какие вы еще знаете времена года?

Дети: Лето, зима, весна.

Воспитатель: Сколько месяцев длиться год?

Дети: 12 месяцев длиться год.

Воспитатель: Сколько месяцев в году длиться осень?

Дети: 3 месяца.

Воспитатель: Как называются осенние месяцы?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?

Дети: ранняя осень в сентябре

золотая осень в октябре

поздняя осень в ноябре

Воспитатель: Молодцы, ответили на все мои вопросы. Расскажите, какие изменения в природе происходят в первый период осени (ранней).

Дети: Происходит сбор урожая (фруктов и овощей, листья начинают окрашиваться, чаще идет дожди, меньше греет солнце, летят паутинки, птицы подготавливаются к отлету, насекомых становиться меньше, отцветают растения.

Воспитатель: Молодцы, знаете.

Воспитатель: А у нас ребята гостья (Ребёнок в роли Сентябринки).

Ребенок читает (Сентябринка):

Я ребята, Сентябринка

Паутина- серебринка

Листья крашу в яркий цвет,

Лучше красок в мире нет.

Поспевать велю плодам

Урожай хороший дам!

Сентябринка : Вот мой подарок вам (корзина с плодами и паутинку).

Воспитатель: Спасибо, Сентябринка за подарки. Мы на твоей паутинке полетим в осенний парк. Присоединяйся к нам держась за руки (под музыку А. Вивальди «Времена года» - «Осень») летим на паутинке.

Воспитатель: Вот мы и прилетели. Послушайте замечательное стихотворение, которое написала М. Пожаров.

Солнышко усталое

Скупо греешь ты!

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте да шорохе

Деревья все грустят

На дорожках ворохи

Пестрые летят.

Воспитатель: Вот как красиво и проникновенно об этом периоде осени сказала поэтесса. Сейчас мы с вами посмотрим, как об этом рассказал художник (открывается мольберт с картиной и дается возможность полюбоваться ей).

Воспитатель: Что вы чувствуете, когда смотрите на неё? Какое настроение возникает у вас?

Дети: радостное, праздничное, хмурое, бодрое, печальное.

Воспитатель: Почему у вас такое настроение? Какие краски использовал художник?

Дети: желтые, зелёные и ….

Воспитатель: Как эти краски можно назвать?

Дети: теплые, нарядные ….

Воспитатель: Да, эти краски создают у нас радостное, праздничное настроение.

А сейчас посмотрите на эту картину. Что мы видим на переднем плане?

Воспитатель: Описывает картину:

Усыпанная ажурными листьями земля, клён с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых кленов. Чуть дальше мы видим мощные стволы старых деревьев. Но что-то еще интересное заметил в этом уголке наблюдений глаз художника. Косяк птиц, улетающих в дальние теплые страны.

Художник сопоставил праздничную голубизну холодного осеннего неба с золотом листвы и буро-зеленые краски увядающей травы с густой синевой реки. Это праздник золота и синевы, это торжественная, яркая мелодия прощания.

Воспитатель: Мы рассмотрели картину с вами. Теперь закроем глаза и тихонько покачиваясь, как бы поря в воздухе, отдохнем под музыку осени (релаксация под музыку «Времена года» П. И. Чайковского «Октябрь»).

Воспитатель: Отдохнули! Понравилась вам музыка? Как о ней можно красиво сказать? Какая она по характеру?

Дети: Печальная, тихая, нежная, плавная, грустная, загадочная, интригующая и т. д.

Воспитатель: Вот какие все нашли красивые слова!

Воспитатель: О каком периоде осени рассказали нам поэтесса, художник и композитор?

Дети: О золотой осени.

Воспитатель: Молодцы, правильно!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним характерные признаки этого периода (золотая осень).

Дети: Стаи птиц улетают в теплые края (утки, гуси, жаворонки, журавли, аисты и т. д.). Звери готовятся к зиме- делают запасы (белки, сойка, дятел, готовятся к спячке земноводные (ежи, барсуки, медведи, начинаются затяжные дожди, день становится короче, еще становиться холоднее, начинается листопад (золотой дождь).

Воспитатель: Кто знает стихотворение про листопад (золотой дождь?.

Ребёнок читает стихотворение:

«Золотой дождь» М. Лесовая

Листья солнцем налились,

Листья солнцем пропитались,

Налились, отяжелели,

И по ветру полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам,

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит!

Воспитатель:Какое красивое стихотворение нам прочитал (имя ребёнка).Правда ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: К нам пришла ещё гостья (Ребенок в роли Октябринки).

Ребенок читает (Октябринка):

Листьям - время опадать,

Птицам - время улетать,

Я, ребята, Октябринка

Золотиста и дождлива,

Много дел и у меня.

Шубу зайчиков проверю,

Приготовлю им нору

И листвой постараюсь

Потеплей укрыть нору.

Октябринка: Вот вам подарок (букет листьев и поздних цветов).

Дети: Cпасибо, Октябринка! Оставайся с нами. Мы продолжаем наше путешествие в осень.

ФИЗРАЗМИКА.

Мы в затылок подравнялись,

На носочки приподнялись,

На мосток сейчас взошли

Вот и речку перешли.

Группой по лугу шагаем

Раз-два, раз-два (2раза)

Вдруг болото мы встречаем

Как его нам перейти?

Перейдем преграду в миг

И по кочкам прыг-прыг-прыг!

Вот преодолели кочки

И обнаружили листочки.

Воспитатель:

Осень длинной, тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, желтый, золотой

Как хорош ты, лист цветной!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что за листья у вас под ногами?

Дети: называют деревья, к которым относятся листочки (береза, боярышник, осина, клен, рябина)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите вот сюда (3 силуэта деревьев- береза, осина, рябина). Кто назовет какой силуэт имеет дерево и почему?

- береза- у нее кудрявые ветки (свивающиеся)

- осина — у нее крона как большой треугольник

- рябина — у нее крона шарообразная и тонкий ствол

Воспитатель: Давайте поиграем: Игра «С какой ветки детки» ( Узнать дерево по его листку, назвать его)

Воспитатель: Вот мы и собрали все листья.

Воспитатель: Назовите этот период осени (поздняя осень?

Дети: Этот период называется поздняя осень.

Воспитатель: Какие характерные признаки вы можете назвать?

Дети: Закончилось сокодвижение деревьев, листья опали, в город перелетели птицы (снегири, синицы, дрозды, зяблики, увяла трава, начинаются заморозки, выпадает снег.

Воспитатель: К нам пришла еще одна гостья: (Ребёнок в роли Ноябринки).

Ребенок читает (Ноябринка):

Я ребята, Ноябринка,

Холодинка и снежинка

Задремали лес, поляны

На луга легли туманы,

Спит и пчелка и жучок,

Замолчал в углу сверчок,

Лишь веселая синица

Вдруг вспорхнет- ей не сидится!

Птиц не будем забывать,

Им придется зимовать.

Пищи надо

Ты подвесь кусочек сало!

Ноябринка: Вот мой подарок (дарит кормушку и кусочек сало).

Воспитатель: Спасибо, Ноябринка. Мы обязательно выполним твою просьбу. Правда, ребята? Мы повесим твой подарок у нас на участке.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в осень. Ребята вам понравилось? Мы побывали в каждом периоде этого прекрасного времени года и получили подарки Осени от ее дочерей Сентябринки, Октябринки и Ноябринки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»

Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....

Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"

В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа

Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...

Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.

методическая разработка: конспекта игрового досуга  для детей разновозрастной  группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...

Конспект по ФЭМП «Осень. Деревья осенью»

Активизация интереса к математике в процессе организованной образовательной деятельности....